Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Приоритетная задача - повышение инвестиционной привлекательности Тульской области

Панченко И.В., Председатель Тульской областной Думы

В Тульской области принимаются законы, направленные на улучшение экономической ситуации (в том числе о льготном налогообложении), повышение инвестиционной привлекательности региона. Успешно развивается государственно-частное партнерство, предусматривающее использование бюджетных средств и капиталовложений инвесторов.

Ключевые слова: Тульская область, инвестиции, государственно-частное партнерство, налоги.

***

Выступая в ноябре 2009 г. с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Д.А.Медведев определил основные векторы развития отечественной экономики. Это «модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы». При этом глава государства особо отметил важность «изменений в законодательстве и государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития». Эти слова в полной мере относятся не только к деятельности двух палат Федерального Собрания РФ, но и к законотворческой работе региональных парламентов.

Одним из наиболее экономически развитых регионов России является Тульская область. Промышленность обеспечивает занятость четвертой части экономически активного населения, дает около половины налоговых поступлений в бюджет области. Развитие высокоэффективной, конкурентоспособной промышленности - это важнейшее условие успешного решения социальных проблем, повышения качества жизни населения Тульской области.

Более полному раскрытию экономического потенциала региона призвана способствовать законодательная база. Депутаты Тульской областной Думы готовят законы, направленные на улучшение экономической ситуации, повышение инвестиционной привлекательности региона. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с губернатором В.Д.Дудкой и администрацией области.

Шесть лет назад областной Думой принят один из важнейших экономических законов - «О промышленной политике в Тульской области». Он определяет основные задачи промышленной политики - развитие научно-технического потенциала области, стимулирование производства высококачественной продукции, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, увеличение доходов бюджетов всех уровней. Законом предусмотрены финансовые и иные меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. В частности, это льготы по уплате налогов, бюджетные инвестиции, государственные гарантии области для инвесторов.

В настоящее время действует закон «О направлениях промышленной политики Тульской области (2008-2012 гг.)». Он содержит перечень видов экономической деятельности, которые развиваются в приоритетном порядке. Среди них - производство электрооборудования, машиностроение, химическая промышленность, производство строительных материалов. По технологическим показателям приоритетными направлениями развития промышленности являются внедрение энерго- и материалосберегающих технологий, повышение качества выпускаемой продукции.

Депутаты областной Думы считают крайне важным принятие законов, способствующих привлечению капитальных вложений в экономику региона. С 1997 г. действовал закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тульской области». Развитие федерального и регионального законодательства явилось предпосылкой для разработки нового закона этой направленности. В 2008 г. областной Думой принят закон «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений». Его задача - усовершенствовать правовую базу, расширить систему мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Закон направлен на создание режима максимального благоприятствования для участников инвестиционного процесса. Этой цели должны служить предоставление налоговых льгот и государственных гарантий, содействие в подборе земельных участков для размещения объектов инвестиционной деятельности, представление инвестиционных проектов на российских и международных выставках, форумах.

Эффективной мерой поддержки инвесторов является предоставление льгот по налогам, зачисляемым в бюджет области. До 2005 г. в нашем регионе не было специального закона, который бы определял порядок льготного налогообложения. Государственную поддержку получали отдельные предприятия, при этом не было четких критериев отбора инвестиционных проектов.

Изменить ситуацию позволил закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области». Принятие этого закона имело огромное значение для повышения инвестиционной привлекательности региона.

Закон предусматривал льготы по налогу на имущество, введенное в эксплуатацию в результате осуществления инвестиционного проекта. В зависимости от объема капиталовложений инвесторы либо освобождались от уплаты этого налога, либо получали 50% льготу. Кроме того, была предусмотрена льгота в 4% по налогу на прибыль организаций. Таким образом, закон установил четкие и единые для всех инвесторов условия государственной поддержки.

Со временем возникла необходимость совершенствования порядка предоставления налоговых льгот предприятиям региона. С этой целью в январе 2010 г. по инициативе губернатора В.Д.Дудки принят закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области». Он вступит в силу с 01.01.2011. Цель этого закона - способствовать притоку дополнительных финансовых ресурсов в экономику области.

Новый закон имеет преимущество по сравнению с действовавшим прежде законом о льготном налогообложении. Организациям возвращено право получения льготы по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет области. Эта льгота действовала ранее, но была отменена в феврале 2009 г. во исполнение решения Тульского областного суда.

Закон установил пониженные налоговые ставки для исчисления налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций. Воспользоваться льготами смогут налогоплательщики, осуществившие в налоговом периоде ввод в эксплуатацию объектов, сумма капитальных вложений в которые составила свыше 50 млн руб. Пониженные налоговые ставки применяются в течение срока окупаемости инвестиционных проектов, но не более 4 лет с момента ввода объектов в эксплуатацию.

Для инвесторов налоговые ставки устанавливаются по регрессивной шкале в зависимости от отношения суммы капитальных вложений к остаточной стоимости объектов основных средств. В случае если эта стоимость на первое число налогового периода равнялась нулю, применяются минимальные ставки, предусмотренные федеральным законодательством: 0% - ставка по налогу на имущество организаций, 13,5% - ставка для исчисления налога на прибыль организаций.

Не меньшее значение, чем привлечение инвестиций, имеют внедрение научных разработок, поддержка инновационных проектов. Сейчас в нашем регионе действует ряд нормативных актов, регулирующих вопросы развития науки. Важнейшим из них является закон «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области». Он предусматривает частичное или полное финансирование отдельных научно-технических проектов за счет бюджетных средств, выдачу грантов научным работникам и организациям. В соответствии с этим законом разрабатываются региональные целевые программы в научной сфере. Действует принятая администрацией области долгосрочная программа «Государственная поддержка научно-технического потенциала Тульской области в 2010-2012 годах». В ее рамках бюджетные ассигнования планируется направлять на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Наличие законодательной базы обеспечивает успешную работу администрации области по привлечению средств в экономику региона. Благодаря улучшению инвестиционного климата в последние годы значительно выросли объемы капиталовложений, появилось много новых стратегических инвесторов. Так, в 2008 г. общий объём инвестиций в основной капитал составил 53,4 млрд руб., или 125,6% к уровню 2007 г. Рост капиталовложений сохранился и в 2009 г., несмотря на резкое ухудшение внешней конъюнктуры, вызванное мировым экономическим кризисом. В целом объём инвестиций в основной капитал за период 2005-2009 гг. вырос почти в 2,5 раза.

Важными событиями стали три Тульских экономических форума, прошедшие в 2006-2008 гг. Они вызвали большой интерес представителей российского и иностранного бизнеса. Во время форумов подписано 116 соглашений между администрацией области и инвесторами. В общей сложности должно быть реализовано 130 инвестиционных проектов на сумму 529 млрд руб. Значительная часть этих проектов относится к промышленной сфере. Они предусматривают расширение и модернизацию производства, строительство новых предприятий. Приобретение современного оборудования, применение передовых технологий позволят значительно увеличить выпуск инновационной продукции.

В Тульской области успешно развивается государственно-частное партнерство, предусматривающее использование бюджетных средств и капиталовложений инвесторов. Особое внимание уделяется реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, имеющих стратегически важное значение для развития региона. Самым масштабным является проект «Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области». В нем участвуют несколько крупных компаний, в том числе «Новомосковская акционерная компания «Азот», «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск», «Кнауф Гипс Новомосковск». Значительные средства на развитие транспортной инфраструктуры выделяются из Инвестиционного фонда РФ. Запланированный общий объем финансовых вложений в реализацию этого проекта - 46 млрд руб.

Второй крупный промышленный кластер в настоящее время создается в Алексинском районе Тульской области. Частные инвесторы вкладывают внушительные суммы в строительство стекольного завода в городе Алексине и цементного завода в поселке Новогуровский. За счет средств Инвестиционного фонда РФ, областного и местного бюджетов возводится автодорожный мостовой переход через Оку.

Реализация инвестиционных проектов должна привести к существенному росту валового регионального продукта Тульской области. Предполагается создать тысячи новых рабочих мест, значительно увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Таким образом, региональная экономическая политика последних лет позволила достичь заметных положительных результатов. Они могли стать еще более впечатляющими, если бы не объективные трудности, вызванные влиянием мирового экономического кризиса. В этих непростых условиях руководству области удалось сохранить стабильность и создать хороший задел для экономического роста.

Законодательная база Тульской области в экономической сфере и в дальнейшем будет совершенствоваться. Она должна стать надежной правовой основой для реализации долгосрочной Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2028 г. Наша задача - вывести регион на качественно новый уровень развития, на основе модернизации экономики обеспечить значительное повышение благосостояния граждан.

ПАНЧЕНКО Игорь Владимирович. Кандидат технических наук. В 1993-1998 гг. - заместитель начальника технологического управления - главный технолог, в 1998-2001 гг. - заместитель технического директора по производству, в 2001-2002 гг. - директор по производству - первый заместитель генерального директора, с 2002 г. - генеральный директор ОАО "Тяжпромарматура". Заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Председатель комитета по бюджету и финансам Тульской областной думы 4-го созыва. С 2009 г. - Председатель Тульской областной Думы.