Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Меры, предпринимаемые правительством, минимизировали по мере возможности последствия финансового кризиса. Но устойчивого роста и необходимых структурных сдвигов еще нет.

Для успешной экономической реформы недостаточно практических действий, пусть крайне необходимых, на широком фронте от удержания инфляции до борьбы с коррупцией и совершенствования технического регулирования. Необходимо иметь проработанную экономическую модель, в рамках которой будет осуществляться реформа. Такая модель должна конструктивно сочетать защиту как рыночных механизмов, так и публичных интересов, социальной сферы.

Представляется, что такая экономическая модель еще находится в стадии выработки. Различные государственные структуры (и федеральные, и региональные) по-разному понимают вектор реформ. Это дезориентирует бизнес, создает неопределенность, препятствует долгосрочным инвестициям. Это также снижает из-за несогласованности эффективность действий самого государства, неоправданно повышает «пределы усмотрения» отдельного чиновника, действия которого трудно контролировать.

Традиционно как в социалистической системе хозяйствования, так и во многом в рыночных монетаристских моделях центр принятия решений в экономике принадлежит так или иначе государству, выражающему публичные интересы.

Государство рассматривается стоящим как бы «над экономикой», осуществляющим регулирование всех экономических процессов.

Однако на сегодняшний день в нашей стране, как и во всем мире, реальный центр экономической власти перемещается от правительства к крупнейшим корпорациям. Именно они вносят основной вклад в создание внутреннего валового продукта, обеспечение занятости, поддержание социальной стабильности. В таких условиях правительство вынуждено ставить задачи по обеспечению благоприятных условий деятельности таких корпораций, становится проводником их интересов.

Это видно и по законотворческому процессу, и по политике финансовой стабилизации крупнейших предприятий, и по внешней политике государства.

Само по себе такое положение дел является естественным - ведь сильные корпорации обеспечивают сильную экономику, наполнение бюджета. Однако есть и опасные стороны. Так, крупные корпорации всегда стремятся к монопольному положению, подавляя других участников рынка, в том числе малый бизнес. Также в условиях ограничений политической конкуренции и доступа к основным СМИ государство в меньшей степени зависит от населения. В таких условиях связь государство-корпорации становится «замкнутой системой», оторванной от непосредственных интересов граждан. Корпорации обеспечивают нужную политическую поддержку и концентрацию ресурсов для ключевых проектов, политики создают корпорациям благоприятные условия работы. При этом корпорации ориентированы в первую очередь на прибыль, а не на публичные интересы, корпорации никак не зависят от населения.

Для эффективной экономической реформы необходимо обеспечить регулирование отношений в этой сфере, уделяя внимание следующим вопросам:

  • мониторингу «конфликта интересов» чиновников,
  • законодательному закреплению приоритетов публичных интересов,
  • обеспечению разнообразия законодательно закрепленных форм государственно-частного партнерства,
  • определению роли и функций в экономике госкорпораций и компаний с превалирующим участием государства.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков