Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Из выступления и ответов на вопросы А.Л.Кудрина, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации

Материалы "Правительственного часа" в Государственной Думе ФС РФ (Москва, 30.01.2009)

<…>В связи с ожидаемым достаточно продолжительным мировым финансовым кризисом мы думаем, что и в России нужно быть готовыми к продолжительному периоду снижения темпов экономического роста и консервативным параметрам экономической, бюджетной, налоговой политики, которые обеспечили бы безусловное, гарантированное выполнение всех социальных обязательств государства, выполнение основных программ, связанных с социальной защитой населения, с развитием образования и здравоохранения.

И сегодня та конструкция налоговой и бюджетной политики, которая закладывалась в последние годы, - создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, создание профицита как некой подушки безопасности - позволяет нам говорить о том, что мы справимся с задачей стабилизации социально-экономической ситуации в стране независимо даже от того, что проблемы мирового финансового кризиса будут ощущаться и в Российской Федерации.

Уже было сказано, что прогноз развития мировой экономики показывает, что мировая экономика будет расти, возможно, самыми низкими темпами за весь период после Второй мировой войны. Возможно, впервые мировая экономика опустится в рецессию, т.е. снижение уровня ВВП в годовом выражении будет ниже абсолютных значений предыдущего года. Такого в мировой экономике не было. В пик кризиса 1983 г. мировая экономика развивалась темпом 0,3% в год. В 2009 г., думаем, темпы будут около этой позиции или даже ниже. Это означает, что причины кризиса не здесь, не в России. Но мы испытываем также давление мирового спроса, в связи с тем, что мы экспортеры ведущих мировых товаров в виде энергоносителей, металла, удобрений и других товаров, мы являемся, по сути, одним из ключевых экспортеров в мире. Спрос на эту продукцию снижается.

Абсолютное снижение темпов роста ВВП, больше чем на 2%, ожидается в США, на 1% или больше - в еврозоне. Китайская экономика, локомотив мировой экономики, будет иметь темпы экономического роста не выше 6%, а может, и ниже, т.е. темпы роста в Китае снизятся в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Это говорит о том, что и у нас темпы экономического роста, скорее всего, будут около нулевой отметки. И здесь очень много зависит от наших мер.

Должен сказать, что с 1982-1983 гг. впервые мировая экономика 2 года подряд будет иметь абсолютное снижение спроса на нефтепродукты и нефть. В Российской Федерации в связи с этим ожидается снижение доходов от экспорта с 469 до 269 млрд долл., т.е. наша страна по прогнозу в этом году получит меньше доходов от экспорта на 200 млрд долл. Импорт тоже будет сокращаться - по нашим оценкам, с 292 до 245 млрд долл., то есть на 50 млрд долл. мы меньше будем завозить импорта.

Отток капитала за прошлый год составил около 130 млрд долл. Нам, возможно, придется встретиться с оттоком и в этом году, по нашей оценке, он может составить около 100-110 млрд долл.

Инфляция в этом году составит, по нашим оценкам, около 13%, есть риски и более высокой инфляции. Снижение цен в связи со снижением спроса, естественная тенденция в условиях кризиса, в Российской Федерации будет встречаться с обратной тенденцией, связанной с ростом цен на импортные товары в связи с девальвацией рубля. В нашей стране при высокой доле импорта не только потребительских товаров, но и технологий, комплектующих, оборудования, которое завозят наши предприятия для перевооружения производства, это скажется и на ценах. Поэтому в отличие от США и зоны евро, где инфляция будет почти 0% в 2009 г. в связи с падением спроса, в России будет высокая инфляция - 13%. Риски инфляции, ее повышения у нас реальные, и это требуется учитывать в денежно-кредитной и бюджетной политике.

Доходы бюджета в этом году сократятся с 10,9 трлн руб., заложенных в бюджете, по нашей оценке, до 6,5 трлн руб. по факту, т.е. доходы бюджета будут меньше, чем мы запланировали в первоначально утвержденном бюджете, на 4,4 трлн руб., это больше чем 5,4% ВВП. Вот какие реальные вызовы для экономики и бюджетной системы перед нами стоят. Если мы сейчас не будем менять параметры, а просто заместим эти выпадающие доходы средствами из резервных фондов, то дефицит бюджета уже составит 6,1% ВВП, это достаточно высокий дефицит по любым меркам, даже кризисным.

Конечно, в большей степени упали нефтегазовые доходы, но упадут и ненефтегазовые доходы. Кроме того, я хотел бы, конечно, сказать, что меры антикризисной политики уже сегодня имеют достаточно широкий даже по меркам международных специалистов спектр, Россия применила больший набор антикризисных мер, чем многие страны. В первую очередь, это снижение налогов: налога на прибыль - на 4% с 1 января, увеличение амортизационных отчислений. Снижение экспортных пошлин на нефть опережающе проводили, чтобы поддержать нефтяной сектор, имущественные вычеты... Общий объем снижения только налогов в 2009 г. составит от 900 млрд до 1 трлн руб., это те доходы бюджета, от которых мы отказались ради поддержки реального сектора.

