Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Особенности осуществления государственного контроля при проведении проверок объектов недвижимости города Москвы

Шатохин В.Е., руководитель Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы создана в том виде, в каком она сегодня существует, в июне 2006 г. путем объединения двух инспекций - Земельной инспекции и Инспекции по контролю за объектами нежилого фонда. После объединения инспекция осуществляет контроль именно в этих двух направлениях - контроль за использованием земельных участков и контроль за использованием объектов нежилого фонда.

Мы проводим в год порядка 30 тыс. проверок, столько их было в 2008 году. В 2009 году их, естественно, меньше. Из 30 тыс. проверок примерно 16 тыс. приходится на объекты нежилого фонда и 14 тыс. - на проверку земельных участков. Выявляется до 30% нарушений - объем достаточно большой, это порядка 9 тыс., из них больше 6 тыс. приходится на нарушения, которые подлежат рассмотрению в административном порядке. Часть нарушителей не привлекается к административной ответственности по разным причинам, в том числе по малозначительности нарушения и т.д.

Госинспекцией по недвижимости за 9 месяцев 2009 г. было проведено 9,5 тыс. проверок, в том числе по вопросам использования земельных участков - более 5 тыс., нежилых помещений - почти 4,5 тыс. проверок. Выявлено 1,8 тыс. административных правонарушений, в том числе в области землепользования - 580, использования нежилых помещений - 260, против порядка управления (невыполнение предписаний об устранении нарушений) - почти 1000 нарушений.

Перепланировка - вопрос серьезный, потому что зачастую нежилые помещения находятся на первых этажах и в подвалах жилых домов, и неоформленная перепланировка может привести к серьезным нарушениям и действиям.

Осуществлялся систематический контроль за реализацией инвестиционных контрактов, в которых имеются городские доли нежилых помещений. В 2008-2009 гг. проведено более 400 проверок по указанному направлению контрольной деятельности. Выявлено почти 100 фактов затягивания сроков ввода в эксплуатацию инвестиционных объектов после завершения строительных работ, а также несвоевременного оформления актов реализации инвестиционных проектов после ввода в эксплуатацию построенных зданий. Это приводит к потерям городского бюджета и создает благоприятную почву для различного рода злоупотреблений со стороны инвесторов.

Борьба с самовольным строительством является общегородской задачей, решением которой занимаются различные городские службы. Их деятельность координируется Оперативной группой по вопросам сноса самовольных построек во главе с мэром Москвы, а также городской и окружными комиссиями по пресечению фактов самовольного строительства, в работе которых на постоянной основе принимают участие наши представители. Для улучшения межведомственного информационного взаимодействия с 2007 г. введена в эксплуатацию городская Система учета и мониторинга объектов самовольного строительства, активным пользователем которой является Госинспекция.

Основная наша задача - это выявление и пресечение фактов незаконного использования земель, которые во многих случаях допускаются при самовольном строительстве. По адресным спискам, полученным из городской базы данных, нами в течение года проверено почти 200 земельных участков, на которых осуществлялось самовольное строительство. Выявлено около 100 фактов незаконного занятия земель. Кроме того, при проведении плановых проверок земельных участков инспекторами выявлено на них 70 объектов, обладающих признаками самовольного строительства. По большинству фактов самовольного строительства, выявленных Госинспекцией, Городской и окружными комиссиями, приняты решения о сносе незаконно возведенных объектов. К сожалению, далеко не всегда снос происходит легко. Чаще всего приходится пройти длительную судебную процедуру, прежде чем примут решение о сносе, и затем такие решения еще не исполняются.

Организация несанкционированных парковок является одним из злободневных вопросов, который волнует, без всяких преувеличений, всех жителей Москвы. Основная проблема, возникающая у нас, это определение субъекта правонарушения, кто организовал парковку, кто установил столбики и другие ограждения. Желающих взять на себя ответственность, как правило, не находится. Необходимо проводить очень кропотливую работу, чтобы собрать доказательную базу для установления виновного лица и привлечения его к административной ответственности.

Считаю, что в наведении порядка с парковками приоритетной должна стать профилактическая работа местных властей - управ районов, инженерных служб. Попытки застолбить парковочные карманы, гостевые парковки, особенно на придомовых территориях, путем установки различного рода ограждений, приводит к тому, что эти участки земли не выполняют своих задач. Машины ставят, ставят столбики, машина уезжает, ограждение остается и большую часть времени участок не используется. Естественно, это вызывает нарекания со стороны других жителей дома, которые тоже бы хотели пользоваться на равных условиях. Поэтому здесь нужно принимать серьезные меры, и не только со стороны инспекции. Мы прибегаем при необходимости к помощи правоохранительных органов и районных управ. Привлекаем участковых инспекторов, и с их помощью удается сносить такие столбики.

С 2007 г. изменен порядок привлечения нарушителей к административной ответственности. Вместо административных комиссий теперь такие решения принимают должностные лица Инспекции. После принятия решения о наложении административного взыскания, как правило, в виде штрафа, необходимо еще получить этот штраф. Учитывая, что экономическая ситуация непроста, не все готовы оплачивать этот штраф.

Принят Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который ограничил количество проверок, проводимых различными контролирующими органами, в том числе и нашей Инспекцией, установил новый порядок планирования и проведения проверок. Теперь для того, чтобы провести проверку, начиная с 2010 г. надо включить ее в годовой план с указанием адреса, наименования организации, которая проверяется, и потом накануне проверки сообщить этой организации за 3 дня, что такая проверка будет проводиться. В такой ситуации, безусловно, проводить проверку станет гораздо сложнее, и организациям удастся чаще скрывать свои нарушения. Но закон принят, закон должен выполняться.

