Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (3-4) 2000г

Учет собственности — основа рыночных отношений

Яровикова Р.А., председатель комитета администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом

Не секрет, что учет государственной собственности является основой имущественных отношений. Невозможно эффективно управлять собственностью не имея полной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта.

Высказывание «социализм — это прежде всего учет» не потеряло своей актуальности и сегодня. Во времена, когда экономика государства перешла на рыночные отношения, работа по учету государственной собственности приобрела новый этап своего развития. Не явился исключением этот процесс и для Сахалинской области.

В процессе приватизации государство потеряло определенную часть собственности. Этот факт не оспаривают и «главные приватизаторы». Следствием этого явилось отсутствие инвентаризации как обязательного условия приватизации.

После того, как прошел главный этап разгосударствления собственности или так называемой «большой приватизации» оставшаяся часть собственности подлежала внесению в единый документ, обобщающий соответствующую информацию о включенном в него объекте.

Таким документом стал реестр федеральной собственности и реестр государственной собственности Сахалинской области.

На первоначальном этапе формирования реестры содержали незначительную информацию, ограничивающуюся внесением данных о наименовании юридического лица, его местонахождении и величине уставного капитала. В связи с чем губернатором Сахалинской области неоднократно поднимался вопрос о необходимости совершенствования существующей системы учета объектов государственной собственности и создания базы данных, позволяющей органам государственной власти принимать меры по повышению эффективности использования государственного имущества.

В июле 1999 г. были сформированы реестры с новыми данными, такими как: перечень объектов недвижимости, их балансовая и остаточная стоимость, среднесписочная численность персонала, данные о закрепленных в государственной собственности акциях (паях, долях) в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Очевидно, что содержащиеся в реестрах сведения представляют интерес не только для администрации области, но и для всех заинтересованных организаций, вовлеченных в имущественные отношения.

Формирование базы данных государственного имущества осуществлялось в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми как на федеральном, так и на областном уровне.

Инвентаризация и учет объектов недвижимости осуществлялись в два этапа. На первом этапе работа проводилась с государственными федеральными и областными учреждениями, на втором — с государственными унитарными предприятиями.

Какая государственная собственность расположена на наших островах? Говоря языком статтистики, федеральная собственность насчитывает 59 предприятий, 232 учреждения, 9 288 объектов недвижимости, в областной собственности находятся 119 предприятий, 68 учреждений, 1 763 объекта недвижимости.

Реестр содержит также сведения о 12 акционерных обществах, акции которых закреплены в федеральной собственности, из них в 8 — без права отчуждения и 45 хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в областной собственности, из них в 30 ее доля превышает 25% уставного капитала.

В настоящее время комитетом проводится работа по выдаче предприятиям и учреждениям свидетельств о внесении в реестр областного государственного имущества, в отношении федерального имущества эта работа завершена. Иначе говоря, предприятия и учреждения получили возможность оформить правоустанавливающие документы на закрепленное за ними имущество, а органы управления государственным имуществом — реализовать в полной мере контрольные функции.

Следует отметить, что своевременно и качественно оформили необходимые документы руководители Территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Сахалинской области и его районных подразделений.

Вместе с тем, несмотря на прямую заинтересованность, отдельные руководители отнеслись к этому процессу без должного внимания. Работникам комитета приходилось напоминать Сахалинскому мореходному колледжу, Государственной морской администрации порта «Корсаков», Сахалинскому государственному университету и другим предприятиям и учреждениям, а порой и убеждать в необходимости получения документа.

На ближайший год перед комитетом стоит задача формирования экономических показателей деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, имеющих в уставных капиталах акции (доли) государства и Сахалинской области и проводить на их основе экономические анализы эффективности управления государственной собственностью.