Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Сохранение и приращение капитала здоровья - государственно-частный партнерский инвестиционный проект

Яковлева Т.В., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В обеспечении государственно-частного партнерства (ГЧП) по развитию человеческого капитала у нас широкое поле деятельности. В стране уже накоплен опыт участия бизнеса в организации непрерывной подготовки кадров для инновационной экономики. Второй год реализуется федеральный проект государственной поддержки иновационных профессиональных училищ при софинансировании их бизнес-партнеров. К сожалению, подобных примеров не так много, и это направление партнерства заслуживает нормативного обеспечения и системного подхода.

Очевидно, что когда речь идет о качестве человеческого капитала, мы должны иметь в виду и здоровье человека, его ценностные ориентации на здоровый образ жизни. В этом направлении ГЧП развивается более активно: это участие бизнеса в организации работы современных медицинских центров (например, отделение гемодиализа в Татарстане), организации питания больных (проект реализуется в ряде регионов, в том числе в Нижнем Новгороде и в Иванове), организация реабилитационных, спортивных, фитнес-центров и т.д.

Софинансирование развития человеческого капитала со стороны государства и бизнеса - это очень перспективное направление инновационного развития России, и мы должны найти эффективные экономические и социальные рычаги решения этой государственной задачи.

Вопрос развития и сохранения человеческого капитала здоровья как инвестиционный проект по приращению активов страны - это наиважнейшая проблема современной России. Социальная политика, выстроенная как система прямой помощи населению, перераспределения ресурсов от богатых к бедным, от прибыльных отраслей к убыточным, в своем существующем в настоящее время виде, очевидно, больше не устраивает ни общество, ни государство. Потому назрела необходимость системных преобразований как в системе управления, так и, прежде всего, в сознании представителей власти, бизнеса и всего общества в целом.

Дело в том, что социальная политика патернализма предполагала отношение к человеку как к пассиву, на который государство должно тратить деньги. В условиях экономического кризиса очевидной стала необходимость выстраивать социальную политику, основанную на отношении к человеку как к активу, в который государство в партнерстве с бизнесом и личностью, солидарно заинтересованными в получении доходов от его использования, вкладывают средства. Отсюда и интерес на уровне высшего руководства государства к теме человеческого капитала, причем именно в такой формулировке. На мой взгляд, выражения «тратить деньги на здравоохранение, образование, культуру» должны уйти в прошлое, на смену им в общественном сознании пришло понятие «инвестировать в человеческие активы».

Последнее десятилетие можно охарактеризовать усложнением организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска бизнесом и государством скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех ресурсов именно “человеческий ресурс” или “человеческий потенциал” стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной экономики. “Человеческий фактор” стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а даже более важный, чем заводы, оборудование, технологии.

В последние годы стало общепризнанным мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. Так, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает “чистые” валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения.

В условиях глобализации мировой экономики России просто необходимо сделать ставку на человеческий капитал. В развитых странах, по оценкам экспертов, доля человеческих ресурсов в национальном богатстве составляет 60%. На материальные активы приходится лишь 20% национального богатства, на природные ресурсы - 16%.

По многим показателям население России - уникальный ресурс. Уровень грамотности, охвата среднего образования у нас - один из самых высоких в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная - почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии - стране с самым высоким уровнем образования в ЕС - 78%, в Великобритании - 76%, в Испании и вовсе заметно меньше - 50%.

Но это одна сторона медали. Другая - уровень смертности, самый высокий в Европе, да и не только в Европе. По показателю смертности в трудоспособном возрасте мы находимся на уровне, сопоставимом разве что с африканскими странами. Уровень заболеваемости, травматизма, инвалидности - опять же самый высокий в Европе. И это не просто общие цифры - за ними стоит весьма печальная, а часто и весьма трагическая конкретика.

В экономической науке выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • инвестиции в образование (капитал знаний);
  • инвестиции в здравоохранение (капитал здоровья);
  • инвестиции в культуру и духовное развитие личности (духовный капитал).

Капитал здоровья является неотъемлемой и базовой частью человеческого капитала. Инвестиции в него выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Очевидно, что инвестиции в сохранение человеческого капитала здоровья, продление трудоспособного возраста и улучшение качества жизни имеют прямое влияние на эффективность уже осуществленных и будущих вложений в образование, науку и культуру.

Экономическая ценность и значимость здоровья для накопления человеческого капитала безусловны. Низкий уровень продолжительности жизни в стране автоматически включает в число приоритетных задач инвестиции на поддержание здоровья, что способствует продлению жизни человека, а следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.

Уровень здоровья во многом зависит от качества функционирования и объема финансирования системы здравоохранения.Как бы трудно ни было стране в условиях экономического кризиса, необходимо понимать, что здоровье является такой стороной человеческого капитала, которая «не терпит» нехватку финансовых средств, невнимания к себе и «мстит» обществу за безответственное к себе отношение. Известно, что живущие сейчас поколения несут в себе груз накопленных патологий. Нынешние болезни, в силу их инерционного воздействия, отзовутся тяжёлыми последствиями в будущем.

Долгое время инвестиции в здравоохранение в целом по России составляли 3,1-3,5% национального дохода, тогда как в развитых странах они находились на уровне 10%. Достижение объёма и качества финансирования, обеспечивающего устойчивость социально-демографической ситуации в регионе, является общей приоритетной задачей государства и бизнеса. Очевидно, что хорошее здоровье населения является результатом продуманной и долгосрочной программы инвестиций в сохранение человеческих активов. Так, хорошее здоровье - это залог большей продолжительности жизни, более высокой производительности труда, следовательно, расходы на сохранение здоровья - это выгодные инвестиции с долгосрочной и постоянно возрастающей отдачей.

