Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Из выступления на Правительственном часе в Государственной Думе Российской Федерации

Иванов С.Б., Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

…Что касается целей и задач инновационной политики, то, напомню, они сформулированы в серии стратегических документов разного уровня. Во-первых, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. и Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2012 г. Во-вторых, - в так называемых специализированных стратегических документах. Прежде всего, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. и комплексной Программе научно-технологического развития и технологической модернизации экономики России до 2015 г.

Кроме того, в эту систему встраивается долгосрочный научно-технологический прогноз, а также перечень критических технологий и приоритетные направления развития науки, технологий и техники, которые постоянно обновляются. В конце 2009 г. на правительственной Комиссии по высоким технологиям и инновациям по предложению Минобрнауки мы подготовили проект нового указа Президента о приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечни критических технологий Российской Федерации. Очевидно, в этом году этот указ вступит в силу.

Уточнение приоритетов позволяет нам сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса на развитии существующих и создании новых технологий, необходимых для ускорения экономического роста, укрепления безопасности и конкурентоспособности страны.

В целом этот комплекс мер должен повысить эффективность и отдачу госсектора науки, а также бюджетных средств, выделяемых на исследование и разработки.
Если говорить о науке конкретно, то на сегодняшний день количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, у нас в стране составляет около 4000, в том числе 2600 научных организаций в виде государственных форм собственности, плюс, естественно, 6 государственных академий. Численность работающих в них превышает 800 тыс. человек и почти половина из них - это исследователи. Цифры, как видите, внушительные.

Добавлю, что все последние годы расходы на науку постоянно росли в реальном выражении, вместе с ростом ВВП. Поддержка фундаментальной науки - около 800 млрд руб., а прикладной науки, в том числе через ведомственные НИОКРы и НИОКРы, которые у нас идут через федеральные целевые программы, общий объём составляет 128 млрд руб. Внушительная сумма.

Более того, наши бюджетные расходы как часть внутренних затрат на исследование и разработки весьма приличны и сопоставимы с аналогичными расходами таких стран, как Соединённые Штаты Америки, Германия, Франция, Корея, и даже превышают расходы таких стран, как Великобритания и все остальные наши партнёры в группе БРИК. То есть по бюджетным расходам часто приходится слышать, что государство мало финансирует науку, разработки. По бюджетным расходам - это не так, мы уже достаточно на высоком уровне. Но мы очень сильно, буквально, в разы отстаём от финансирования таких исследований и разработок за счёт внебюджетных источников и частных корпораций и т.д.

Вот здесь мы отстаём очень сильно. Я это признаю. Но надо разделать всё-таки две вещи - бюджетное финансирование и расходы на науку, образование, инновации, которые в большинстве, конечно, развитых стран мира берет на себя не бюджет, а другие организации, прежде всего, конечно, крупные промышленные компании.

У нас переход количества, если брать бюджетные средства, в качество пока не происходит. Об уровне эффективности и результативности фундаментальной отечественной науки красноречиво свидетельствуют следующие показатели. В 2007 г. по количеству публикаций в признанных мировых научных изданиях - 2,42%. Россия по этому показателю находится на 14-м месте, уровень Бразилии и Нидерландов. По показателю цитируемости - на 19-м месте - 1,32%. Это уровень Израиля.

Основная проблема в сфере поддержки фундаментальных исследований - недостаточная доля конкурсного финансирования, поддержка преимущественно организаций бюджетных через смету. При этом поддержка по существу до недавнего времени осуществлялась как сильных, конкурентоспособных коллективов, так и слабых, а иногда, признаю это, фактически через смету мы финансировали не науку и исследования, а так называемые вывески… Больше мы вывески поддерживать не будем.

В итоге - невысокая результативность научного сектора, низкое в среднем качество исследований и, начиная с 2008 г., в России внедряется новый подход качественной модернизации сектора исследований и разработок, осуществляется внедрение системы новых форм организации научной деятельности. В качестве примера могу вам привести национальные исследовательские центры, которые мы стали создавать, Курчатовский институт здесь - первая ласточка, это уже новая форма финансирования.

Проводится серьёзная работа по снятию всевозможных административных барьеров на пути формирования в нашей стране полноценного рынка интеллектуальной собственности и создания экономики знаний. Её результаты вам известны, в течение 2008 г. и первой половины 2009 г. принят целый ряд федеральных законов в области корпоративного права, стимулирующих инновационное развитие.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ бюджетные, научные и образовательные учреждения получили наконец-то право создавать малые инновационные предприятия и коммерциализировать свои разработки. Это, конечно, своевременная, если не сказать долгожданная, мера. Мы впервые подняли этот вопрос ещё в конце 2008 г. на Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. И, несмотря на не очень позитивное отношение к этому закону со стороны Министерства финансов, мы его всё-таки вместе с вами приняли.

Не значит, что он сразу заработал, есть проблемы, даже с реализацией, с администрированием этого закона у нас гладко, к сожалению, бывает только на бумаге. Но вместе с тем мы уже увидели определённые недостатки и работаем над их устранением. Например, в федеральном законе о бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. уже сняты ограничения на возможность федеральным бюджетным учреждениям направлять средства, полученные от приносящей доход деятельности, на создание хозяйственных обществ.

Обобщая сказанное, можно с полной уверенностью констатировать, что принимаемые меры позволили включить в инновационную деятельность бюджетные, научные и образовательные учреждения, и это всё стало реальным стимулом развития государственного сектора науки.

Параллельно с этим мы продолжаем и активную бюджетную поддержку вузов. На их научную и инновационную деятельность в 2010-2012 гг. предусматривается выделение 90 млрд руб.

Разумеется, финансовые инъекции должны быть адресными, иначе они не принесут пользы… В основном государственная поддержка предоставляется сильным вузам, тем, которые через конкурс доказывают и выигрывают это право на получение дополнительной федеральной помощи. А для этого необходима соответствующая экспертиза, чёткое понимание того, что оказываемая поддержка даст отдачу.

В целях проведения оценки результативности деятельности научных организаций, увеличения вкладов в инновационное развитие экономики в апреле 2009 г. правительство приняло постановление об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих НИОКРы, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения. Это, кстати, сделано впервые, и работа действительно проведена и нужная, и полезная, и уже отчасти результативная.

Отдельная тема - это инновационная инфраструктура. В течение ближайших 3 лет 8 млрд руб. (3 млрд руб. в 2010 г., 2 млрд руб. в 2011 г. и 3 млрд руб. в 2012 г.) планируется выделить на формирование и развитие при вузах различных бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических и инжиниринговых центров, центров сертификации и трансфера технологий, коллективного пользования и инновационного консалтинга.

Кроме того, уже в масштабе страны продолжится реализация программы по созданию технопарков. Формируется сеть национальных исследовательских университетов и национальных исследовательских центров. Я уже говорил про Курчатовский институт. В 2010 г. на поддержку этого пилотного проекта выделяется 3 млрд руб. Принято решение о создании 5-6 подобных центров.

В соответствии с указом Президента проводится работа по формированию национального исследовательского ядерного университета и национального исследовательского технологического университета на базе двух известных московских вузов - МИФИ и Московского института стали и сплавов. В результате конкурсного отбора программ развития университетов категория «национальный исследовательский университет» уже присвоена 12 вузам. Общий объём финансирования программы развития исследовательских университетов составит порядка 50 млрд руб.

Государственные приоритеты технологического обновления были определены президентской комиссией. Всего по 5 приоритетным направлениям уже подготовлено более 30 проектов. В 2010 г. на их реализацию в бюджете выделено 10 млрд руб.

Кроме того, планируется запуск новых программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, известный более широко как Фонд Бортника. В соответствии с Федеральным законом «О бюджете на 2010 и на плановый период 2011-2012 годов» на финансирование деятельности этого фонда только в 2010 г. запланировано 2,4 млрд руб.

Ещё одним важным направлением стимулирования инновационной активности предприятий является деятельность так называемых институтов развития. К ним я, прежде, всего отношу АО «Российская венчурная компания», Государственную компанию «Российская корпорация нанотехнологий», Внешэкономбанк и механизм особых экономических зон, прежде всего технико-внедренческих зон, где количество резидентов растёт постоянно. И мы это проверяем, контролируем, резидентов должно быть много хороших и разных.

Также на повышение востребованности результатов научной деятельности направлена и практика привлечения бизнес-сообщества к формированию тематики и дальнейшему участию в финансировании научных исследований и разработок, выполняемых в том числе в рамках мероприятий федеральных целевых программ, имеющих разделы по НИОКРам.

Я плавно подошёл, наверное, к одному из ключевых вопросов, от решения которого во многом зависит успешность нашей деятельности, имею в виду создание эффективной системы внедрения инноваций, обеспечивающей реальную отдачу от вложений в разработку ноу-хау и финансовых ресурсов. И, к сожалению, здесь нам похвастаться пока нечем.

По данным Минэкономразвития, если все инновационные расходы бюджета взять за 100%, то на генерацию знаний, науку и образование у нас уходит 63%, на поддержку выпуска высокотехнологичной продукции в соответствующих отраслях промышленности - 36%, а на сферу коммерциализации (продвижение продукта на рынок) - 1%.

Вот такое у нас соотношение. Явно ненормальное. Диспропорция налицо. Очевидно, что для её исправления необходимо в полной мере использовать в качестве инструмента стимулирования инновационной активности такой мощный, мощнейший рычаг, как госзакупки. Общий объём госзакупок, как федеральных, так и областных, муниципальных - 4 трлн руб. Вот что значит этот рычаг.

Включая закупки в рамках реализации приоритетных национальных проектов, я, например, говорю или подразумеваю закупки лекарств, развитие системы высокотехнологичной медицинской помощи, реализацию почти половины всех федеральных целевых программ, других программ, например, строительство транспортной инфраструктуры. Все они предполагают закупку технически сложной и инновационной продукции. Даже если на инновации использовать только часть средств из госзакупок, эффект, конечно, будет и должен быть обязательно очень большой.

Необходимость повышения инновационной активности госзакупок отражена уже в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. и в Плане мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации Основных направлений деятельности правительства до 2012 г.

В течение 2009 г. велась работа по подготовке поправок к 94-му (я его иногда называю «пресловутым»), 94 Федеральному закону, дающему правительству право устанавливать особые процедуры по типам закупок и отдельным закупкам.

Помимо этого, в целях повышения эффективности бюджетных ресурсов в сфере науки предлагается предоставить Минобрнауки больше полномочий по координации государственных расходов на НИОКРы гражданского назначения. В том числе внести в федеральный закон о бюджете на текущий финансовый год и плановый период соответствующее приложение, группирующее все бюджетные расходы на гражданскую науку. Я считаю, что эта мера уже назрела.

Также считаю необходимым сформировать систему координации фундаментальных научных исследований, как между собой, так и с прикладными научными исследованиями, которые выполняются в рамках федеральных и ведомственных целевых программ. Важнейшим элементом такой координации, обеспечивающим программно-целевое финансирование фундаментальных научных исследований на конкурсной основе, должна стать Программа фундаментальных научных исследований Российской Федерации.

Государством в последние годы предприняты весьма решительные меры по переводу национальной экономики на рельсы инновационного развития. Но очевидно, что мы находимся с вами только на самом начальном этапе этого трудного пути. Перед нами стоит ещё много задач, от решения которых напрямую зависит будущее Российской Федерации, ибо экономика знаний опирается, прежде всего, на человеческий капитал, потенциал которого напрямую зависит от состояния отечественной науки и образования.