Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Положительный опыт привлечения инвестиций в Курганскую область в сложной экономической ситуации

Богомолов О.А., Губернатор Курганской области

***

Автор делится опытом создания в Курганской области благоприятной обстановки для инвестиций в различные сферы хозяйства. Намечены направления дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности Курганской области.

Ключевые слова: Курганская область, инвестиции, государственно-частное партнерство, промышленность, жилищное строительство.

***

Поддержка региональными властями благоприятного инвестиционного климата, активная позиция и заинтересованность в «борьбе» за потенциальных инвесторов, создание четкой и эффективно действующей законодательной базы по работе с инвесторами сегодня выходят на первый план в обеспечении всестороннего развития субъекта РФ, в том числе оказывая влияние на реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры, строительству социально значимых объектов.

В этой связи эффективное региональное управление становится действенным механизмом привлечения инвесторов - как российских, так и иностранных, для целей реализации на территории субъекта РФ различного рода инвестиционных проектов по созданию и развитию транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры, модернизации производственного комплекса, по повышению энергоэффективности.

Ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, публикуемый в журнале «Эксперт», на протяжении последних лет является наиболее авторитетным аналитическим исследованием инвестиционного климата регионов России, на который ориентируются как отечественные, так и зарубежные инвесторы, а также органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

По итогам 2009 г. Курганской области удалось сохранить позитивные тенденции в развитии, тем самым подтвердив и упрочив свои позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, согласно которому регион второй год подряд отнесен к категории 3B2 (незначительный потенциал - умеренный риск). Достижению таких результатов способствовали неплохие темпы роста в 2007-2008 гг. основных социально-экономических показателей, в 2009 г. удалось удержать стабильную обстановку в социальной и экономической сфере, выполнить социальные обязательства перед населением области.

За последние годы Курганская область укрепила свою конкурентоспособность, в том числе появились такие позитивные тенденции, как динамичный рост инвестиций: в 2009 г. объем инвестиций увеличился в 3,2 раза по сравнению с 2007 г. По итогам 2008 г. Курганская область заняла 1-е место среди регионов Уральского федерального округа и 2-е место среди регионов РФ по темпам роста инвестиций. Важно и то, что в 2009 кризисном году удалось сохранить объем инвестиций на уровне 2008 г.

Основными предпосылками столь успешного развития и наращивания инвестиций послужила всесторонняя и целенаправленная деятельность Правительства Курганской области. В частности, начиная с 2006 г., активизировалась работа по укреплению многостороннего межрегионального сотрудничества, привлечению инвестиций в Зауралье посредством проведения официальных визитов, выставок и торгово-экономических миссий как в различные регионы РФ (Томск, Новосибирск, Омск, Салехард), так и в зарубежные страны (Германию, Азербайджанскую Республику, Республику Казахстан, Болгарию, Китай).

В рамках многочисленных проведенных встреч были достигнуты взаимовыгодные договоренности, подписаны соглашения и договоры, которые в определенной степени явились «катализатором» инвестиционной деятельности, послужили созданию образа Курганской области как «плодородной почвы» для потенциальных инвесторов.

Одним из первых крупным, наиболее социально значимым и стратегически важным инвестором стала группа компаний «Интертехэлектро - Новая генерация», которая в рамках развития собственных проектов строительства электростанций участвует в реализации проекта «Строительство Курганской ТЭЦ-2», осуществляемого в целях обеспечения энергетической безопасности Курганской области в рамках «Региональной энергетической программы на период до 2010 года».

Курганская ТЭЦ-2 включает в себя 2 блока по 111 МВт электрической мощности и 250 Гкал общей тепловой мощности. Запуск первой очереди ТЭЦ-2 намечен на сентябрь 2010 г., второй очереди - на декабрь 2010 г. Строительство Курганской ТЭЦ-2 позволит значительно улучшить энергоснабжение Курганской области, покрыв существующий энергодефицит региона более чем на 40%, создаст условия для социально-экономического развития города и области. Также ТЭЦ-2 обеспечит ввод новых тепловых мощностей, станет резервным источником теплоснабжения для Курганской ТЭЦ и обеспечит условия для планомерной реконструкции действующего энергохозяйства г. Кургана.

«На примере реализации проекта строительства Курганской ТЭЦ-2 мы можем наблюдать поддержку на государственном и региональном уровне частных инвестиций в развитие региональной энергетики. Поддержка проекта государством позволит обеспечить реализацию в рамках окупаемости социально значимого проекта, который важен для улучшения надёжности и энергобезопасности региона.»

Н.Ю.Галиаскаров, исполнительный директор ООО «Курганская ТЭЦ»

Финансирование проекта осуществляется за счёт средств генерального заказчика ООО «Интертехэлектро - Новая генерация», средств Чешского экспортного банка, Инвестиционного фонда РФ и бюджета Курганской области. Общий объем инвестиций составляет 12,5 млрд руб. При этом только за 2009 г. объем финансирования за счет частных средств составил 6207 млн руб. и бюджетных средств - 605,1 млн руб.

Также в области реализуются такие крупные инвестиционные проекты с привлечением средств частных инвесторов, как строительство завода металлоконструкций в г. Шадринске, реконструкция комплекса зданий под свиноводческий комплекс полного цикла (с. Новая Сидоровка Кетовского района), реконструкция предприятия по отработке Далматовского месторождения урана методом подземного выщелачивания (ЗАО «Далур»), создание деревообрабатывающего производства с лесозаготовительным комплексом в Курганской области (ООО «Производственно-коммерческая фирма «Лес»), создание завода цветного литья в г. Кургане (ООО «Промснаб-ЗАТЭ»).

Кроме того с участием иностранных инвестиций на территории области создано совместное российско-германское предприятие «Бауэр Машины - Курганстальмост» для выпуска нового поколения буровых машин; с участием французского капитала организовано совместное предприятие ЗАО «ВА Курган» по производству стальной дроби для нужд металлургической промышленности; ООО «АгроСтройинвест» (г. Челябинск) совместно с компанией «M.A.D. Developing Agricultural Projects» (Израиль) приступили к реализации проекта «Строительство птицефабрики по производству инкубационного яйца и мяса птицы» в г. Шумихе. Общий объем привлеченных инвестиций по данным проектам составляет порядка 11,6 млрд руб.

В сложившихся условиях нехватки собственных средств предприятий и организаций для успешной реализации инвестиционных проектов, для организации эффективного расходования бюджетных средств перспективным и наиболее приемлемым становится применение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

В Курганской области в настоящее время ведется системная работа по внедрению механизмов ГЧП. В мае 2009 г. в целях координации деятельности исполнительных органов и органов местного самоуправления по вопросам ГЧП распоряжением Губернатора Курганской области создан Совет по ГЧП в Курганской области. Создан Центр ГЧП, целями и задачами которого являются развитие механизма ГЧП на основе системного взаимодействия с Центром ГЧП Внешэкономбанка по подготовке к финансированию и сопровождениию финансирования инфраструктурных проектов и программ.

Также в октябре 2009 г. принят Закон Курганской области «О государственно-частном партнерстве в Курганской области», устанавливающий основы регулирования государственно-частных отношений и направленный на эффективное использование привлекаемых финансовых ресурсов.

Правительство Курганской области на основе заключенных соглашений о взаимодействии активно работает совместно с федеральными институтами развития - Инвестиционным фондом РФ и Внешэкономбанком в направлении привлечения внебюджетных инвестиций в экономику области.

На основании соглашения о сотрудничестве между Правительством Курганской области, Внешэкономбанком и ЗАО «Тоболэнерго» по модернизации коммунальной энергетики Правительством Курганской области разработана Программа модернизации систем коммунального теплоснабжения Курганской области на период 2010-2015 гг. Программа предусматривает привлечение средств в экономику Курганской области на развитие коммунальной инфраструктуры в объеме более 9 млрд руб. и предполагает строительство новых и модернизацию существующих котельных и тепловых сетей в муниципальных образованиях Курганской области, улучшение качества предоставляемых услуг для населения и бюджетной сферы, снижение затрат на топливно-энергетические ресурсы. Экономия средств в целом по области после проведения модернизации оценивается в размере около 680 млн руб. в год.

Также в Центр ГЧП Внешэкономбанка направлена заявка на участие Курганской области в программах типовых проектов ГЧП банка по строительству, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

В части реализации приоритетных направлений развития области, в том числе по повышению благосостояния и обеспечению населения Курганской области благоустроенным жильем, в регионе активно ведется жилищное строительство. Высокими остаются темпы роста строительства жилья, что позволяет выполнять свои обязательства перед населением области в части обеспечения доступным и комфортным жильем.

Обеспечению ввода нового жилья, а также капитального ремонта имеющегося способствовала и тесная работа по привлечению средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Это позволило привлечь в строительную отрасль области порядка 1,1 млрд руб. и улучшить свои жилищные условия более 17,5 тыс. жителям.

В рамках создания спроса на жилищное строительство в Курганской области, в одной из немногих, действует областная ипотечная программа, которой предусмотрено снижение затрат на оплату ипотечного кредита для различных категорий граждан (молодые семьи, работники бюджетной сферы, жители сельской местности). За счет областного бюджета субсидируется банковская процентная ставка до 5-7% годовых, что значительно ниже по сравнению со средней ставкой коммерческих банков 15-16% годовых. На эти цели из бюджета области было выделено в 2009 г. 104 млн руб., в 2010 г. планируется - 115 млн руб.

В рамках развития ипотечного кредитования Курганская область активно взаимодействует с таким институтом развития, как ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (г. Москва) с использованием механизма рефинансирования ипотечных кредитов, выданных на территории области по стандартам процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов).

Реализация действующих ипотечных механизмов позволила только в 2009 г. привлечь кредитных ресурсов в жилищное строительство порядка 825 млн руб.

Помимо этого налажено конструктивное сотрудничество с такими федеральными институтами развития, как:

  • Российский Банк Развития («ОАО «РосБР») - по реализации государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, которая реализуется «ОАО «РосБР» через региональные банки-партнеры. Региональный лимит для Курганской области составил 140 млн руб., который распределен на 99,3%;
  • ОАО «Россельхозбанк». Кредитный портфель Курганского филиала ОАО «Россельхозбанк» составляет более 3 млрд руб. Это средства направлены в экономику Курганской области в виде кредитных инвестиционных ресурсов.

Курганская область привлекает финансовые средства и на подготовку высококвалифицированных специалистов для реального сектора экономики по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. На сегодняшний день в области подготовлено 362 специалиста по программам «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит». При этом финансирование как самого процесса обучения, так и прохождение в последующем стажировок слушателями программы осуществляется за счет бюджетных средств - федерального и областного, а также средств предприятий, направляющих кандидатов.

В целях повышения эффективности, обеспечения устойчивого роста промышленного производства и перевода промышленности Курганской области на путь инновационного развития разработана и утверждена целевая программа Курганской области «Технологическое развитие и техническое перевооружение промышленности Курганской области на 2008-2012 годы».

По итогам 2009 г. отмечена положительная тенденция технического перевооружения промышленности, о чем свидетельствуют объемы собственных и привлечённых финансовых средств промышленных организаций на техническое перевооружение производства. В 2009 г. только крупными и средними промышленными организациями направлено инвестиций в основной капитал свыше 3,56 млрд руб.

Внебюджетные инвестиции на техническое перевооружение промышленности области в 2009 г. составили 1,78 млрд руб. при планируемых 1,48 млрд руб.

В настоящее время выстроена четкая схема работы с инвесторами из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Разработаны и подкреплены финансовыми ресурсами конкретные мероприятия, направленные на облегчение доступа субъектов предпринимательства к инвестиционным ресурсам, сформированы региональные институты развития.

В Курганской области, как и в целом в России, использование возможностей малого и среднего предпринимательства в последние годы становится реальным приоритетом государственной политики. Правительство Курганской области целенаправленно решает вопросы по созданию благоприятных условий для формирования правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие сферы малого и среднего предпринимательства, внедрения инновационных разработок и передовых технологий, создания инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Сформирована нормативная правовая база Курганской области, регулирующая сферу малого и среднего предпринимательства. Созданы и осуществляют деятельность координационные органы в области развития малого и среднего предпринимательства: областной Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Курганской области, Межведомственная комиссия по ликвидации административных ограничений в сфере малого и среднего бизнеса при Губернаторе Курганской области, координационные Советы по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства во всех муниципальных районах и городских округах.

На основании и в соответствии с целевой программой Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы» проводится целый комплекс программных мероприятий, призванных обеспечить создание и поддержку благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг и основного источника пополнения областного и местных бюджетов. Суммарный объем средств областного и федерального бюджетов на реализацию программы в 2009 г. составил 217,8 млн руб. (в 26 раз больше фактического освоения средств на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2008 г.).

Одной из важнейших задач, которая выполнена в 2009 г., является создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - сформированы и интенсивно развиваются региональные институты развития:

  • некоммерческая организация «Гарантийный Фонд малого предпринимательства Курганской области». Капитализация Гарантийного фонда составила 157,2 млн руб., что позволяет обеспечить привлечение предпринимателями более 1 млрд руб. кредитных ресурсов. Создание в Курганской области Гарантийного фонда дает представителям малого бизнеса дополнительный стимул для внедрения прогрессивных технологий, приобретения нового оборудования и, самое главное, - для создания новых рабочих мест;
  • некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Курганской области», текущая капитализация которого позволяет хозяйствующим субъектам решать вопросы текущей деятельности за счет микрозаймов;
  • «Бизнес-инкубатор Курганской области», в котором на льготных условиях оказывается поддержка начинающим предпринимателям в части предоставления полностью оборудованных рабочих мест, консультационных услуг, проводится обучение основам предпринимательской деятельности, в том числе с выездом в муниципальные районы области. Помимо областного, бизнес-инкубаторы созданы при всех высших учебных заведениях Курганской области;
  • «Технопарк Курганской области», основным направлением деятельности которого является коммерциализация инновационных разработок, осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), технологические и маркетинговые разработки, консалтинг, оказание услуг в сфере патентования, выполнение функций управляющей компании, разработку и управление проектами.

Существенной государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства и стимулом для привлечения инвестиций является предоставление за счет средств областного бюджета субсидии части процентной ставки по инвестиционным коммерческим кредитам. Получателями субсидии реализуются проекты в производственной сфере, сельском хозяйстве, лесопереработке и др. Многие проекты направлены на модернизацию действующего производства и создание нового.

Ведется работа по поддержке экспортоориентированных предприятий, субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по оплате расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом и по сертификации продукции.

В рамках предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в 2009 г. своим делом занялись 77 безработных, 17 выпускников высших и средних учебных заведений, 11 инвалидов. В рамках реализации данных проектов создается около 570 рабочих мест.

Указанные меры поддержки стимулируют предпринимателей на приобретение высокотехнологичного оборудования и внедрение в свое производство инноваций, что, в свою очередь, приводит к динамичному росту объема инвестиций в основной капитал малых предприятий. В результате проведенной работы в сфере предпринимательства инвестиции в основной капитал только субъектов малого предпринимательства за последние 5 лет выросли в 17,5 раз.

Вместе с тем в современных экономических условиях одним из наиболее важных инструментов государственной инвестиционной поддержки регионам продолжают оставаться федеральные целевые программы.

В 2009 г. на территории области действовали 14 федеральных целевых программ с общим объемом финансирования 2,15 млрд руб., или 110% к уровню 2008 г., в том числе привлечено средств федерального бюджета порядка 1 млрд руб.

С участием бюджетных средств в области осуществляется реализация крупных инвестиционных проектов, в частности - продолжается реконструкция главного клинического корпуса Российского научного центра «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А.Илизарова, известного не только в России, но и за рубежом; ведется строительство областного перинатального центра в г. Кургане; не остаются без внимания и объекты социальной сферы: максимально быстрыми темпами возводятся спортивные сооружения (физкультурно-оздоровительные комплексы), культурно-образовательные учреждения.

Ярким примером является физкультурно-оздоровительный комплекс «Молодежный», который всего за год удалось построить и ввести в эксплуатацию за счет только бюджетных средств (250 млн руб.). В него входит универсальный спортивный зал площадью 1440 м2 со стационарными трибунами на 484 зрительских места, залы для занятий аэробикой, спортивными танцами, боксом, борьбой, зал для силовой подготовки. В 2010-2011 гг. в составе физкультурно-оздоровительного комплекса «Молодежный» предусмотрено также строительство крытого ледового катка и бассейна.

В рамках создания и обустройства необходимой инфраструктуры Курганской области продолжается строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, водопроводов Курганской области, ведется строительство и реконструкция автомобильных дорог и элементов железнодорожной инфраструктуры, газотранспортных сетей и объектов газоснабжения.

Особенно активно ведется строительство газотранспортной системы по Курганской области. Финансирование осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также инвестиционной программы ОАО «Газпром». В результате начатого в 2000 г. сотрудничества Правительства Курганской области и компании ОАО «Газпром» удалось с 1997-2009 гг. увеличить общую протяженность газотранспортной сети в 4,6 раза, достигнув показателя 3782 км, а уровень газификации увеличился с 9% до 29,4%. Охвачено газификацией 13 районов области и 2 города областного подчинения.

В настоящее время разработан инвестиционный проект на продолжение строительства газопровода-отвода «Шумиха-Мишкино-Юргамыш», в строительство которого за период 2005-2009 гг. направлено 515 млн руб., до Кургана с отводом на Куртамыш. Стоимость данного проекта составляет более 2 млрд руб., и реализация его позволит газифицировать более 20 тыс. домовладений в области, перевести на природный газ около 250 котельных.

Все объекты капитального строительства, предусмотренные к финансированию полностью или частично за счет средств областного бюджета, представляют собой инвестиционную программу Курганской области, формируемую ежегодно в соответствии с нормативными правовыми документами по инвестиционной деятельности, и предусматривает привлечение внебюджетных источников финансирования.