Для того чтобы его исполнять, нам приходится взаимодействовать с большим количеством организаций: Департаментом земельных ресурсов, Департаментом имущества, Прокуратурой г. Москвы, Межрайонной природоохранной прокуратурой и другими органами, в том числе правоохранительными. С Прокуратурой г. Москвы заключено полномасштабное Соглашение о взаимодействии, предусматривающее в том числе перечень передаваемых в Прокуратуру материалов о нарушениях, порядок их рассмотрения и информирования нас о принятых мерах. В 2009 г. нами направлено в Прокуратуру около 300 материалов по нарушениям, в которых просматриваются признаки уголовно наказуемых деяний. По 20 из них принимаются меры реагирования, в том числе заводятся уголовные дела.

Правительством Москвы и Московской городской Думой одобрен и рекомендован для внесения в Государственную Думу подготовленный Госинспекцией проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" по вопросам разграничения полномочий по государственному земельному контролю между Российской Федерацией и городом Москвой. Теперь предстоит большая работа по согласованию законопроекта с федеральными структурами. Мы предлагаем законодательно закрепить следующее разграничение полномочий по государственному земельному контролю: на федеральном уровне осуществлять контроль за соблюдением установленного земельным законодательством порядка по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе за предоставлением земельных участков и изменением их целевого назначения; на уровне субъектов РФ - региональный контроль за соблюдением пользователями земельных участков установленных законодательством, в том числе региональным, требований по использованию и охране земель.

Это позволит федеральным контролирующим органам сосредоточиться на наиболее актуальных вопросах обеспечения государственных и общественных интересов в сфере земельных отношений, защите конституционных прав юридических лиц и граждан на землю, а субъектам РФ - на вопросах контроля за использованием земельных участков их пользователями.

В июне 2009 г. принят закон города Москвы "О государственном контроле за использованием объектом недвижимости в городе Москве", который закрепил за нашей инспекцией право проводить проверки земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности, и право осуществлять контроль за использованием объектов нежилого фонда, находящихся в собственности только города Москвы. В связи с принятием этого закона внесены изменения в правовые акты города Москвы и инструктивно-методические документы Госинспекции.

В 2008 г. принят Национальный план противодействия коррупции, введен в действие базовый федеральный закон "О противодействии коррупции", в 28 действующих законов внесены антикоррупционные поправки, направленные на борьбу с этой страшной болезнью, поразившей властные структуры всех уровней. В развитие указанных документов нами были подготовлены и направлены в Правительство Москвы соответствующие предложения, большинство из которых учтено в Плане противодействия коррупции в органах исполнительной власти города Москвы, утвержденном Мэром Москвы.

Как известно, инспекторская работа входит в группу с повышенным коррупционным риском. То есть при проведении проверок возможны случаи злоупотребления своим служебным положением. Таких фактов в практике Госинспекции не было, но, тем не менее, принимаются профилактические меры.

Начиная с октября все проверки проводятся двумя инспекторами. Также не допускается рассмотрение возбужденных инспектором административных дел его непосредственным начальником, что способствует повышению объективности принимаемых решений. Исключена практика закрепления инспекторов за конкретными организациями, использующими объекты недвижимости. Полагаю, что и контрольные проверки за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений должны осуществляться не выдавшим его инспектором, а другими сотрудниками.

***

На заседании Московской городской Думы 02.12.2009 был принят в первом чтении проект городского закона «О Генеральном плане города Москвы». Над Генеральным планом развития Москвы работал большой творческий коллектив. Проект неоднократно обсуждался на заседании Правительства Москвы, прошел процедуру согласования с 27 российскими министерствами и ведомствами, исполнительной властью Московской области. В конце июля - начале августа 2009 г. в столице проводились публичные слушания по Генплану, в результате чего москвичами к его проекту было предложено 20 тыс. поправок, большая часть из которых была учтена при составлении окончательного варианта. Особое внимание жители столицы уделяли развитию транспортной инфраструктуры, а также зонам стабилизации и реорганизации территорий.

Генплан является документом территориального планирования. Главная его задача - формирование городской среды, благоприятной для ее жителей. Поэтому в актуализированном Генеральном плане особое внимание уделено социальной составляющей. В нем запланировано строительство около 105 млн м2 общественного назначения, из них 70 млн м2 будут отданы учреждениям здравоохранения, культуры, спорта. Отдельная тема - жилье: предполагается построить 100 млн м2 жилой площади, 7,5 тыс. га территории столицы оставлены на развитие промышленности.

В Генеральном плане развития Москвы никак не затронуты территории памятников исторического наследия и особо охраняемые природные территории: эти уже утвержденные рядом нормативно-правовых актов части города просто нанесены на схему, и им дана соответствующая характеристика.

Проект городского закона «О Правилах землепользования и застройки» также принят в первом чтении. Аналогичного документа в городе прежде не было. Правила землепользования и застройки тесно связаны с Генеральным планом развития Москвы. Но если главная цель Генплана - защитить общегородские интересы по всем возможным параметрам, то Правила землепользования и застройки адресованы всем правообладателям, тем, кто собирается заниматься строительством на той или иной территории: они должны знать, что именно, в каких параметрах и где имеют право строить.