Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Пермский край - территория конкурентного развития

Уткин Ю.А., заместитель Председателя Правительства Пермского края

Пермский край - наиболее экономически развитый и крупный российский регион, обладающий богатым природным и экономическим потенциалом. Экономика Пермского края относится к индустриальному типу и представляет собой высокоразвитый, диверсифицированный хозяйственный комплекс. Так, на территории Прикамья функционирует более 65 тыс. предприятий и их филиалов. Они работают преимущественно в таких отраслях промышленности, как добыча и переработка нефти, химическое и металлургическое производство, машиностроение, электроэнергетика и лесопромышленный комплекс.

Пермский край богат минерально-сырьевыми (1374 разведанных месторождений по 49 видам полезных ископаемых), водными (1-е место по обеспеченности на Урале) и лесными (69% территории) ресурсами. Пермский край является еще и значимым энергопроизводителем: доля электроэнергии, поставляемой за пределы региона, составляет 20%. Таким образом, Пермский край относится к числу тех немногих регионов, где сохраняется резерв генерируемых мощностей в условиях свойственного ряду субъектов энергодефицита.

Территориальное положение Пермского края можно охарактеризовать как благоприятное, даже несмотря на удаленность региона от основных рынков сбыта продукции и «полюсов роста международного уровня», которыми традиционно называют Москву и Санкт-Петербург. Пермский край занимает 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой своеобразный восточный «форпост» Европы, 99,8% пространства которого принадлежат Европе и лишь 0,2% - Азии.

Немаловажным является тот факт, что край занимает особое транзитное положение в транспортной сети России, а его инфраструктура обладает большим потенциалом развития для усиления роли края как в межрегиональных, так и в международных интеграционных связях. Это особое положение обусловлено тем, что территория Пермского края расположена в бассейне реки Камы, которая обеспечивает выход к пяти морям - Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому. Кроме этого, Пермский край пересекают две железнодорожные магистрали, одна автомагистраль, через территорию региона проходят несколько нефте- и газопроводов.

Власть и бизнес

Если вышеизложенные характеристики Пермского края можно считать объективными и обусловленными его территориальным положением или обладанием определенным набором ресурсов, то доброжелательные и конструктивные взаимоотношения между властями Пермского края и бизнеса целиком и полностью являются результатом политики, проводимой Правительством региона. Основными положениями курса Правительства Пермского края являются политическая стабильность и последовательная политика отказа от прямого административного вмешательства со стороны органов государственной власти края в хозяйственную деятельность предприятий.

Главный приоритет экономической политики Правительства края - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развитие инвестиционного процесса в регионе. Именно на повышение инвестиционной привлекательности региона направлен проект под названием «Привлечение инвесторов и центров прибыли компаний на территорию Пермского края на 2008-2011 годы». В рамках этого проекта, начиная с 2006 г., в крае снижена региональная часть ставки налога на прибыль на 4% для всех налогоплательщиков. Сейчас он составляет 15,5%. Для предприятий, инвестирующих в основные фонды, в крае установлена льгота по налогу на имущество. Одни из самых низких в России ставки выкупа земли являются еще одним существенным конкурентным преимуществом Пермского края. В рамках тарифной политики ликвидировано перекрестное субсидирование в теплоэнергетике, последовательно снижается в электроэнергетике, в услугах водоснабжения и водоотведения, введены тарифы на подключение к электрическим сетям.

Показателем плодотворного сотрудничества властей Пермского края и бизнеса является заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с крупнейшими предприятиями, расположенными на территории края. В соответствии с соглашениями стороны сотрудничают по таким направлениям, как развитие и стимулирование инвестиционных проектов, развитие промышленного и научного потенциала, землепользование, дорожное строительство. В том числе совместно осуществляют финансирование социальных объектов и объектов инфраструктуры.

Это прозрачные методы распределения ресурсов, в том числе земельных. Это честное размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов, предоставление бизнесу возможности оказывать традиционно бюджетные, например, медицинские услуги населению.

«Белкомур»

Наиболее ярким примером частно-государственого партнерства является проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». В 2007 г. регионы - инициаторы проекта подписали Меморандум «О реализации Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области (Проект «Белкомур»)». Проект вошел в «Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегию развития ОАО «РЖД» до 2020 г.».