В части бюджетной политики это поддержка отдельных отраслей, поддержка вопросов, связанных с проведением активной политики в связи с безработицей, с увеличением пособий по безработице, поддержка автомобильной отрасли, авиационной - авиастроения, авиаперелетов, экспорта продукции малого бизнеса, оборонно-промышленных предприятий (я могу назвать целый спектр, целый список таких мер, он сейчас опубликован и сегодня вам также, надеюсь, будет роздан в материалах, которые мы привезли с собой), поддержка банковского сектора. Эти суммы превышают уже 1 трлн 145 млрд за счет бюджетных средств и составляют около 2,9%, а суммарно меры только налоговой и бюджетной политики без средств Центрального банка составляют 5,2-5,4% ВВП. Особо нужно сказать о капитализации банковской системы, это было важной мерой.

Хочу сказать, что вопросы фискального стимулирования в условиях кризиса, проведение антициклической политики, по сути, выполняются сегодня нашим бюджетом.

Если наш бюджет не будет сокращен адекватно сокращению доходов, а за счет резервных фондов будет поддерживаться проведение тех же самых федеральных целевых программ - по строительству инфраструктуры, которую мы даже увеличиваем с этого года, "ГЛОНАСС", космосу, образованию, медицине, целый ряд, больше 10 новых федеральных целевых программ... Это все то, что мы будем поддерживать за счет резервных фондов, это все меры антикризисные, и они будут дополнены новыми мерами, которые сейчас будем принимать. Те полномочия, которые дала Дума на расходование средств в размере 325 млрд, мы использовали и готовы сегодня отчитаться.

Субъекты РФ недосчитаются по сравнению с прошлым годом 400 млрд руб., а по сравнению с планами, средствами, заложенными в бюджетах, это будет почти 1 трлн руб. В связи с этим уже принято решение о переносе части налогов для субъектов РФ, об акцизах на горюче-смазочные материалы, 0,5% налога на прибыль... Мы приняли решение, что дополнительные меры поддержки субъектов должны составить больше 300 млрд руб., а может быть, мы вернемся к этой цифре и она будет больше.

***

- В настоящий момент в Резервном фонде РФ находится 4 трлн 514 млрд руб. На днях я сказал, что больше 4 трлн 700 млрд. Я учел еще и доходы, которые сейчас поступают, поэтому несколько опередил события. Сейчас 4 трлн 514 млрд руб., а с учетом поступления доходов от размещения этих средств они составят больше 4 трлн 700 млрд руб. в этом году. Фонд национального благосостояния на данный момент составляет 2 трлн 803 млрд руб.

Существенное повышение, более чем на 700 млрд руб. суммарно и того, и другого фонда, связано с тем, что данные средства размещены на валютных счетах Центрального банка, и они в рублевом выражении переоцениваются в сторону повышения в связи с изменением курса рубля. В данном случае от девальвации сохранность этих фондов не страдает, а даже растет. При этом суммарно резервы в связи с этим уже составляют 7 трлн 317 млрд руб. в обоих фондах.

Выпадающие доходы бюджета составят больше 2 трлн руб. Мы их будем замещать, и значительная часть прежде всего Резервного фонда, который в первую очередь для этого и предназначен, будет использована. Но в настоящий момент Правительство определяет порядок дальнейшего формирования бюджета и объема средств, которые будут направлены на антикризисные мероприятия, поэтому частично антикризисные мероприятия будут финансировать за счет перераспределения средств, выделенных в бюджете. Мы понимаем, что 2009 г. - это особый год, это год пика кризиса, поэтому мы исходим из того, что значительная часть этих резервов будет истрачена, но не все. И в 2010 г., и в 2011 г. у нас также будут возможности для использования этих фондов.

Кроме того, мы будем выходить с более высокой суммой заимствований на внутренний рынок. В настоящий момент мы не будем менять планы по заимствованиям, они уже утверждены Государственной Думой. Я думаю, что мы останемся в этих пределах, они уже растут, поэтому это также частично будет перекрывать недостающие средства.

- Изменение курса рубля - это объективный фундаментальный инструмент политики. Это приведет к тому, что экспортеры начинают зарабатывать больше, цены или себестоимость производства продукции в долларовом выражении становятся ниже, когда происходит девальвация, продукция становится более конкурентоспособной, она получает дополнительный спрос на мировом рынке. То есть девальвация компенсирует снижение доходов от экспорта, тем самым вызывает возможный дополнительный рост экспорта. То же самое происходит с импортом: импорт дорожает, страна меньше тратит валюты на импорт.

Вот эти две противоположные тенденции:

  • рост доходов от экспорта в результате увеличения конкурентоспособности и снижение поступлений от импорта, снижение расходов;
  • выправляется платежный баланс, он не будет таким критическим. Уже проведенная девальвация прямо работает на это.

