Инвестиции в региональное стратегическое управление инновациями в Европе и Франции
Краснопольский Б.Х., заместитель директора Института экономических исследований ДВО РАН
Проблемы эффективности инвестиционного обеспечения стратегического управления инновационной деятельностью в различных регионах мира, в том числе на территории Российской Федерации, находятся в настоящее время в сфере повышенного внимания не только научных организаций, но и законодательных и исполнительных органов мировых держав. Это вполне объяснимо, т.к. достаточно устойчивое экономическое функционирование стран в условиях резко возрастающей рыночной конкуренции производимой продукции и услуг становится все более зависимым не столько от наличия природно-ресурсного потенциала, сколько от уровня и качества научно-индустриального и инновационного развития национальных экономик.
В этом отношении для России изучение опыта зарубежных стран, гораздо ранее вступивших по причине серьезного истощения добываемых природных ресурсов на путь ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса (НТП), является весьма перспективным для его разумного использования в дальнейшей хозяйственной практике. В 2006 г. в интернете была опубликована обзорная презентация одного из агентств, расположенных в Париже, характеризующая опыт Европы и Франции в организации и проведении в жизнь регионального стратегического инновационного управления, включая достаточно распространенный кластерный подход в данной области [1]. Даже краткое ознакомление с этим опытом может быть весьма полезным для России в период активного развития кластерных методов во внедрении современных инноваций во все сферы социально-экономического развития страны для ускоренного обеспечения ее конкурентоспособности на мировых рынках. По данным, приведенным в этой презентации, можно сделать вывод и о большой приоритетности инвестиционных вложений в данное направление регионального развития, эффективность которых не вызывает сомнения у авторов представленного материала.
Данная презентация рассматривает несколько вопросов затронутой проблемы, и именно: краткий обзор приоритетных факторов регионального развития, экспериментальные исследования в Европе и основные выводы, вытекающие из изучения рассматриваемых регионов, а также проблемы кластерной политики во Франции. При изложении результатов данного исследования также демонстрируется высокая отдача тех инвестиционных вложений, которые были сделаны в развитие региональных инвестиционных систем.
Что касается определения приоритетности факторов стратегического регионального инвестиционного управления, то презентация в данном случае базируется на достаточно известной в науке трехуровневой модели. Эта модель включает:
- уровень аккумуляции ресурсов (по существу, речь идет о количественных факторах развития - физических и финансовых ресурсах, базовой инфраструктуре, природных ресурсах и ценах на их добычу, мощности промышленных парков и развитости общественного сектора и т.д.);
- уровень факторов, обеспечивающих устойчивый рост (вложения в образование и исследования, качество рабочей силы, развитие социального капитала, распространенность инфраструктуры знаний, инновационные центры и возможности быстрого внедрения технологий и результатов новых знаний и др.);
- уровень системной эффективности (развитость взаимосвязанной сети знаний и их практического внедрения, возможности быстрого привлечения новых человеческих и финансовых ресурсов, эффективная организация разработки и реализации политических, экономических и прочих решений, и т.д.). Кроме того, этот уровень включает фактор концентрации интеллигенции с фокусом ее деятельности на высокоорганизованном формировании инновационных систем и преодолении основных недостатков подобных систем, выделении приоритетных ключевых секторов и технологий, улучшении эффективности инвестиций в развитие всего инновационного механизма, координации долгосрочных ожиданий различных промышленных корпораций для разработки и реализации эффективной кредитной политики.
Результаты факторного анализа рассматриваемых инновационных регионов европейской зоны приведены в табл. 1, где представлен так называемый иннобарометр (барометр инноваций) за 2006 г., который демонстрирует роль кластерного подхода во внедрении инноваций в Европе.
Таблица 1. Данные иннобарометра 2006 года по оценке роли кластеров в инновационном развитии Европы (рост продуктивности по сравнению с 2004 г., %)
Вид деятельности
|
Отдельные инновационные компании
|
Инновационные компании в кластерах
|
Представление нового или значительное улучшение существующего продукта (услуги)
|
74
|
78
|
Представление новой или существенно улучшенной существующей производственной технологии
|
56
|
63
|
Проведение рыночных исследований для представления новой продукции (услуги)
|
33
|
53
|
Проведение исследований в своих собственных лабораториях
|
53
|
44
|
Организация совместных исследований с другими фирмами, университетами и исследовательскими институтами
|
20
|
41
|
Регистрация одной или более международных торговых марок
|
14
|
29
|
Подача заявок на один или большее число патентов
|
12
|
29
|
Источник: [1].
Как видно из табл. 1, практически по всем видам деятельности продуктивность инновационных компаний, действующих в рамках организованных кластеров, существенно превышает работу кластерно не связанных компаний. Только по проведению исследований в своих собственных лабораториях отдельные инновационные компании превыщают по продуктивности инновационные кластеры, что в общем вполне объяснимо.
Иннобарометр 2006 г. демонстрирует также уровень инвестиционной поддержки инновационных кластеров, оказываемый общественными официальными структурами различных уровней, чему придается весьма существенное значение. В табл. 2 показаны эти уровни, а также необходимость их совершенствования.
Таблица 2. Инвестиционная активность общественных официальных структур для поддержки инновационных кластеров в 2006 г. и необходимость ее усиления (рост активности по сравнению с 2004 г., %)
Вид деятельности
|
Текущее обеспечение
|
Необходимость усиления
|
Организация общественных мероприятий
|
45
|
57
|
Поддержка в улучшении иммиджа и репутации регионального кластера
|
44
|
69
|
Организация оперативного обмена информацией
|
43
|
69
|
Прямая финансовая поддержка по спонсированию конкретной инновационной продукции (услуги)
|
41
|
69
|
Организация тесных связей с университетами и местными администрациями
|
40
|
61
|
Организация постоянных контактов с фирмами
|
39
|
61
|
Организация соответствующих административных процедур
|
34
|
74
|
Организация транснациональных связей с другими кластерами или географическими зонами
|
33
|
65
|
Создание необходимой региональной инфраструктуры
|
28
|
51
|
Поддержка создания инновационных инкубаторов
|
27
|
57
|
Снижение налоговой нагрузки на проведение работ в области исследований и развития, а также на инновационные затраты
|
26
|
68
|
Снижение налоговой нагрузки на смежные разработки в области исследований и развития, а также в сфере инноваций
|
24
|
68
|
Источник: [1].
Приведенные данные показывают, что уровень инвестиционной поддержки общественных официальных структур для создающихся и действующих региональных инновационных кластеров должен быть значительно более высоким для обеспечения их достаточно эффективного функционирования.
Весьма интересными представляются данные, приведенные в рассматриваемой презентации, которые касаются оценки индекса партнерского разнообразия. Этот индекс демонстрирует среднее количество различного рода организаций-партнеров, входящих в тот или иной кластер, находящийся в одной из 36 исследуемых европейских стран и включающих в себя несколько организаций из следующего списка: общественные администрации, университетские и другие образовательные институты, общественные лаборатории и исследовательские центры, фирмы и компании малого и среднего бизнеса, вновь созданные инвестиционные компании и финансовые институты. Этот индекс оценивается от 3,41 до 5,72 балла в зависимости от рассматриваемой страны, т.е. из этой оценки видно, что число входящих в действующие кластеры тесно сотрудничающих между собой организаций-партнеров не настолько велико, как это может казаться без специального исследования. Как видно, даже такое сравнительно небольшое число сотрудничающих институтов обеспечивает высокую отдачу инвестиций в развитие достаточно эффективно работающих инвестиционных кластеров.
Также в презентации проведена оценка индексов инновационной активности, которые показывают среднее количество тех направлений инновационной деятельности, которые осуществляются в том или ином кластере из тех же 36 исследуемых европейских регионов и включают в себя несколько видов подобной деятельности из следующего списка: представление нового или значительное улучшение существующего продукта (услуги), представление новой или существенно улучшенной существующей производственной технологии, проведение рыночных исследований для представления новой продукции (услуги), проведение исследований в своих собственных лабораториях, организация совместных исследований с другими фирмами, университетами и исследовательскими институтами, регистрация одной или более международных торговых марок, подача заявок на один или большее число патентов. Данные индексы оцениваются от 1,84 до 4,13 балла также в зависимости от изучаемой страны, т.е. эти индексы показывают, что само по себе количество видов инновационной деятельности, реализуемых в каждом действующем кластере, сравнительно не велико. Но не их количество, а их качество является определяющим в данном случае, что в итоге отражается и на высокой эффективности инвестиций в их формирование и развитие.
В презентации много внимания уделяется новым веяниям в промышленной политике Европы. Задачи в этом плане формулируются достаточно просто: для проведения в жизнь намечающейся динамики промышленной политики, тесно смыкающейся с общими тенденциями открытой рыночной экономики, необходимо максимально учитывать сложившуюся региональную специализацию европейской конкурентоспособности, отражающей новые экономико-географические условия территории. В данном случае выделяются ниже приведенные факты, которые необходимо принимать во внимание при будущем развитии региона:
Недостаточный учет региональной специализации выступает важнейшим фактором, объясняющим некое отставание европейской инновационной корзины. Здесь необходимо значительное повышение использования экономико-географической специализации вне зависимости от границ существующих государств, а также имеющийся фактор подчас весьма эффективной локализованности экономической и инновационной активности во всей Европе.
Всемерная инвестиционная поддержка иннициатив кластерного развития, таких как совместное финансирование, а также широкое использование нефинансовых методов (усиление научных и деловых связей между бизнес-компаниями, региональными правительственными агентствами и исследовательскими и образовательными институтами и т.д.).
Повышение эффективности европейской политики конкурентоспособности, в особенности такой, как региональная конкурентоспособность (научная и инновационная), подкрепленная развитием предприятий, в том числе представляющих малый и средний бизнес, секторальной политикой и расширением деятельности средств массовой информации, активизирующих общественное влияние на решение проблем конкурентоспособности. Здесь нужно также учитывать богатый опыт, который уже накопили некоторые члены Европейского Союза в повышении эффективности и отдачи их региональных политик в области инновационных исследований и скорейшего внедрения достижений НТП в практику, таких как правительственная политика Франции в улучшении конкурентоспособности производимой продукции (услуг), или опыт Швеции, Австрии и Германии.
Комментируемая презентация не только дает ответы на изучаемые вопросы, но и ставит еще не решенные вопросы, которые предстоит обсуждать в научной среде. К числу этих вопросов относятся следующие:
- каким образом и при помощи какой строгой методики проводить перманентные систематизированные инновационные анализы и разрабатывать политику инвестиционных вложений в инновационное перевооружение;
- какой здесь подход наиболее эффективен - свободного исследования или четко сфокусированного на некоторых ошибках, сбоях, “провалах системы”;
- каковы общие пределы общественного вмешательства и государственных инвестиций в региональное развитие;
- как применить наилучшим образом “тяжелую руку государства” для образования реальной действующей инновационной системы;
- каков наиболее эффективный инструментарий для каждого из трех измерений трехуровневой модели: ресурсы, факторы роста и инструменты “системной эффективности”;
- каким образом сбалансировать использование ограниченных общественных инвестиционных возможностей для всех трех измерений модели;
- каковы основные различия между “мега-регионами” и другими регионами в части разработки общественной инвестиционной и инновационной политик?
Конечно, этими вопросами не ограничивается решение всех ранее названных проблем, но их обсуждение в научных кругах, наверняка, даст весьма положительные результаты.
В рассматриваемом материале приводятся также данные о различных уровнях инвестиционной поддержки стратегического инновационного управления в Европе по ряду выбранных для исследования регионов и их кластеров*. К числу наиболее развитых высокотехнологических кластеров в регионе отнесены Кембридж, Эйндховен, Гетебург, Мюнхен, Штутгард, Хельсинки, Копенгаген; в структуру сильных высокотехнологических промышленных кластеров включены Амстердам, Берлин, Гренобль, Оулу, Шотландия, Тулуза; к высокоэффективным промышленным регионам отнесены Каталония, Фландрия, Ирландия, Ломбардия, Мадрид, Верхняя Австрия, Баскония, Пьемонт; к регионам с кластерами, находящимися в стадии первичного формирования, отнесены Лиссабон, Краков, Будапешт, Словения.
Если посмотреть на карту Европы, то основное сосредоточение крупных кластеров в области инвестиционных исследований и развития, а также по фактору занятости в сфере науки, образования, высоко- и среднетехнологической промышленности и финансовой поддержки приходится на довольно широкую полосу, пересекающую с севера на юг центральную часть европейского континента и затрагивающую такие страны Европы, как Англия, Бенилюкс, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Италия.
Что касается изучения регионов с наиболее развитым стратегическим управлением в сфере инвестиций и инноваций, то в рассматриваемом материале приведены следующие результаты исследований:
- здесь проявляется свободный подход к разработке процессов принятия политических решений;
- промышленная политика в кластерах и центрах конкурентоспособности в данных регионах “матрично-организованная”;
- данная политика в значительной степени фокусируется на улучшении системы взаимосвязей между университетами, исследовательскими центрами и промышленными компаниями;
- здесь также сформированы тесные контакты между стратегическим анализом и разработкой политики конкурентоспособности, а также между бизнесом и разработчиками данной политики;
- управленческие структуры в данных регионах тесно привязаны к их уровню конкурентоспособности и к привлечению социального капитала в решении региональных проблем;
- важность качества бизнес-сервиса и действенного информационного обеспечения рассматривается как важнейший фактор социально-экономического роста региона и его продуктивности в “экономике знаний”.
Весьма интересную информацию комментируемый материал содержит по вопросам разработки и реализации инновационной политики в регионах Франции [2]. Здесь рассматриваются такие проблемы, как управление региональными инновационными системами во Франции, политика конкурентоспособности кластеров и первые шаги в ее разработке, дальнейшие пути улучшения инвестиционной поддержки региональных инновационных систем во Франции. В метропольной зоне данной страны 22 региона являются первоочередными объектами проведения управленческих решений по разработке и практическому использованию региональных инновационных систем. Они в прямом смысле предназначены для коренного улучшения регионального социально-экономического развития. Региональная автономия позволяет этим регионам устанавливать те бюджетные инвестиционные поддержки на исследования и развитие, которые они считают нужным иметь в данном периоде финансирования. Но роль регионов в терминах бюджета еще остается весьма небольшой. Для примера, в 2000 г. доля регионального инвестирования из общественных фондов на исследования и развитие составляла всего 1,4% по сравнению с 88,2% финансовой поддержки из правительственных бюджетных источников и с 10,4% других видов финансирования.
Управление региональными инновационными системами и решение сопутствующих этому процессу во Франции инвестиционных проблем традиционно проводится на всех уровнях национальной экономики. Представление об этом управлении дает табл. 3, которая отражает те уровни управления, которые в нем задействованы.
Таблица 3. Управление региональными инновационными системами во Франции
Уровень регионального/локального управления
|
Законодательная и исполнительная власти страны
|
Деятельность по инновационной политике
|
Региональный
|
22 региона
|
Образование, повышение квалификации, территориальное планирование, связанное с экономическими исследованиями и развитием
|
Национальный децентрализованный/региональный
|
Национальное информационное агентство - OSEO/ANVAR
|
Инвестиционная поддержка создания предприятий и внедрения инноваций в промышленность; продвигает коммерческое использование общественных исследований и усиливает экономический рост через продвижение инноваций
|
Национальный
|
Региональная исследовательская и технологическая делегация - DRRT
|
Координация и исполнение национального контроля и соответствующих измерений на региональном уровне от Министерства исследований
|
Национальный
|
Региональный отдел по промышленности, исследованиям и окружающей среде - DRIRE
|
Координация и исполнение национального контроля и соответствующих измерений на региональном уровне от Министерства промышленности
|
Национальный
|
Префектуры и Генеральный Секретариат по региональным делам - SGAR
|
Координация региональных инвестиций из Структурных Фондов совместно с Региональными консулами
|
Одним из ключевых ведомств в системе управления региональными инновационными системами и их инвестиционной поддержки во Франции является Национальное агентство по инновациям - ANVAR, которое находится в совместном ведении Министерства по исследованиям и Министерства по промышленности (годовой бюджет ANVAR составляет около 300 млн евро, и оно принимает участие в реализации более 4000 индивидуальных программ). Это национальное агентство представляет собой (совместно с региональными делегациями этого агентства) главную штаб-квартиру в Париже в области инновационного управления регионами. Миссия Агентства заключается в следующем: (1) инвестиционная поддержка создания предприятий и разработка инноваций в промышленности (в первую очередь это касается малого и среднего предпринимательства) с использованием свободных от налогов и возвратов кредитов, возвращаемых только в случае коммерческого успеха; и (2) продвижение коммерческого использования общественных исследований и их вклада в промышленный рост посредством продвижения инноваций.
Государственная региональная политика во Франции координируется Генеральным секретариатом по региональным делам (General Secretariat for regional affairs - SGAR), который реализует свои полномочия в основном через префектуры. Региональные подразделения Министерств по исследованиям и по промышленности отвечают за исполнение контрольных функций в соответствии с полномочиями этих ведомств. Это такие подразделения, как Региональная исследователькая и технологическая организация (Regional Research and Technology Delegations - DRRT) и Региональный отдел по промышленности, исследованиям и окружающей среде (Regional Division for Industry, Research and Environment - DRIRE).
В целом, в стране существует множество действующих организаций на региональном уровне, а именно:
- технические центры;
- региональные центры по инновациям и передаче технологий - CRITT и центры по технологическим ресурсам - CRT, которые осуществляют научное и технологическое обслуживание;
- центры, объединяющие национальные общественные исследовательские лаборатории и частные исследовательские институты;
- сети институциональных структур (ANVAR/OSEO, DRIRE, DRRT, Chambers of commerce и др.), нацеленных в том числе на инвестиционное и информационное обеспечение технологического развития малого и среднего бизнеса по поводу рынков и технологий;
- региональные научные парки (“технополисы”), приближенные к центрам академических разработок.
Совершенствование региональных инновационных систем во Франции и повышение эффективности инвестиций в развитие конкурентоспособности их кластерной политики направлено на реализацию следующей цели: значительное усиление конкурентоспособности регионов в части кооперации среди различных бизнесов и между бизнесами и общественными исследовательскими/образовательными институтами путем:
- развития действующих и формирующихся “конкурентоспособных кластеров” в развитых регионах;
- создания региональных “конкурентоспособных кластеров”, особенно в продвинутых регионах, максимально концентрируя инвестиции в работы по исследованиям и развитию в формирующиеся для этих целей малые и средние предприятия, окружающие существующие технические и исследовательский организации, избегая при этом чрезмерного пространственного их рассеивания.
Конкурентоспособная кластерная политика должна базироваться на различных типах кластеров и включать:
конкурентоспособные кластеры вокруг крупных компаний;
- наиболее продвинутые университетские центры;
- группы взаимосвязанных малых и средних предприятий, формирующиеся вокруг общих тем их интересов (исследовательские проекты, рыночные исследования и др.);
- группы подобных предприятий, реализующих функции поддерживающего обслуживания (обеспечение рыночными связями, технологической информацией, деловым сервисом, и др.).
Эта политика также должна включать и мероприятия, реализующие чрезвычайный характер вложений в формирование конкурентоспособных кластеров и усиление действующих кластеров. Во Франции эта политика охватывает:
- трехлетний бюджет примерно в 750 млн евро (увеличенный бюджет в настоящее время, несмотря на мировой финансовый кризис);
- активное участие различных бизнес-структур в совместных работах в области исследований и развития (вложения бизнеса в это мероприятие должны быть исключены из корпоративного налогообложения, а также с них должны быть резко снижены отчисления в социальные фонды);
- прямая финансовая поддержка различных государственных структур, названных выше (табл. 3).
Отбор национальных и региональных проектов для исполнения наиболее необходимых предложений в этой области должен базироваться на изучении общественно-частного партнерства, которое основывается на тесных взаимосвязях бизнес-структур, исследовательских центров и высокопрофессиональных образовательных учреждений, финансовых институтов, региональных и общественных организаций, сети центральных правительственных учреждений и всей Европы в целом. В результате во Франции были отобраны 66 проектов для 22 регионов этой страны, которые достаточно равномерно охватывают наиболее перспективные экономические сектора и региональные образования.
Каковы же первые оценки реализации политики формирования конкурентоспособных кластеров в регионах Франции? Здесь важно выделить следующие выводы:
- реальное формирование подобной политики в наибольшей степени зависит от региональных властей и их действий в сфере инвестиций в инновации и экономическое развитие;
- в данной политике, в том числе на региональном уровне, должна очень четко проявлятся чувствительность к международной рыночной конкуренции и необходимость занять ведущие позиции в соответствующих нишах на международном рынке;
- стратегически регион должен ориентироваться на то, чтобы занять также приоритетное место в системе регионального экономического развития страны;
- все проекты должны быть направлены в первую очередь на создание эффективной системы синергетической отдачи в области исследований, дальнейшего развития и инвестиционной деятельности, и регионы для этого должны обеспечить их реальный вклад в эти проекты посредством роста благосостояния и добавленной стоимости на территории.