Общая стоимость инвестиций оценивается в 598 млрд руб., из которых средства Инвестиционного фонда РФ составят 118 млрд руб., частных инвесторов - 480 млрд руб. Участие в финансировании «Белкомура» примут такие крупнейшие предприятия, как ОАО «Березниковский содовый завод, ОАО «Сильвинит», ОАО «Уралкалий», ВСМПО «АВИСМА», ООО «Сода-хлорат», ОАО МХК «Еврохим», ОАО «Акрон», ОАО «АСПЕК», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «ЯрегаРуда», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ООО «Енисей».

В настоящее время проект поддерживают Мурманская и Кировская области, Республика Карелия, которые сейчас принимают решение о формате участия в проекте.

Магистраль Белое море-Коми-Урал пройдет через Соликамск (Пермский край), Гайны (Коми-Пермяцкий округ), Сыктывкар (Республика Коми). Реализация проекта позволит увеличить грузопоток за счет транспортировки природных и минерально-сырьевых ресурсов регионов-участников, создаст новый выход к Архангельскому морскому торговому порту, портам Финляндии, сократив путь на 800 км.

В перспективе планируется, что «Белкомур» обеспечит кратчайший путь в Северную Европу из регионов Сибири, стран Средней Азии и Дальнего Востока, а также снизит затраты на перевозки. Не возникает сомнений и относительно того, что реализация проекта даст импульс экономическому и социальному развитию северных территорий Пермского края, создаст инфраструктурную основу для роста экономики северных территорий Европейской части России и повышения качества жизни населения.

Инвестиции в край

На фоне активной политики краевых властей по стимулированию инвестиций на территории Пермского края реализуются крупные инвестиционные проекты.

Проект «Авиакрай» нацелен на содействие в получении государственного финансирования на разработку и производство на Пермском моторостроительном комплексе гражданского двигателя пятого поколения для перспективного самолета МС-21. Проект подразумевает создание в Пермском крае научно-исследовательского университета на базе образовательных учреждений, готовящих специалистов в сфере авиаракетодвигателестроения при поддержке и участии инженерных центров и предприятий ОПК «Оборонпром» для воспроизводства инженерной культуры в стране и обеспечения деятельности по созданию прорывных продуктов в сфере авиаракетодвигателестроения.

В строительной отрасли, благодаря наличию на территории Пермского края необходимых запасов полезных ископаемых, реализуются проекты по обеспечению отрасли строительными материалами. Компания «Millhaus Capital» инвестирует в строительство нового цементного производства в Горнозаводском районе Пермского края, а еще один инвестор ООО «Юнис» - в строительство завода по производству сухих строительных смесей в Ординском районе.

Проект «Торговые площадки. Развитие логистического кластера и качественных торговых площадей в Пермском крае» по задумке властей должен обеспечить регион качественными торговыми площадями. Они, в свою очередь, создадут все условия для удовлетворения покупательского спроса жителей и гостей Пермского края, развития рынка розничной торговли и сферы услуг, создания условий для формирования конкурентной среды, увеличения инвестиций в торговлю и смежные отрасли. Также этот проект поможет приблизить торговую и логистическую инфраструктуру края к европейского уровню. Уже в июле 2008 г. при содействии Министерства развития предпринимательства и торговли был открыт первый в Перми логистический терминал класса «А» компании «Линия 7».

Пермь Великая

Большое значение в Пермском крае придается развитию туристической отрасли в регионе, поскольку наличие разнообразного ландшафта на территории Прикамья позволяет удовлетворить самые изысканные потребности туристов. Поэтому стратегическая цель проекта «Пермь Великая» - превратить Пермский край в одну из главных рекреационных территорий России путем эффективного использования природно-ландшафтных и культурно-исторических ресурсов региона. Планируется создание ресурса, формирующего новое позиционирование региона как крупнейшего федерального центра активного спортивного приключенческого отдыха с уникальным историко-культурологическим содержанием. Проект «Пермь Великая» представляет собой пространственно сбалансированную систему тематических парков туризма - единый туристский продукт, реализующий концепцию многогранного культурного наследия Пермского края как места встречи различных народов и цивилизаций. Каждый из 7 парков проектируется как территория с туристско-рекреационной специализацией международного спроса, являясь своеобразным узлом-организатором туристской маршрутной сети региона с возможностью объединения в единый маршрут-поток международного уровня по принципу «Золотого кольца».