Помимо этого, в Курганской области сформирован и утвержден сводный реестр инвестиционных площадок и каталог свободных инвестиционных площадок, обеспеченных полным или частичным объемом необходимой инфраструктуры (в настоящее время он состоит из 125 перспективных площадок), которые могут представлять интерес для потенциальных инвесторов, в первую очередь с целью создания новых производств, имеющих значение для социально-экономического развития Курганской области.

Для инвесторов на территории данных площадок действуют особые льготы:

  • освобождение от уплаты налога на имущество на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 3 лет;
  • установление ставки налога на прибыль в размере 13,5% с момента начала производственной деятельности до момента выхода на проектную мощность, но не более чем на 3 года;
  • установление налоговых ставок по транспортному налогу в размере 50% от соответствующих налоговых ставок на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 3 лет.

В настоящее время продолжается работа по созданию положительного имиджа Курганской области, которая основывается на преимуществах и сильных сторонах области, возможностях использования природно-климатических особенностей, сохранении и тиражировании историко-культурных традиций, повышении инвестиционного рейтинга Курганской области, внедрении механизмов ГЧП при реализации социально значимых инвестиционных проектов. В рамках этой деятельности область участвует в различного рода выставках, ярмарках, презентациях, направленных на привлечение инвесторов, продвижение продукции на зарубежные рынки и рынки соседних регионов.

Ежегодно, начиная с 2006 г., проводится выставка «Дни малого и среднего бизнеса в Курганской области», целью которой является демонстрация экономических возможностей и потенциала предприятий малого и среднего бизнеса области, обмен опытом работы, установление взаимовыгодных контактов, расширение рынка сбыта товаров и услуг.

В начале 2010 г. была проведена презентация Курганской области в Американской торговой палате (г. Москва) и запланировано проведение презентаций в Республике Беларусь (г. Минск), Республике Казахстан (г. Астана) и Республике Туркменистан (г. Ашхабад).

Перспективы дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности Курганской области:

1. Окончательное становление, внедрение и развитие механизма ГЧП в целях всестороннего и комплексного развития приоритетных отраслей экономики, главным образом, «инфраструктурных» - транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, городское, дорожное хозяйство и т.п.; сферы предоставления социальных услуг; инновационных отраслей.

В качестве основных мероприятий по эффективной организации инвестиционного процесса выступают:

  • методологическая поддержка разработки инвестиционных проектов инвесторами, а также отбор и продвижение инвестиционных проектов, обладающих комплексной экономической, социальной и бюджетной эффективностью для региона;
  • взаимодействие с федеральными институтами развития (Внешэкономбанк и Российский банк развития, Инвестиционный фонд РФ, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, «Росагролизинг», «Россельхозбанк», «Фонд реформирования систем ЖКХ» и т.д. по вопросам привлечения инвестиций);
  • обеспечение результативности деятельности региональных институтов развития (технопарк, бизнес-инкубатор, Гарантийный фонд, Фонд микрофинансирования, ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» и т.д.);
  • отработка возможностей расширения перечня региональных институтов развития (Фонд венчурных инвестиций, Региональная лизинговая компания, залоговый фонд и т.д.).

2. Активизация работы по участию программных мероприятий Курганской области в реализации федеральных целевых программ; в том числе путем организации тесного взаимодействия с предприятиями области по привлечению их к участию в реализации проектов и мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых в рамках развития других регионов.

3. Дальнейшая работа Правительства Курганской области по повышению инвестиционного климата региона посредством участия в официальных визитах, выставках, торгово-экономических миссиях, ярмарках, проведения презентаций Курганской области как региона с благоприятными условиями для реализации инвестиционных проектов, для осуществления инвестиционной деятельности.

Целенаправленная работа Правительства Курганской области по повышению инвестиционной привлекательности выстраивается на основе комплексного подхода по совершенствованию системы управления инвестиционным процессом и реализации конкурентных преимуществ Курганской области, и которая впоследствии будет оформлена посредством разработки инвестиционной стратегии Курганской области, учитывающей тенденции и приоритеты развития региона, изложенные в Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 г.

БОГОМОЛОВ Олег Алексеевич.В 1992 г. избран председателем Курганского областного Совета народных депутатов, в 1994 г. - председателем Курганской областной Думы. С 1996 г. - Губернатор Курганской области. В 1995-2001 гг. - член Совета Федерации ФС РФ, председатель Комитета по делам СНГ. С 2000 г. - член Государственного Совета, в 2003-2004 гг. - член Президиума Государственного Совета РФ.