Под конечной целью региональной политики здесь имеется в виду улучшить конкурентоспособность продукции (услуг) всей Франции на международных рынках и, конечно же, создать рабочие места для высокопрофессиональной рабочей силы и резко усилить эффективность инвестиционной поддержки этой политики. В данном случае также подчеркивается, что необходимость формирования региональной кластерной политики в большой степени зависит от создания эффективной системы управления этими процессами на территориях.
Реализованные шаги в совершенствовании конкурентоспособности кластерной политики Франции в период 2006-2008 гг. были связаны с общественными инвестициями в эту инициативу в размере 1,5 млн евро наряду с различными видами налогового освобождения данных инвестиционных вложений. В развиваемых политиках и кластерах максимально сводились друг с другом бизнес-структуры, организации исследовательского и образовательного направлений (как государственные, так и частные) и учреждения общественного самоуправления. При этом более 40% предприятий, участвующих в данной инициативе, принадлежали к малому и среднему бизнесу.
Дальнейшее совершенствование характеризуемой политики зависит от достаточно эффективной разработки ее научного обеспечения на международном уровне, мобилизации частных инвестиций наряду с государственными источниками, улучшения качества соответствующего бизнес-обслуживания как всей системы кластеров, так и, в особенности, предприятий малого и среднего бизнеса в их структурах. В данном случае определенная надежда возлагается на теорию финских исследователей по тематике интенсивного делового обслуживания знаний (KIBS - knowledge intensive business services).
Практика реализации данной инновационной политики во Франции позволяет также сделать некоторые предложения для ее улучшения. Прежде всего, необходимо ее упрощение: слишком много институциональных действующих игроков на этой площадке, что подчас ведет к потере возможностей определения их достаточно четких стратегических выборов и концентрации имеющихся у них различного рода ресурсов, в том числе инвестиционных, на исполнении различных решений и социальных ответственностей. Здесь просматривается слишком большое количество инструментов реализации данной политики с риском разжижения их влияния и существенного увеличения затрат. При всей положительности региональной кластерной политики и ее качества существует проблема потери контроля за ее перманентным исполнением на базе адекватно отображающего ее инструментария. Также остро стоит проблема региональной координации в разработке как кластерных политик, так и в целом системы конкурентоспособности регионов страны. И снова есть необходимость подчеркнуть слишком низкий уровень финансирования инновационной политики в регионах - во Франции он в среднем составляет всего 6% всего объема инвестиций.
Сейчас в данной стране реализуется весьма оригинальная программа улучшения региональной инновационной системы, которая в той или иной мере учитывает недостатки предыдущего опыта. Это так называемая программа нового управления структурными фондами (инвестициями) на 2007-2013 гг. Можно выделить следующие ее особенности:
- региональная инновационноя политика строго связана с кластерной политикой;
- лучшее знание и понимание актуальных потребностей региональных инновационных систем (реальная и эффективная оценка существующих ресурсов и нужных инвестиций в сферу исследований и развития);
- гораздо лучшее качество регионального институционального управления инвестициями и инновациями с эффективным и адекватным процессом принятия решений, позволяющим избегать распределения средств по принципу “всем сестрам по серьгам”;
- значительное улучшение предоставления необходимых деловых услуг для участников реализации кластерной политики (целевое инвестиционное и информационное обслуживание по передовым технологиям и рынкам, продвинутые схемы других видов делового обслуживания и др.).
Итак, краткое ознакомление с одним из направлений зарубежной науки и практики в различных видах делового, в том числе инвестиционного, обеспечения разработки и реализации регионального стратегического управления инновациями на примере Европы и Франции дает возможность российским специалистам проводить сопоставительный анализ и разрабатывать действенные механизмы дальнейшего совершенствования данного вида управления в нашей стране.
1. Prager J.-C. Agency poor la Diffusion de I’ Information Technologique and Sciences-Po Paris, France - Tokyo, November, 2006.
2. http://www.adit.fr.
КРАСНОПОЛЬСКИЙ Борис Хананович. Доктор экономических наук. Более 25 лет вел исследовательскую работу в Северо-Восточном КНИИ ДВО РАН. С 1993 г. работал в Университете штата Аляска, занимался преподавательской и исследовательской деятельностью, координировал совместные американо-российские программы в области образования и экономико-экологических исследований. С 2004 г. - заместитель директора по науке Института экономических исследований ДВО РАН. Профессор кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
|