От главного редактора
Бочков С.О., главный редактор
Меры, предпринимаемые правительством, минимизировали по мере возможности последствия финансового кризиса. Но устойчивого роста и необходимых структурных сдвигов еще нет.
Для успешной экономической реформы недостаточно практических действий, пусть крайне необходимых, на широком фронте от удержания инфляции до борьбы с коррупцией и совершенствования технического регулирования. Необходимо иметь проработанную экономическую модель, в рамках которой будет осуществляться реформа. Такая модель должна конструктивно сочетать защиту как рыночных механизмов, так и публичных интересов, социальной сферы.
Представляется, что такая экономическая модель еще находится в стадии выработки. Различные государственные структуры (и федеральные, и региональные) по-разному понимают вектор реформ. Это дезориентирует бизнес, создает неопределенность, препятствует долгосрочным инвестициям. Это также снижает из-за несогласованности эффективность действий самого государства, неоправданно повышает «пределы усмотрения» отдельного чиновника, действия которого трудно контролировать.
Традиционно как в социалистической системе хозяйствования, так и во многом в рыночных монетаристских моделях центр принятия решений в экономике принадлежит так или иначе государству, выражающему публичные интересы.
Государство рассматривается стоящим как бы «над экономикой», осуществляющим регулирование всех экономических процессов.
Однако на сегодняшний день в нашей стране, как и во всем мире, реальный центр экономической власти перемещается от правительства к крупнейшим корпорациям. Именно они вносят основной вклад в создание внутреннего валового продукта, обеспечение занятости, поддержание социальной стабильности. В таких условиях правительство вынуждено ставить задачи по обеспечению благоприятных условий деятельности таких корпораций, становится проводником их интересов.
Это видно и по законотворческому процессу, и по политике финансовой стабилизации крупнейших предприятий, и по внешней политике государства.
Само по себе такое положение дел является естественным - ведь сильные корпорации обеспечивают сильную экономику, наполнение бюджета. Однако есть и опасные стороны. Так, крупные корпорации всегда стремятся к монопольному положению, подавляя других участников рынка, в том числе малый бизнес. Также в условиях ограничений политической конкуренции и доступа к основным СМИ государство в меньшей степени зависит от населения. В таких условиях связь государство-корпорации становится «замкнутой системой», оторванной от непосредственных интересов граждан. Корпорации обеспечивают нужную политическую поддержку и концентрацию ресурсов для ключевых проектов, политики создают корпорациям благоприятные условия работы. При этом корпорации ориентированы в первую очередь на прибыль, а не на публичные интересы, корпорации никак не зависят от населения.
Для эффективной экономической реформы необходимо обеспечить регулирование отношений в этой сфере, уделяя внимание следующим вопросам:
- мониторингу «конфликта интересов» чиновников,
- законодательному закреплению приоритетов публичных интересов,
- обеспечению разнообразия законодательно закрепленных форм государственно-частного партнерства,
- определению роли и функций в экономике госкорпораций и компаний с превалирующим участием государства.
Главный редактор, Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков
|