Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

Государственная поддержка - антикризисный инструмент строительства

Родионова Ю.В., мэрия города Новосибирска

Мировой финансовый кризис оказывает негативное влияние на строительную отрасль России. Государство, реагируя на данный вызов, выделяет на поддержку строительной сферы значительные средства. Однако недостаточно только «забросать проблему деньгами». Необходимо еще обеспечить их эффективное использование, что является очень сложной задачей.

Эффективность государственной поддержки строительной отрасли во многом зависит от ее использования застройщиками. Цель настоящей статьи - представление совокупности мер государственной поддержки развития массового жилищного строительства как инструмента устранения кризисных явлений в данном сегменте строительной отрасли.

Существуют следующие виды государственной поддержки жилищного строительства:

  • вид 1 - государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства; государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
  • вид 2 - субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
  • вид 3 - субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки;
  • вид 4 - субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

В период кризиса только использование всего комплекса мер государственной поддержки может дать устойчивый положительный эффект. Для этого необходимо знать следующие особенности использования мер господдержки.

Так, первоначально можно воспользоваться только первыми двумя из четырех перечисленных видов господдержки. Возможность использовать виды 3 и 4 появляется только после подтверждения эффективного использования видов господдержки 1 или 2.

Использование государственных гарантий Российской Федерации более доступно субъектам РФ и муниципальным образованиям, чем застройщикам - юридическим лицам. Такое положение дел объясняется отличиями между правилами предоставления государственных гарантий данным категориям заемщиков. Юридическим лицам, в отличие от субъектов РФ и муниципальных образований, в качестве обеспечения исполнения обязательств по заимствованиям необходимо предоставлять залог имущества в размере суммы гарантии.

Возможности использования государственной поддержки в виде субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам потенциально имеются у большинства строительных организаций, привлекающих для целей жилищного строительства кредитные средства. Для преобразования потенциальных возможностей в реальные кредит застройщиком должен быть получен для целей обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой. Кроме этого, на возмещение части затрат на уплату процентов по данному кредиту должно быть гарантировано выделение средств из бюджета субъекта РФ.

Дополнительные виды субсидий (виды 3 и 4) предоставляются из федерального бюджета на условиях софинансирования за счет средств бюджета субъекта РФ и/или муниципального образования. Для застройщика это означает, что строительство автодорог, социальной и инженерной инфраструктуры полностью финансируется за счет бюджетных средств.

В Новосибирске за годы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» успешно апробированы все перечисленные способы государственной поддержки проектов в сфере строительства.

В 2006 г. под государственную гарантию Российской Федерации было привлечено 100 млн руб. на завершение строительства водовода для обеспечения водоснабжения одной из крупнейших городских площадок комплексного жилищного строительства - жилого района «Родники». В 2007 г. были привлечены кредитные средства в размере 316 млн руб. на обеспечение коммунальной инфраструктурой жилых районов «Родники», «Радужный каскад» и «Весенний». Затраты на уплату процентов по кредитам субсидировались за счет средств федерального и муниципального бюджетов. Также в 2007 г. на обеспечение автомобильными дорогами данных жилых районов были получены субсидии из федерального бюджета в размере 125,7 млн руб., из бюджета города - 83,8 млн руб. В 2008 г. на обеспечение жилого района «Родники» коммунальной инфраструктурой привлечены кредитные средства в размере 30 млн руб. Субсидирование процентной ставки по кредиту произведено за счет средств федерального бюджета и бюджета Новосибирской области. В конце 2008 г. государственная поддержка в виде субсидий была оказана двум объектам социальной инфраструктуры (поликлиника и детский сад) на общую сумму 63,6 млн руб.

Приведенные сведения подтверждают положение о том, что гарантии, беспроцентные кредиты, субсидии - это ресурсы, которые сегодня могут и должны быть комплексно использованы застройщиками при освоении земельных участков в целях жилищного строительства.

Господдержка может стать эффективным инструментом устранения кризисных явлений в строительной сфере только при условии активного сотрудничества застройщиков с государством. Скорость осуществления качественных преобразований в этом направлении и окончательные результаты будут зависеть от масштабов развития частно-государственного партнерства. Государство создало условия для установления партнерских отношений с бизнес-сообществом строительной сферы, но этого недостаточно. Необходимо, чтобы бизнес-сообщество, со своей стороны, проявило интерес и готовность к сотрудничеству с государством, активнее использовало господдержку при реализации проектов в строительной сфере, предлагало новые пути развития партнерских отношений.

Литература.

1. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы: утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (в ред. постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 133) // СЗ РФ. 2009. № 8. Ст. 993.

2. Постановление Правительства РФ от 03.06.2006 № 351 «О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства» (в ред. постановления Правительства РФ от 07.11.2008 № 821) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5481.

3. Постановление Правительства РФ от 10.05.2007 № 277 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства» (в ред. постановления Правительства РФ от 07.11.2008 № 821) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5481.

4. Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 № 221 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой» (в ред. постановления Правительства РФ от 27.01.2009 № 36) // СЗ РФ. 2009. № 6. Ст. 737.

5. Постановление Правительства РФ от 19.04.2007 № 242 «Об утверждении правил распределения и предоставления в 2008-2010 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки» (в ред. постановления Правительства РФ от 07.11.2008 № 821) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5481.

6. Постановление Правительства РФ от 22.09.2008 № 708 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры» // СЗ РФ. 2008. № 39. Ст. 4446.

РОДИОНОВА Юлия Валерьевна. Кандидат технических наук. С 2006 г. работает в мэрии города Новосибирска. Начальник отдела градостроительных программ и перспективного развития Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. Член "Кадрового резерва" партии "Единая Россия".