Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (3-4) 2000г

Некоторые моменты становления и развития законодательства об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Рукас Н.И., консультант отдела управления Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации

Задача настоящей статьи видится в том, что бы на основании положений действующих законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации прокомментировать круг прав, обязанностей и возможностей иностранных и российских инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

По общему правилу, сложившемуся в международных экономических отношениях, иностранные инвесторы приносят на территорию другого государства не только капитал, но опыт и знания, которые способствуют экономическому росту такой страны. В экономической системе отношений обновленная Российская Федерация, как экономически развитое государство, не является исключением из правил и соответственно нуждается в иностранных инвестициях. Следует иметь в виду, что Российская Федерация, как правопреемник бывшего Советского Союза, обладает первоклассной системой образования, учеными и специалистами мирового уровня. Благодаря этому она может играть более важную роль в мировой экономике. Сотрудничество с иностранными инвесторами жизненно необходимо для становления рыночной экономики в Российской Федерации.

В области привлечения иностранных инвестиций на территорию Российской Федерации, последние два года можно считать годами анализа применения и совершенствования «молодого» российского законодательства об иностранных инвестициях, а также годами отмены, ревизии, принятия новых законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Сейчас законодателями сформулирована новая идеология в сфере внешнеэкономического сотрудничества. На государственном уровне заложены правовые основы новой концепции привлечения иностранных инвестиций на территорию Российской Федерации. Принимаемые законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, направлены на улучшение инвестиционного климата как в стране в целом, так и в отдельно взятом субъекте Российской Федерации.

Основными направлениями улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации можно считать следующие моменты: во-первых, законодательно установлено, что поддержку получают крупные прямые капиталовложения и/или вложения в жизненно важные стратегические отрасли народного хозяйства; во-вторых, гарантии и льготы предоставляются прямым инвестициям, осуществляющимся в реальный сектор российской экономики; в-третьих, в части совершенствования порядка осуществления экспортно-импортных и валютных операций, уплаты основных налоговых и таможенных платежей, лицензирования отдельных видов деятельности и т. д., при которых иностранные инвесторы законодательно уравниваются с отечественными инвесторами; в-четвертых, принятие необходимых нормативных правовых актов, регулирующих отдельные виды деятельности иностранного капитала, в частности, в области разведки и добычи природных ресурсов, осуществляющего свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции.

***

Принятие нового Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 №160-ФЗ было обусловлено тем, что Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07. 91 №1545-1 создавался практически на пустом правовом поле и к 1999 г. в основном выполнил поставленные задачи. Кроме того, в связи с принятием нового законодательства Российской Федерации отдельные его положения уже расходились со сложившейся правовой практикой осуществления инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.

На протяжении девяти лет (с 1991 по 2000 г.) в Российской Федерации были приняты основополагающие законодательные акты, регулирующие в ряду иных вопросов вопросы правового регулирования осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации.

Концептуально Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, на обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Федеральным законом установлено, что правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется рассматриваемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами.

К международным договорам Российской Федерации с иностранными государствами следует отнести торговые договоры, соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и (или) капиталовложений, соглашения о налогообложении и т.д.

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В настоящее время более 30 субъектов Российской Федерации приняли свое законодательство, регулирующее вопросы привлечения иностранных инвестиций на свою территорию.

Федеральный закон прямо исключает из сферы своего регулирования отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки, кредитные и страховые организации, которые сейчас регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании. Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Федеральный закон в отличие от Закона об иностранных инвестициях не содержит специальной нормы, касающейся обязательной экспертизы инвестиционных проектов. Однако это не означает, что со дня вступления в силу Федерального закона экспертиза инвестиционных проектов уже не требуется.

Следует иметь в виду, что продолжают действовать иные законодательные акты, предписывающие обязательное проведение экспертизы инвестиционных проектов, в том числе и иностранных. Например, пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 №39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 №22-ФЗ) установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продолжает действовать Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23. 11. 95 №174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 15.04. 98 №65-ФЗ), а также другие законодательные акты, требующие проведения экспертизы при осуществлении иностранных инвестиций на территории Российской Федерации.

Федеральным законом установлено, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Иностранным инвесторам, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, Федеральным законом устанавливаются следующие гарантии и льготы: гарантии правовой защиты деятельности; гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации; гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу и т.д.

Из многих гарантий, предоставляемых Федеральным законом иностранному инвестору, наиболее значимыми и заслуживающими внимания являются гарантии компенсаций при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора, гарантии от неблагоприятных изменений законодательства и гарантии реинвестирования и перевода полученных прибылей.

Государством гарантируется, что имущество иностранного инвестора или коммерческой организации не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещается стоимость реквизируемого имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещается стоимость национализируемого имущества, а также другие понесенные им убытки.

Установленная Федеральным законом стабилизационная оговорка представляется наиболее значимой, так как для иностранных инвесторов она определяет гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации. Законодатель определил отрасли права, которые гарантируют иностранным инвесторам сохранение своих интересов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Однако инвесторам следует иметь в виду, что стабилизационная оговорка распространяется не на все коммерческие организации с иностранными инвестициями, а только на те, где доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале организации составляет свыше 25%, а также на коммерческие организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты, независимо от доли иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале.

Новые, вступающие в силу федеральные законы и иные нормативные правовые акты и вносимые в них изменения и дополнения не применяются в случае, если они изменяют ставки ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами), ставки федеральных налогов (за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, произведенные на территории Российской Федерации), ставки взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Стабильность для иностранных инвесторов гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей (примерно 41 млн. долларов), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении срока действия и режима окупаемости инвестиционного проекта.

Вместе с тем следует сказать, что стабилизационная оговорка не применяется если новые федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, направлены на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В связи с принятием Федерального закона Министерство юстиции Российской Федерации в своем письме от 26 июля 1999 г. №5993-ЭР разъяснило порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в соответствии с которым впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Процедура регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями считается завершенной с момента внесения организации в Государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, ведение которого возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией письмом от 12 августа 1999 г. №01-15/21733 в связи с вступлением в силу Федерального закона разъяснил, что льготы по уплате таможенных пошлин, налогов (федеральных налогов) в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. К таким законодательным актам относятся законы Российской Федерации «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость», Федеральный закон «Об акцизах».

До внесения соответствующих изменений в названные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» сохраняются действующие условия и порядок предоставления указанных льгот для товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями.

Таким образом, можно сказать, что на уровне федеральных органов исполнительной власти Федеральный закон уже заработал.

В ближайшем будущем Правительство Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом, определит федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. В развитие отдельных норм и положений этого Закона, Правительством Российской Федерации и компетентными федеральными органами исполнительной власти по конкретным вопросам будут приняты соответствующие нормативные правовые акты.

***

Важнейшим изменением произошедшем в налоговом законодательстве Российской Федерации, стало вступление в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.98 №146-ФЗ (в ред. федеральных законов от 09.07.99 №154-ФЗ и от 02.01.2000 №13-ФЗ), который с полной уверенностью можно назвать основным налоговым законом российского государства.

Принятие части первой Налогового кодекса Российской Федерации позволило приступить к созданию системы действенных правовых гарантий для налогоплательщиков, в том числе и для иностранных инвесторов, обеспечению реальной защиты их интересов перед государством и его органами. Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации ограничено количество налогов, упрощено применение многих из них. Продолжается работа, направленная на введение в действие последующих частей Налогового кодекса с тем, чтобы в ближайшее время вместо десятков разрозненных правовых актов, часто противоречащих друг другу, существовал один-единственный законодательный акт, регулирующий все вопросы налогообложения в стране.

Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации установлены порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Под инвестиционным налоговым кредитом понимается изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с условиями договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита. На право предоставления инвестиционного налогового кредита могут претендовать инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Установлено, что основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Следует также отметить тот факт, что инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления.

Уместно также сказать, что наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Важно отметить, что частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, установлены требования, предъявляемые сторонами к договору об инвестиционном налоговом кредите.

Так, договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законом субъекта Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

***

Среди законодательных и нормативных правовых актов, принятых в Российской Федерации в 1998 г., касающихся прав и интересов инвесторов, следует выделить Федеральный закон «О лизинге» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ.

Федеральный закон «О лизинге» определяет понятие лизинг, как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Формально Федеральный закон «О лизинге» не содержит прямых льгот для иностранных инвесторов, являющихся участниками совместных проектов. Однако в этом Федеральном законе содержатся нормы и положения, устанавливающие возможность введения мер государственной поддержки инвестиционной деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм).

Так, в Федеральном законе говорится, что мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), считаются такие меры, которые установлены законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

К мерам государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм) Федеральный закон относит следующие меры:

  • разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;
  • создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
  • долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
  • выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд;
  • меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
  • финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;
  • предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
  • предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее трех лет для реализации договора лизинга;
  • предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
  • создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок;
  • предоставление лизингодателям в целях стимулирования обновления машин и оборудования дополнительно наряду с применением механизма ускоренной амортизации права списания в качестве амортизационных отчислений до 35% первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых более трех лет, в первый год эксплуатации указанных фондов;
  • предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
  • отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;
  • создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

В соответствии с рассматриваемым Федеральным законом Правительство Российской Федерации издало постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. №228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета». Основной целью упомянутого постановления является усиление государственного регулирования сельскохозяйственного производства, эффективного использования средств федерального бюджета и совершенствования лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе.

Этим постановлением Правительство Российской Федерации установило, что лизингодателями по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды (лизинга) за счет средств федерального лизингового фонда могут являться лизинговые компании (фирмы), контрольный пакет акций которых закрепляется в федеральной собственности и не подлежит отчуждению и передаче на иных правах сторонним организациям.

В Российской Федерации создается федеральный лизинговый фонд, финансовые средства, от деятельности которого выделяются потребителям на возвратной беспроцентной основе с целью приобретения сельскохозяйственной техники. В качестве структуры, призванной организовывать и координировать лизинговую деятельность на селе, Правительством Российской Федерации определено ОАО «Росагроснаб».

В указанном постановлении Правительства Российской Федерации четко прослеживается следующая управленческая «цепочка», при которой ОАО «Росагроснаб» обязуется передать в федеральную собственность свой контрольный пакет акций, выполнив тем самым одно из основных условий постановления Правительства Российской Федерации. После передачи в федеральную собственность своего контрольного пакета акций ОАО «Росагроснаб» будет выступать инициатором привлечения к лизинговой деятельности тех региональных снабженческих организаций (лизинговых компаний) агропромышленного комплекса, которые в свою очередь уже уступят ему свои контрольные пакеты.

Постановлением Правительства Российской Федерации также установлено, что средства федерального лизингового фонда являются федеральной собственностью, учитываются на бюджетных счетах лизинговой компании в уполномоченном банке, допущенном к обслуживанию счетов специального фонда кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях. Возврат средств осуществляется в установленном порядке и в соответствующие сроки через специальные счета, открытые федеральным лизинговым фондом в Главном управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и его территориальных органах.

В целях повышения материально-технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения Правительство Российской Федерации также приняло постановление от 27 апреля 1999г. №467 «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования», которым одобрило инвестиционный проект, подготовленный Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации общей стоимостью до 10 млрд. рублей с привлечением кредитов Сберегательного банка Российской Федерации под государственные гарантии на закупку лизинговыми компаниями сельскохозяйственной техники и оборудования для организаций агропромышленного комплекса, а также одобрило мероприятия, направленные на выполнение инвестиционного проекта.

***

В 1999 г. были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30. 12. 96 №225-ФЗ. На сей счет законодателями были приняты два федеральных закона: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 07.01.99 №19-ФЗ и Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10.02.99 №32-ФЗ.

Наиболее значимые правовые новеллы, внесенные первым Федеральным законом, заключаются в следующем:

1. Право пользования недрами на условиях СРП может быть предоставлено инвесторам не только на основании федеральных законов, но и на основании принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации, а также на основании принятия решения органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При заключении СРП приоритет будет отдаваться тем месторождениям, в отношении разработки которых Российская Федерация имеет обязательства о проведении соответствующих переговоров об условиях соглашений, а также имеются результаты проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях СРП.

3. Российские юридические лица имеют преимущественное право участвовать в СРП в качестве подрядчиков, перевозчиков, поставщиков и т. д. на основании соответствующих договоров с инвесторами.

В Федеральный закон от 10.02.99 г. №32-ФЗ были внесены следующие изменения и дополнения:

1. Участники работ по соглашениям о разделе продукции, в том числе и иностранные инвесторы, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, акцизов, налога на добавленную стоимость при ввозе/вывозе товаров, в том числе предоставляемых по лизингу и необходимых для выполнения работ по таким соглашениям.

2. На время действия соглашения взимание федеральных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Инвестор освобождается от взимания налогов и сборов за исключением: налога на прибыль, платежей за пользование недрами, платежей по социальному и медицинскому страхованию работников-граждан России, платежей в Государственный фонд занятости населения России и платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Инвесторы освобождаются от уплаты акцизных сборов при ввозе на таможенную территорию России подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей). Не уплачиваются акцизы также с подакцизных видов минерального сырья и продуктов его переработки, предусмотренных к получению по соглашению и являющихся собственностью инвесторов.

Дополнительным стимулом для освоения природных ресурсов на территории Российской Федерации, очевидно, будут служить вышедшие законы, существенно расширяющие списки месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП.

В число важных нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к СРП, необходимо отнести постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1999 г. №740 «Об утверждении Положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции».

Это постановление было издано в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» в целях контроля за составом и порядком возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции.

Упомянутым постановлением установлено, что Положение применяется при подготовке, заключении и исполнении соглашений о разделе продукции, вступивших в силу после его утверждения. Оно предназначено для установления при заключении и исполнении соглашений следующих составов затрат: состава возмещаемых затрат; состава невозмещаемых затрат; порядка возмещения затрат инвестора и (или) оператора соглашения.

Возмещаемые затраты утверждаются управляющим комитетом в соответствии с программой работ и сметой затрат в порядке, предусмотренном соглашением.

Следует иметь в виду, что при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия определения возмещаемых затрат и затрат, вычитаемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, установленные указанными соглашениями.

В состав возмещаемых затрат включаются следующие затраты:

  • затраты, понесенные инвестором до вступления соглашения в силу;
  • затраты, понесенные инвестором и (или) оператором с даты вступления соглашения в силу и в течение всего периода его действия;
  • затраты, понесенные инвестором до вступления соглашения в силу, возмещаются в порядке и размере, предусмотренными соглашением, и должны быть отражены в смете затрат на первый год работ по соглашению.

Указанные затраты, понесенные инвестором и (или) оператором действуют с даты вступления соглашения в силу в течение всего срока его исполнения.

В рассматриваемом постановлении Правительство Российской Федерации определило исчерпывающий перечень невозмещаемых затрат, а также установило, что этот перечень не может быть дополнен какими-либо другими затратами.

Уместно сказать, что дополнительным стимулом для вложения инвестиций в освоение природных ресурсов Российской Федерации будут служить принятые федеральные законы, существенным образом расширяющие списки месторождений, которые будут разрабатываться на условиях СРП 2.

***

На территории Российской Федерации существует множественность свободных экономических зон, деятельность которых регулируется различными нормативными актами, принятыми в последние 10 лет различными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Однако до недавнего времени в Российской Федерации существовала лишь одна особая экономическая зона в Калининградской области, учрежденная в соответствии с Федеральным законом «Об особой экономической зоне Калининградской области» от 22.01.96 №13-ФЗ.

Не так давно, Федеральным законом «Об особой экономической зоне в Магаданской области» от 31. 05. 99 №104-ФЗ учреждена вторая особая экономическая зона — Магаданская, представляющая собою территорию, расположенную в административных границах города Магадан.

Основными целями создания Особой экономической зоны являются развитие производительных сил, финансового и товарного рынков Магаданской области.

Участниками Особой экономической зоны могут быть юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Особой экономической зоны, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Особой экономической зоны. Указанные лица должны иметь регистрационные свидетельства на право осуществления основной хозяйственной деятельности, а также иметь не менее 75 процентов основных фондов на территории Магаданской области.

Деятельность Особой экономической зоны осуществляется на основании Программы развития, утверждаемой законом Магаданской области.

Участники Особой экономической зоны пользуются определенным налоговым режимом.

При осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации). Это положение действует до 31 декабря 2005 года.

В период с 1 января 2006 года до 31 декабря 2014 года участники Особой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.

Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области.

Федеральным законом установлено, что в целях обеспечения защиты экономических интересов Российской Федерации, выполнения ее международных обязательств, соблюдения законодательства Российской Федерации, а также с учетом интересов национальной безопасности и экономических интересов на осуществление производственных и иных коммерческих операций, в том числе на розничную торговлю, на территории Особой экономической зоны могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и ограничения устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с администрацией Магаданской области.

Федеральным законом также установлено, что досрочная ликвидация Особой экономической зоны осуществляется на основании федерального закона.

Инвесторам, осуществляющим свою деятельность на территории Магаданской Особой экономической зоны следует иметь в виду, что ее деятельность обусловлена сроками. Так, Магаданская Особая экономическая зона действует со дня вступления в силу Федерального закона (с 07.07. 99) и действует до 31 декабря 2014 года.

В случае принятия федерального закона о досрочной ликвидации Особой экономической зоны Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки ликвидации Особой экономической зоны. Правительство Российской Федерации и администрация Магаданской области создают ликвидационную комиссию, полномочную решать вопросы, связанные с ликвидацией Особой экономической зоны.

С принятием двух вышеназванных федеральных законов, законодательно регулирующих деятельность особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, законодательный процесс в этом направлении не прекращается.

Так, подходит к завершающему моменту долгая и кропотливая работа над проектом федерального закона «О свободных экономических зонах», который принят Государственной Думой 09.06. 2000 в редакции, предложенной согласительной комиссией.

***

Общеизвестно, что в результате августовского кризиса 1998 г., приведшего, к частичной неплатежеспособности российского государства по обязательствам, связанным с эмиссией своих ценных бумаг (ГКО-ОФЗ), у нерезидентов на счетах оказались фактически замороженными значительные суммы средств.

В результате этого финансовые средства нерезидентов были заморожены и хранились на специальных счетах типа «С».

Для направления дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику Российской Федерации 20 ноября 1999 г. по инициативе Министерства финансов Российской Федерации было принято постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С» №1272.

Этим постановлением Правительство Российской Федерации одобрило Основные условия осуществления инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С». Основные условия были подготовленны Министерством финансов Российской Федерации. Данным постановлением Правительство Российской Федерации предложило зарубежным инвесторам трансформировать средства, находящиеся на специальных счетах нерезидентов типа «С» в прямые иностранные инвестиции в целях развития объектов организаций и предприятий, зарегистрированных на территории России, а также создания мощностей для производства экспортной продукции. Следует особо подчеркнуть, что в случае принятия положительного решения о переводе средств со счетов типа «С» вкладчики капитала пользуются всеми правами и гарантиями в отношении защиты инвестиций, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе и Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Основным документом, на основании которого Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и администрациями субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут реализовываться проекты, а также в соответствии с которым Центральный банк Российской Федерации разрешит перевод средств со специальных счетов нерезидентов типа «С», является план инвестиций.

План реализации иностранных инвестиций подготавливается иностранным инвестором по форме, установленной рассматриваемым постановлением.

В обязательном порядке план включает в себя заявку на рассмотрение плана реализации иностранных инвестиций, оформленную надлежащим образом, предварительные договоры; описание иностранных инвестиций или бизнес-план, а также информацию о направлениях и сроках использования денежных средств, находящихся на счетах типа «С».

Подготовленный план инвестиций принимается к рассмотрению при условии, что он содержит обязательство направить инвестиции для развития российских предприятий и организаций, а также для увеличения на них производства экспортной продукции.

Иностранный инвестор должен гарантировать, что не менее 70% из суммы, предназначенной для закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных на территории Российской Федерации, необходимой для осуществления инвестиционного проекта, будет истрачено на приобретение таких товаров у российских товаропроизводителей. Если доля закупаемых средств составляет 100%, то такой инвестиционный проект признается приоритетным и будет рассматриваться в первоочередном порядке.

Третьим условием принимаемого к рассмотрению плана реализации иностранных инвестиций является то, что иностранный инвестор берет на себя обязательство, касающегося того, что в случае продажи (уступки) переведенных со счетов типа «С» прямых инвестиций за рубли или погашения предоставленного рублями кредита до истечения 3 лет с даты использования этих средств со специального счета нерезидента типа «С», он обязуется перечислить денежные средства в рублях в размере не менее первоначально использованной суммы на специальный счет нерезидента типа «С».

Для рассмотрения плана реализации иностранных инвестиций, кроме перечисленных, других условий не требуется.

Инвестиционный проект рассматривается в 15-дневный срок с даты подачи документов, в течении которого план либо принимается, о чем иностранный инвестор уведомляется путем направления ему соответствующей справки, составленной по установленной данным постановлением форме, либо по нему дается мотивированный отказ.

В отдельных случаях время экспертной оценки плана реализации иностранных инвестиций может быть продлено еще на 30 дней.

Окончательное разрешение на перевод средств со специальных счет нерезидентов типа «С» принимается Центральным банком Российской Федерации.

Следует иметь ввиду что Центральный банк Российской Федерации будет выдавать разрешения, исходя из соответствия проекта нормативным актам Центрального банка Российской Федерации, а также лимитам объемов иностранных инвестиций, установленным для перевода средств нерезидентов со счетов типа «С». Подразумевается, что под нормативным актам Центрального банка Российской Федерации в данном случае понимаются акты, которые будут приняты в ближайшее время Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 г. №1272. Общеизвестно, что ведомственные нормативные акты более подробно регламентируют поставленные Правительством Российской Федерации задачи.

***

В настоящее время на смену адресным указам Президента Российской Федерации в части выпуска органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внешних облигационных займов пришел Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998г. №136-ФЗ.

С принятием Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» в установленном порядке был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 09 июня 1998 г. №696 «О порядке выпуска органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации внешних облигационных займов», которым ранее предоставлялось право некоторым субъектам Российской Федерации выпускать собственные внешние облигационные займы 3.

В целях совершенствования учета выпусков государственных ценных бумаг, а также унификации порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.99 №2н утвержден Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг был принят в соответствии с упомянутым Федеральным законом.

Государственный регистрационный номер выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг присваивается эмитентом указанных ценных бумаг.

Указанным Приказом от 21.09.99 №2н эмитентам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации предписано привести в соответствие с упомянутым Приказом порядок формирования государственных регистрационных номеров выпусков ценных бумаг, эмитируемым в соответствии с условиями эмиссии, зарегистрированными в установленном порядке.

***

Следует отметить, что продолжается работа над совершенствованием налоговой системы Российской Федерации в первую очередь в направлении повышения ее справедливости и стимулирующего воздействия для развития экономики страны в части устранения необоснованных льгот.

