Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Региональная инвестиционная политика

Инвестиционный фонд РФ

Итоги деятельности за 2009 год

Одним из эффективных инструментов реализации инвестиционной политики в области регионального развития является Инвестиционный фонд РФ.

За несколько лет существования Фонда накоплен значительный опыт реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Государственная поддержка инвестиционных проектов за счет средств Фонда стала катализатором активности частных инвесторов - в среднем по всем проектам на 1 руб. средств федерального бюджета привлекается 2-6 руб. инвестиций частных инвесторов.

По итогам 2009 г. в Минрегион России поступило свыше 50 заявок на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ более чем от 30 субъектов РФ Фонда для реализации региональных инвестиционных проектов общей стоимостью более 157 млрд руб., в том числе сумма запрашиваемых средств Инвестиционного фонда РФ - около 28 млрд руб.

Распоряжениями Правительства РФ утверждены паспорта 23 региональных инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, общей стоимостью 104,38 млрд руб., в том числе средства Инвестиционного фонда РФ - 13,32 млрд руб. В 2009 г., согласно паспортам проектов, до ответственных исполнителей доведено финансирование в объеме 10 707,96 млн руб.

В части совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы предоставления государственной поддержки и реализации проектов за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, в качестве итогов деятельности Минрегиона России за 2009 г. можно обозначить следующие.

31.12.2009 Правительством РФ принято постановление № 1189 «О внесении изменений в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации». В частности, постановлением устанавливается возможность предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации региональных концессионных проектов, стоимость которых превышает 500 млн руб. В целях совершенствования форм и механизмов ГЧП, направленных на развитие инвестиционной деятельности в субъектах РФ, постановлением также предусматривается, что начиная с 2011 г. отбор проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, реализуемых с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, будет осуществляться органами исполнительной власти субъектов РФ. Механизмы отбора проектов и предоставления субсидий будут определяться отдельным постановлением Правительства РФ, которое разрабатывается Минрегионом и будет внесено в Правительство РФ до середины 2010 г.

Распределение субсидий планируется, исходя из квот, которые будут установлены Минрегионом России для каждого субъекта РФ, в том числе с учетом уровня его бюджетной обеспеченности.

Основные задачи на 2010 год

Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» для финансирования принятых ранее обязательств по инвестиционным проектам в 2010 г. предусмотрены средства Инвестиционного фонда РФ в объеме 33 943,71 млн руб., из которых 1981 млн руб. - для реализации региональных инвестиционных проектов, 31 962,71 млн руб. - для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение.

Основным направлением деятельности Инвестиционного фонда РФ в 2010 г. станет поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в монопрофильных муниципальных образованиях. В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона Правительство РФ вправе принимать решения о направлении в 2010 г. средств федерального бюджета на увеличение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ в целях реализации инвестиционных проектов в монопрофильных муниципальных образованиях.

В настоящее время в субъектах РФ формируются заявки на предоставление государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации региональных инвестиционных проектов. Заявки на предоставление господдержки за счет бюджетных ассигнований Фонда принимаются в срок до 01.05.2010 и в установленном порядке будут рассмотрены Минрегионом России.

Значительная часть готовящихся региональных инвестиционных проектов направлена на развитие обрабатывающего производства, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства.

В 2010 г. объем поддержки проектов в монопрофильных муниципальных образованиях за счет средств федерального бюджета составит 10 млрд руб.

Кроме того, в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 Минрегионом России была проведена работа по подготовке перечня инвестиционных проектов, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального округа, которым может быть оказана адресная поддержка за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

В указанный перечень вошел 21 инвестиционный проект из 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа общим объемом инвестиций 239,9 млрд руб., в том числе из Фонда запрашивается 28,7 млрд руб. (на 2010 г. - 6 млрд руб.).

Таким образом, в случае выделения дополнительных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета для увеличения размера Фонда, инвестиционным проектам, реализуемым на принципах ГЧП на территории республик Северного Кавказа, может быть оказана адресная поддержка за счет средств Фонда.

Основные направления региональной инвестиционной политики

Важнейшей задачей Минрегиона России в новых экономических условиях является стимулирование инвестиционной активности в регионах. В 2009 г. была разработана Концепция региональной инвестиционной политики.

В настоящее время является целью Минрегиона России внедрение двух новых инструментов региональной инвестиционной политики. Это - региональные инвестиционные фонды и Экспертный Совет по региональной инвестиционной политике созданный в 2009 г. при Министерстве регионального развития РФ.

Необходимость снижения уровня принятия решений по региональным инвестиционным проектам до уровня органов государственной власти субъектов РФ под контролем федеральных органов назрела давно. Традиционно в России ГЧП воспринимается как инструмент федеральной инвестиционной политики. В то же время именно регионы, и это показывает российская и мировая практика, генерируют основной спрос на ГЧП. Выходом из данного тупика может стать «достройка» регионального и муниципального этажей инструментария ГЧП. Поэтому предлагается создать региональные инвестиционные фонды.

Предлагаемый механизм, во-первых, предоставляет субъектам РФ право самостоятельно проводить отбор региональных инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития субъектов РФ в целях предоставления для реализации проектов государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ; во-вторых, значительно сократит период времени, необходимый для предоставления поддержки в связи с фактическим проведением отбора проектов на региональном, а не федеральном уровне (в указанном случае отсутствует необходимость принимать решение об отборе проекта в два этапа: на уровне инвестиционной комиссии, а затем Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, а также впоследствии принимать распоряжение Правительства РФ об утверждении паспорта проекта).

Взаимодействие с регионами показывает, что они располагают запасом идей и проектов, однако зачастую не имеют реальной информационной площадки, на которой можно предложить реализацию проекта широкому кругу потенциальных инвесторов. С другой стороны, активность потенциальных инвесторов, прежде всего иностранных, сдерживает отсутствие понятных для них правил ведения бизнеса в России, и с этой точки зрения участие государства в проекте, не обязательно в качестве соинвестора, является для них определенной гарантией минимизации рисков.

Именно такой информационной и консультационной площадкой становится Экспертный Совет. Его работа заключается в отборе проектов, предложенных регионами, и рекомендациях к их дальнейшему финансированию.

Кроме того, Экспертный Совет в рамках своей деятельности в ближайшей перспективе сможет решать задачи координации деятельности инвестиционных советов и рабочих групп, созданных в регионах, по вопросам отбора и реализации инвестиционных проектов; разрабатывать рекомендации высшим органам исполнительной власти субъектов РФ по снижению административных барьеров при реализации инвестиционных проектов.

В декабре 2009 г. состоялось первое заседание Экспертного Совета, которое носило организационный характер. 27.02.2010 на втором заседании свой инвестиционный потенциал презентовала Экспертному Совету Самарская область.

По итогам заседания принят ряд решений, в числе которых подготовка обращения Минрегиона России в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ о поддержке проекта «Создание ИТ-парка в г.о. Тольятти», а также проработка Минрегионом России в приоритетном порядке возможности реализации проектов «Создание отечественного производства высокотехнологичной продукции радиоэлектроники и прикладного программного обеспечения для построения современной государственной телекоммуникационной инфраструктуры и решений электронного государства в Российской Федерации» и «Организация производства высокотехнологичных видов химической продукции» при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

Минрегионом России ведется работа по заключению соглашений о взаимодействии и сотрудничестве в сфере региональной инвестиционной политики с высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, что позволит наладить эффективное взаимодействие между Экспертным Советом и региональными органами власти.

*Из доклада «Итоги деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации в 2009 году, цели и задачи на 2010 год».