Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

Материалы совещания по проблемам инвестиционного климата в России

Из выступления Э.С.Набиуллиной, Министра экономического развития РФ

…Задачи, которые поставлены по модернизации экономики и по инновациям, совершенно очевидно, невозможно решать без инвестиций, инвестиций в новые технологии, в обучение и т.д. И поэтому, по сути, наше модернизационное развитие должно быть основано на инвестиционной модели роста.

Сейчас текущий уровень инвестиций к ВВП составляет около 20% и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно. По нашим оценкам, для того, чтобы выполнять все поставленные задачи, уровень инвестиций должен приближаться к 30% от ВВП.

При этом вопрос улучшения инвестиционного климата является острым. Дело в том, что у нас значительная доля поступлений в бюджет, например, приходится на нефтяной сектор. <…> В выполнении своих социальных обязательств и финансировании расходов, если говорить о бюджете, мы дальше не можем полагаться в той же мере на нефтегазовые и сырьевые отрасли.

В мировой экономике происходят серьёзные изменения, это было ещё и до кризиса, кризис к этому подтолкнул. Многие компании и страны думают об альтернативных энергоресурсах, эта работа активизировалась. Кроме того, те энергоресурсы, которые мы добываем, мы также добываем в новых условиях, мы во многом уже не можем пользоваться теми наработками, которые нам достались и по инфраструктуре, и по добыче. Поэтому мы видим, как у нас будет развиваться доля необлагаемой таможенными пошлинами и НДПИ нефти. Мы делаем такие прогнозы по Восточной Сибири, эти решения приняты. Поэтому нам наряду с этими доходами, безусловно, если говорить и о бюджетном аспекте, нужны доходы от других секторов, нужна их развитость и нужны инвестиции.

При этом в других секторах инвестиции более чувствительны к составляющим инвестклимата. И страны жёстко конкурируют за человеческие ресурсы, за новые современные производства.

Источниками инвестиций могут быть как внутренние источники, так и иностранные инвестиции. Сегодня в мире прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составляют около 1 трлн долл. США, несмотря на падение в 2009 г. И мы по показателю чистого притока ПИИ уступаем многим странам (рис. 1).

Рис. 1. Доля чистых ПИИ в России (1) в сравнении с Бразилией (2), Китаем (3) и Индией (4).

Источники: Банк России, МВФ.

В России

2008 г.

2009 г.

Доля чистых ПИИ к ВВП, %

1,2

0,4

Доля ПИИ к ВВП, %

4,4

3,6

Источники: Банк России, Росстат.

При этом вопрос не только в количестве, не только в долях к ВВП, не только в абсолютных размерах, но и в структуре самих иностранных инвестиций. <…> Значительная доля, например, приходится на так называемые изменения долговых обязательств перед прямыми инвесторами (табл. 1). Это зачастую кредитные ресурсы, которые получаются дочерними компаниями. Наши компании в прямом смысле, если мы хотим говорить о чисто прямых инвестициях, туда нельзя относить. Поэтому доля реальных прямых инвестиций, реального взноса, нового взноса в новое производство не такая большая.

Таблица 1. Прямые инвестиции в частный сектор РФ (млрд долл. США)

Показатель

2007

2008

2009*

Всего

55,1

72,9

44.9

в том числе:

Участие в капитале

27,1

34,9

4.6

Реинвестирование доходов

23,4

31,5

19.1

Прочий капитал

4,6

6,5

21.3

в том числе:

изменение долговых обязательств перед прямыми инвесторами

5,4

5,8

21.3

* Предварительная оценка Банка России

Следующий вопрос связан со структурой инвестиций по странам. Основной объём инвестиций по странам, источникам происходит из так называемых оффшорных юрисдикций. Мы знаем, что часто это деньги и наших компаний, хотя не только наших компаний, многие зарубежные инвесторы оформляют в иностранных юрисдикциях, в оффшорных юрисдикциях. Точная оценка, какая доля здесь российских инвестиций, отсутствует, но тем не менее и работа правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций показывает, что большая доля (около 60%) здесь может быть среди конечных бенефициаров и российских лиц.

Отраслевая структура ПИИ тоже показательна. Это, прежде всего, сектор добычи полезных ископаемых, финансовый сектор, торговля, недвижимость. В обрабатывающих отраслях доминирует металлургия. И мы видим, что, конечно, здесь иностранные инвестиции во многом были связаны и с экспортной ориентированностью отраслей, а также в тех секторах, где быстрый оборот капитала, где есть работа на конечного потребителя. И, конечно, отраслевая структура далека от того, что нам нужно для модернизации экономики и для перестройки всей экономики.

Накопленные иностранные инвестиции в России по видам экономической деятельности (сентябрь 2009 г.)

  • строительство - 1,8;
  • финансовая деятельность - 4,5;
  • транспорт и связь - 9,5;
  • операции с недвижимостью - 12,4;
  • добыча полезных ископаемых - 17,2;
  • оптовая и розничная торговля - 21,2;
  • обрабатывающие производства - 29,6;
  • другие ВЭД - 3,8.

Это то, что касается некоторых количественных показателей. Есть, кроме того, рейтинги. Эти рейтинги очень разнообразные, мерят разные составляющие инвестиционного климата <…>, показывают определённую динамику, в том числе по рейтингу привлекательности развивающихся стран и регионов для фондов прямых инвестиций - для фондов ПИИ у нас произошло ухудшение с 2008 по 2009 г.

Одним из базовых рейтингов, которые учитывают многие страны, является рейтинг ведения бизнеса в России Всемирного банка, и мы здесь также выглядим хуже, чем наши коллеги из БРИКа и Таможенного союза (табл. 2). При этом у нас есть направления, по которым мы занимаем высокие строчки. Например, выполнение обязательств по контрактам, т.е. где речь идёт об отношениях компаний друг с другом. А где речь идёт об отношениях компаний с государством, у нас, к сожалению, ситуация тревожная. <…>

Таблица 2. Оценка стран по факторам ведения бизнеса (по данным Всемирного банка, 2009 г.)

Показатель

Бразилия

Россия

Индия

Китай

Казахстан

Белоруссия

США

Простота ведения бизнеса (общая оценка)

129

120

133

89

63

58

4

Открытие бизнеса

126

106

169

151

82

7

8

Получение разрешения на строительство

113

182

175

180

143

44

25

Найм сотрудников

138

109

104

140

38

32

1

Регистрация имущества

120

45

93

32

31

10

12

Получение кредита

87

87

30

61

43

113

4

Защита интересов инвесторов

73

93

41

93

57

109

5

Уплата налогов

150

103

169

130

52

183

61

Международные торговые операции

100

162

94

44

182

129

18

Выполнение обязательств по контрактам

100

19

182

18

34

12

8

Закрытие бизнеса

131

92

138

65

54

74

15

Существуют различные опросы, причём как российских, так и иностранных инвесторов. <…> И те, и другие инвесторы выделяют примерно одинаковый круг проблем. Он известен. Это суды, коррупция, административные барьеры. При этом иностранные инвесторы более требовательны к прозрачности законодательной базы. Наша законодательная база им кажется совсем не прозрачной. Понятно, что наши инвесторы уже более адаптированы к нашей правовой системе.

И при этом вопрос не только в уровне проблем для инвесторов, но и в динамике. <…> Кроме темы налогового администрирования, где велась системная работа на протяжении последних лет, у нас, к сожалению, наблюдается ухудшение показателей с разными темпами.

Ситуацию с инвестклиматом косвенно отражают и результаты опросов молодых людей на предмет желаемого места работы. <…> Среди лидеров наши госкорпорации и государственные органы. Открытие собственного дела в приоритеты практически не входит. <…>

Мы также проанализировали опросным методом и методом изучения документов, какие конкретные события или действия государства повлияли в ту или иную сторону на восприятие страны инвесторами. Потому что есть и системная политика, но есть и некоторые события, явления, которые сразу отражаются на динамике восприятия. И мы видим, есть и положительное восприятие, безусловно, связанное с улучшением макроэкономического регулирования, созданием финансовых резервов, либерализацией валютного регулирования и т.д. Но есть и негативное восприятие, оно известно, и мы также его обсуждали.

И сам ход обсуждения, и, к сожалению, факт принятия Закон об основах регулирования торговой деятельности вызывают настороженность, большую настороженность. Мы, безусловно, будем за этим следить.

Чего ждут инвесторы (это также их субъективные оценки), что ожидается с точки зрения улучшения инвестклимата? Здесь есть, безусловно, и крупные институциональные вещи, такие, как борьба с коррупцией, эффективный суд, повышение гарантий личной безопасности, но есть и конкретные вещи, которые неоднократно ставятся инвесторами, в том числе введение института омбудсменов по иностранным инвестициям. Хотела бы сказать, что мы на уровне Правительства приняли решение о том, что административная комиссия будет обладать некоторыми рычагами такого рода и принимать оперативно решения по отмене административных барьеров, минуя долгие процедуры согласования.

В некоторых странах есть такое специально назначенное лицо, которое может по обращениям иностранных инвесторов, по их жалобам на нарушение отдельных прав принимать определённые решения, обладает определёнными полномочиями. <…> Это, действительно, плохо встраивается в нашу систему. Поэтому, на наш взгляд, полномочия административной комиссии могут позволить оперативно снимать административные барьеры. Сейчас такая работа уже начата<…>

У прокуратуры есть все полномочия реагирования на нарушения законодательства об иностранных инвестициях. Главное, чтобы прокуратура просто пользовалась ими, возбуждала соответствующие ходатайства, предъявляла иски в судах, когда это необходимо

Д.А.Медведев

Требуется, безусловно, системная серьёзная работа по последовательному улучшению инвестиционного климата. Предлагается сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях. Это семь направлений, мы их структурировали. Безусловно, на инвестклимат влияют все составляющие экономической и не только экономической политики, но здесь очень важна приоритизация и, главное, доведение до конца решения некоторых вопросов. И предлагается в 2010 г. сосредоточиться на нескольких направлениях:

1. Улучшение административных процедур с выделением приоритетов по строительству производственных объектов, т.е. новых инвестиционных проектов, таможенного администрирования при экспорте и импорте высокотехнологичной продукции и сокращение отраслевых административных барьеров. Правительством подготовлен план по каждому сектору, по каждой отрасли. Идёт системная работа по выявлению административных барьеров и по их снятию.

2. Оптимизация миграционного режима.

3. Снижение роли государства: приватизация, реорганизация государственных корпораций.

4. Оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре, потому что, несмотря на наличие в нашей стране больших запасов энергоресурсов, у нас существуют проблемы с недоразвитостью инфраструктуры и с правилами доступа к инфраструктуре.

5. Налоговая политика, связанная с определёнными льготами для целей модернизации и инноваций.

6. Совершение правоохранительной деятельности, судебной практики.

7. Системная работа по улучшению инвестиционного имиджа.

Уже не секрет и неоднократно говорилось, что те иностранные инвесторы, которые работают в России, лучше оценивают инвестклимат, чем те, которые не работают. <…>

Первое направление - снижение барьеров при строительстве производственных объектов. В табл. 3 приведены опросные данные по нескольким городам. Со сроками получения разрешений, с количеством процедур (мы видим, что доходит до 50 с лишним), со стоимостью этих процедур. И важно отметить, что значительная часть разрешений - до 75% - находится на муниципальном и региональном уровне (рис.2). То есть это не федеральный уровень принятия решений, а региональный и муниципальный уровень. Поэтому нужны изменения и в законодательстве, которые будут затрагивать в том числе обязательства регионов, муниципалитетов, и чёткая скоординированная работа по этим направлениям.

Таблица 3. Рейтинг российских городов по индикатору получения разрешений на строительство

Город

Процедуры (количество)

Срок (дни)

Стоимость (% от ВНД на душу населения)

ПИИ в регион (млн долл. США)

Ростов-на-Дону

22

194

272,9

655,0

Казань

23

350

396,1

387,7

Иркутск

26

304

487,4

744,9

Пермь

24

263

1060,2

434,0

Петрозаводск

28

365

270,3

250,1

Томск

44

233

502,1

1247,6

Тверь

26

390

826,9

332,3

Санкт-Петербург

29

299

2116,2

7467,8

Воронеж

48

1207

399,1

104,0

Москва

54

704

2612,8

27 962,7

Рис. 2. Уровни согласования разрешительной документации (количество процедур на каждый уровень в % отношении).

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Сетевые компании и естественные монополии

В Правительстве подготовлен проект плана мер, он уже обсуждается и затрагивает гораздо большее количество мер, но здесь отметим одни из основных.

Сокращение сроков реализации инвестиционных проектов:

1. Передача функций по формированию земельных участков, организации и проведению торгов по их продаже, а также представлению земли без проведения торгов в аренду специальным агентам в форме учреждений с зачислением части средств от продажи или аренды земельных участков в доход таких организаций.

Предлагаем распространить опыт Фонда содействия развитию жилищного строительства на уровень субъектов и муниципалитетов. Создать такого же рода либо автономные учреждения, либо фонды, которые были бы заинтересованы в том, чтобы пускать эту землю в оборот на достаточно легальных основаниях.

2. Формирование промышленных площадок субъектами Российской Федерации с выделением специальных зон под развитие инвестиций. Те регионы, которые начали это делать самостоятельно, отличаются гораздо лучшим климатом для инвестиций, как для иностранных, так и для российских.

3. Упрощение требований к документам терпланирования. Мы в своё время приняли Градостроительный кодекс, другие документы, где у нас достаточно сложная система градостроительного планирования, и не все субъекты муниципалитета осуществили эту работу. Если мы хотим, чтобы она была сделана, нужно оставить минимальные требования и в том числе к документам этого терпланирования.

4. Сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Предоставление возможности получения разрешения на строительство на основании заключения негосударственной экспертизы. Она у нас сейчас есть, но данные негосударственной экспертизы не принимаются при получении разрешений на строительство. Поэтому негосударственная экспертиза с её аккредитацией, контролем за её деятельностью, на наш взгляд, должна быть в этой системе для того, чтобы инвесторам дать в том числе альтернативу.

5. Устранение ограничений, связанных с отнесением проектной документации к типовой. Законодательством были приняты решения о том, что типовая документация не проходит госэкспертизу, но принятые подзаконные акты, по сути дела, нивелировали эту норму, и надо срочно отменять эту подзаконную базу.

6. Установление ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство и при вводе объекта в эксплуатацию, потому что на обоих этих стадиях, при разрешениях и при вводе, существуют наибольше барьеры. Должна быть ответственность лиц, которые допускают этот необоснованный отказ.

7. Строительство промышленных объектов по стандартам Европейского союза.

Улучшение таможенного администрирования:

  • минимизация отсылочных норм, перенос регулирования с ведомственного на уровень постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих четкую процедуру таможенного оформления с указанием сроков, последствий их неисполнения;
  • распространение практики подачи деклараций в электронном виде, установление запрета на отказ в приеме декларации;
  • упрощение процедуры таможенного оформления экспорта, включая сокращение объема информации и документов, представляемых при таможенном оформлении, ограничение права таможенных органов требовать дополнительные документы при таможенном оформлении, сокращение сроков оформления до 4-6 ч для машинотехнической продукции и высокотехнологичных товаров;
  • развитие механизма финансовых гарантий;
  • упрощение порядка временного ввоза высокотехнологичного оборудования;
  • ликвидация требования о подтверждении таможенной стоимости при экспорте товаров, в отношении которых не установлена таможенная пошлина.

