Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

"О проблемах правового обеспечения государственно-частного партнёрства в области транспорта" (материалы Парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ; Москва, 15.12.2008)

Из выступления А.В.Шершнёвой, руководителя Департамента проектного развития УК "Лидер"

<…>Позвольте представить вам те проблемы, с которыми мы столкнулись как частные инвесторы.

Целью нашего проекта является создание на основе принципов ГЧП современного портово-складского комплекса на земельном участке в 110 га, примыкающем к Татищевскому расширению канала им. Москвы, и площадью складов около 100 м2, включающего холодильные склады, терминалы для обработки, хранения и перевалки контейнеров и сухие склады.

Проект "Дмитровский порт" соответствует приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации в части ФЦП "Развитие транспортной системы", поскольку предполагает интеграцию и развитие внутренних водных путей в транспортную, логистическую и мультимодальную систему грузопотоков согласно основным целям и задачам, сформулированным в подпрограмме "Внутренний водный транспорт".

Логистический комплекс "Дмитровский порт" является частью логистической сети "Литер". Логистическая сеть "Литер" является проектом построения мультимодальной логистической системы, ориентированной на обеспечение сетей розничной торговли, дистрибуторов, производственных и строительных компаний логистическими услугами высокого уровня на территории европейской части Российской Федерации. В рамках названного проекта мы строим и управляем сетью логистических центров класса "А" в Домодедово, Внуково, Дмитрове, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону.

Параметры комплекса: длина причальной стенки - 1300 м; контейнерные площадки, рассчитанные на единовременное размещение 2000 контейнеров; предусмотрены площадки для насыпных крупногабаритных грузов; общая площадь складов 100 000 м2.

Структура инвестиций. Из Инвестиционного фонда финансируются только дноуглубительные работы и сооружения причальной стенки. Все остальное – строительство складского комплекса, контейнерные площадки, подъездные пути, подкрановые пути и внутренние железнодорожные пути, а также все инженерные сети финансируются нашей компанией. Это реальный проект, который можно тиражировать, а не порожденный мечтами на получение триллиона из Инвестиционного фонда, как комплексные магапроекты.

Сейчас иностранцы с удивлением смотрят на то, что происходит у нас в сфере ГЧП. Во всем мире нет столько денег, сколько вы требуете на десяток проектов. И в то же время мелких проектов, предлагаемых инвестору, даже десятка не наберется. И для того, чтобы механизм прижился, его нужно апробировать, сделать массовым, тиражировать. Наш проект как раз предполагает такое.

Теперь то, с чем мы столкнулись. В октябре 2007 г. получено заключение Федерального агентства морского и речного транспорта о том, что проект соответствует всем требованиям положения об Инвестиционном фонде РФ, а также соответствует приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации.

Менее года, но значительное время мы потратили на то, чтобы получить одобрение экспертного совета по ГЧП Министерства транспорта РФ для предоставления государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда. Затем документы были переданы в Министерство регионального развития для рассмотрения на инвестиционной комиссии. По сей день документы находятся там.

15.07.2008 на выставке «Развитие инфраструктуры внутренних водных путей» руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта А.Давыденко представил проект премьер-министру В.В.Путину. На совместном заседании коллегии Минтранса РФ, правительства Москвы и правительства Московской области в конце сентября 2008 г. Министр транспорта И.Левитин отнес строительство портово-складского комплекса в Дмитрове к числу приоритетных мероприятий. А воз и ныне там - документы находятся в Минрегионразвития. Минтранс мы благополучно прошли, и нас поддерживают.

Трудности существующего регламента и другие проблемы. Существующие процедуры оценки и прохождения проектов по инстанциям излишне затянуты и не установлены меры ответственности чиновников за их нарушение. Срок получения заключения профильных министерств затягивается до 8 месяцев, срок прохождения инвестиционной комиссии затягивается на неопределенный срок. Ответственность за прохождение проектов должна быть не только на частном инвесторе, но и на государстве, на чиновнике в виде персональной ответственности за конкретный проект. Решить данную проблему можно на уровне регламентов министерств.

Требования к подготовке документов на получение средств из Инвестиционного фонда необоснованно завышены. К инвестору предъявляются требования не иметь в течение последних 3 лет убытков.

Во-первых, это требование не имеет значительного экономического смысла. Во-вторых, существующая практика реализации инвестиционных проектов предусматривает создание специальной компании под проект, как принято во всем мире, которая до начала эксплуатации инвестиционного объекта не может генерировать положительные денежные потоки. Компания несет расходы даже на этапе прохождения инстанций в Инвестиционный фонд, участия в инвестиционных форумах, конференциях и пр., которые отражаются в ее бухгалтерской отчетности с отрицательными значениями. От какой деятельности могут быть доходы?

Пункт 28 Правил формирования и использования средств Инвестиционного фонда уже на этапе подачи заявки в профильные министерства требует от заявителя предоставить проект инвестиционного соглашения. Однако п. 36 тех же Правил относит проект инвестиционного соглашения к числу документов, которые формируются после отбора проектов. В действующих правилах отсутствует определение комплексных инвестиционных проектов или хотя бы критериев, по которым можно определить, относится данный проект к комплексным или не относится. На ваш вопрос к Минрегионразвития, какие же проекты относятся к комплексным, нам сказали: все остальные, которые не относятся к региональным.

Препятствия на пути в Инвестиционный фонд. В 2007 г. заявка на получение средств Инвестиционного фонда была подана в Минэкономразвития РФ. В настоящий момент заявка находится в Минрегионразвития. В 2007 г. подача документов и их рассмотрение регламентировались положением об Инвестиционном фонде. В настоящий момент действуют правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда, но уже готовится новая редакция этого документа. И каждое новое введение требует изменений самого проекта и перечня, а также содержания прилагаемых документов. Целесообразно закрепить невозможность корректировки проектов, прилагающихся документов для проектов, находящихся на рассмотрении на различных стадиях согласования, в связи с внесением изменений в правила и иные изменения законодательства.