Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Совершенствование законодательства в части оборота земель сельскохозяйственного назначения

Денисов В.П., Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам

В ходе земельной реформы при реорганизации в 1992-1994 гг. колхозов и совхозов 115 млн га сельскохозяйственных угодий было передано в общую долевую собственность 12 млн граждан в виде земельных долей без определения на местности границ не только этих земельных долей, но и без определения границ земельных массивов, в которых находятся земельные доли.

По этой причине до сих пор затруднен кадастровый учет и государственная регистрация прав граждан на земельные участки.

Приватизация несельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, площадь которых составляет 205 млн га, не проводилась, и они были закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за сельскохозяйственными организациями и опять без определения их границ на местности.

При этом 01.01.2010 истекает срок, до которого сельскохозяйственные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, но не безвозмездно, а за плату, или оформить право аренды. Однако до сих пор в законодательстве не определена цена выкупа несельскохозяйственных угодий в собственность, что не позволяет начать их приватизацию и вынуждает оформлять только аренду

В результате к настоящему времени собственники земельных долей из имеющихся у них 115 млн га сельскохозяйственных угодий поставили на кадастровый учет и осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га.

Остальные земельные доли используются сельскохозяйственными организациями:

1) на правах аренды с государственной регистрацией договоров аренды - 14,3 млн га;

2) на правах аренды без государственной регистрации договоров аренды - 54,6 млн га (после 27.01.2011 такие договора в силу закона становятся нелегитимны);

3) на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю – 24,5 млн га (фактически самозахват не востребованных земельных долей);

В собственность сельскохозяйственных организаций оформлено всего 2,8 млн га.

Таким образом, 82% земли обрабатывается на "птичьих правах", что не позволяет кредитовать сельское хозяйство под залог земельных участков.

Члены Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам подготовили законопроект, которым предлагается внести изменения, направленные на упрощение процедуры согласования границ земельного участка, образуемого в счет земельных долей, постановки его на кадастровый учет и легализации прав на землю.

Основные концептуальные положения проекта

1. Вводится понятие «многоконтурный земельный участок», состоящий из нескольких обособленных контуров, каждый из которых не является самостоятельным объектом права. Это позволит проводить кадастровый учет и государственную регистрацию прав не каждого отдельного контура, а единого «землепользования». В результате не нужно заводить множество кадастровых и регистрационных дел и платить каждый раз государственную пошлину. Особенно это важно для хозяйств, в которых землепользование состоит из 200 и более контуров.

2. Установлены критерии, по которым можно признать земельный участок неиспользуемым по целевому назначению. Без этого принудительно прекратить права у нерадивого землевладельца и предоставить такой участок эффективному собственнику невозможно.

3. Вводится упрощенная процедура добровольного отказа от права собственности на земельную долю через регистрационные палаты. Раньше это можно было сделать только по решению суда путем признания земельной доли «бесхозяйным» имуществом.

4. Устанавливается, что выморочное имущество в виде земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или земельной доли переходит в порядке наследования по закону не к Российской Федерации, а в собственность муниципального образования. Из-за этого правового казуса раньше права на такие выморочные земельные участки и земельные доли вообще никем не оформлялись, а земля не обрабатывалась и зарастала сорняками и кустарником.

5. Вводится преимущественное право сельскохозяйственной организации или фермерского хозяйства на получение в собственность по цене не более 15% от кадастровой стоимости, либо в аренду без проведения торгов земельного участка, образованного в счет земельных долей, перешедших в муниципальную собственность. Единственное условие, которое необходимо соблюсти, это наличие фактического использования земельного участка данной организацией или хозяйством до его оформления в муниципальную собственность.

6. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» дополняется рядом важных статей:

  • прекращение права собственности на земельную долю;
  • особенности образования земельных участков из земельного участка, находящегося в долевой собственности;
  • проект образования земельных участков в счет земельных долей;
  • общее собрание участников долевой собственности;
  • выдел земельных участков в счет земельных долей до утверждения общим собранием проекта образования земельных участков в счет земельных долей.

В этих статьях восполняются пробелы законодательства, выявленные на практике при применении данного Федерального закона.

Кроме того, устанавливается, что до 01.01.2011 органы местного самоуправления обязаны организовать проведение первого общего собрания собственников земельных долей с вынесением на него вопросов о:

  • перечне невостребованных земельных долей (в дальнейшем перейдут в муниципальную собственность);
  • проекте образования земельного участка, остающегося в долевой собственности граждан;
  • избрании лица, уполномоченного действовать в дальнейшем от имени собственников земельных долей при согласовании границ, постановке земельного участка на кадастровый учет, регистрации прав на этот участок, заключении договора аренды.

Без муниципальной организационной поддержки процесс оформления прав на земельные доли может растянуться еще на десятилетие. Расчеты показывают, что в муниципальную собственность перейдет 22 млн га невостребованных земельных долей, и в случае их продажи для ведения сельскохозяйственного производства по цене 15% от кадастровой стоимости местные бюджеты получат 55 млрд руб., а затраты на организационные работы (созыв и проведение общих собраний дольщиков, составление списка собственников невостребованных земельных долей, межевание и кадастровый учет земельных участков) составят 9 млрд руб.