Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

Инвестиции в региональное стратегическое управление инновациями в Европе и Франции

Краснопольский Б.Х., заместитель директора Института экономических исследований ДВО РАН

Проблемы эффективности инвестиционного обеспечения стратегического управления инновационной деятельностью в различных регионах мира, в том числе на территории Российской Федерации, находятся в настоящее время в сфере повышенного внимания не только научных организаций, но и законодательных и исполнительных органов мировых держав. Это вполне объяснимо, т.к. достаточно устойчивое экономическое функционирование стран в условиях резко возрастающей рыночной конкуренции производимой продукции и услуг становится все более зависимым не столько от наличия природно-ресурсного потенциала, сколько от уровня и качества научно-индустриального и инновационного развития национальных экономик.

В этом отношении для России изучение опыта зарубежных стран, гораздо ранее вступивших по причине серьезного истощения добываемых природных ресурсов на путь ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса (НТП), является весьма перспективным для его разумного использования в дальнейшей хозяйственной практике. В 2006 г. в интернете была опубликована обзорная презентация одного из агентств, расположенных в Париже, характеризующая опыт Европы и Франции в организации и проведении в жизнь регионального стратегического инновационного управления, включая достаточно распространенный кластерный подход в данной области [1]. Даже краткое ознакомление с этим опытом может быть весьма полезным для России в период активного развития кластерных методов во внедрении современных инноваций во все сферы социально-экономического развития страны для ускоренного обеспечения ее конкурентоспособности на мировых рынках. По данным, приведенным в этой презентации, можно сделать вывод и о большой приоритетности инвестиционных вложений в данное направление регионального развития, эффективность которых не вызывает сомнения у авторов представленного материала.

Данная презентация рассматривает несколько вопросов затронутой проблемы, и именно: краткий обзор приоритетных факторов регионального развития, экспериментальные исследования в Европе и основные выводы, вытекающие из изучения рассматриваемых регионов, а также проблемы кластерной политики во Франции. При изложении результатов данного исследования также демонстрируется высокая отдача тех инвестиционных вложений, которые были сделаны в развитие региональных инвестиционных систем.

Что касается определения приоритетности факторов стратегического регионального инвестиционного управления, то презентация в данном случае базируется на достаточно известной в науке трехуровневой модели. Эта модель включает:

  • уровень аккумуляции ресурсов (по существу, речь идет о количественных факторах развития - физических и финансовых ресурсах, базовой инфраструктуре, природных ресурсах и ценах на их добычу, мощности промышленных парков и развитости общественного сектора и т.д.);
  • уровень факторов, обеспечивающих устойчивый рост (вложения в образование и исследования, качество рабочей силы, развитие социального капитала, распространенность инфраструктуры знаний, инновационные центры и возможности быстрого внедрения технологий и результатов новых знаний и др.);
  • уровень системной эффективности (развитость взаимосвязанной сети знаний и их практического внедрения, возможности быстрого привлечения новых человеческих и финансовых ресурсов, эффективная организация разработки и реализации политических, экономических и прочих решений, и т.д.). Кроме того, этот уровень включает фактор концентрации интеллигенции с фокусом ее деятельности на высокоорганизованном формировании инновационных систем и преодолении основных недостатков подобных систем, выделении приоритетных ключевых секторов и технологий, улучшении эффективности инвестиций в развитие всего инновационного механизма, координации долгосрочных ожиданий различных промышленных корпораций для разработки и реализации эффективной кредитной политики.

Результаты факторного анализа рассматриваемых инновационных регионов европейской зоны приведены в табл. 1, где представлен так называемый иннобарометр (барометр инноваций) за 2006 г., который демонстрирует роль кластерного подхода во внедрении инноваций в Европе.

Таблица 1. Данные иннобарометра 2006 года по оценке роли кластеров в инновационном развитии Европы (рост продуктивности по сравнению с 2004 г., %)

Вид деятельности

Отдельные инновационные компании

Инновационные компании в кластерах

Представление нового или значительное улучшение существующего продукта (услуги)

74

78

Представление новой или существенно улучшенной существующей производственной технологии

56

63

Проведение рыночных исследований для представления новой продукции (услуги)

33

53

Проведение исследований в своих собственных лабораториях

53

44

Организация совместных исследований с другими фирмами, университетами и исследовательскими институтами

20

41

Регистрация одной или более международных торговых марок

14

29

Подача заявок на один или большее число патентов

12

29

Источник: [1].

Как видно из табл. 1, практически по всем видам деятельности продуктивность инновационных компаний, действующих в рамках организованных кластеров, существенно превышает работу кластерно не связанных компаний. Только по проведению исследований в своих собственных лабораториях отдельные инновационные компании превыщают по продуктивности инновационные кластеры, что в общем вполне объяснимо.

Иннобарометр 2006 г. демонстрирует также уровень инвестиционной поддержки инновационных кластеров, оказываемый общественными официальными структурами различных уровней, чему придается весьма существенное значение. В табл. 2 показаны эти уровни, а также необходимость их совершенствования.

Таблица 2. Инвестиционная активность общественных официальных структур для поддержки инновационных кластеров в 2006 г. и необходимость ее усиления (рост активности по сравнению с 2004 г., %)

Вид деятельности

Текущее обеспечение

Необходимость усиления

Организация общественных мероприятий

45

57

Поддержка в улучшении иммиджа и репутации регионального кластера

44

69

Организация оперативного обмена информацией

43

69

Прямая финансовая поддержка по спонсированию конкретной инновационной продукции (услуги)

41

69

Организация тесных связей с университетами и местными администрациями

40

61

Организация постоянных контактов с фирмами

39

61

Организация соответствующих административных процедур

34

74

Организация транснациональных связей с другими кластерами или географическими зонами

33

65

Создание необходимой региональной инфраструктуры

28

51

Поддержка создания инновационных инкубаторов

27

57

Снижение налоговой нагрузки на проведение работ в области исследований и развития, а также на инновационные затраты

26

68

Снижение налоговой нагрузки на смежные разработки в области исследований и развития, а также в сфере инноваций

24

68

Источник: [1].

Приведенные данные показывают, что уровень инвестиционной поддержки общественных официальных структур для создающихся и действующих региональных инновационных кластеров должен быть значительно более высоким для обеспечения их достаточно эффективного функционирования.

Весьма интересными представляются данные, приведенные в рассматриваемой презентации, которые касаются оценки индекса партнерского разнообразия. Этот индекс демонстрирует среднее количество различного рода организаций-партнеров, входящих в тот или иной кластер, находящийся в одной из 36 исследуемых европейских стран и включающих в себя несколько организаций из следующего списка: общественные администрации, университетские и другие образовательные институты, общественные лаборатории и исследовательские центры, фирмы и компании малого и среднего бизнеса, вновь созданные инвестиционные компании и финансовые институты. Этот индекс оценивается от 3,41 до 5,72 балла в зависимости от рассматриваемой страны, т.е. из этой оценки видно, что число входящих в действующие кластеры тесно сотрудничающих между собой организаций-партнеров не настолько велико, как это может казаться без специального исследования. Как видно, даже такое сравнительно небольшое число сотрудничающих институтов обеспечивает высокую отдачу инвестиций в развитие достаточно эффективно работающих инвестиционных кластеров.

Также в презентации проведена оценка индексов инновационной активности, которые показывают среднее количество тех направлений инновационной деятельности, которые осуществляются в том или ином кластере из тех же 36 исследуемых европейских регионов и включают в себя несколько видов подобной деятельности из следующего списка: представление нового или значительное улучшение существующего продукта (услуги), представление новой или существенно улучшенной существующей производственной технологии, проведение рыночных исследований для представления новой продукции (услуги), проведение исследований в своих собственных лабораториях, организация совместных исследований с другими фирмами, университетами и исследовательскими институтами, регистрация одной или более международных торговых марок, подача заявок на один или большее число патентов. Данные индексы оцениваются от 1,84 до 4,13 балла также в зависимости от изучаемой страны, т.е. эти индексы показывают, что само по себе количество видов инновационной деятельности, реализуемых в каждом действующем кластере, сравнительно не велико. Но не их количество, а их качество является определяющим в данном случае, что в итоге отражается и на высокой эффективности инвестиций в их формирование и развитие.

В презентации много внимания уделяется новым веяниям в промышленной политике Европы. Задачи в этом плане формулируются достаточно просто: для проведения в жизнь намечающейся динамики промышленной политики, тесно смыкающейся с общими тенденциями открытой рыночной экономики, необходимо максимально учитывать сложившуюся региональную специализацию европейской конкурентоспособности, отражающей новые экономико-географические условия территории. В данном случае выделяются ниже приведенные факты, которые необходимо принимать во внимание при будущем развитии региона:

Недостаточный учет региональной специализации выступает важнейшим фактором, объясняющим некое отставание европейской инновационной корзины. Здесь необходимо значительное повышение использования экономико-географической специализации вне зависимости от границ существующих государств, а также имеющийся фактор подчас весьма эффективной локализованности экономической и инновационной активности во всей Европе.

Всемерная инвестиционная поддержка иннициатив кластерного развития, таких как совместное финансирование, а также широкое использование нефинансовых методов (усиление научных и деловых связей между бизнес-компаниями, региональными правительственными агентствами и исследовательскими и образовательными институтами и т.д.).

Повышение эффективности европейской политики конкурентоспособности, в особенности такой, как региональная конкурентоспособность (научная и инновационная), подкрепленная развитием предприятий, в том числе представляющих малый и средний бизнес, секторальной политикой и расширением деятельности средств массовой информации, активизирующих общественное влияние на решение проблем конкурентоспособности. Здесь нужно также учитывать богатый опыт, который уже накопили некоторые члены Европейского Союза в повышении эффективности и отдачи их региональных политик в области инновационных исследований и скорейшего внедрения достижений НТП в практику, таких как правительственная политика Франции в улучшении конкурентоспособности производимой продукции (услуг), или опыт Швеции, Австрии и Германии.

Комментируемая презентация не только дает ответы на изучаемые вопросы, но и ставит еще не решенные вопросы, которые предстоит обсуждать в научной среде. К числу этих вопросов относятся следующие:

  • каким образом и при помощи какой строгой методики проводить перманентные систематизированные инновационные анализы и разрабатывать политику инвестиционных вложений в инновационное перевооружение;
  • какой здесь подход наиболее эффективен - свободного исследования или четко сфокусированного на некоторых ошибках, сбоях, “провалах системы”;
  • каковы общие пределы общественного вмешательства и государственных инвестиций в региональное развитие;
  • как применить наилучшим образом “тяжелую руку государства” для образования реальной действующей инновационной системы;
  • каков наиболее эффективный инструментарий для каждого из трех измерений трехуровневой модели: ресурсы, факторы роста и инструменты “системной эффективности”;
  • каким образом сбалансировать использование ограниченных общественных инвестиционных возможностей для всех трех измерений модели;
  • каковы основные различия между “мега-регионами” и другими регионами в части разработки общественной инвестиционной и инновационной политик?

Конечно, этими вопросами не ограничивается решение всех ранее названных проблем, но их обсуждение в научных кругах, наверняка, даст весьма положительные результаты.

В рассматриваемом материале приводятся также данные о различных уровнях инвестиционной поддержки стратегического инновационного управления в Европе по ряду выбранных для исследования регионов и их кластеров*. К числу наиболее развитых высокотехнологических кластеров в регионе отнесены Кембридж, Эйндховен, Гетебург, Мюнхен, Штутгард, Хельсинки, Копенгаген; в структуру сильных высокотехнологических промышленных кластеров включены Амстердам, Берлин, Гренобль, Оулу, Шотландия, Тулуза; к высокоэффективным промышленным регионам отнесены Каталония, Фландрия, Ирландия, Ломбардия, Мадрид, Верхняя Австрия, Баскония, Пьемонт; к регионам с кластерами, находящимися в стадии первичного формирования, отнесены Лиссабон, Краков, Будапешт, Словения.

Если посмотреть на карту Европы, то основное сосредоточение крупных кластеров в области инвестиционных исследований и развития, а также по фактору занятости в сфере науки, образования, высоко- и среднетехнологической промышленности и финансовой поддержки приходится на довольно широкую полосу, пересекающую с севера на юг центральную часть европейского континента и затрагивающую такие страны Европы, как Англия, Бенилюкс, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Италия.

Что касается изучения регионов с наиболее развитым стратегическим управлением в сфере инвестиций и инноваций, то в рассматриваемом материале приведены следующие результаты исследований:

  • здесь проявляется свободный подход к разработке процессов принятия политических решений;
  • промышленная политика в кластерах и центрах конкурентоспособности в данных регионах “матрично-организованная”;
  • данная политика в значительной степени фокусируется на улучшении системы взаимосвязей между университетами, исследовательскими центрами и промышленными компаниями;
  • здесь также сформированы тесные контакты между стратегическим анализом и разработкой политики конкурентоспособности, а также между бизнесом и разработчиками данной политики;
  • управленческие структуры в данных регионах тесно привязаны к их уровню конкурентоспособности и к привлечению социального капитала в решении региональных проблем;
  • важность качества бизнес-сервиса и действенного информационного обеспечения рассматривается как важнейший фактор социально-экономического роста региона и его продуктивности в “экономике знаний”.

Весьма интересную информацию комментируемый материал содержит по вопросам разработки и реализации инновационной политики в регионах Франции [2]. Здесь рассматриваются такие проблемы, как управление региональными инновационными системами во Франции, политика конкурентоспособности кластеров и первые шаги в ее разработке, дальнейшие пути улучшения инвестиционной поддержки региональных инновационных систем во Франции. В метропольной зоне данной страны 22 региона являются первоочередными объектами проведения управленческих решений по разработке и практическому использованию региональных инновационных систем. Они в прямом смысле предназначены для коренного улучшения регионального социально-экономического развития. Региональная автономия позволяет этим регионам устанавливать те бюджетные инвестиционные поддержки на исследования и развитие, которые они считают нужным иметь в данном периоде финансирования. Но роль регионов в терминах бюджета еще остается весьма небольшой. Для примера, в 2000 г. доля регионального инвестирования из общественных фондов на исследования и развитие составляла всего 1,4% по сравнению с 88,2% финансовой поддержки из правительственных бюджетных источников и с 10,4% других видов финансирования.

Управление региональными инновационными системами и решение сопутствующих этому процессу во Франции инвестиционных проблем традиционно проводится на всех уровнях национальной экономики. Представление об этом управлении дает табл. 3, которая отражает те уровни управления, которые в нем задействованы.

Таблица 3. Управление региональными инновационными системами во Франции

Уровень регионального/локального управления

Законодательная и исполнительная власти страны

Деятельность по инновационной политике

Региональный

22 региона

Образование, повышение квалификации, территориальное планирование, связанное с экономическими исследованиями и развитием

Национальный децентрализованный/региональный

Национальное информационное агентство - OSEO/ANVAR

Инвестиционная поддержка создания предприятий и внедрения инноваций в промышленность; продвигает коммерческое использование общественных исследований и усиливает экономический рост через продвижение инноваций

Национальный

Региональная исследовательская и технологическая делегация - DRRT

Координация и исполнение национального контроля и соответствующих измерений на региональном уровне от Министерства исследований

Национальный

Региональный отдел по промышленности, исследованиям и окружающей среде - DRIRE

Координация и исполнение национального контроля и соответствующих измерений на региональном уровне от Министерства промышленности

Национальный

Префектуры и Генеральный Секретариат по региональным делам - SGAR

Координация региональных инвестиций из Структурных Фондов совместно с Региональными консулами

Одним из ключевых ведомств в системе управления региональными инновационными системами и их инвестиционной поддержки во Франции является Национальное агентство по инновациям - ANVAR, которое находится в совместном ведении Министерства по исследованиям и Министерства по промышленности (годовой бюджет ANVAR составляет около 300 млн евро, и оно принимает участие в реализации более 4000 индивидуальных программ). Это национальное агентство представляет собой (совместно с региональными делегациями этого агентства) главную штаб-квартиру в Париже в области инновационного управления регионами. Миссия Агентства заключается в следующем: (1) инвестиционная поддержка создания предприятий и разработка инноваций в промышленности (в первую очередь это касается малого и среднего предпринимательства) с использованием свободных от налогов и возвратов кредитов, возвращаемых только в случае коммерческого успеха; и (2) продвижение коммерческого использования общественных исследований и их вклада в промышленный рост посредством продвижения инноваций.

Государственная региональная политика во Франции координируется Генеральным секретариатом по региональным делам (General Secretariat for regional affairs - SGAR), который реализует свои полномочия в основном через префектуры. Региональные подразделения Министерств по исследованиям и по промышленности отвечают за исполнение контрольных функций в соответствии с полномочиями этих ведомств. Это такие подразделения, как Региональная исследователькая и технологическая организация (Regional Research and Technology Delegations - DRRT) и Региональный отдел по промышленности, исследованиям и окружающей среде (Regional Division for Industry, Research and Environment - DRIRE).

В целом, в стране существует множество действующих организаций на региональном уровне, а именно:

  • технические центры;
  • региональные центры по инновациям и передаче технологий - CRITT и центры по технологическим ресурсам - CRT, которые осуществляют научное и технологическое обслуживание;
  • центры, объединяющие национальные общественные исследовательские лаборатории и частные исследовательские институты;
  • сети институциональных структур (ANVAR/OSEO, DRIRE, DRRT, Chambers of commerce и др.), нацеленных в том числе на инвестиционное и информационное обеспечение технологического развития малого и среднего бизнеса по поводу рынков и технологий;
  • региональные научные парки (“технополисы”), приближенные к центрам академических разработок.

Совершенствование региональных инновационных систем во Франции и повышение эффективности инвестиций в развитие конкурентоспособности их кластерной политики направлено на реализацию следующей цели: значительное усиление конкурентоспособности регионов в части кооперации среди различных бизнесов и между бизнесами и общественными исследовательскими/образовательными институтами путем:

  • развития действующих и формирующихся “конкурентоспособных кластеров” в развитых регионах;
  • создания региональных “конкурентоспособных кластеров”, особенно в продвинутых регионах, максимально концентрируя инвестиции в работы по исследованиям и развитию в формирующиеся для этих целей малые и средние предприятия, окружающие существующие технические и исследовательский организации, избегая при этом чрезмерного пространственного их рассеивания.

Конкурентоспособная кластерная политика должна базироваться на различных типах кластеров и включать:

конкурентоспособные кластеры вокруг крупных компаний;

  • наиболее продвинутые университетские центры;
  • группы взаимосвязанных малых и средних предприятий, формирующиеся вокруг общих тем их интересов (исследовательские проекты, рыночные исследования и др.);
  • группы подобных предприятий, реализующих функции поддерживающего обслуживания (обеспечение рыночными связями, технологической информацией, деловым сервисом, и др.).

Эта политика также должна включать и мероприятия, реализующие чрезвычайный характер вложений в формирование конкурентоспособных кластеров и усиление действующих кластеров. Во Франции эта политика охватывает:

  • трехлетний бюджет примерно в 750 млн евро (увеличенный бюджет в настоящее время, несмотря на мировой финансовый кризис);
  • активное участие различных бизнес-структур в совместных работах в области исследований и развития (вложения бизнеса в это мероприятие должны быть исключены из корпоративного налогообложения, а также с них должны быть резко снижены отчисления в социальные фонды);
  • прямая финансовая поддержка различных государственных структур, названных выше (табл. 3).

Отбор национальных и региональных проектов для исполнения наиболее необходимых предложений в этой области должен базироваться на изучении общественно-частного партнерства, которое основывается на тесных взаимосвязях бизнес-структур, исследовательских центров и высокопрофессиональных образовательных учреждений, финансовых институтов, региональных и общественных организаций, сети центральных правительственных учреждений и всей Европы в целом. В результате во Франции были отобраны 66 проектов для 22 регионов этой страны, которые достаточно равномерно охватывают наиболее перспективные экономические сектора и региональные образования.

Каковы же первые оценки реализации политики формирования конкурентоспособных кластеров в регионах Франции? Здесь важно выделить следующие выводы:

  • реальное формирование подобной политики в наибольшей степени зависит от региональных властей и их действий в сфере инвестиций в инновации и экономическое развитие;
  • в данной политике, в том числе на региональном уровне, должна очень четко проявлятся чувствительность к международной рыночной конкуренции и необходимость занять ведущие позиции в соответствующих нишах на международном рынке;
  • стратегически регион должен ориентироваться на то, чтобы занять также приоритетное место в системе регионального экономического развития страны;
  • все проекты должны быть направлены в первую очередь на создание эффективной системы синергетической отдачи в области исследований, дальнейшего развития и инвестиционной деятельности, и регионы для этого должны обеспечить их реальный вклад в эти проекты посредством роста благосостояния и добавленной стоимости на территории.

Под конечной целью региональной политики здесь имеется в виду улучшить конкурентоспособность продукции (услуг) всей Франции на международных рынках и, конечно же, создать рабочие места для высокопрофессиональной рабочей силы и резко усилить эффективность инвестиционной поддержки этой политики. В данном случае также подчеркивается, что необходимость формирования региональной кластерной политики в большой степени зависит от создания эффективной системы управления этими процессами на территориях.

Реализованные шаги в совершенствовании конкурентоспособности кластерной политики Франции в период 2006-2008 гг. были связаны с общественными инвестициями в эту инициативу в размере 1,5 млн евро наряду с различными видами налогового освобождения данных инвестиционных вложений. В развиваемых политиках и кластерах максимально сводились друг с другом бизнес-структуры, организации исследовательского и образовательного направлений (как государственные, так и частные) и учреждения общественного самоуправления. При этом более 40% предприятий, участвующих в данной инициативе, принадлежали к малому и среднему бизнесу.

Дальнейшее совершенствование характеризуемой политики зависит от достаточно эффективной разработки ее научного обеспечения на международном уровне, мобилизации частных инвестиций наряду с государственными источниками, улучшения качества соответствующего бизнес-обслуживания как всей системы кластеров, так и, в особенности, предприятий малого и среднего бизнеса в их структурах. В данном случае определенная надежда возлагается на теорию финских исследователей по тематике интенсивного делового обслуживания знаний (KIBS - knowledge intensive business services).

Практика реализации данной инновационной политики во Франции позволяет также сделать некоторые предложения для ее улучшения. Прежде всего, необходимо ее упрощение: слишком много институциональных действующих игроков на этой площадке, что подчас ведет к потере возможностей определения их достаточно четких стратегических выборов и концентрации имеющихся у них различного рода ресурсов, в том числе инвестиционных, на исполнении различных решений и социальных ответственностей. Здесь просматривается слишком большое количество инструментов реализации данной политики с риском разжижения их влияния и существенного увеличения затрат. При всей положительности региональной кластерной политики и ее качества существует проблема потери контроля за ее перманентным исполнением на базе адекватно отображающего ее инструментария. Также остро стоит проблема региональной координации в разработке как кластерных политик, так и в целом системы конкурентоспособности регионов страны. И снова есть необходимость подчеркнуть слишком низкий уровень финансирования инновационной политики в регионах - во Франции он в среднем составляет всего 6% всего объема инвестиций.

Сейчас в данной стране реализуется весьма оригинальная программа улучшения региональной инновационной системы, которая в той или иной мере учитывает недостатки предыдущего опыта. Это так называемая программа нового управления структурными фондами (инвестициями) на 2007-2013 гг. Можно выделить следующие ее особенности:

  • региональная инновационноя политика строго связана с кластерной политикой;
  • лучшее знание и понимание актуальных потребностей региональных инновационных систем (реальная и эффективная оценка существующих ресурсов и нужных инвестиций в сферу исследований и развития);
  • гораздо лучшее качество регионального институционального управления инвестициями и инновациями с эффективным и адекватным процессом принятия решений, позволяющим избегать распределения средств по принципу “всем сестрам по серьгам”;
  • значительное улучшение предоставления необходимых деловых услуг для участников реализации кластерной политики (целевое инвестиционное и информационное обслуживание по передовым технологиям и рынкам, продвинутые схемы других видов делового обслуживания и др.).

Итак, краткое ознакомление с одним из направлений зарубежной науки и практики в различных видах делового, в том числе инвестиционного, обеспечения разработки и реализации регионального стратегического управления инновациями на примере Европы и Франции дает возможность российским специалистам проводить сопоставительный анализ и разрабатывать действенные механизмы дальнейшего совершенствования данного вида управления в нашей стране.

Литература.

1. Prager J.-C. Agency poor la Diffusion de I’ Information Technologique and Sciences-Po Paris, France - Tokyo, November, 2006.

2. http://www.adit.fr.

КРАСНОПОЛЬСКИЙ Борис Хананович. Доктор экономических наук. Более 25 лет вел исследовательскую работу в Северо-Восточном КНИИ ДВО РАН. С 1993 г. работал в Университете штата Аляска, занимался преподавательской и исследовательской деятельностью, координировал совместные американо-российские программы в области образования и экономико-экологических исследований. С 2004 г. - заместитель директора по науке Института экономических исследований ДВО РАН. Профессор кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ.