Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Материалы Шестого Всероссийского Форума ­ выставки "ГОСЗАКАЗ 2010"

Из выступления В.Н.Малиновского, председателя комитета по государственным закупкам Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России"

Несколько вопросов, которые волнуют бизнес. Мы чувствуем и видим, что не удается Правительству решить вопрос о естественных монополях и государственных корпорациях. Знаю не понаслышке, что огромные усилия принимаются, но лоббизм данных корпораций и монополий настолько силен, что этот вопрос не удается продавить и, видимо, эти корпорации будут вообще аннулированы, прежде чем они будут распределять свои заказы в рамках 94-го закона. Хотя мы не теряем на это надежды.

Некоторые заказчики идут, наоборот, на укрупнение заказов или лотов для того, чтобы исключить конкуренцию, для того, чтобы как бы исключить возможность участвовать в этих заказах малого и среднего бизнеса. К этому я могу отнести, например, строительство, проектирование или реконструкцию, когда заказчики объединяют в один лот и выставляют на торги. К примеру, если проектирование, вы знаете, занимает 5-10% от стоимости строительства, то представьте себе 10 млн руб. стоит проектирование и 100 млн руб. стоит строительство или реконструкция объекта. Если объединить, это получается 110 млн руб. Какой предприниматель - малый или средний бизнес - пойдет, если сейчас нужно обеспечение заявки сделать, обеспечение госконтракта.

Большая проблема в электронных торгах может возникнуть с переходом всех закупок - государственных и муниципальных - на электронные торги в связи с обеспечением государственного контракта или с финансовыми гарантиями бизнеса. Сегодня ситуация такова, что бизнес кредитует государство. Поясняю. Надо оплатить 5% обеспечения заявки. При электронных торгах обеспечение заявки вернется назад, обеспечение государственного контракта 30%, выполнение государственного контракта за свой счет - это еще одна проблема, которую мы поднимаем - оплата, или условия оплаты выполнения государственного заказа. Федеральная контрактная система и те стандартные контракты, которые будут прописаны, это самый скользкий пункт, который все заказчики обходят. Практически никто не платит сейчас аванс, потому что есть соответствующее письмо МЭР и ФАС по этому вопросу. Хотя на циклах госзаказа, которые сейчас занимают несколько месяцев, работать без аванса очень тяжело и, между прочим, международная практика показывает, что особенно в строительстве авансирование везде идет. Вот смотрите: 30% внести обеспечения государственного контракта, выполнить госконтракт на свои средства, а потом еще подождать, когда вам заказчик заплатит или оплатит эти работы, товары или услуги. У меня есть пример, когда на 1,5 года заказчик государственного контракта, питерский институт, оговаривает в госконтракте отсрочку платежа. Понятно, что это коррупционная схема, что свой, тот, кто придет, он получит своевременно, но те участники, которые смотрят, они подписаться на этот государственный контракт или на участие в закупках не могут. И таким образом получается, а если еще привлекать кредитные ресурсы, то практически на 150% бизнес кредитует государственный заказ. Нам кажется, с точки зрения предпринимателей, что это не совсем правильно. Если вообще неправильно. Поэтому у нас по этому вопросу есть свои предложения, которые, мы считаем, нужно обсуждать. Вообще, изначально, обеспечение госконтракта вводилось для того, чтобы защитить государственного заказчика от недобросовестного поставщика при получении аванса - чтобы он с ним не убежал, а сейчас у нас получается, что у нас нет аванса, и обеспечение мы вносим. Это проблема. И серьезная.

Нет у малого бизнеса доступа в Рособоронзаказ. Можно, наверное, найти те виды продукции и товаров, которые мог бы поставлять бизнес, - соответственно, повышалась бы конкурентная среда в данном вопросе.

Мы считаем, что огромный шаг Правительство сделало в формировании, или, там, издании или принятии правил, которые определяют или регламентируют порядок оценки заявок участников конкурсов, это Постановление № 722, которое правила регламентирует. Да, попытались практически расписать и как-то привести к какому-то логическому концу определение этих заявок, тут уже говорилось, и мы подтверждаем, что сейчас эти правила работают на руку не государству, не бизнесу, а некоторым коррупционным заказчикам. В частности, при том перечне товаров, работ и услуг, где применяется критерий качественной квалификации 45%, это 100% мы отдали на откуп коррупционному заказчику. У нас есть много таких примеров, когда таким образом расходуются бюджетные средства, и некоторые муниципальные и государственные заказчики манипулируют и почему-то считают, что это Постановление дано для того, чтобы они выбрали того, кого захотели, который им принесет откат.

Подкритерии в этом Постановлении, оценка подкритериев - не расписана. Правда, с ФАС мы нашли понимание, и в результате рассмотрения одной из жалоб пришли к выводу, что необходимо заказчикам применять формулу при оценке таких подкритериев, которые принимают количественное значение. Именно - количество отзывов, или же объем предоставления, выполнения заказов в миллионах, тысячах рублей за какой-то год. Не опять же методом ранжирования, когда 100 млн руб. - 1-е место, а 1 млн руб. - 2-е место занимается, а должны применяться формулы по аналогии цены, указанной в этом же постановлении, или же там расчета срока. У нас есть уже предложения по совершенствованию постановления, которое приведет к сбалансированности интересов государства и бизнеса.