Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Материалы конференции "Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой" (Москва, 21-22.10.2008)

Из выступления Н.В.Ханженковой, директора по инфраструктуре и энергетике по Российской Федерации в Европейском банке реконструкции и развития

Мы являемся одним из крупнейших кредиторов и инвесторов в российскую экономику, и с нашего создания в 1991 г. на сегодняшний день мы профинансировали более 500 проектов в России, вложили более 11 млрд евро своих собственных средств в проекты общей стоимостью 38 млрд евро. При этом в России где-то более 80% наших средств были направлены именно в частный сектор. И поэтому финансирование инфраструктуры на условиях ГЧП, т.е. вовлечение частного сектора в эти проекты, нам чрезвычайно важно, интересно, и мы рассматриваем возможность финансирования крупных проектов, которые сейчас вынесены на конкурс<…>

Проходят конкурсы, и мы начинаем уже эти проекты анализировать. Правда, детально смотреть на проекты мы можем только тогда, когда будет выбран победитель конкурса, т.к. Европейский банк реконструкции и развития, будучи международной организацией, не может отдавать заранее предпочтение какому-то участнику конкурса. Мы готовы рассмотреть возможность профинансировать любую сторону, которая победит в открытом, прозрачном конкурсе.

Какой анализ мы будем проводить? В первую очередь, будем смотреть, на самом ли деле этот конкурс был открытым, прозрачным, понятным, конкурентным, состязательным.<…>

Еще один очень важный аспект нашего анализа, и, наверное, это подчеркивает наш характер международной организации - это анализ экологического и социального воздействия проекта. То есть наши специалисты-экологи должны обязательно убедиться, , что проект экологически обоснован, что учтены все нормативные требования, что очень важно, прошли все публичные слушания, консультации. И этому мы уделяем очень большое внимание, и потом совместно с концедентом и в дальнейшем с концессионером разрабатываем особый план, как будет проводиться контроль вот именно экологического воздействия, каков будет мониторинг, какие меры будут приниматься.

Следующий аспект - это оценка технического, инженерного решения проекта, и здесь, как любой кредитор, мы очень осторожно смотрим на предлагаемые решения. И, конечно, важно, чтобы были примеры, уже положительные примеры в мире, когда данные технические решения успешно претворялись в жизнь. В проектах ГЧП, когда речь идет о транспорте, очень важен анализ прогнозов интенсивности движения, т.к. международный опыт говорит о том, что прогнозы очень часто бывают слишком оптимистичные, и мы обязательно привлекаем независимых экспертов, которые смотрят, оценивают эти прогнозы.

Естественно, финансовая модель - это основа для любого банка. Мы проводим тщательную юридическую экспертизу, особое внимание уделяем рассмотрению матрицы рисков. Матрица рисков будет определять, какие риски будет брать на себя не только концессионер, но и кредитор. В таких проектах иногда до 90% средств - это средства, которые привлекаются у кредиторов. И каким образом распределяются риски, будет определять, насколько проект стабилен, привлекателен для инвесторов и для кредиторов.<…> При ограниченности средств, которые сейчас мы видим на рынке, конкуренция будет очень жесткой, и инвесторы и кредиторы будут в первую очередь смотреть на те проекты, где риски наиболее сбалансированные, где защитные механизмы более надежны.

Какие риски для нас важны в подобных проектах? Это риски спроса, риски доходов концессионера. И вот здесь механизмы государственной поддержки, которые уже вырабатываются в российской практике, очень важны - это или гарантии минимального уровня выручки, или плата за экспликационную готовность проекта. Здесь важен не только уровень данной гарантии, уровень этой платы. Но когда мы начинаем смотреть проекты концессионных соглашений в разных проектах, мы смотрим, когда эти платежи будут осуществляться, как они будут корректироваться в зависимости от инфляции, какие индексы будут применяться. Очень важно понимать вот эти вопросы для кредиторов, потому что выплаты его средств, выплаты по долгу будут зависеть от того, насколько эти механизмы будут действенны. И вот мне особенно хотелось подчеркнуть, что в сегодняшних условиях очень важно посмотреть, насколько в этих механизмах господдержки учтены риски, которые мы сегодня видим на финансовых рынках при условиях, когда ограничены рублевые ресурсы. Да, чрезвычайно важную роль должен будет играть во всех этих проектах Внешэкономбанк. Европейский банк реконструкции и развития тоже может предоставлять рублевые ресурсы, но если посмотреть шире на рынок, рублевые ресурсы, долгосрочные ресурсы ограничены. На сегодняшний день отсутствуют также рыночные механизмы, которые позволят на долгосрочной основе зафиксировать плавающую процентную ставку. Скажем, мы предоставляем наши кредиты на основании плавающей ставки Моспрайм, поэтому, естественно, для проекта инфраструктуры этот момент фиксации плавающей ставки будет важен.

Сегодня у механизмов хеджирования на долгосрочной основе таких рисков не существует, поэтому перекладывать эти риски на частный сектор, когда он не может выйти на рынок и найти механизмы хеджирования этих рисков, не соответствует понятию несбалансированности. И здесь должна будет проявиться гибкость как раз государственного сектора и возможность учитывать колебания валютных курсов, колебания процентной ставки, когда устанавливаются, корректируются платежи за экспликационную готовность или платежи по гарантии минимальной выручки. Естественно, мы будем обязательно рассматривать технические риски и риски, как выделяются земельные участки, как коммуникации будут переноситься, госэкспертиза каким образом будет проходить, операционные риски. В операционных рисках очень важно уделить внимание тому, как будет проходить в дальнейшем мониторинг проекта, контроль, потому что устанавливается платеж за экспликационную готовность, но он основывается на качестве услуг, которые предоставляет концессионер. Кто-то должен будет оценивать, выполняются все условия или нет, и при этом это не должно вызывать споров между сторонами. И вот здесь важен опять же механизм разрешения споров, привлечение независимых инженеров - это институт, который распространен в мировой практике и который нужно обязательно внедрять в России. Естественно, для нас будет чрезвычайно важно обеспечение и прямое соглашение между кредитором и концедентом, которое позволит нам при необходимости вступить в права концессионера для того, чтобы управлять проектом и исправить ситуацию, если возникают какие-то проблемы.

***

"Время кризиса - это время для развития инфраструктурных проектов, поскольку сжатие внешнего спроса накладывает нагрузку на внутренний спрос, в том числе на роль государства по поддержанию спроса. Здесь есть реализованные меры административного типа - госзаказ с преференциальным режимом для отечественных предприятий, инфраструктурные проекты, формирующие спрос в инфраструктурных отраслях либо формирующие цепочки спроса, непосредственно связанные с этим инфраструктурным проектом. Безусловно, важно, чтобы эти проекты за счет институтов развития формировались и ориентировались на рыночные, а не государственные пути становления. Например, режимы концессий и государственно-частного партнерства должны играть сейчас, на мой взгляд, подавляющую роль."

Из выступления президента Российского Союза промышленников и предпринимателей, члена Президиума Генсовета Партии «Единая Россия» А.Н.Шохина на секции «Экономика» Форума «Стратегия 2020» (Москва, 09.02.2009).