Сейчас эта работа ведётся также в рамках Таможенного союза, когда мы гармонизируем свои процедуры вместе с нашими партнёрами. Но при этом мы должны, на мой взгляд, сосредоточиться на нескольких направлениях, потому что речь идёт не только о нормах законодательства, но и о правоприменении. Это прежде всего экспорт высокотехнологичной продукции и импорт необходимых комплектующих, оборудования для модернизации.

При этом мы должны понимать, что в Беларуси и Казахстане по некоторым процедурам гораздо более удобные для бизнеса условия. У нас есть сравнения по этим процедурам, в том числе по срокам выпуска товара, по сборам. И мы сейчас будем в условиях реальной внутренней конкуренции, поэтому нам нужно сделать большой прогресс по собственному администрированию таможенных процедур. <…>

Снижение административных барьеров по отраслям:

  • оптимизация функций государства при предоставлении услуг в следующих сферах:

    - сельское хозяйство;

    - строительство;

    - образование;

    - здравоохранение;

    - промышленность;

    - транспорт и связь;

    - торговля и ВЭД;

    - природопользование;

    - рыболовство;

    - земельно-имущественные отношения и регистрация прав на недвижимое имущество;

    - миграция и паспортно-визовое обслуживание;

  • страхование ответственности вместо разрешений (законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». Законопроект предполагает формирование комплексной системы возмещения вреда, защищает интересы как государства, так и бизнеса, охватывает 5 видов деятельности (водный транспорт), но в перспективе имеется потенциал для целого ряда видов, один из них - пожарная безопасность). Мы предлагаем пока на примере нескольких видов деятельности ввести страхование ответственности и затем эту практику распространять.;
  • установление уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. В этом году было принято решение по 13 видам. На наш взгляд, эта мера стала работать. Мы отслеживаем её. Но этот порядок нужно распространять и в конечном счёте перейти к тому, что все виды деятельности, кроме закрытого перечня, начинаются по уведомительному порядку, т.е. когда все необходимые разрешения и согласования не требуются, а есть уведомления соответствующих контролирующих и надзорных органов;
  • переход к электронным государственным услугам. Это важно для того, чтобы снять те барьеры, которые возникают при непосредственном общении государства с бизнесом. Такая работа также идёт;
  • переход к электронным государственным закупкам (переход на электронные торги в режиме «реального времени» при осуществлении государственных закупок.

Речь идёт не только об общих административных барьерах, которые существуют. Для каждой отрасли они свои. И проводится работа в рамках административной комиссии для того, чтобы проанализировать, что происходит в каждом секторе, и снять эти административные барьеры. Уже подготовлены и одобрены меры на совещании у Председателя Правительства РФ по сельскому хозяйству, по образованию. И у нас целый набор отраслевых мер по строительству, здравоохранению, транспорту, промышленности. Есть установленный, чёткий, очень интенсивный план, который предполагает отмену этих административных барьеров. При этом мы уже сейчас, готовя эти меры, понимаем, как сложно отменять эти барьеры и какие есть аргументы, но, наш взгляд, нужно двигаться в этом направлении. Мы понимаем все вопросы, связанные и с обеспечением безопасности, качества продукции. Тем не менее эти административные барьеры гораздо выше уже тех минимальных требований, которые нужны.

Следующий вопрос связан с миграционной политикой. Одно из важнейших направлений, связанных с инвестициями в модернизацию, - это привлечение высококвалифицированной иностранной рабочей силы.

Проблемы в миграционной сфере:

  • сложный механизм квотирования:

    - на практике не выполняет функций контроля потоков неквалифицированных мигрантов (квоты перепродаются на рынке),

    - не учитывает реальных потребностей страны в иностранных трудовых ресурсах, и,

    - в то же время, является серьезным административным барьером для добросовестных инвесторов и привлечения высококвалифицированных специалистов.

  • трудность получения разрешений на работу (большой объем требуемой документации, чрезмерные требования, непрозрачные процедуры, длительные сроки рассмотрения заявок), короткие сроки действия разрешений и виз;
  • ограничения в перемещении по стране (необходимость постановки и снятия с учета - в 3-дневный срок – при каждом перемещении по стране, ограничение сроков и количества мест командирования, ограничения по въезду-выезду при первом сроке пребывания в стране - одноразовая 3-месячная виза – и на выезд из страны в период переоформления визы);
  • практика применения миграционного режима не соответствует установленным законодательным нормам (задержки выхода приказов, распоряжений, уведомлений, превышение сроков рассмотрения, дифференцированность правоприменения в различных регионах);
  • сложность привлечения иностранных ученых и профессоров (отсутствие соответствующей категории виз с упрощенной процедурой получения, правом длительного безвыездного пребывания и свободой перемещения в/из/по стране).

У нас очень небольшой перечень внеквотных должностей, причём внеквотные должности составлены не по квалификации персонала, а именно по должностям. В прошлом году во внеквотном порядке, по нашим данным, приехало в нашу страну только около 6 тыс. человек, это совсем не много. По нашим оценкам, по разным секторам нам необходимо привлекать минимум 60-70 тыс. таких высококвалифицированных специалистов в год. <…>

Меры по оптимизации миграционного режима:

  • снятие квот в отношении высококвалифицированных специалистов;
  • льготный режим для высококвалифицированных специалистов: взаимное признание медицинских справок между странами, упрощение правил признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, выданных зарубежными учебными заведениями;
  • возможность выдачи генерального корпоративного разрешения на привлечение иностранных работников компаниям, осуществляющим инвестиции по приоритетным проектам, определяемым постановлением Правительства РФ;
  • уменьшение сроков выдачи разрешений на работу и виз, увеличения сроков их действия до 3 лет при наличии соответствующего контракта с работодателем;
  • отмена необходимости постановки и снятия с миграционного учета при поездках внутри страны;
  • выдача иностранным работникам разрешений на работу с действием на всей территории России в случае работы специалиста в двух и более регионах страны;
  • подписание двусторонних соглашений по упрощению миграционных процедур по аналогии с Францией.

Фактором инвестиционного климата является и доля государства в отраслях экономики. <…> Доля государства и государственных компаний достаточно большая. Поэтому необходимо определение стратегии выхода из государства по определённым секторам. На 2010 г. план приватизации у нас предусматривает увеличение объёма продаж государственной собственности. На наш взгляд, надо двигаться дальше в этом направлении.

Кроме того, сейчас идёт работа по анализу возможности преобразований госкорпораций. <…> Это не только преобразование, но безусловное введение определённых правил для госкорпораций. <…> И сейчас госкорпорации почти все уже в своих внутренних документах эти нормы приняли: и распространение конкурсных процедур, и увязка систем вознаграждения с оплатой труда, и по введению ограничений для работников, и по контролю Счётной палаты, и по крупным сделкам. Сейчас подготовлены поправки в законодательство для того, чтобы отрегулировать это законодательством. <…>

Следующее направление по инвестиционному климату - подключение производств к инфраструктуре.

Законодательство содержит только общие направления регламентации присоединения к объектам инфраструктуры, позволяющие коммунальным организациям на законных основаниях злоупотреблять своим монопольным положением (за исключением электрических сетей в части малого бизнеса), это приводит к следующим негативным последствиям на практике:

  • отказ в присоединении объекта инвестора;
  • навязывание инвестору дополнительных обязательств (100% предоплата, сооружение за счет инвестора объектов за пределами участка инвестора, навязывание дополнительных услуг и др.);
  • нарушение сроков присоединения со стороны коммунальных и электросетевых организаций;
  • предоставление коммунальными организациями не соответствующих действительности предварительных технических условий на этапе формирования земельного участка;
  • отсутствие ответственности за фактические нарушения договорных обязательств коммунальных организаций.

Это одна из самых сложных тем. Предлагается ряд мер:

1.  Устранить пробелы в законодательстве, допускающие нарушение коммунальными организациями (сетевыми организациями) законных интересов инвесторов в процессе подключения.

2.  Разработать и принять правила недискриминационного доступа к коммунальным услугам и типовые договоры присоединения к объектам инфраструктуры.

3.  Ужесточить ответственность за нарушения требований законодательства коммунальными организациями (сетевыми компаниями).

4.  Конкретизировать перечень расходов коммунальных организаций относимых к плате за подключение и к тарифу на оказание самой услуги.

5.  По результатам принятия необходимых нормативных актов провести информационную кампанию по доведению до инвесторов их основных положений.

Видимо, его ещё надо будет дополнять для того, чтобы они работали. <…> Это и принятие правил недискриминационного доступа к коммунальным услугам. Такие правила ещё не приняты, но должны быть. Типовые договоры присоединения к объектам инфраструктуры с чётким описанием прав и обязанностей. Ужесточение ответственности за нарушение требований законодательства со стороны организаций коммунального хозяйства. Также установление чётких правил, что относится к плате за подключение, что относится к тарифу, потому что сейчас у нас есть арбитраж между этими двумя источниками инвестиций. <…>

По налоговой политике. На мой взгляд, меры, связанные с общим снижением налоговой нагрузки, практически исчерпаны. Мы приняли существенные меры по снижению налога в предыдущие годы, и этот эффект во многом сработал для инвесторов и по уровню корпоративных налогов, и налогов на доходы физических лиц. Но нам нужны точечные меры по поддержке инноваций, модернизации. <…> Мы с Минфином вместе работаем и по поручению Председателя Правительства в феврале должны будем подготовить уже согласованные предложения по этим вопросам, по инновациям.

Особо обращает на себя внимание реакция инвесторов, как российских, так и иностранных, на деятельность судов и правоохранительных органов. <…>

Нужно принять содержательные меры по улучшению инвестиционного климата. Но нужна и информационная работа, системная работа по нашему имиджу. <…>

Также хотела бы отметить одну тему, которая может носить вспомогательный характер, но очень важна. Это всё-таки повышение квалификации государственных служащих. <…> Это должно повлиять на повышение компетентности и профессионализма государственных органов. Поэтому такие программы специально, на наш взгляд, нужно разработать. <…>

На наш взгляд, нужно особое внимание обратить в том числе и на интеллектуальную собственность, на то, чтобы её пускать в оборот. Если мы говорим об инвестиционном климате специально для целей модернизации, инноваций, нам эту тему надо будет решать. И, безусловно, нам нужно поддержать те элементы инвестклимата, которые были фактором привлекательности в предыдущие годы. Это и макроэкономическая стабильность, финансовые резервы. <…> Снижение инфляции безусловно ведёт к увеличению сроков заимствования и наоборот. Снижение инфляции, макроэкономическая стабильность - это базовые вещи. Поэтому нельзя улучшать инвестклимат и делать какие-то преобразования за счёт ухудшения макроэкономики. <…>

И второе направление, которое привлекательно для инвесторов, - это, безусловно, растущий внутренний рынок и внутренний спрос. То есть поддержка секторов, которые дают больше прирост внутреннего спроса - жилищный сектор, автомобилестроение, другие сектора. Они просто очень важны для того, чтобы был ёмкий внутренний рынок. <…>

Наш инвестиционный имидж - это на самом деле сумма инвестиционных имиджей всех ведомств, организаций. Поэтому от нашей согласованной работы в конечном счёте и будет зависеть состояние нашего инвестиционного климата и восприятие нашего государства, нашей экономики в глазах инвесторов.

Д.А.Медведев