Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

Развитие законодательства об административной ответственности в области строительства

Бутаева Е.М., Дальневосточный юридический институт Тихоокеанского государственного университета

В теории права общепризнанны следующие черты административной ответственности, отличающие ее от иных видов ответственности [8, 9, 10]:

1) основанием административной ответственности всегда является административное правонарушение, состав которого (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) должен быть доказан в отношении конкретного лица;

2) нормы об административной ответственности сформулированы в феде­ральных законах и законах субъектов РФ;

3) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;

4) мерой ответственности за административные правонарушения являются административные наказания;

5) правом налагать административные наказания наделен широкий кру­г уполномоченных органов и должностных лиц;

6) меры административной ответственности реализуются в соответствии с процессуальным законодательством, регулирующим порядок производ­ства дел об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение законодательства о строительстве наступает при наличии в поведении конкретного лица состава правонарушения: противоправного поведения, результатом которого стали вредные последствия; прямой связи между действием (бездействием) и наступившим вредом; и вины правонарушителя.

Принято выделять три вида объектов, за посягательства на которые административным законодательством предусмотрена административная ответственность. Применительно к сфере строительной деятельности объекты посягательств можно характеризовать следующим образом:

1) общий объект. Им является порядок управления в сфере градостроительной деятельности;

2) родовой объект. Родовым объектом правонарушений в сфере строительства выступают общественные отношения, связанные с порядком осуществления строительной или проектировочной деятельности;

3) видовой (непосредственный) объект - это тот объект, которому непосредственно нанесен вред правонарушением. Так, объектом правонарушения по ст. 9.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ «Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства» являются общественные правоотношения, устанавливающие обязанности по исполнению технических норм и правил в деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

* * *

Учитывая специальный объект правонарушений (нормальное функционирование, законность и правопорядок в области строительства), нормы о таких правонарушениях были систематизированы в гл. 9 КоАП РФ «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике».

За 2006-2008 гг. статьи об административной ответственности за правонарушения в области строительства дважды претерпели существенные изменения. Так, 18.12.2006 принят Федеральный закон № 232-ФЗ, 22.07.2008 - Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ «Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства» была конкретизирована. В прежней редакции ст. 9.4 КоАП РФ речь шла о нарушении обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов и конструкций. В редакции от 18.12.2006 статья КоАП РФ указывает следующий перечень документов, нарушение требований которых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), может повлечь за собой административную ответственность. Это:

  • проектная документация;
  • технические регламенты;
  • обязательные требования стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства.

Таким образом, законодатель вводит в состав нормы ст. 9.4 КоАП РФ понятие технического регламента, устанавливая обязательность исполнения его требований в сфере рассматриваемых правоотношений. Одновременно в данной статье еще фигурируют понятия «обязательные требования стандартов, строительных норм и правил» (на смену им должны придти технические регламенты), которые свидетельствуют о незавершенной реформе технического регулирования в указанной отрасли. Новые технические регламенты должны быть приняты до 01.07.2010.

Представляется целесообразным в будущем исключить из ст. 9.4 КоАП РФ указание на обязательность соблюдения требований стандартов, строительных норм и правил, когда все технические регламенты в указанной сфере вступят в юридическую силу.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ в ст. 9.4 КоАП РФ, была ужесточена санкция данной нормы и примерно в 3 раза увеличен размер штрафа. Эти меры свидетельствуют о понимании в государстве значимости метода административного регулирования отношений в сфере строительной деятельности.

Статья 9.4. КОАП РФ

Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства

1. Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 тыс. до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. То же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 2 ст. 9.4 КоАП РФ (до 18.12.2006) касалась лишь действий, повлекших потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей, либо снижения прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий.

В редакции от 18.12.2006 указанная норма указывает на действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Таким образом, круг правонарушений, наказуемых по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, существенно расширился, размер штрафа за такие правонарушения был также увеличен.

Альтернативой штрафным санкциям может стать административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за правонарушение, наказуемое по ст. 9.4 КоАП РФ.