Таким образом, процесс воспроизводства человеческого капитала здоровья как части национального и регионального богатства невозможен без соответствующих инвестиций на микро- и макроуровне.

Инвестиции в развитие и сохранение человеческого капитала помимо социальных эффектов всегда предполагают отдачу для субъекта, их осуществляющего.Для работника мотивацией к поддержанию здоровья и получению образования является дифференциация его доходов. Для компании, вкладывающей деньги в развитие персонала, речь идет о повышении производительности труда, снижении издержек, связанных с временем нетрудоспособности. Для государства и общества в целом эффект выражается в поддержании конкурентоспособности национальной экономики и росте ВВП.В связи с этим приобретают особое значение не только государственные, но и корпоративные инвестиции в поддержание физического состояния сотрудников: профилактику профзаболеваний, предоставление питания для работников, медицинское обслуживание по месту работы, оплату санаторно-курортного отдыха и лечения, лечение в медицинских учреждениях, профилакториях и санаториях, улучшение жилищных условий, страхование от несчастных случаев.

Очевидно, что полноценно решить проблемы приращения капитала здоровья в каждом отдельно взятом регионе только за счет федерального бюджета абсолютно невозможно. Поэтому данная задача не может быть решена без широкого вовлечения сил и средств самого региона, бизнеса и личности в рамках ее ответственного и осознанного отношения к собственному здоровью.

Цель реализации государственно-частного партнерского инвестиционного проекта - создание устойчивых предпосылок и условий для обеспечения прироста и сохранения человеческого капитала здоровья, для достижения стратегической цели - успешного социально-экономического развития в условиях кризиса и выхода на принципиально новый уровень развитой высококонкурентной экономики.

Взаимосвязь этих целей очевидна: чем больше трудоспособного населения в области, чем оно здоровее - тем больший валовый региональный продукт оно способно произвести, тем выше «добавленная стоимость» и, соответственно, тем выше «благосостояние» области. С другой стороны, область, обладающая солидным человеческим капиталом, становится привлекательней для инвесторов, для развития производства на ее территории, что также способствует экономическому росту региона и, в конечном результате, росту благосостояния населения.

Главный вопрос лежит в плоскости решения данной проблемы на фоне несопоставимости возможностей функционирования государственной системы сохранения человеческого капитала и потребностей общества и экономики региона, а также сложности реализации задач по преобразованиям в данной сфере.

Принимая во внимание сложность, глубину данной проблемы, простого решения её не существует. Однако, учитывая её высокую социальную значимость, огромный экономический потенциал, решение этой задачи необходимо найти и реализовать. Своё видение комплекса мер по сохранению человеческого капитала региона в максимально лаконичном виде я могу представить следующим образом:

1.  Содействие разработке и запуску региональных государственно-частных партнерских инвестиционных проектов и программ по сохранению и приращению человеческих активов.

2.  Закрепление условий программы на законодательном уровне субъекта Российской Федерации - одно из важнейших условий успешной реализации.

3.  При провозглашении принциповГЧП одной из первых задач является четкая формулировка обоюдных обязательств сторон, проработка механизмов и критериев эффективности функционирования данной системы.

4.  Формирование условий для развития ресурсной базы, а именно разработка и внедрение системы мотивации и вовлечения бизнеса в инвестиционный проект.

5. Переход к инвестированию в сферы сохранения капитала здоровья, ориентированному на результат - достижение конкретных измеримых целей.

6.  Повышение эффективности системы управления сферами охраны здоровья и профилактики здорового образа жизни.

7.  Воспитание и пропаганда в обществе культуры бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Учитывая высокую социальную значимость указанного вопроса, возможные социальные последствия неадекватных его решений, к разработке конкретного механизма реализации проекта нужно подойти с особенной тщательностью, с широким привлечением экспертного сообщества. Соответственно, данное положение диктует необходимость скорейшей разработки целостной Программы региональной инвестиционной политики по сохранению и приращению человеческого капитала, её широкого обсуждения заинтересованными сторонами и внедрения в качестве основы построения эффективной политики в рассматриваемой сфере.

Комплексное решение указанных вопросов, а также разработка и внедрение качественных стандартов и критериев оценки эффективности инвестирования в человеческие активы, поэтапный переход на новые принципы позволят создать в каждом регионе и в целом в стране действительно прочный фундамент развития социально-экономической системы.

Возможно, многие скажут, что период кризиса - не лучшее время для того, чтобы стратегически перестраивать подходы к управлению социальной политикой. Однако именно сейчас перед нами стоит вызов, ответом на который должны стать уверенные шаги по реформированию основополагающих сфер, связанных со стратегическим развитием экономики и выходом на принципиально новый уровень в мировом сообществе.

Кроме того, достижение целей указанных преобразований невозможно без реформирования в сознании населения. Необходимо приложить максимум усилий для изменения отношения людей к собственному здоровью, повышения личной ответственности и стремления самостоятельно инвестировать средства, время и силы в сохранение здоровья и продление жизни.

ЯКОВЛЕВА Татьяна Владимировна. В 1986-1993 гг. - депутат Нерльского поселкового, Тейковского районного и Ивановского областного Советов. В 2000-2003 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ 3-го созыва, заместитель Председателя Комитета по охране здоровья и спорту, председатель подкомитета по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, заместитель Председателя Комиссии по проблемам народонаселения. В 2003-2007 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ 4-го созыва, председатель Комитета по охране здоровья. В 2007 г. избрана депутатом Государственной Думы ФС РФ 5-го созыва, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия".