Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Российское машиностроение: в будущее с оптимизмом

Чемезов С.В., генеральный директор Госкорпорации "Ростехнологии"

Для оптимистического взгляда в будущее у нас есть все основания.

Есть главное - понимание того, в каком направлении мы должны двигаться. Стратегический курс на модернизацию и высокотехнологичное развитие руководством России четко определен.

Перед российским машиностроением стоят очень непростые задачи. Уже в ближайшие годы мы должны выйти на траекторию полного освоения постиндустриальных технологий путем внедрения наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов.

Для этого, по расчетам специалистов, ежегодные темпы роста производства в отечественном машиностроении в период до 2020 г. должны составлять около 20%. Казалось бы, перед нами - труднодоступная вершина… Но машиностроители уже доказывали, что им по плечу и такие задачи. Еще совсем недавно, в 2007 г., по оценке экспертов ООН, рост производства в российском машиностроении составлял 24%, а в производстве и сборке комплектующих - 20%. Предвижу возражения: это, дескать, было в докризисный период. Но скажу вам, что и на выходе из кризиса машиностроительный комплекс демонстрирует неплохие темпы роста. Возьмем статистику нынешнего года. По данным Минпромторга, в январе-апреле индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования составил 129,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, станков - 135%, а автомобилей - 154,7%. Конечно, мы понимаем, что прошлый год был кризисным. Однако повод для оптимизма есть.

Россия, несмотря на все сложности, располагает немалыми ресурсами и конкурентными преимуществами. Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы.

Важно теперь грамотно сконцентрировать наши возможности и ресурсы на тех приоритетных направлениях, которые определены руководителями России, в целях создания конкурентоспособного производства.

И здесь Россия также должна ставить перед собой достаточно амбициозные задачи. Я верю, что в случае успешного решения инновационных задач российская экономика вполне может занять значимое место (примерно 5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 и более секторах.

С этой точки зрения моральное и прикладное значение нынешнего Форума просто невозможно переоценить. Уже сами по себе впечатляют его масштаб и высокий уровень представительства, чрезвычайно насыщенная, разнообразная и содержательная демонстрационная и деловая программа.

Действительно, Четвертый Международный салон вооружения и военной техники "МВСВ-2010", выставки «Интермаш», беспилотных летательных аппаратов, роботизированных комплексов и ряд других экспозиций демонстрируют все самое лучшее и передовое в машиностроительном комплексе и вряд ли кого-то оставят равнодушным…

Не менее интересна и значима деловая программа, в рамках которой будут рассмотрены вопросы стандартизации высокотехнологичной продукции в России, оснащения вооружением и военной техникой Коллективных сил ОДКБ, развития беспилотных многоцелевых комплексов, подготовки кадров и другие проблемы.

Но особое внимание в работе Форума мы, безусловно, должны уделить проблемам инновационного развития машиностроения. Поле деятельности здесь поистине необъятное. Ведь пока доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, не превышает у нас 10%. А доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства составляет всего 5,5%. В то время как в ведущих странах Организации экономического сотрудничества и развития доля инновационно-активных предприятий составляет до 80%.

Президент РФ Д.А.Медведев задачу в этой сфере определил четко:«Должны быть найдены решения, позволяющие обеспечить массовое, серийное создание инноваций, так, чтобы доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возросла до 40-50%, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - до 20-25%».

Поиск таких решений и должен быть в центре нашего внимания, причем как во внутреннем, так и во внешнем аспектах. Необходимы меры, стимулирующие инновационную активность реального производства. Надо поставить уровень налога на имущество предприятий в зависимость от этой активности. Возможно, стоит снизить ставку НДС, а может быть даже ввести для таких предприятий «налоговые каникулы». При этом необходима система критериев, с помощью которой можно объективно оценить, заслуживает ли то или иное предприятие преференций.

Вместе с этим следует в полной мере использовать таможенно-тарифное регулирование и для стимулирования ввоза в страну не только готовой продукции, но и передовых технологий и оборудования.

Мы чрезвычайно заинтересованы в активном трансферте технологий из-за рубежа, в использовании передового опыта, накопленного в мире. Это поможет существенно сократить время, необходимое для комплексной модернизации отдельных предприятий и отраслей экономики. При этом может быть решена важнейшая задача более активного выхода отечественных производителей на внешние рынки,в том числе в кооперации с нашими зарубежными партнерами.

Очевидно, что необходима совместная работа государства, бизнес-сообщества и общественных институтов для того, чтобы помочь отечественным предприятиям закрепиться на внешних рынках.

*По материалам выступления на Международном форуме "Технологии в машиностроении-2010" (Жуковский, 30.06.2010).