Урожайное село

Значительное внимание власти края уделяют развитию сельского хозяйства. Задача состоит в превращении агропромышленного комплекса края в эффективный аграрный бизнес, нацеленный на конечный результат и в большей степени не в валовых показателях, а в показателях эффективности.

Успешным примером является проект «Пермская картошка», который реализуется в крае с 2008 г. В этом году сельхозпредприятия края получили самую высокую урожайность картофеля за всю историю выращивания этой культуры в регионе. С 1 га собрано в среднем 228 ц, что на 30% больше, чем в прошлом году. Валовой сбор составил 70 тыс. т, что на 60% превышает итоги 2008 г. Примечательно, что продукт под этим брендом впервые вышел в другие регионы: Краснодарский край, Екатеринбург, Московскую область.

Проект «Молочный бизнес в Пермском крае» направлен на повышение конкурентоспособности молочной продукции и увеличение доли производства высокоэффективной продукции в общем объеме производимого молока путем строительства, реконструкции и переоборудования животноводческих комплексов. Производство молока в Пермском крае в 2009 г. по сравнению с прошлым увеличилось на 5%.

Еще один проект - «Прикамское село». Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» прежде всего, ориентировано на «точки роста» - территории, где реализуются инвестиционные проекты в области сельского хозяйства. Реализация инвестиционных проектов предполагает создание новых рабочих мест, а обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами возможно, только если создана комфортная среда обитания. Именно поэтому важно проводить газ и строить водопроводы в «точках роста». Там, где есть стабильная работа для населения, растет уровень жизни населения, улучшается демографическая ситуация и, значит, существует необходимость в объектах социальной инфраструктуры. В 2008 г. в сельских территориях края построено 45,4 км газопроводов, 39,4 км водопроводов, свидетельства на приобретение и строительство жилья получили более 100 семей, проживающих в сельской местности. В этом году свои жилищные условия улучшат около 300 семей.  

Проект по развитию малых форм хозяйствования на селе в рамках программы развития АПК на 2009-2012 гг. осуществляется по таким направлениям, как субсидирование процентной ставки по кредитам, тиражирование технологий мелкотоварного сельскохозяйственного производства (агрофраншиз), субсидирование затрат в рамках инвестиционных проектов, текущая поддержка в рамках Программы.

Покупай Пермское!

Для поддержки местных производителей на внутреннем рынке осуществляется проект «Покупай Пермское!», основными целями которого являются увеличение объемов продаж и формирование лояльности к продукции пермских производителей, а также импортозамещение. Узнаваемый знак с медведем, за которого проголосовали пермяки, выделяет продукцию местных товаропроизводителей на полках в розничных сетях. Что немаловажно, бизнес проявляет интерес к этому проекту: уже сейчас участниками проекта являются более 60 предприятий и крупнейшие торговые сети региона.

В Пермском крае также реализуется проект «Продвижение продукции пермских производителей». Прежде всего, он направлен на распространение и реализацию пермских товаров не только на региональном, но и на общероссийском и международном уровнях. В рамках проекта идет активное взаимодействие с торговыми представительствами России за рубежом и торгово-промышленными палатами регионов, привлечение к участию пермских производителей в выставочно-ярмарочных мероприятиях и др.

Результаты действия проекта в регионе налицо. Товарооборот предприятий Пермского края, участвующих в этом проекте, по итогам 2008 г. составил более 1 млрд руб. Только в прошлом году предприятия - участники проекта нашли новые рынки в 21 регионе РФ и 4 странах СНГ: Казахстане, Белоруссии, Украине, Туркменистане. И уже сейчас участниками проекта «Продвижение продукции пермских производителей» являются 119 предприятий.

УТКИН Юрий Аркадьевич. В 1999-2004 гг. - заместитель главного врача поликлиники МУЗ ГКБ № 4 г. Перми; в 2004-2005 гг. - генеральный директор ООО "СК "Урал-АИЛ-мед" (г. Пермь), Генеральный директор ЗАО "Межрегиональной клиники Урал АИЛ" (г. Пермь), Первый заместитель директора ООО "СК "Урал-АИЛ-мед" (г. Пермь). В 2005-2007 гг. - первый заместитель директора ЗАО "НТА" (г. Москва). В 2007-2008 гг. - Председатель Департамента развития человеческого потенциала Аппарата Правительства Пермского края. С 2007 г. - заместитель председателя Правительства Пермского края.