В частности, в 1999 г. были отменены льготы, предоставляемые Законом Российской Федерации «О Закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.92 №3297-1 (в ред. Федеральных законов от 28.11.96 №144-ФЗ, от 31.07.98 №144-ФЗ, от 02.04.99 №67-ФЗ), в отношении так называемых закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), активно использовавшихся в качестве своего рода «внутренних оффшорных зон» в целях уклонения от налогообложения (потери бюджетов всех уровней от этих льгот в 1999 г. составили более 70 млрд. руб.).

Со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях» от 02.04.99 №67-ФЗ прекратили свое действие предоставленные ранее дополнительные льготы по налогам и сборам организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО. Для организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО до и после вступления в силу Федерального закона от 02.04. 99 №67-ФЗ, действуют дополнительные льготы по налогам и сборам в порядке, установленном этим Законом.

Право на получение дополнительных льгот по налогам и сборам, предоставляемых соответствующими органами местного самоуправления в соответствии с Законом о ЗАТО, имеют только организации, зарегистрированные в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО.

Для получения права на дополнительные льготы по налогам и сборам указанные организации должны отвечать следующим требованиям:

  • наличие не менее 90% основных средств организаций на территории ЗАТО, где они зарегистрированы в качестве налогоплательщиков;
  • осуществление не менее 70% деятельности организаций на территории ЗАТО, где они зарегистрированы в качестве налогоплательщиков.

Уместно также отметить, что принятые в последнее время федеральные законы снижают ряд действующих налоговых ставок, в частности, предельная ставка по налогу на прибыль снижена с 35 до 30%. Несмотря на это, физическая величина поступлений в бюджет по налогу на прибыль по статистическим данным заметно выросла. Предельная ставка подоходного налога также снижена с 45 до 30 процентов4.

***

Заканчивая анализ основных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих инвестиции на территории Российской Федерации, следует отметить, что установленные государством определенные гарантии и льготы иностранным и отечественным инвесторам, которые ранее отсутствовали в российском законодательстве, несомненно повлияют на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации.

Что касается дельнейших перспектив развития законодательства, регулирующего инвестиции на территории Российской Федерации, то здесь уместно процитировать ответ Президента Российской Федерации В.В.Путина в интервью газете «Вельт ам зонтаг» (ФРГ).

На вопрос относительно правового обеспечения экономического сотрудничества в сфере иностранных инвестиций Президент Российской Федерации сказал следующее: «Россия должна еще немало сделать для улучшения инвестиционного климата. Наша задача — свести к минимуму факторы риска для российских и зарубежных инвесторов, обеспечить прозрачность и ясность экономической политики на долгие годы. С этой целью мы совершенствуем экономическое законодательство. Так, готовятся изменения и дополнения в законодательные и нормативные акты, вытекающие из Федерального закона «Об иностранных инвестициях». Продолжается работа над проектом Договора о государственной концессии, заключаемой с российскими и иностранными инвесторами. Ведется разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих практическое применение Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Завершается работа над проектом второй части Налогового кодекса России, введение в действие которого призвано обеспечить стабильный и предсказуемый налоговый режим в стране. Кроме того, планируется поэтапный переход к взиманию налога с прибыли, постепенное решение проблемы вычета необходимых деловых расходов из налогооблагаемой базы, создание эффективной системы налоговых апелляций».

***

Учитывая изложенное, следует отметить, что несомненно будет продолжена практика предоставления адресных льгот и преференций крупным проектам, одобренным межгосударственными инвестиционными соглашениями со статусом приоритетных, что соответствует современному российскому законодательству. Важно, однако, что все правовые новеллы, дополнительные льготы и др. будут укладываться в рамки соответствующих законов.

Разрабатываются решения по упрощению таможенного оформления товаров и предоставления льгот иностранным инвесторам. В целом, ведется серьезная работа по совершенствованию системы защиты прав инвесторов, страхования иностранных инвестиций в Российской Федерации с участием государства, российских и иностранных финансовых и кредитных организаций, международных институтов».

По истечении определенного периода времени правоприменительная практика покажет, какие федеральные законы, нормы и положения работают, станет также ясно, какие изменения и дополнения потребуется внести в «молодое» инвестиционное законодательство Российской Федерации.