Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Перспективы и направления совершенствования законодательства о собственности

Участники Парламентских слушаний, обсудив проблемы, перспективы и направления совершенствования законодательства о собственности, отмечают следующее.

Одним из наиболее важных направлений государственной политики долгосрочного социально-экономического развития России является обеспечение национальной (в том числе экономической) безопасности, которое требует наличия эффективного механизма контроля соблюдения законодательства, регулирующего гражданские правоотношения. Основой таких правоотношений в соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса (ГК) РФ является неприкосновенность собственности в сочетании с недопустимостью произвольного вмешательства в частные дела физических и юридических лиц.

Признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности гарантировано ст. 8 Конституции РФ и является важнейшим условием стабильного экономического развития страны. Однако в условиях мирового финансово-экономического кризиса существенно обострился ряд серьезных проблем экономического и правового характера, которые нарушают права и законные интересы добросовестных собственников, препятствуют сбалансированному развитию отношений собственности в Российской Федерации и создают угрозу национальной экономической безопасности.

В частности, к числу наиболее серьезных проблем в сфере отношений собственности следует отнести активизацию преступных посягательств на объекты собственности (так называемое рейдерство), которые оказывают дестабилизирующее воздействие на состояние имущественного оборота, приводят к значительному ухудшению криминогенной ситуации в стране и наносят огромный ущерб развитию предпринимательской активности населения. Одной из основных причин возникновения подобных явлений следует считать несовершенство законодательных механизмов, регулирующих вопросы возникновения, закрепления и прекращения права собственности.

До настоящего времени не реализован законодательный потенциал ГК РФ, в соответствии с требованиями которого должны быть приняты федеральные законы об иммунитете государства в отношении государственной собственности (ст. 127), об имуществе (ст. 212), об отнесении государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ (ст. 214), о национализации (ст. 235). В условиях отсутствия законов по-прежнему основным регулятором выступает усмотрение чиновника, порождающее коррупцию и саморегулирование, граничащее с правонарушениями.

По экспертным данным, лица, совершающие преступные посягательства на объекты собственности, используют широкий спектр инструментов незаконного захвата предприятий, опираясь на коррупционность бюрократической системы и используя возможности правоохранительных, нотариальных, регистрационных и судебных органов. При этом основными методами незаконного захвата предприятий являются регистрация фальсифицированных документов в налоговых органах, незаконная смена руководства предприятий, применение процедуры "искусственного банкротства" по отношению к предприятию, которое становится объектом преступного посягательства. Кроме того, эффективность подобных преступных посягательств во многом обеспечивается за счет участия частных охранных предприятий, действующих в интересах рейдеров и в то же время практически не несущих какой-либо ответственности в силу формального отсутствия фактов нарушения законодательства.

По мнению участников Парламентских слушаний, деятельность по предупреждению и пресечению рейдерских захватов существенно осложняется отсутствием в законодательстве Российской Федерации определений преступного посягательства на объекты собственности и незаконного захвата объектов собственности, а также норм, предусматривающих наступление уголовной ответственности за подобные преступления. В настоящее время при выявлении фактов незаконного захвата объектов собственности возбуждение уголовных дел, как правило, осуществляется по ст. 159 ("Мошенничество"), 330 ("Самоуправство"), 327 ("Подделка, изготовлении или сбыт поддельных документов"), 213 ("Хулиганство") и ряду других статей Уголовного кодекса РФ, не в полной мере учитывающих ущерб, наносимый подобными преступлениями экономическому развитию страны. Вместе с тем участники Парламентских слушаний считают, что и в гражданском законодательстве Российской Федерации, разработанном с опорой на международный опыт, отсутствуют эффективные механизмы противодействия таким опасным и нетипичным для зарубежных экономически развитых стран явлениям, как "рейдерство". Это связано с тем, что современная международная практика применения законодательных актов, регулирующих отношения собственности, была накоплена в условиях, когда собственники, в силу ранее принятых актов и исторических традиций, имели мощную защиту.

Серьезную озабоченность участников Парламентских слушаний также вызывают многочисленные факты прямого вымогательства у частных предпринимателей со стороны представителей различных контрольных, надзорных и правоохранительных органов. Как правило, недобросовестные сотрудники милиции вынуждают частных предпринимателей к передаче денежных средств, осуществляя незаконное возбуждение уголовных дел и несанкционированное вмешательство в хозяйственную деятельность, либо принимают непосредственное участие в незаконном проникновении на объекты собственности и их противозаконном захвате. Кроме того, участники Парламентских слушаний отмечают, что в последние годы имеет место усиление тенденции применения так называемого административного ресурса в целях разрешения споров между хозяйствующими субъектами и избирательного принуждения указанных субъектов к исполнению законов. Это связано, прежде всего, с несовершенством законодательства, отсутствием или низкой эффективностью механизмов реализации федеральных законов, причем подобная негативная закономерность распространяется и на региональное законодательство, которое составляет примерно 90% в структуре всего объема действующих нормативных актов.

Следует также принимать во внимание, что несовершенство законодательного регулирования в сфере учета прав собственности на ценные бумаги до сих пор продолжает оставаться одним из наиболее серьезных факторов, способствующих неуклонному увеличению частоты преступных посягательств на объекты собственности. Участники Парламентских слушаний отмечают, что за все время существования российского законодательства о рынке ценных бумаг правоотношения, связанные с созданием и ведением реестра ценных бумаг, не урегулированы должным образом. Последнее обстоятельство является основанием для возникновения многочисленных злоупотреблений, связанных с квалификацией реестра. Это, в свою очередь, позволяет недобросовестным лицам совершать действия, связанные с удержанием, арестом и изъятием реестра, передачей реестра на хранение третьим лицам и прочими действиями с реестром акционеров, что лишает акционеров этого общества возможности реализовать свои права. В целом несовершенство законодательства, регулирующего вопросы ведения, содержания и хранения реестра, приводит к увеличению вероятности осуществления преступных посягательств на объекты собственности.

Вместе с тем участники Парламентских слушаний считают необходимым подчеркнуть, что в настоящее время целью лиц, осуществляющих незаконный захват объектов собственности, становятся не только материальные активы, но и объекты интеллектуальной собственности. При этом, по данным Экспертного совета по защите собственности и противодействию коррупции при Комитете Государственной Думы ФС РФ по экономической политике и предпринимательству, примерная недооцененная стоимость нематериальных активов в Российской Федерации паритетна суммарной стоимости материальных активов. В то же время, по данным Счетной палаты РФ, номинальная доля нематериальных активов Российской Федерации составляет лишь 0,3% всех внеоборотных активов страны. Одним из основных факторов, способствующих развитию "рейдерства" в сфере интеллектуальной собственности, является серьезнейшая недооценка интеллектуальной собственности как экономической категории в целом и нематериальных активов как дефицитного рыночного товара, пользующегося значительным спросом и являющегося основным источником предпринимательской активности в развитых экономиках мира, в частности.

В период существования СССР понятие интеллектуальной собственности отвергалось по идеологическим причинам, связанным с отрицанием самого права частной собственности, однако подавляющее большинство изобретений охранялось авторским свидетельством, обеспечивающим исключительное право государства на использование изобретения. При этом заинтересованность авторов в получении авторских свидетельств стимулировалась системой трудовых и иных прав и льгот, гарантированных государством. Существовала стройная вертикальная система охраны интеллектуальной собственности, охватывавшая все уровни производства и управления посредством создания патентных отделов. Результатом подобной политики являлось то обстоятельство, что 1/3 всех изобретений в мире регистрировалось в СССР. В процессе перехода к рыночной системе хозяйствования права на результаты интеллектуальной деятельности были включены в сферу товарного обращения, что означало распространение на них режима интеллектуальной собственности.

В настоящее время по уровню обеспеченности патентно-защищенными изобретениями страна занимает далеко не лидирующее место в мире, пропустив вперед не только США, Японию, Германию, но и Великобританию, Францию, Канаду, Австралию, Китай и Индию. Проверки Счетной палаты РФ и Роспатента показали, что уровень патентования изобретений на предприятиях несопоставим с показателями экономически развитых стран. Так, среднегодовое количество изобретений, запатентованных в России, составляет 23 тыс., в то время как среднее количество запатентованных разработок в одном муниципальном городе Китая равняется 25 тыс. Доля России в общемировом объеме продаж наукоемкой продукции составляет всего 0,3%. По данным Роспатента, объем охраняемой интеллектуальной собственности в научно-технической сфере по итогам НИОКР не превышает 10% от всех полученных РИД, а следовательно при фактическом отсутствии ноу-хау, более 90% таких результатов являются просто информацией, которая с 01.01.2008 выведена из состава объектов гражданских прав.

Другим серьезным фактором, способствующим развитию "рейдерства" в сфере интеллектуальной собственности, является несовершенство механизмов законодательного регулирования в силу предусмотренного ст. 1347 ГК РФ допущения, в соответствии с которым автором изобретения считается также лицо, указанное таковым в заявке на выдачу патента, если не доказано иное.

При этом к основным методам незаконного захвата интеллектуальной собственности, активно применяемым в настоящее время, следует отнести фактическое вымогательство патентообладателем денежных средств у предприятий, выпускающих соответствующую патентоохраняемую продукцию, посредством выставления требований к заключению лицензионных договоров на основе возмездного использования патентов под угрозой приостановки деятельности указанных предприятий в случае их отказа удовлетворить эти требования. Кроме того, подобные действия зачастую сопровождаются и незаконным захватом материальных активов атакуемого предприятия.

Участники Парламентских слушаний отмечают оптимизационную направленность государственной политики в области распоряжения и управления государственным имуществом, обозначенную Президентом РФ. Согласно статистическим данным, совокупный объем государственного и муниципального имущества, включая земельные участки, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимого имущества, земли сельскохозяйственного назначения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, объекты недвижимости, не закрепленные за предприятиями или учреждениями, доли Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в акционерных обществах, превышает 75% всего объема имущества, включенного в гражданские правоотношения. Вместе с тем мировая практика показывает, что для эффективного функционирования рыночного хозяйства в государственной собственности должно находиться не более 20-25% имущества страны. Наличие излишнего объема имущества, находящегося в публичной собственности, приводит к ряду негативных последствий для развития экономики страны, а именно к:

  • существенной деформации налоговых и межбюджетных отношений в силу того, что поступления от аренды государственного и муниципального имущества составляют во многих регионах (особенно в крупных городах) до 35-40% всех налоговых поступлений;
  • искажению экономических отношений ввиду того, что государство фактически становится доминирующим арендодателем, устанавливающим монопольные цены на рынке аренды недвижимого имущества (в том числе земельных участков);
  • осуществлению органами государственной власти и местного самоуправления большого количества избыточных функций (управление государственным и муниципальным имуществом, его оценка, страхование, расчет арендной платы, надзор за надлежащим использованием такого имущества).

Таким образом, участники Парламентских слушаний отмечают, что на сегодняшний день объем публичного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, превышает объем, необходимый для эффективного выполнения государством своих публичных функций, что в целом приводит к существенному снижению конкурентоспособности российской экономики.

По мнению участников Парламентских слушаний, в целях реализации государственной политики по оптимизации объема публичного имущества необходимо провести категоризацию имущества, находящегося в настоящее время в государственной и муниципальной собственности, выделив следующие категории упомянутого имущества:

1) имущество, действительно необходимое для осуществления "публичных" функций (т.е. имущество, исключенное или ограниченное в обороте принадлежностью только Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям);

2) имущество, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности и использоваться для выполнения социальных обязательств, вплоть до момента перехода таких обязательств в плоскость частно-правовых отношений;

3) имущество, используемое властными органами в целях, не имеющих отношения ни к администрированию, ни к выполнению социальных обязательств.

Участники Парламентских слушаний считают целесообразным осуществлять работу по постепенному уменьшению объема имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по следующим основным направлениям:

  • ускоренная продажа земельных участков под объектами недвижимого имущества, находящимися в частной собственности;
  • введение единого налога на недвижимость на основе рыночной оценки;
  • передача на конкурсной основе в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям объектов недвижимости (имущественных комплексов и земельных участков), не закрепленных за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениям, которые не проданы в установленный решениями об их приватизации срок;
  • внесение находящихся в государственной и муниципальной собственности миноритарных пакетов акций открытых акционерных обществ в специальный Государственный инвестиционный фонд либо Пенсионный фонд РФ с передачей полномочий по внешнему управлению этим фондом частным управляющим компаниям на конкурсной основе. Это позволит приватизировать низколиквидные пакеты акций и одновременно создать дополнительные возможности для роста пенсионных накоплений граждан;
  • переход от назначения представителями государства в органах управления стратегическими акционерными обществами неэффективно работающих чиновников к привлечению к руководству указанными предприятиями профессиональных управленцев-предпринимателей. Необходимым условием формирования института управляющих государственным имуществом должна явиться разработка специального закона, который позволит установить эффективное правовое регулирование деятельности доверительных управляющих посредством сочетания принципов государственного регулирования и саморегулирования;
  • усиление контроля, в том числе с привлечением Счетной палаты РФ за целевым назначением и эффективностью использования федерального имущества и финансовых средств, переданных (передаваемых) в качестве имущественного взноса Российской Федерации в собственность созданных (создаваемых) государственных корпораций.

Участники Парламентских слушаний также выражают обеспокоенность в связи с ростом числа нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы использования, аренды и приватизации государственного и муниципального имущества. В ходе проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ в 2008 г., установлено, что такие нарушения затрагивают практически все сферы управления и распоряжения государственной собственности. В частности, обнаружены факты принятия органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления незаконных решений по отчуждению государственного и муниципального имущества в частную собственность, а также создания административных барьеров при использовании государственного и муниципального имущества. При этом эффективность контроля за управлением, распоряжением и использованием федерального имущества по назначению является недостаточной. В ряде регионов передача федерального имущества в аренду осуществлялась с нарушениями действующего законодательства РФ о конкуренции. Как правило, такое имущество было передано в частную собственность без проведения торгов либо с несоблюдением порядка проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, что привело к противозаконному получению отдельными хозяйствующими субъектами конкурентных преимуществ. Кроме того, особую тревогу вызывают уголовно наказуемые действия должностных лиц, призванных по долгу службы обеспечивать защиту имущественных интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Помимо вышеизложенного, участники Парламентских слушаний отмечают, что в ряде субъектов РФ не предпринимается должных мер по обеспечению государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществлению учета и ведению реестра федерального имущества. Кроме того, вплоть до настоящего времени не завершены процессы разграничения государственной собственности на землю, инвентаризации земельных участков, их учета и регистрации соответствующих прав на них, что влечет за собой многочисленные нарушения законодательства РФ. При этом одной из наиболее серьезных проблем, существующих в сфере земельных отношений, является сложность и длительность процедуры определения, уточнения площади и границ земельных участков путем межевания, необходимой для получения современного кадастрового плана участка для оформления права собственности на землю. Данная проблема усугубляется сохраняющими высокими монопольными ценами на услуги в сфере формирования земельных участков, инвентаризации зданий и сооружений, а также межевания земли. Кроме того, ошибки при формировании, в том числе описании земельного участка и установлении границ объекта недвижимости, расположенного на нем, приводят к возникновению многочисленных споров о праве собственности и могут быть использованы в качестве инструмента незаконного захвата собственности.

Участники Парламентских слушаний также выражают обеспокоенность ростом числа захватов собственниками дополнительных участков земли - как общественных, граничащих с участком земель, оформленных в собственность, так и общих земель в пределах садового или дачного товарищества. Весьма тревожной тенденцией, свидетельствующей о коррупциогенности земельных отношений в России, является и массовое самовольное возведение домов и иных строений на земельном участке, сопровождающееся незаконным оформлением разрешения на строительство и неправомерным закреплением прав собственности на подобные постройки. Ещё одной проблемой для целого ряда хозяйствующих субъектов стали сложности оформления сервитутов - прав ограниченного пользования чужими земельными участками, по которым проложены газопроводы, ЛЭП, линии связи и др., являющиеся собственностью указанных хозяйствующих субъектов.

Одной из актуальных проблем в сфере земельных отношений, неразрешённой до настоящего времени, остается также проблема формирования системы кадастрового учёта, поскольку в отсутствие кадастровых документов у значительного большинства российских земель вопрос определения границ земельного участка пока остаётся достаточно сложным. Данная ситуация осложняется отсутствием эффективных механизмов определения адекватной кадастровой стоимости земли, в связи с чем обеспечение законности получаемых государством платежей за землю и сохранение стабильности отношений собственности в целом представляется достаточно проблематичным.

В целях совершенствования законодательства в части урегулирования корпоративных споров 06.04.2007 Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)" (далее - законопроект). Указанный законопроект предусматривает внесение изменений, направленных на противодействие корпоративным "захватам" объектов собственности, снижение количества корпоративных конфликтов, защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов, в Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О сельскохозяйственной кооперации", "О рынке ценных бумаг" и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Указанные меры законодательного характера направлены на противодействие незаконному захвату объектов собственности, уменьшение количества корпоративных конфликтов, защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов, и призваны:

  • уточнить перечень категорий споров, определяемых проектом как корпоративные споры, относящиеся к специальной подведомственности арбитражных судов;
  • установить специальный порядок обжалования определений, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дел по корпоративным спорам;
  • ввести обязанность юридического лица обеспечить своим акционерам доступ к исковым заявлениям и судебным актам, направленным юридическому лицу судом, рассматривающим дело, вытекающее из корпоративного спора;
  • закрепить механизмы, обеспечивающие инициирование и рассмотрение корпоративных споров, в которые вовлечено большое количество истцов;
  • внести изменения в правовое положение хозяйствующих товариществ и обществ, кооперативов.

Участники Парламентских слушаний также отмечают, что, несмотря на принятие многочисленных нормативных правовых актов, направленных на развитие положений ГК РФ, в действующем законодательстве до сих пор отсутствует системное развитие фундаментальных принципов формирования, признания, защиты и использования различных форм и видов собственности. Урегулирование данных вопросов может быть осуществлено в рамках процесса разработки и принятия проекта единого федерального закона, регулирующего весь комплекс отношений собственности в Российской Федерации. В таком проекте федерального закона целесообразно закрепить принципы презумпции гарантий частной собственности и правомерности действий собственника, и вместе с тем - более четко определить статус добросовестного приобретателя. В проекте федерального закона следует также систематизировать виды и режимы регулирования собственности (в том числе частной и государственной) юридических лиц (в том числе государственных, частных, коммерческих, некоммерческих, иностранных, государственно-частных партнерств). Кроме того, подобный законодательный акт должен урегулировать вопросы смены собственников предприятий, создать правовые условия для оценки реальной стоимости материальных и нематериальных активов, а также для их эффективного использования.

По мнению участников Парламентских слушаний, при разработке такого проекта федерального закона необходимо уделить серьезное внимание вопросам определения статуса публичной и частной собственности, а также вопросу законодательного регулирования приобретения, осуществления и прекращения прав на имущество, относимое по критериям настоящего проекта к публичной (государственной или муниципальной собственности). Необходимо также четко описать порядок передачи государственного и муниципального имущества в различные виды собственности. В подобном законопроекте целесообразно закрепить критерии и порядок применения таких форм принудительного изъятия имущества у собственников, как реквизиция и национализация, а также принудительный выкуп имущества в случаях, установленных федеральным законодательством (при нарушениях собственником имущества публичных обязательств, например по охране объектов культурного наследия).

Еще одним вопросом, требующим законодательного урегулирования, является комплекс правоотношений в сфере установления, распределения и распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности (в том числе созданных за счет средств бюджета) и создание правового поля для оборота нематериальных активов. В отсутствие законодательных норм, регулирующих указанные отношения, решение проблемы ввода в оборот новаций и развития рынка интеллектуальной собственности, а следовательно, и переход к инновационной модели экономического развития представляется проблематичным.

В целом участники Парламентских слушаний считают необходимым подчеркнуть, что ключевую роль в процессе развития отношений собственности и совершенствования механизмов защиты прав и законных интересов собственников должно играть государство, выступающее в качестве регулятора указанных процессов.

Учитывая изложенное, участники Парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной властей, представителям российских деловых кругов, участникам российского рынка недвижимости и оценки объектов собственности, ученым и специалистам, профессиональным ассоциациям промышленников и предпринимателей консолидировать усилия по совершенствованию законодательного регулирования отношений собственности, прежде всего, для создания эффективных правовых механизмов фундаментальной защиты собственности и эффективного противодействия преступным посягательствам на объекты собственности, введения в оборот объектов интеллектуальной собственности, сосредоточив их на следующих приоритетных направлениях:

1. В части укрепления фундаментальных механизмов защиты собственности и противодействия незаконным захватам объектов собственности (рейдерству) необходимо:

  • разработать и принять проект федерального закона "О собственности в Российской Федерации", развивающий фундаментальные принципы отношений собственности и направленный, в том числе, на урегулирование вопросов оценки собственности, систематизацию видов и режимов регулирования собственности (в том числе частной и государственной), определение порядка смены собственников предприятий и создание правовых условий для эффективного использования активов;
  • принять пакет федеральных законов в соответствии с нормами ГК РФ, в том числе об иммунитете государства в отношении государственной собственности (ст. 127 ГК РФ), об имуществе (ст. 212 ГК РФ), об отнесении государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ (ст. 214 ГК РФ), о национализации (ст. 235 ГК РФ);
  • ускорить доработку и принятие проекта федерального закона № 384664-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов);
  • разработать и внести изменения в законодательство РФ в части корректировки определения реестра акционеров (реестр должен определяться как информационный объект), установления агентской формы договора о ведении реестра, жестко регламентирующей правоотношения между реестродержателем и эмитентом, а также усиления ответственности реестродержателя;
  • разработать и внести изменения в законодательство РФ в части установления оснований и порядка истребования реестра акционеров представителями административных и правоохранительных органов;
  • ускорить разработку и внесение изменений в Уголовный кодекс РФ в части введения определений преступного посягательства на объекты собственности и незаконного захвата объектов собственности, а также установления норм, предусматривающих наступление уголовной ответственности за подобные преступления;
  • разработать и внести изменения в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие ответственность за преступные действия против субъекта собственности;
  • упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности судей, нотариусов, регистраторов, находившихся в преступном сговоре с лицами, осуществлявшими преступные посягательства на объекты собственности либо незаконный захват объектов собственности путем внесения соответствующих изменений в федеральные законы "О статусе судей в Российской Федерации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • разработать и внести изменения в процессуальное законодательство РФ в части установления четко определенных сроков рассмотрения дел по фактам преступных посягательств на объекты собственности в судах общей юрисдикции, а также регламентации полномочий, подсудности и применения обеспечительных мер судом кассационной инстанции;
  • разработать и принять комплекс мер законодательного характера, направленных на формирование единообразной практики применения норм права между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, поскольку во многих случаях суды общей юрисдикции применяют совершенно иное толкование норм законодательства в части способов определения и защиты прав собственности.

2. В части обеспечения эффективной правовой охраны объектов интеллектуальной собственности предлагается:

  • разработать и принять федеральные законы "О внесении изменений в ГК РФ" (ст. 128 - восстановление информации в составе объектов гражданских прав, гл. 75 - о ноу-хау и глава 77 - о единой технологии); "О внесении изменений в ФЗ "О коммерческой тайне"; "О внесении изменений в ФЗ "О передаче прав на единые технологии"; "Об обороте интеллектуальных прав в сфере технологий военного, специального и двойного назначения"; "О реализации прав государства в сфере интеллектуальной собственности";
  • разработать и внести изменения в ГК РФ в части совершенствования институтов защиты прав интеллектуальной собственности;
  • разработать и принять комплекс общегосударственных мер по стимулированию создания, правовой охраны и правомерного использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и ноу-хау;
  • установить порядок, предусматривающий обязанность закрепления прав государства на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в случаях появления охраноспособных решений) посредством патентования или ноу-хау за госкорпорациями, госпредприятиями и госучреждениями при проведении торгов на размещение государственных заказов;
  • разработать и внести изменения в Уголовный кодекс РФ в части установления ответственности за незаконное оформление и получение патентов (в том числе патентов, закрепляющих исключительное право на способы и технологии производства, которые являются общеизвестными), если эти деяния повлекли за собой нанесение крупного ущерба правообладателю интеллектуальной собственности;
  • активизировать работу контрольных и правоохранительных органов по защите прав и интересов государства и снижению уровня коррупции при распределении бюджетных средств на проведение научных исследований, а также обеспечению эффективной государственной защиты правообладателей в области изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и секретов производства (ноу-хау).

3. В части создания оптимальных условий для развития рынка нематериальных активов, в том числе создания условий для формирования нематериальных активов и их последующего введения в оборот через установление эффективного правового режима для объектов рынка (прежде всего в отношении прав на секреты производства (ноу-хау), научно-техническую документацию, единую технологию), и правового статуса для его основных субъектов, в том числе инновационной мотивации и роста активности у частных инвесторов предлагается:

  • разработать и внести изменения в ГК РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, в федеральные законы "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О техническом регулировании", "О коммерческой тайне", "О защите конкуренции", "О науке и государственной научно-технической политике", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О бухгалтерском учете" (принципы учета нематериальных активов), "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в законодательство о корпоративных отношениях и в законодательство, предусматривающее ответственность за несоблюдение прав собственности, в целях развития инструментов рынка нематериальных активов - систем регистрации, оценки, учета, отчетности и защиты нематериальных активов, торговой инфраструктуры, патентов и свидетельств;
  • разработать и принять федеральные законы с новым предметом регулирования, в том числе: "О нематериальных активах", "Об инновационной деятельности", "Об инновационной инфраструктуре", "О венчурном инвестировании инновационной деятельности", а также развивающие институты отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности (ноу-хау, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, товарных знаков и др.), совершенствующие институты передачи прав пользования ими (о франчайзинге) и вовлечение вновь созданных объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, устанавливающие основы инновационной промышленной политики;
  • разработать и принять проекты федеральных законов "О внесении изменений в статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации", "О внесении изменений в главу 75 и 77 Гражданского кодекса Российской Федерации", направленные на повышение эффективности правовой охраны объектов интеллектуальной собственности посредством применения ноу-хау и использования беспатентного лицензирования указанных объектов;
  • разработать законодательные механизмы государственно-частного партнерства для решения важнейших задач, обеспечивающих инновационное направление развития экономики России, а также активизировать использование принципов саморегулирования, установленных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", в целях повышения эффективности регулирования инновационной сферы;
  • разработать и принять проект федерального закона, устанавливающий четкие критерии для определения технологий военного, специального и двойного назначения, а также регулирующего процесс оборота таких технологий;
  • принять государственную программу "Национальная инновационная система", в этих целях создать четыре базы данных (БД): БД результатов интеллектуальной деятельности учреждения, предприятия, казны (региона и РФ) с учетом проведенных экспертиз по критериям введения в оборот; БД запросов на инновационные технологии, БД технологических площадок для создания малых инновационных предприятий; БД специалистов инновационного цикла;
  • разработать и внести изменения в Федеральный закон "О патентных поверенных" в части наделения патентных поверенных полномочиями по формированию объекта интеллектуальной собственности и установления ответственности патентных поверенных, причинивших своими действиями (бездействием) ущерб контрагенту;
  • разработать и внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости;
  • ускорить принятие проекта федерального закона № 166928-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (в части правового обеспечения установленных ГК РФ возможностей для учреждений науки и образования быть участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям);
  • внести изменения в Федеральный закон "О патентных поверенных" в части уточнения полномочий патентных поверенных и их ответственности перед саморегулируемыми организациями и контрагентами;
  • внести предложения по созданию системы управления интеллектуальной собственностью, единой координации деятельности образованных институтов развития инновационной экономики, в том числе эффективного взаимодействия между патентными службами и центрами трансферта технологий; использовать модель управления интеллектуальной собственностью, разработанную в РНИИИС, в системе технопарков и региональных технополисов, особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типа;
  • разработать методики государственного аудита в сфере интеллектуальной собственности и инноваций и провести обучение этим методикам сотрудников контрольно-счетных органов РФ и субъектов РФ;
  • разработать и ввести в практику единые критерии и индикаторы показателей формирования и управления нематериальными активами при оценке инновационной активности и эффективности экономики госкорпораций, научных центров, вузов, организаций, субъектов РФ и муниципальных образований.

4. В части совершенствования законодательства РФ, регулирующего отношения по вопросу использования, аренды и приватизации государственного и муниципального имущества, а также отношения в сфере землепользования, следует:

  • разработать и внести изменения в статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 "О защите конкуренции" в части расширения перечня субъектов, на которые не распространяется действие данной статьи;
  • разработать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, в развитие положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 "О защите конкуренции";
  • разработать и принять федеральный закон, определяющий особенности правового положения государственных корпораций, в том числе правовой статус имущества и финансовых средств, переданных Российской Федерацией государственным корпорациям, а также устанавливающий единый механизм контроля за эффективностью и целевым характером их использования;
  • разработать и внести изменения в Федеральный закон от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" в части определения сроков рассмотрения документов и принятия решения по передаче имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества;
  • ускорить разработку и принятие федерального закона, устанавливающего особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества (разработка указанного проекта федерального закона предусмотрена п. 6 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
  • разработать и внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части включения в реестр недобросовестных поставщиков не только информации о юридических лицах, нарушивших законодательство в сфере размещения заказов, но и сведений об их учредителях;
  • разработать и внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушений в части установления административной ответственности должностных лиц за нарушения норм законодательства в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью. Эффективность установления подобного рода ответственности доказана практикой применения ст. 7.29-7.32 КоАП РФ за нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
  • разработать и внести изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в части установления срока выплаты дивидендов государству не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, в целях упорядочения сроков поступления в бюджет дивидендов и повышения эффективности контроля со стороны Росимущества за их перечислением;
  • предусмотреть в федеральном бюджете статью расходов на проведение работ по оформлению прав Российской Федерации на объекты недвижимости, находящиеся в хозяйственном ведении указанных предприятий, в целях поддержки федеральных государственных унитарных предприятий, специализирующихся на производстве продукции стратегического назначения для нужд оборонно-промышленного комплекса и ракетно-космической промышленности;
  • предусмотреть в законодательстве РФ возможность передачи субъектам РФ права на осуществление части полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ;
  • закрепить право бюджетных учреждений образования и науки предоставлять создаваемым ими малым инновационным предприятиям помещения и имущество в аренду на льготных условиях путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты РФ;
  • разработать и принять меры по дальнейшему устранению административных барьеров и созданию среды наибольшего благоприятствования для организаций, участвующих в процессе введения в рыночный оборот новаций;
  • разработать и принять проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части установления льгот по земельному налогу и налогу на имущество для научных организаций государственного сектора науки в отношении земельных участков и имущества, используемых ими для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности;
  • разработать и принять проект федерального закона о внесении изменения в Налоговый кодекс РФ в части предоставления на начальном этапе внедрения (3-5 лет) научными организациями, а также предприятиями инновационного бизнеса, соответствующих разработок на рынок инновационной продукции дополнительных льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу;
  • разработать и утвердить предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-З "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности" перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о приобретении прав на земельный участок;
  • во исполнение п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ разработать и принять порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • разработать и внести изменения в Земельный кодекс РФ в части установления единого порядка определения и расчета арендных платежей за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, необходимые организациям, имеющим лицензию на недропользование, для осуществления деятельности в соответствии с упомянутой лицензией;
  • разработать и внести изменения в Земельный кодекс РФ в части установления прав и обязанностей кадастрового инженера, а также закрепления материальной ответственности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров за своих членов, причинивших своими действиями (бездействием) ущерб контрагенту;
  • разработать и внести изменения в Земельный кодекс РФ в части установления обязанности проведения конкурсов и аукционов по предоставлению земельных участков для нужд строительства во всех случаях;
  • разработать и внести в Земельный кодекс РФ положения, предусматривающие возможность обжалования заинтересованными гражданами и предприятиями решения о предоставлении земельного участка для строительства в случае нарушения таким решением градостроительных, экологических и санитарных норм. Введение подобного механизма позволит повысить эффективность защиты прав собственников и уменьшить вероятность принятия коррупционных и необоснованных решений о предоставлении земельных участков для строительства;
  • закрепить в Земельном кодексе РФ механизм реализации земельного участка под предприятиями, исключающий последующую перепродажу земельных участков, ранее полученных в собственность по более низкой выкупной цене;
  • предусмотреть в Земельном кодексе РФ право граждан и юридических лиц на оспаривание кадастровой оценки земли и возможность проведения независимой оценки земельных участков;
  • разработать и внести в Земельный кодекс РФ запрет на регистрацию прав собственности на землю без проведения межевания в рамках "дачной амнистии";
  • закрепить в Земельном кодексе РФ обязанность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления не менее чем за год публиковать в средствах массовой информации принятые решения и планы развития территорий, связанные с резервированием и изъятием земельных участков, а также обязанность по установлению предельных размеров тарифов на межевание земель, формирование земельных участков, инвентаризацию зданий и сооружений;
  • внести изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 05.01.1995 № 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом", определив в нем компетенцию МИДа России, Управления делами Президента РФ и Росимущества и порядок их взаимодействия при реализации полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом, находящимся за рубежом;
  • разработать и внести изменения в Постановление Правительства РФ от 23.03.2006 № 156 по части управления федеральным имуществом, наделяющие государственные организации науки и образовательные учреждения правом предоставлять создаваемым ими малым инновационным предприятиям, бизнес-инкубаторам, технопаркам и другим объектам инновационной инфраструктуры помещения и имущество в аренду на льготных условиях;
  • предоставить Росимуществу право издавать нормативные правовые акты, закрепляющие право собственности РФ на объекты недвижимого имущества и земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий и учтенные в реестре федерального имущества, в целях развития положений постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 "О совершенствовании учёта федерального имущества";
  • предоставить федеральным государственным унитарным предприятиям право аренды земельного участка на основании решения соответствующего территориального органа Росимущества (в случае отсутствия правоподтверждающих документов на земельный участок, на котором расположен учтённый в реестре федерального имущества объект федеральной собственности);
  • предоставить федеральным государственным унитарным предприятиям право самостоятельно осуществлять передачу в аренду федерального недвижимого имущества на срок менее одного года с обязательным уведомлением Росимущества о заключенных сделках.

5. В части совершенствования систем оценки объектов собственности и механизмов реализации арестованного и конфискованного имущества предлагается:

  • разработать и принять правовые нормы, регламентирующие порядок реализации арестованного имущества на основе проведения смешанных аукционов, сочетающих формы голландских и английских торгов, что даст возможность реализации арестованного имущества по максимально возможной цене;
  • разработать и внести в ГК РФ и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" изменения, закрепляющие понятие "открытых торгов" по продаже арестованного и конфискованного имущества, а также устанавливающие порядок и требования к их проведению. Необходимо предусмотреть в законодательстве РФ невозможность проведения торгов при наличии неоправданных организационных, административных и экономических ограничений, а также признание недействительности открытых торгов, проведенных с подобными нарушениями. Подобные меры позволят эффективно обеспечить продажу имущества должника по реальной рыночной стоимости, что соответствует интересам должника, кредиторов и государства, а также существенно снизить риск ошибок и злоупотреблений, допускаемых в процессе оценки имущества должника;
  • повысить степень прозрачности проведения аукционов по продаже арестованного и конфискованного имущества посредством размещения необходимой информации на интернет-сайтах специализированных организаций по реализации имущества, опубликования ее в официальных изданиях и иных средствах массовой информации и внедрения практики проведения электронных торгов;
  • установить более низкий имущественный ценз для участия в таких торгах в целях защиты прав собственников имущества, выставленного на открытые торги, и обеспечения реализации имущества должника по рыночной стоимости;
  • разработать и внести изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части предоставления собственникам имущества прав на оспаривание стоимости оценки имущества и признание недействительным заключения об оценке в целях повышения эффективности оценки имущества должников;
  • разработать и внести изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части ужесточения требований к отчету об оценке имущества, который в настоящее время рассматривается как документ, априори обладающий достоверностью.

*Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ (Москва, 16.04.2009)