Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации ФС РФ на тему "Экономика и этика в период кризиса"

Из выступления протоиерея Всеволода (Чаплина), Председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и обществам

Много сказано об экономической этике, много сделано для того, чтобы сформулировать основные постулаты. В проекте наших рекомендаций упоминаются различные нравственные кодексы, которые созданы объединениями предпринимателей, отдельными предприятиями. В свое время Всемирный русский народный собор разработал Свод нравственных принципов и правил хозяйствования, который был предложен государству, бизнесу, профсоюзам, т.е. наемным работникам, их объединениям. И получил поддержку ряда лидеров российских регионов, ряда лидеров предприятий, получил поддержку основных российских религиозных общин через межрелигиозный Совет России и через наши консультации с представителями католического и протестантского мира.

Нормы нравственные есть. Убежденность в том, что экономика не может развиваться без нравственного измерения, по-моему, тоже есть. Времена, когда нам говорилось о том, что экономика и сфера духа не имеют друг к другу никакого отношения, кажется, прошли. Я не думаю, что сегодня большинство мыслящих и активных в экономической сфере и в общественной жизни людей продолжают считать, что сама по себе экономическая деятельность формирует дух, формирует этику, формирует правильное отношение в обществе и само это общество, правильно устроенное. На самом деле так считали марксисты, и они провалились. Так считают представители современного уходящего экономического либерализма, который тоже провалится.

Вот когда мы говорим о том, что этические нормы есть, и необходимость их применения есть, нам нужно, сказав "а", сказать "б", нам нужно подумать о том, как сделать неотвратимым применение экономической этики, как ее усилить, как сделать ее действенной. И вот я думаю, что в этом вопросе у нашего общества нет другого пути, кроме как решительного выявления и осуждения тех, кто принципам экономической этики не соответствует, сколь бы богатыми или влиятельными ни были эти люди. Вот, собственно, об этом я сейчас хочу сказать.

В упомянутом мною документе Всемирного русского народного собора говорится о том, что бизнес должен быть несовместим с такими явлениями, как торговля людьми, проституция, порнография, медицинское и духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков, политический и религиозный экстремизм. В этом документе говорится о том, что достойны осуждения нравственно не оправданные формы конкуренции. Конкуренция важна, когда она связана с диффамацией твоего конкурента, с недобросовестной рекламой, с эксплуатацией человеческих инстинктов в рекламе. Это уже не конкуренция, а явное нарушение этических принципов.

В документе говорится об опасности таких видов так называемого бизнеса, которые наживаются на спаивании народа, на наркотизации народа, говорится об опасности нарушения этой договоренности. И вот в связи со всеми этими неправильными, неэтичными вариантами поведения в экономике документ говорит следующее: общество должно порицать подобное поведение. Формы порицания могут быть разнообразными: отказ в личном общении, публичный бойкот, исключение из профессиональных сообществ.

Я думаю, настает время понять и решить, как применять нормы экономической этики по отношению к тем, кто их нарушает. Настает время применить волю как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны разных общественных кругов, а здесь и педагоги, здесь и правоохранители, здесь и религиозные общины, здесь журналисты. Как применить соответствующие меры по отношению к тем, кто явно нарушает принципы экономической этики. Делать это надо. И мне думается, для этого надо искать совершенно конкретные формы.

Я бы предложил подумать нашему предпринимательскому сообществу, общественным слоям нашей страны о том, чтобы создать совет или коллегию, или форум, который бы оценивал нравственное поведение бизнеса. Оценивал конкретно, с именами и фактами, со званиями компаний. Оценивал бы лучшие практики и худшие случаи неэтичного поведения в области экономики.

Я думаю, что совершенно оправданной была бы публикация суждений этого органа, это может быть совет, это может быть собрание, это может быть какой-то еще форум. Он мог бы публиковать оценки, связанные с деятельностью тех или иных компаний и людей в области наркотизации населения, получения прибыли от спаивания людей, от порнографии, от беззаконной торговли оружием и т.д.

Вот сейчас параллельно здесь в Совете Федерации идут парламентские слушания, касающиеся наркомании. Я совершенно убежден в том, что общество должно, наконец, проявить волю к противостоянию этому пороку, и проявить ее можно очень и очень просто, главное - решимость. На этих слушаниях был роздан его участникам список клубов и учреждений, где идет незаконная торговля наркотиками. У нас должен быть орган, который мог бы называть эти организации, имена их владельцев, публиковать их фотографии.

И общественность могла бы сделать так, чтобы у входа в эти учреждения стояли бы люди и фотографировали тех, кто входит туда, и публиковали бы это в Интернете. Подействует очень быстро, поверьте мне. Если владелец места, где идет незаконная торговля наркотиками, будет знать, что его физиономия выставлена на сайте, а также выложены названия всех организаций, с которыми он связан по роду своей деятельности, это очень быстро подействует. Вот точно то же самое нужно делать в случае любых антиэтичных действий представителей экономического мира. Если мы хотим действительно сделать экономическую этику в стране не пустым звуком и не набором благоглупостей, как иногда оценивают все экономические инициативы некоторые журналисты, нам нужно создать механизм применения этих правил, подчеркивания успехов всех, кто эти правила исполняет, и ясного обозначения тех людей и тех учреждений, которые эти правила нарушают. Без этого, боюсь, ни проблема алкоголизации России, ни проблема наркотизации, ни проблема торговли человеческим телом и людьми как таковыми у нас решена не будет.

И дальше возникает самый главный вопрос: кто все это должен делать? Я уже сказал, что лучше всего это бы сделало само предпринимательское сообщество, если оно желает иметь доверие народа, если оно желает вернуть взаимопонимание между ним и большинством нашего населения, которое так и не восстановлено, которое было стремительно утрачено в 90-е гг. и сейчас отсутствует по большому счету.

Я думаю, что молодежные организации, в том числе связанные с традиционными религиозными общинами, самого разного рода политические движения могли бы здесь сыграть решающую роль. Как только они начнут применять на уровне моральной поддержки и решительного морального осуждения нормы экономической этики в своей работе, в своей публичной работе, эти нормы действительно станут утверждаться. Ждать, что это сделает государство, и неправильно, и бессмысленно, это работа для общества, это работа для предпринимателей, для лиц наемного труда, для всех тех общественных сил, которые хотели бы действительно быть реальными участниками политического и общественного процесса, а не просто получателями определенных средств на имитацию своей деятельности. Так что, мне кажется, вопрос о применении правил экономической этики сегодня является одним из самых важных. Это не только вопрос государства, это не только вопрос бизнеса, это вопрос всего общества, и общество в этом деле может и должно проявить волю.