Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Материалы Всероссийской практической конференции "Современные технологии, материалы и техника как основа повышения качества строительства в условиях саморегулирования"

Из выступления И.И.Шикалова, Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга

Производство строительных материалов, изделий и конструкций является материальной базой строительного комплекса и определяет темпы его развития и экономику региона в целом.

В мае 2009 г. Правительством Санкт-Петербурга утвержден «План мероприятий по обеспечению Санкт-Петербурга строительными материалами на период 2009-2011 гг.», направленный на определение стратегии и основных направлений развития промышленности строительных материалов, использование прогрессивных технологий производства строительных материалов, изделий и конструкций, содействие их внедрению в производство с учетом экономической эффективности.

Сейчас на территории Санкт-Петербурга действуют 23 нормативных технических документа - территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга и методические документы, разработанные по заказу Комитета по строительству.

Расширение деятельности в сфере регионального нормирования в строительстве заметно возрастает, что связано, с одной стороны, с недостаточной полнотой и медленным обновлением нормативной базы федерального уровня, задержкой разработки необходимых технических регламентов, с другой стороны - с обилием особенностей субъектов РФ (как социально-экономических, культурных, так и природно-климатических), а также возрастающими потребностями участников проектно-строительной деятельности в установлении внятных правил поведения и регламентации новых подходов к строительству, реализации прогрессивных технических решений и новых технологий строительства, учитывающих петербургскую специфику.

Вступление в силу Федерального закона «О техническом регулировании», а также нового Градостроительного кодекса РФ привели к серьезным изменениям в сфере нормирования в проектировании и строительстве и, как следствие, отмене обязательности выполнения требований существующих Территориальных строительных норм Санкт-Петербурга. Правительством Санкт-Петербурга было издано Постановление от 19.07.2007 № 874 «О применении государственных градостроительных нормативов и правил - территориальных строительных норм Санкт-Петербурга», предусматривающее признать территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга актами добровольного применения.

В сложившейся ситуации в целях сохранения и развития регионального регулирования градостроительной деятельности, в том числе в проектировании и строительстве, намечено два основных пути, которыми мы активно продвигались в последнее время.

1. Разработка региональных методических документов по строительству добровольного применения. Региональные нормативы не нарушают федеральные нормативы, но имеют право их усиливать. Все они носят характер добровольного применения, за исключением бюджетного строительства Санкт-Петербурга.

Данные документы становятся обязательными для применения, если в договоре на выполнение работ предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

Для области строительства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга обязательность применения таких документов обеспечивается распоряжением Комитета по строительству от 27.11.2008 № 346 «О порядке применения региональных методических документов по строительству в Санкт-Петербурге».

В целях повышения качества строительства за счет развития его нормативного обеспечения между Комитетом по строительству, Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга установилось хорошее взаимодействие в сферах подготовки и выпуска региональных нормативно-технических документов в строительстве, их последующего применения при подготовке и государственной экспертизе проектной документации, при реализации проектов. Все 23 актуализированных и утвержденных Комитетом по строительству региональных методических документа утверждены к применению в работе Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ее приказами от 19.03.2009 № 15-п и от 09.09.2009 № 83-п. Это дает возможность применения новых технологий, оборудования и материалов при проведении экспертизы и государственного надзора.

Отбор тем для разработки региональных методических документов производится на основе рекомендаций созданной при Комитете по строительству рабочей группы по нормативно-методическому обеспечению строительства в Санкт-Петербурге. В группу входят представители заинтересованных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов государственного надзора, проектных институтов, организаций бизнес-сообщества и их объединений. Эта же рабочая группа согласовывает документы на всех стадиях их подготовки.

