Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

Развитие инновационной экономики - основа конкурентоспособности Тверской области

Зеленин Д.В., Губернатор Тверской области

- Администрация Тверской области прилагает значительные усилия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечения выгодных условий для вложения капиталов и ведения бизнеса на территории региона. Достигнуты ли уже ожидаемые результаты этой работы?

- Всегда хочется лучшего, но, по моему убеждению, тот минимум, к которому мы стремились, уже давно и безусловно достигнут. На данный момент при поддержке региональной власти в Верхневолжье реализуется около 80 инвестиционных проектов с общим объемом вложений порядка 170 млрд руб., перспективой создания более 20 тыс. новых рабочих мест. Объем инвестиций в проекты, реализованные в регионе в 2008 г., составил свыше 9 млрд руб.

В Тверскую область пришли такие знаковые инвесторы, как финские "Альстром" и "Paulig", британская «Шелл Нефть», французские компании «Интернет-Логистика» и «Разек-Восток», шведская "SKF", немецкие "МЕTRO", «Кронес», а также многие другие уважаемые фирмы и группы компаний, которые разместили или планируют разместить свои производства на территории региона.

- Работа по привлечению инвесторов в Тверскую область была начата Вами в практически равных стартовых условиях с другими регионами ЦФО. На что Вы делали ставку при определении инвестиционной привлекательности территории?

- У Тверской области есть свои особенности, отличающие Верхневолжье от других регионов, и для нас крайне важно наиболее эффективно использовать ресурс этих естественных преимуществ.

В ЦФО Тверская область занимает 1-е место по запасам леса, что в сочетании с выгодным транспортно-географическим положением создает хороший потенциал для развития рекреационного туризма. Еще одна характерная черта - крупные запасы пресной воды, которыми пользуются, в том числе, и жители Москвы.

К своего рода особенностям относятся большая площадь территории, которая предоставляет равные возможности как для развития промышленного и сельскохозяйственного производств, так и для организации новых поселений.

Немалую роль в своеобразии Тверской области играет наличие малых городов с тысячелетней историей, а также развитых промышленных центров с достаточно мощным потенциалом.

К экономико-географическим преимуществам также относятся само расположение Верхневолжья между двумя крупными центрами научно-технического притяжения - Москвой и Санкт-Петербургом, что изначально определяет хорошие перспективы развития для нашего региона по целому ряду направлений.

Для Тверской области стоит задача по системному, комплексному освоению и использованию этих ресурсов, каждый из которых весьма высоко ценится на мировом рынке.

- И как успешно идет это освоение?

- Скажем так, с переменным успехом. Что-то уже удалось сделать, чего-то еще только предстоит достичь.

Так, например, выгодное расположение региона, развитая транспортная сеть, наличие мощных современных телекоммуникационных каналов и ряд других особенностей позволяет Тверской области успешно привлекать в инновационную и высокотехнологичную сферу частные инвестиции, развивая такие перспективные направления, как интернет-торговлю и call-центры.

При активной поддержке администрации области на территории области уже разместился один из крупнейших российских операторов на рынке электронной торговли Озон.ru, открылись 4 call-центра, в том числе таких знаковых компаний, как "Вымпелком" и "Телеконтакт", в ближайшее время вступит в строй еще один.

Это позволит довести количество занятых в этом секторе до 5 тыс. человек и сформировать до 35% российского рынка call-услуг. Развитие этого, а также целого ряда других направлений и в дальнейшем будет оставаться в фокусе внимания областной власти.

Тем не менее мы прекрасно понимаем, что использования одних лишь объективных конкурентных преимуществ недостаточно для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Поэтому администрация Тверской области построила свою инвестиционную стратегию на дополнительных мерах по привлечению инвесторов. Это четкий механизм реализации проектов, который работает на всех этапах: с момента заявки потенциального инвестора до введения предприятия в эксплуатацию. Это наши так называемые субъективные конкурентные преимущества.

К ним относятся специальный орган в структуре администрации области, который работает с инвесторами по упрощенному принципу «одного окна», законодательный фон, обеспечивающий нашим партнерам определенные преференции в финансовой сфере, а также некоторые инструменты государственной поддержки в развитии инфраструктуры вокруг инвестиционных проектов.

На самом первом, начальном этапе осуществляется информационная поддержка.Администрация области готова предоставить будущим партнерам информацию о земельных участках, собственниках и пользователях, о социальной инфраструктуре и действующих тарифах, о процедуре реализации проекта с момента обращения в Администрацию, а также сведения о потенциальных партнерах и поставщиках. Получив эти данные, потенциальный инвестор формирует четкое представление об основных этапах реализации своего проекта, в том числе в привязке к определенным временным рамкам.

Следующий шаг - административная поддержка по принципу «одного окна». Ясную и прозрачную процедуру реализации проекта обеспечивает управление регионального развития Тверской области. Договоренности с потенциальными инвесторами, достигнутые, в том числе, и на межведомственном уровне, закрепляются в инвестиционном договоре с компанией. В нем указаны льготы и преференции со стороны областной власти. За крупными проектами закрепляется куратор - представитель администрации, обычно это мой заместитель. Считаю такую практику конкретной мерой по преодолению административных барьеров. В нашем регионе это получается.

У нас разработана и действует нормативная база, позволяющая предоставлять инвесторам льготы. В случае, если объем инвестиций в основные средства по проекту за 3 года превысит 150 млн руб., мы можем возместить партнерам освобождение от уплаты налога на прибыль в размере 4% и 100% налога на имущество (уплачиваемых в региональный бюджет) на срок окупаемости проекта, но не более чем на 7 лет. Кроме того, в областном бюджете предусмотрены средства на компенсацию половины процентной ставки по кредитам, взятым в банке на реализацию инвестиционных проектов, в сумме до 5 млн руб.

Еще один, на мой взгляд, не менее важный компонент государственной поддержки инвесторов - содействие в инфраструктурном обустройстве площадки.Если объемы расходов регионального и местного бюджетов будут адекватны ожидаемым налоговым поступлениям, мы готовы строить дороги, подводить инженерные коммуникации к площадке, где будет размещено предприятие. И такой опыт у нас уже есть, например, относительно недавно мы открыли кольцевую автодорогу вокруг промышленной зоны «Редкино» в Конаковском районе, где уже работают несколько крупных промышленных предприятий, в том числе с иностранными инвестициями.

- Сегодня экономика каждого региона, в том числе и Тверской области, испытывает серьезные затруднения, связанные с мировым финансовым кризисом. Тем не менее все прекрасно понимают, что по окончании «мертвого сезона» неизбежно последует рост мировой и российской экономики, в условиях которого вновь остро встанет проблема подготовки профессиональных кадров для высокотехнологичных, наукоемких производств…

- Мы, как и вся страна, находимся в самом начале пути инновационного развития. Только появляются признаки технического перевооружения экономики. Тем не менее проблема кадрового голода уже стояла перед регионом, и достаточно остро. В условиях бурного докризисного роста нам даже приходилось приглашать рабочий персонал для вновь создаваемых предприятий и расширения существующих производств со стороны. На это были направлены целые областные программы. Сейчас, конечно, проблема несколько видоизменилась, и теперь для нас гораздо актуальнее задача сохранения трудовых коллективов.  

Тем не менее и для подготовки, и для переподготовки кадров наш регион по-прежнему располагает достаточно развитой сетью учебных заведений. И мы используем этот ресурс с учетом потребностей конкретных предприятий. Система профессионального образования в Тверской области мобильная, гибкая. У нас есть возможность запустить специальные обучающие программы в учебных заведениях, ориентированные на конкретное производство.

Зачастую инвестор готов предложить собственные программы обучения. В таком случае мы находим возможность включить их в действующие президентские и правительственные проекты и тем самым обеспечить эффективный запуск в действие нового производства.

Кстати, существует еще один нюанс в плане решения кадровых проблем для Тверской области в свете нынешних экономических затруднений. Верхневолжье от особенностей своего расположения между двумя столичными агломерациями не только выигрывало, были и трудности, порою значительные. Пожалуй, главная из них - «вымывание» высококвалифицированных, молодых и предприимчивых кадров, которые, получив хорошее образование здесь, жить и работать раньше предпочитали уезжать в Москву или Санкт-Петербург. Сегодня, в условиях массовых сокращений, вызванных финансовым кризисом, люди стали возвращаться. Несмотря на собственные трудности региона, я поставил задачу сделать все возможное для того, чтобы задействовать потенциал вернувшихся, трудоустроить, закрепить их в Тверской области.

За пиком спада отечественной экономики неизбежно последует ее рост, и в этих условиях кадровую проблему нам решать будет гораздо проще и легче, имея трудовые резервы достаточного уровня квалификации, а не начиная «с нуля» их подготовку.

- Как Вы считаете, за счет чего будет расти отечественная экономика после преодоления в ней кризисных явлений? На что планируется сделать ставку в Тверской области?

- Как и до кризисных явлений, так во время стагнации экономики и во все последующие периоды Тверская область будет развивать аграрный сектор, промышленность, туризм, а также все остальные бюджетообразующие отрасли и направления. Вместе с тем совершенно очевидно, что в современных условиях в масштабах страны наиболее востребованными станут высокотехнологичные направления, в том числе те, которыми Россия ранее традиционно не занималась. Без развития инновационной экономики, качественного рывка во всех сферах жизни и деятельности, который достижим только при внедрении новых технологий, сложно оставаться конкурентоспособными.

Видя и понимая эту тенденцию, еще задолго до кризиса мы начали работу по созданию научно-технологических кластеров. Тверская область в течение последних лет является активным участником нового для регионов процесса технологического обновления производств на базе создания кластерных и научно-производственных систем. В активе области за сравнительно короткий срок - разработка проектов технико-внедренческой и промышленно-производственной зон, победы в конкурсе на создание IT - инкубаторов.

С 2005 г. и до сих пор с участием государственного университета, группы промышленных предприятий и отраслевых НИИ в области проводятся исследования и разработка проектов формирования региональных кластеров в области полимерной химии, кремниевого производства и программирования. Разработка научно-технических кластеров изначально была нацелена на восстановление потенциала химической промышленности и IT-сектора, создание новой отрасли микроэлектроники в интересах отечественной «Кремниевой долины» - города Зеленограда.

Процессу создания кластеров предшествовала большая подготовительная работа. По кластеру полимерной химии была проведена оценка инновационного потенциала и состояния промышленных предприятий, которые были приглашены в качестве потенциальных партнеров и участников проекта, а также отраслевых НИИ. Учитывая ограниченные возможности большинства из них, в качестве ориентира и лидера промышленного комплекса было определено предприятие «Диэлектрические кабельные системы», которое стало действенным партнером Тверского ИнноЦентра в создании кластера.

Главным препятствием для создания полноценного кластера полимерной химии являлось раньше и до сих пор остается отсутствие в регионе крупного «якорного» полимерного бизнеса, а также невозможность привлечь для выполнения этой роли других представителей ведущих игроков в составе химического комплекса России.

По кластеру кремниевого производства была проведена оценка промышленного потенциала группы предприятий города Торжок и поселка Редкино, которые приглашались в состав кластера.

Ведется разработка инвестиционных основ развития Зубцовского района Тверской области, на территории которого расположен карьер особо чистого кварцевого песка. Утверждены основные приоритеты развития района, среди которых в числе первых - освоение кремниевого потенциала и непосредственное участие района в реализации комплексного проекта по созданию кремниевого производства.

По кластеру программирования и IT создание крупного многофункционального центра программирования в Тверской области было предложено одним из первых в России. Ведь IT - это вид экономической деятельности, основу которого составляют человеческий потенциал, новые знания. Областная столица - Тверь, располагающая достаточно крупным промышленным потенциалом, кадровыми и интеллектуальными ресурсами, вполне может стать крупным региональным центром координации инновационных процессов и широкого использования научно-технического потенциала Москвы и Санкт-Петербурга.

- Есть ли примеры успешной реализации проектов в сфере IT-технологий, или работа по созданию научно-технологического кластера ведется полностью, что называется, «с нуля»?

-Тверская IT-компания «Андреев софт» на протяжении нескольких лет реализует коммерчески успешный и социально-ориентированный проект дополнительного образования детей и подростков в области информатики и программирования - «компьютерные школы» и детский оздоровительный лагерь «КомпьютерИя».

Один из отечественных лидеров в сфере производства и обслуживания программного обеспечения - группа компаний "СиБосс" при поддержке и содействии органов власти Тверской области приступила к реализации на экологически чистом участке в Осташковском районе проекта создания собственной «технологической деревни», рассчитанной на 1000 новых высокооплачиваемых рабочих мест для IT-специалистов.

Развивается малое инновационное предпринимательство. В 2006 г. введен в действие IT-инкубатор, создано 250 рабочих мест. В настоящее время успешно реализуется вторая очередь этого проекта.

Разрабатывается проект научно-технологического парка, который планируется развернуть на территории университетского кампуса «Соминка». Он будет специализироваться в том числе в значительной мере и в области IT.

Так что предпосылки для создания серьезного научно-технологического кластера у нас есть. Его основу должен составить интеллектуальный потенциал тверских вузов - прежде всего Тверского государственного университета (ТвГУ) и Тверского государственного технического университета (ТГТУ). Выпуск этими вузами специалистов с высокой математической подготовкой в области программирования и кибернетики составляет до 250 человек в год. О качестве подготовки выпускников тверских вузов в сфере IT-технологий свидетельствует факт заключения договора ТвГУ с Московским областным университетом «Дружба» (Дубна) на подготовку специалистов для особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна».

Научно-промышленные зоны, разработка которых в настоящее время ведется в регионе, разнятся по своему замыслу, специализации, составу участников. Общее в них - научно-промышленная основа, использование в полной мере того научно-технического потенциала, которым они располагают.

- Создание подобного рода инновационных площадок - процесс длительный и дорогостоящий. За счет каких механизмов планируется финансировать работы по созданию кластеров?

- В проектах создания научно-технологических кластеров особое место занимает государственно-частное партнерство (ГЧП). Рассмотрение и формирование территориально-производственных, а тем более инновационных кластеров вне механизма ГЧП в значительной мере ограничивает возможности кластера и его действенности как инструмента новой экономики.

В настоящее время в Тверской области продолжается системный анализ отечественного и зарубежного опыта создания кластерных систем и развития ГЧП. Только в последнее время было уделено особое внимание кластерной политике в Самарской области, созданию научно-технологических кластеров в Нижегородской области, региональных кластеров в области нано- и биотехнологий, лазерных технологий в Саратовской области, особой кластерной политике Сибирского федерального университета в Красноярском крае, а также опыту других регионов. Уверен, обязательно будут востребованы и наши наработки.

Однако, несмотря на определенное внимание, которое уделяется в стране ускорению инновационного развития, оно сдерживается рядом нерешенных проблем. Для совершенствования механизма ГЧП в инновационной сфере нужно внести необходимые дополнения в федеральный закон «О концессионных соглашениях» либо разработать новый законодательный акт, который призван регламентировать особенности применения ГЧП в сфере науки, инноваций и высшего образования.

Также необходимо ускорить принятие федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». В 2008 г. в Государственную Думу страны поступило более 40 обращений по этому вопросу от руководителей субъектов Федерации.

К законодательным проблемам относятся и отсутствие корректного определения самих субъектов инновационной деятельности. Это, в свою очередь, порождает экономические проблемы, связанные с созданием системы экономических стимулов, обеспечивающих заинтересованность всех участников инновационной деятельности.

Препятствия институционального характера на пути перехода к инновационному пути развития - неразвитость механизмов финансирования, высокая стоимость инфраструктуры, недостаток кадров именно для развития сферы высоких технологий.

Нужно усилить взаимодействие федеральных и региональных государственных структур, формирующих и реализующих научно-техническую и инновационную политику, восстановить статус федерально-региональной научно-технической инновационной политики и ее практическую реализацию в виде региональных научно-технических и инновационных программ.

Также, на мой взгляд, следовало бы определить Минобрнауки РФ в качестве базового федерального ведомства по разработке и реализации этой политики, согласовать с Минрегионом РФ основные направления сотрудничества и взаимодействия при решении инновационных задач в регионах.

- Где еще могут быть реализованы принципы ГЧП?

- Например, в туризме. Исторически сложилось так, что 300 лет назад наша губерния оказалась между двумя столицами - Санкт-Петербургом и Москвой. Это превратило регион в настоящий заповедник «дворянских гнезд». Сегодня в области около 170 комплексов дворянских усадеб - от маленьких уютных особнячков до больших дворцов с пространными парками, многие из которых в свое время были шедеврами садового искусства.

К сожалению, сохранность этих памятников архитектуры вызывает беспокойство: некоторые из них находятся в аварийном состоянии, большинство - в неудовлетворительном. Главная причина - отсутствие собственника. Найти пути сохранения этих памятников, остановить разрушение уцелевших комплексов сельских усадеб - вот задача, которую мы ставим перед собой. Тверская область впервые в России начала отрабатывать практику передачи памятников в доверительное управление. Эта система уже много десятилетий эффективно работает в европейских странах, где большинство памятников находится в частной собственности. И у нас есть примеры, когда усадьбы удавалось восстанавливать в их первозданном виде, во многом именно с применением механизмов ГЧП.

- Возвращаясь к идее создания научно-технологических кластеров, которые Вы планируете создать в регионе, хотелось бы узнать о судьбе промышленных площадок, которые ранее создавались в Тверской области. Помнится, Вы говорили о том, что они обязательно появятся едва ли не в каждом районе…

- Так и будет. Работа по созданию промзон не прекращалась ни на день, и у нас нет планов сворачивать ее в дальнейшем, невзирая на кризис.

Существует программа развития промышленных округов на территории Тверской области. В последние 2 года создана промышленная зона «Редкино», на которой разместились 5 предприятий с общим объемом инвестиций порядка 3 млрд руб. В промзоне создается около 400 новых рабочих мест.

С 2007 г. на территории Калининского района Тверской области при активном участии администрации региона ведется создание промышленной площадки «Боровлево», которая в настоящее время условно подразделяется на коммерческо-логистическую площадку «Боровлево-1» и промышленную площадку «Боровлево-2», занимающие площади порядка 64-65 га каждая. Это около 12 млрд руб. инвестиций и свыше 3 тыс. рабочих мест на 13 новых предприятиях.

Технопарку «Кимры» удалось привлечь в качестве «якорного» инвестора предприятие авиастроительного комплекса США, которое размещает в зоне свои научные и конструкторские подразделения.

Кроме того, ведется работа над созданием крупного технопарка в Вышнем Волочке. Готовятся к формированию еще 5 площадок, а в перспективе такие промзоны должны появиться в каждом муниципальном образовании Тверской области.

Создание промышленных зон способствует повышению инвестиционной привлекательности области, улучшению имиджа и конкурентоспособности ее экономики за счет предоставления инвестору наиболее выгодных условий размещения производства по сравнению с другими регионами.

- Не повредит ли активная индустриализация Тверской области ее имиджу как уникальной, экологически чистой территории, привлекательной для рекреационного туризма?

- При зонировании области мы не ставим цели «поголовной индустриализации». Учитываются особенности и специфика каждого муниципалитета. Развивать туризм планируется как отдельную отрасль экономики, одновременно вовлекая в туристический оборот новые территории, ещё не обжитые туристами. Мы хотим установить единые качественные стандарты обслуживания гостей, уровня комфорта во всей области.

В рамках региональной стратегии развития туризма выделено 8 туристических зон, которыми будет охвачена практически вся территория области. Каждая зона включает несколько городов и районов, объединенных определенной общей идеей или тематикой.

Две зоны под названиями «Московское море» и «Селигер» предполагают создание уникальных курортов в акваториях Иваньковского водохранилища и озера Селигер. На территории этих зон будет вестись комплексное освоение береговой линии, строительство вертолетных площадок, марин для судов, гостиниц и культурно-развлекательных объектов.

Благодаря созданию туристических зон «Русская Венеция» и «Балтийская стрела» в транспортных коридорах федеральных магистралей «Москва - Санкт-Петербург и «Москва - Рига» появятся крупные туристические центры с развитой инфраструктурой гостеприимства и множеством объектов этнографического, экологического, промыслового, рекреационного и культурно-познавательного туризма.

На собственные целевые аудитории рассчитаны и остальные туристические зоны: «Великое троеградье», «Жемчужная нить», «Карельская тропа» и «Бежецкий верх». Работа по созданию этих зон уже начата. В правильности выбранной стратегии нас убеждает ежегодное увеличение потока туристов на 15-20%. Кстати, в 2008 г. по объемам въездного туризма Тверская область заняла 3-е место в ЦФО - после Москвы и Московской области.

- Какой из проектов стал лично для Вас наиболее впечатляющим по итогам 2008 г.?

- Это проект «Большое Завидово», который мы недавно презентовали на международной выставке коммерческой недвижимости "MIPIM-2009" в Каннах. «Большое Завидово» - это новый город с населением около 29 тыс. человек, который включает 4 зоны разного уровня жилья. Объем инвестирования в проект составляет более 2 млрд долл., которые будут освоены за 15-20 лет.

Проект предполагает строительство порядка 1,5 млн м2 жилья, детских садов и школ. Уже начато строительство набережной и детского парусного центра.

Эта застройка сопоставима с «Большим Домодедово», которое сейчас также строится. Проект в Домодедово аналогичен по объемам, но «Большое Завидово» лучше подготовлено. Такая комплексная застройка территории - уникальная, она делается практически в чистом поле. Я думаю, это один из первых проектов, основанных на рекреационных достоинствах.

ЗЕЛЕНИН Дмитрий Вадимович. В 1996-2000 гг. - Первый заместитель Генерального директора РАО "Норильский никель", в 2001-2002 гг. - Первый заместитель Генерального директора ОАО "ГМК "Норильский никель"", Первый вице-президент, член Правления и Совета Директоров ОАО "ГМК "Норильский никель", Член Правления РАО "Норильский никель". В 2002-2003 гг. - заместитель председателя Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту. С 2003 г. - губернатор Тверской области. Президент "Ассоциации менеджеров России".