В ряде случаев такая мера может быть более эффективной, чем штраф. Большинство крупных строительных компаний имеют весьма высокие прибыли, и уплата штрафа для таких правонарушителей не всегда реализует социально-превентивную цель наказания - предупреждение новых правонарушений. В связи с этим административное приостановление деятельности, которая приносит высокие доходы, будет более действенной мерой наказания, т.к. срок в исполнении договора строительного подряда - его существенное условие согласно ст. 740 Гражданского кодекса РФ [5, 6]. Кроме того, «замораживание» объекта строительства, реконструкции или капитального ремонта может повлечь ряд других негативных последствий экономического и технологического характера.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, когда менее строгая санкция (в случае ст. 9.4 КоАП РФ - штраф) не может обеспечить достижение цели административного наказания. Необходимо отметить, что одновременно с административным приостановлением деятельности недопустимо применение каких-либо других мер административного наказания (п. 1 ст. 3.3 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

* * *

Статья 9.5 КоАП РФ связывает наступление административной ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию со следующими действиями (бездействиями), которые (для привлечения к ответственности по этой статье) должны быть доказаны в объективной стороне состава правонарушения:

1)  строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства велись без полученного разрешения на строительство. В редакции ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ от 18.12.2006 указывается лишь о необходимости получения разрешения на объекты капитального строительства, в отличие от прежней редакции ч. 1 данной статьи, где объектами могли быть здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения (в том числе жилые), а также объекты индивидуального строительства;

2)  были нарушены сроки направления в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или данный орган был не уведомлен о сроках завершения работ, которые подлежат проверке. В данном случае объектом правонарушения является установленный порядок проведения государственного строительного надзора. Случаи проведения государственного строительного надзора установлены в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Например, согласно Административному регламенту инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, устанавливающему порядок проведения государственного надзора в рассматриваемой сфере деятельности [3], в обязанности данной инспекции входит проведение проверки после получения извещения о начале строительных работ и уведомления об окончании таких работ на объекте строительства;

3)  работы продолжаются до составления актов об устранении выявленных в процессе проверки органом государственного строительного надзора недостатков строительных работ;

4)  разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано в отсутствии заключений органа государственного строительного надзора;

5)  объекта капитального строительства эксплуатируется без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Действующий КоАП РФ, в отличие от более ранней редакции, не предусматривает ответственности должностных лиц за нарушение порядка выдачи разрешений на строительство. Так, ранее п. 3 ст. 9.5 КоАП РФ предусматривал за нарушение порядка выдачи разрешений на строительство ответственность должностных лиц в виде штрафа. Порядоквыдачи разрешений на строительство урегулирован в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Статья 9.5 КОАП РФ

Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тыс. до 40 тыс. руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс.руб.

* * *

В связи с отменой лицензирования строительства и проектирования зданий и сооружений, работы по созданию или капитальному ремонту которых затрагивают конструктивные характеристики этих строений, и передачей отдельных государственных полномочий в этой области негосударственным организациям, в частности передачи саморегулируемым организациям права выдавать (вместо лицензии) допуск к соответствующим видам работ, потребовалась правовая охрана данных нововведений.

В связи с этим Федеральным законом от 22.07.2008 № 148-ФЗ КоАП РФ был дополнен ст. 9.5.1 «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ».

Статья 9.5.1 КОАП РФ

Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ

1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, - влечет наложение административного штрафа в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, - влечет наложение административного штрафа в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

3. Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, - влечет наложение административного штрафа в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нетрудно проследить логику законодателя, который допускает возможность административного приостановления строительной деятельности (ч. 3 ст. 9.5.1 КоАП РФ) по решению суда, в случае, если лицом, привлеченным к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ, не были устранены нарушения, указанные контрольно-надзорным органом в результате проверки.

Следует отметить, что субъекты административных правонарушений, не выполняющие в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный строительный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства могут быть привлечены решением контрольного (надзорного) органа к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ [7]. Применение данной нормы на практике способствует обеспечению законности и правопорядка, реализует охранительные начала административно-правовой нормы в сфере государственного управления.

* * *

Интересным для квалификации представляется объект общественных отношений, защищаемых в рамках административно-правовой охраны по ст. 9.13 КоАП РФ «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур».

Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения по социальной защите инвалидов в Российской Федерации, поскольку доступность для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур относится к мерам государственной социальной поддержки этой категории граждан. Родовым объектом правонарушений в сфере строительства выступают общественные отношения, связанные с порядком осуществления строительной или проектировочной деятельности. Так, планировка и застройка муниципальных образований, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий без приспособления данных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами согласно Градостроительного кодекса РФ не допускаются.

* * *

Отличен по непосредственному объекту от норм ст. 9.4, 9.5 и 9.5.1 состав правонарушения, предусмотренный ст. 9.2 КоАП РФ «Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений», поскольку в нем указывается в качестве непосредственного объекта нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения, к которым относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Такие объекты ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ относит к особо опасным и технически сложным объектам.

* * *

Статья 9.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов по отношению ко всем остальным объектам капитального строительства.

Соответственно, при конкуренции составов между нормами ст. 9.4 КоАП РФ «Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства» и ст. 9.2 КоАП РФ «Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений» ответственность, если указанные правила нарушены в отношении гидротехнических сооружений, должна наступать по ст. 9.2 КоАП РФ.

Среди иных видов ответственности (помимо административной), которые могут быть применены к лицам, нарушившим законодательство о градостроительной деятельности, ст. 58 Градостроительного кодекса РФ называет дисциплинарную, имущественную и уголовную ответственность (критерием к разграничению указанных видов ответственности будет служить степень общественной опасности (вредоносности) деяния).

* * *

Помимо перечисленных, могут иметь место и иные административные правонарушения, связанные со строительством и проектированием.Их отличиеот норм, сгруппированных в гл. 9 КоАП РФ «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», заключается в объекте посягательства. Нормы гл. 9 КоАП РФ в основном направлены на охрану общественных отношений в сфере установленного порядка осуществления проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Иные составы административных правонарушений, так или иначе связанные с проектированием или строительной деятельностью, сформулированные в КоАП РФ, защищают от посягательств иной объект.

Так, ст. 7.4 КоАП РФ устанавливает наказание за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, т.е. застройку площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также за необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами. Статья 25 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» [2] определяет, что застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются только с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора. Следовательно, общим объектом административного правонарушения по ст. 7.4 КоАП РФ будут являться общественные отношения в области охраны собственности, непосредственным объектом - установленный порядок в сфере недропользования.

* * *

Статья 7.14 КоАП РФ закрепляет нормы об ответственности за проведение строительных и иных работ без разрешения, которое выдается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (в случае, если такое разрешение обязательно). Общим объектом посягательства по ст. 7.14 КоАП РФ будут являться общественные отношения в области охраны собственности, видовым - охрана прав собственности на объект культурного наследия, который может принадлежать РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или частному лицу на праве собственности.

* * *

Статья 8.1 КоАП РФ устанавливает наказание за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Нормы данной статьи носят бланкетный характер и отсылают к ряду нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений закреплены в п. 1 ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1], согласно которому при осуществлении указанных видов деятельности должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации размещаемых объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Так, к примеру, согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений должны осуществляться согласно утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды; запрещены строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также установлен запрет на изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (п. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») [1].

Статья 38 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, который допускается только при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Таким образом, видовым объектом правонарушения, указанного в ст. 8.1 КоАП РФ являются общественные отношения в области охраны окружающей среды.

* * *

Резюмируя, следует отметить, что КоАП РФ, в основном, в составах административных правонарушений в области строительства предусматривает таких субъектов ответственности, как индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственность же должностных лиц в сфере рассматриваемых правоотношений в рамках данной главы Кодекса остается неурегулированной. В частности, из КоАП РФ исключена норма об ответственности должностных лиц за нарушение порядка выдачи разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию (как показывает судебная практика, в ряде случаев отказы в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию неправомерны [4]). Получение таких разрешений - важный элемент в организации деятельности любого застройщика. Учитывая важность регулируемых правоотношений в аспекте защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства, необходимость охраны принципов и требований законности в системе государственного и муниципального управления, целесообразно, на наш взгляд, дополнить ст. 9.5 КоАП РФ пунктом 6 следующего содержания: «нарушение порядка выдачи разрешений на строительство - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда» и пунктом 7 «нарушение порядка выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда».

Примечания.

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. 12 янв.

2. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Российская газета. 1995. 15 марта.

3. Административный регламент инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по исполнению возложенных на нее государственных функций и оказанию государственных услуг в случаях, предусмотренных российским законодательством (утв. приказом Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского краяот 30.07.2008 № 243-ОС).

4. Постановление ФАС Московского округа от 21.04.2008 № КА-А40/2908-08 по делу №А40-39091/07-12-267.

5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 № Ф04-1751/2008(2053-А46-24), Ф04-1751/2008(2649-А46-24) по делу №А46-1983/2007.

 6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2008 № Ф04-2057/2008(2515-А75-39) по делу № А75-4253/2007.

7. Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2004 по делу № А73-5705/2004-11.

8. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. №12. С. 22-29.

9. Гойман В.И. Правонарушение и юридическая ответственность // Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1994.

10. Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж, 1993.