Так, например, вопросы энергоэффективности совместно с Комитетом энергетики решаются путем разработки региональных методических документов по обеспечению энергоэффективности строящихся и санации существующих типовых зданий. Целью работы является применение в петербургских нормативах новых технологий и материалов, начиная от возведения (или защиты) коробки здания, оконных проемов, развивая согласованные технические решения на системы вентиляции, кондиционирования, отопления, завершая системами учета энергии. К разработке документов приглашены все заинтересованные органы власти, ведущие научные институты и крупнейшие компании как России, так и мира («Победа», «Knauf», «Aeroc» - производители кирпича и газобетона, «Rockwool» - системы утепления, «Aereco» - одна из ведущих компаний по системам вентиляции и др.). Все они понимают, что никаких брендов их компаний не будет в разрабатываемом документе, но мы все взаимно можем заложить современные, технологические критерии качества товара. Они - для защиты бизнеса от нечестных конкурентов, а мы - для установления заданий на проектирование и приемку работ.

Подобным образом разрабатывается Региональный методический документ по тепловым сетям совместно с профильной комиссией Законодательного собрания Санкт-Петербурга и по инициативе строительного бизнеса. Такая инициатива красноречиво показывает отсталость федеральных норм в сфере инноваций, длительность разработки федеральных норм и необходимость принятия региональных нормативов по скорости разработки с учетом особенностей региона.

Все разработки региональных нормативов проводятся совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии им. Д.И.Менделеева, Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом.

Особо хочу остановиться на вопросах качества. Заинтересованные стороны - участники рабочей группы в любом субъекте РФ могут продвигать оговоренные всеми критерии качества продуктов на строительном рынке. Так, по инициативе общественных организаций бизнеса в Санкт-Петербурге заканчивается работа по созданию при «Союзе строительных объединений и организаций» (ССОО) комиссии по контролю качества. Общественные организации по ряду направлений строительного бизнеса сами на безвозмездной основе готовы проводить проверку качества товаров и услуг на бюджетных объектах, заслушивать провинившихся и при недоговоренности для исправления ситуации информировать уполномоченные органы.

Мы крайне заинтересованы в постоянном взаимодействии с европейскими организациями и научными институтами с целью совместного использования единой информационной системы современных технологий, оборудования и материалов. Такое взаимодействие уже начато.

Санкт-Петербург может стать для европейских специалистов интересной площадкой для распространения производимых ими материалов, технологий и оборудования. Учитывая сложные климатический условия (а это большие ветровые нагрузки, частые переходы «через 0»), Санкт-Петербург может стать хорошей экспериментальной площадкой, выработав на которой единые стандарты качества, их будет значительно проще распространить по всей территории России.

2. Внедрение в практику строительства стандартов профессиональной деятельности организаций, впоследствии саморегулируемых, с учетом вступления в силу федеральных законов от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В сложившихся реалиях представляется крайне важным установление тесного взаимодействия между Комитетом по строительству, крупнейшим в регионе профессиональным объединением строителей ССОО и вновь создаваемыми саморегулируемыми организациями (СРО). В рамках этого взаимодействия все существующие и разрабатываемые документы регионального регулирования градостроительной деятельности смогут получать статус стандартов ССОО и, в обратном порядке, все разрабатываемые ССОО стандарты могут утверждаться и вводиться в действие как региональные методические документы Санкт-Петербурга в области строительства.

Предлагаемое позволит сохранить единый системный подход к нормированию, предотвратит возможное проявление некомпетентности в данной сфере, предотвратит появление множества стандартов, противоречащих друг другу.

Совместная работа с Союзом в этом направлении велась последние 2 года, и 17.11.2008 состоялось решение Президиума ССОО, о принятии существующих территориальных строительных норм и региональных методических документов Санкт-Петербурга в качестве стандартов и правил ССОО как стандартов организации. Для определения порядка и условий введения данных стандартов в действие создана рабочая группа в составе представителей Исполнительной дирекции ССОО, строительных объединений и организаций, Комитета по строительству и органов государственного строительного надзора и экспертизы.

В целях обеспечения предметного взаимодействия органов государственной власти и организаций бизнес-сообщества в сфере формирования системы стандартов и правил СРО Правительством Санкт-Петербурга создан Общественный совет при Губернаторе Санкт-Петербурга по вопросам саморегулирования в строительстве. В его состав входят все зарегистрированные СРО города, представители органов исполнительной и законодательной власти, представители органов надзора.