Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

"Нормативный фундамент" безопасности в строительстве

Зубихин А.В., заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, генеральный директор АНО "Институт развития промышленности"

***

Статья посвящена совершенствованию нормативного обеспечения строительной отрасли, заметное отставание которого от требований времени является в настоящее время очень серьезным барьером для развития строительства в России.

Ключевые слова: строительство, технический регламент, стандартизация, безопасность.

***

Строительный комплекс России, безусловно, является сегодня одним из локомотивов развития экономики страны в целом. Отрасль, традиционно восприимчивая к новациям, способная оперативно внедрять новые, самые современные технологии, вполне может стать примером успешного инновационного развития, о необходимости которого так много сейчас говорится с самых высоких трибун. Может, но до настоящего момента не стала. В чем же дело?

Вероятно, справедливо было бы говорить о целом комплексе причин, тормозящих развитие строительного комплекса страны. Сегодня хотелось бы остановиться на одной, на мой взгляд, самой существенной. Речь идет о нормативном обеспечении отрасли, заметное отставание которого от требований времени является в настоящее время очень серьезным барьером для развития строительства в России.

Суть проблемы в том, что за последние два с лишним десятилетия нормативно-техническая документация в строительстве - СНиПЫ, ВСНы (ведомственные строительные нормы), ОСТы - не обновлялась. Это явилось препятствием на пути внедрения новых технологий и новых материалов, уже давно широко применяемых в строительстве за рубежом. Сложилась ситуация, когда при строительстве того или иного объекта применение новой технологии, использование какого-либо современного материала, не закрепленного в национальном стандарте, становилось невозможным. При этом государственная экспертиза проектной документации, как правило, не склонна доверять стандартам организаций, корпоративным стандартам на конкретные продукты. И это стало труднопреодолимым барьером для доступа на строительный рынок новых технологий и новых материалов.

Случилось так, что безопасность зданий и сооружений попала в сферу действия Федерального закона «О техническом регулировании», хотя это и не соответствует международной практике. Данный закон устанавливает требования к безопасности продукции, которая производятся в России или поступают на ее рынок из-за рубежа. Тем не менее безопасность зданий и сооружений стала одной из преференций закона «О техническом регулировании», и нам сейчас следует воспринимать это положение вещей как данность. Проблема в том, что закон в его первой редакции фактически запрещал разработку новых стандартов, СНиПов, их обновление. Это в значительной мере и определило отставание нормативно-технической базы строительного комплекса от требований времени. Положение стало меняться к лучшему только после внесения изменений в закон - в 2007 и в 2009 гг. В подготовке этих изменений заметную роль сыграл Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, который сегодня является выразителем консолидированной точки зрения бизнес-сообщества по вопросам реформы технического регулирования.

Наконец, 28.12.2009 был принят Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», в разработке которого самое непосредственное участие принимали эксперты строительного сообщества, объединенные в Межотраслевой совет по техническому регулированию в строительном комплексе России. Этот документ, на мой взгляд, позволяет в значительной степени ликвидировать целый комплекс проблем, сложившихся в законодательном, нормативно-техническом обеспечении в строительстве.

В нем заложены общесистемные нормы по обеспечению безопасности - в промышленном, гражданском, транспортном строительстве, при прокладке магистральных трубопроводов и др. При этом учитывается, что вопросы обеспечения безопасности зданий и сооружений должны выходить на первый план задолго до того, как объект будет принят в эксплуатацию. «Фундамент» безопасности должен закладываться еще на стадии проведения изыскательских работ, при проектировании объекта.

Необходимо отметить, что сам технический регламент носит достаточно общий характер, что соответствует принципам так называемого «нового европейского подхода» в техническом регулировании. При этом конкретные требования к вопросам обеспечения безопасности должны быть заложены в обязательных стандартах и сводах правил, а также в документах, носящих рекомендательный характер, которые утверждаются «под технический регламент».

В настоящий момент определяется перечень документов, применение которых будет обязательным. Возникает вопрос: какие именно стандарты и СНиПы должны в него входить? С точки зрения экспертов Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, данный перечень должен включать в себя минимально необходимое количество документов, носить ограниченный характер. Совершенно неприемлемыми выглядят предложения внести в этот перечень десятки СНиПов, разработанных еще в советское время. Да, в них заложены достаточно высокие, опробованные на практике требования по обеспечению безопасности. Но нельзя забывать, что эти документы разрабатывались под совершенно другие технологии, многие из которых сегодня не отвечают требованиям времени. Кроме того, они противоречат зарубежным стандартам, еврокодам, которые сегодня все активнее применяются при строительстве объектов на территории России.

С нашей точки зрения, во многих случаях речь может идти даже не о перечне обязательных документов, а о том, чтобы сделать обязательными отдельные пункты уже существующих стандартов и СНиПов. При этом обязательными должны стать нормы, которые определяют исходные данные, т.е., в первую очередь, нормы для проектирования, которые касаются нагрузок и воздействий. Имеются в виду, например, нагрузки на грунт, на строительные конструкции. «Обязательность» этих расчетных норм сомнений не вызывает. Нагрузки - снежные, ветровые и др. - проектировщик должен учитывать для обеспечения безопасности.

Обязательный характер, с нашей точки зрения, должны иметь и методы расчета по предельным состояниям. В России они с успехом применяются уже на протяжении более чем 70 лет, и практически все здания и сооружения в стране рассчитаны по этим методам.

То есть, методы проектирования, расчетные формулы должны носить обязательный характер. Остальное же - все, что касается технологий, применяемых при строительстве материалов, - не должно ограничиваться какими-то строгими рамками.

То, каким будет здание или сооружение, определяет, прежде всего, экономика. Когда, например, проектируются пролетные сооружения цехов, просчитываются варианты использования при этом бетонных или металлоконструкций, исходят, прежде всего, из экономической целесообразности выбора того или иного решения. И здесь появление прогрессивных, современных строительных материалов, новых технологий дает свободу выбора, возможность принимать оптимальные решения. Например, сегодня в промышленном строительстве широко применяются энергоэффективные быстровозводимые легкие конструкции. Стремительно развивается отрасль малоэтажного строительства, в частности, с применением так называемых сэндвич-панелей и т.п. Хотя нужно отметить, что здесь сегодня существует еще немало проблем, связанных с тем, что многие необходимые нормативные документы на эти технологии, пришедшие из-за рубежа, отсутствуют.

Сегодня в Государственной Думе на рассмотрении находится технический регламент «О безопасности строительных материалов и конструкций». Вероятно, в самое ближайшее время он будет принят, и тогда можно будет сказать, что формирование законодательных основ технического регулирования в строительстве в целом завершено. Поэтому сейчас основное внимание необходимо сосредоточить на создании фонда нормативно-технической документации - СНиПов, ГОСТов в области строительства. И здесь главную роль должны сыграть объединения бизнеса - прежде всего, саморегулируемые организации в области строительства в лице профильных отраслевых союзов.

ЗУБИХИН Антон Владимирович. Кандидат технических наук. Заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, генеральный директор АНО "Институт развития промышленности"