Я хочу напомнить, что в 1998 г., когда была проведена девальвация, российские предприятия заместили выпадающую, или удорожающуюся, импортную продукцию и получили значительную загрузку. Напомню, если в 1998 г. падение ВВП составило 8%, то в 1999 г. уже был рост - 10%, т.е. рекордный, вообще, за все 1990-2000-е гг. Это было связано с эффектом девальвации.

В настоящий момент мы считаем, что эффект девальвации фундаментально и позитивно повлияет на исполнение платежного баланса, устранение отрицательного торгового баланса и увеличение стимулов для притока капитала. Я думаю, что в течение года-полутора мы вернемся к стабильной ситуации, и рубль будет надежно работать и снова привлекать инвестиции и внимание наших граждан.

- Короткие деньги Центрального банка не разгоняют инфляцию, это ошибочное представление. Деньги Центрального банка вообще регулируют количество денег в экономике, сегодня они требуются в размере 2 трлн, завтра, может быть, 1 трлн, а послезавтра, может быть, надо будет частично эти деньги, наоборот, забрать. Поэтому, чтобы такая маневренность в денежной политике осуществлялась, Центральный банк должен давать короткие деньги. В этом заключается роль Центрального банка, так работают все центральные банки.

Деньги в экономике генерируются тем не менее и бюджетом, и вкладами населения, сбережениями населения, сбережениями предприятий в виде депозитов, кредитами, которые банки предоставляют друг другу. Если мы посмотрим на ресурсную базу банков, то увидим, что на 90% она определяется как раз всеми другими ресурсами и только на 10% - Центральным банком. Поэтому Центральный банк не определяет стоимость денег, он определяет стоимость только своих денег. Определяющей в стоимости денег является инфляция. Не может вкладчик вносить на счет вклад, если он теряет на инфляции, т.е. он не будет нести сбережения, тогда не будет у банков средств. Но в настоящий момент мы, возможно, как раз окажемся в новой ситуации. В последние 3 месяца денег не хватало, потому что многие ожидали девальвации и часть средств сберегали в долларах, что уменьшало рублевую наличность. Но девальвация прошла, и теперь, например, на 1 долл., получаемый от продажи нефти, в связи с изменением курса, только в результате девальвации нефтяник получает рублей на 30% или 40% больше. Значит, заработав свой доллар и продав его Центральному банку, он в экономику выпускает рублей на 40% больше. То же и от любого другого экспорта. Теперь у нас не в результате высокой цены на нефть, а в результате курса снова добавятся рубли в экономику, поэтому наличных средств в экономике сейчас снова станет достаточно. И если мы обеспечим снижение инфляции, граждане опять понесут деньги в банки, начнут их сберегать, и мы будем создавать длинные деньги. Это основной механизм - строгие макроэкономические параметры, низкая инфляция и хорошее развитие банковских, кредитных и других институтов инвестирования и сбережения.

- Есть недоверие в банковской системе, поскольку прогнозы по ряду отраслей негативные, что увеличивает недоверие банков и сдерживает финансирование отдельных предприятий, когда нет понимания будущего объема продаж и спроса на их продукцию. Поэтому государство готово подставить плечо предприятиям и объявило программу выдачи гарантий по кредитам банков, чтобы банки шли смелее на кредитование. Государство готово гарантировать по оборонно-промышленным предприятиям 70% каждого кредита, по обычным предприятиям - до 50%. Механизм абсолютно упрощен: если банк готов выдать гарантию под тот остаток рисков, то мы автоматически, сразу выдаем гарантию. Такое постановление Правительства в ближайшие дни уже выйдет, и комиссии, две рабочих группы, по предприятиям работают, списки предприятий уже рассматриваются, решения уже принимаются, сама выдача гарантий начнется, как только постановление Правительства выйдет. Государственные банки: Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, ну и с участием "Газпрома" Газпромбанк - уже получили объем заданий по кредитованию. У них напряженные задания, сейчас, в эти дни, не их ищут, а они ищут, кому дать кредит, потому что у них жесткие задания по кредитам, и мы контролируем эту ситуацию.

Кроме того, рабочая группа по системообразующим предприятиям помимо выдачи гарантий в принципе определяет ситуацию по каждому предприятию. Если предприятию нужны другие виды поддержки: субсидии на процентную ставку, участие в уставном капитале, распределение госзаказа, выделение налоговой отсрочки, которые повысили бы доверие к этому предприятию, улучшили его финансовое состояние и улучшили тем самым отношение банков к этому предприятию.

Системообразующие предприятия - на федеральном уровне 295 предприятий плюс оборонно-промышленные предприятия - суммарно даже больше 1500 мы рассматриваем на федеральном уровне, плюс 1500 предприятий регионального уровня. То есть, вообще-то, мы уже охватили большую сеть, и все случаи, которые связаны с отказом в кредитовании, рассматриваются или федеральной комиссией, или комиссиями в регионах. Пусть все эти инструменты не полностью охватывают, не каждое предприятие, но главная наша цель - через эти инструменты привлечь внимание к предприятиям, провести анализ ситуации на них, продвинуть кредиты здоровым предприятиям.