Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

О результатах работы органов предварительного следствия МВД России по противодействию рейдерским захватам

Алексеев Ю.Ф., заместитель начальника Следственного комитета при МВД России, генерал-майор юстиции

31.07.2008 Президентом РФ Д.А.Медведевым утвержден Национальный план противодействия коррупции, пунктом 9 раздела IV которого руководителю Следственного комитета при прокуратуре РФ и начальнику Следственного комитета при МВД России поручено усилить контроль за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства.

Для тех, кто считает противодействие рейдерским захватам по меньшей мере основным профессиональным занятием, решение Президента весьма знаменательно. Официально утвержден факт, что рейдерство является проблемой всероссийского масштаба, ее решение требует контроля на самом высшем государственном уровне, и основной путь решения - уголовное преследование лиц, совершивших преступления, связанные с осуществлением противоправных захватов имущественных комплексов юридических лиц.

Ранее высшее политическое руководство страны неоднократно высказывалось по поводу рейдерства, указывая на необходимость решительной и бескомпромиссной борьбы с этим криминальным явлением.

12.11.2008 на заседании Торгово-промышленной палаты Д.А.Медведев четко выразил свое отношение к рейдерству, указав, что «за такие действия надо сажать».

В Национальном плане противодействия коррупции заявления руководства государства впервые прибрели документальную форму.

Тот факт, что поручение адресовано непосредственно руководителям двух Следственных комитетов, свидетельствует о доверии, но в то же время - о высокой ответственности за его выполнение.

Для такого многочисленного ведомства, как Следственный комитет при МВД России, выполнение поручения Президента складывается из четкого, профессионального и добросовестного выполнения каждым сотрудником своих должностных обязанностей на своем месте. Совершенствование организации расследования преступлений, совершенных в ходе рейдерских захватов, - неотъемлемая часть поставленной задачи, выполнение которой возлагается на центральный аппарат и руководителей следственных органов субъектов РФ.

Следственным комитетом издан ряд распоряжений и директивных указаний, направленных на усиление процессуального контроля за уголовными делами данной категории. В каждом следственном органе за расследованием дел о рейдерских захватах закреплены наиболее опытные сотрудники, с ними проведены дополнительные служебные занятия по изучению основных положений гражданского, корпоративного права, законодательства о рынке ценных бумаг и хозяйственных обществах в России. Даже если в каком-либо регионе нет уголовных дел о рейдерских захватах (что говорит об их повышенной латентности), наши сотрудники готовы к расследованию таких дел.

Нами также установлен порядок информирования Следственного комитета о возбуждении уголовных дел о рейдерских захватах в 5-дневный срок. Кроме того, каждый сотрудник Следственного комитета, выезжающий в командировку, обязан изучать уголовные дела о рейдерстве, имеющиеся в проверяемом регионе, а также выявлять и отменять необоснованные процессуальные решения по этим делам.

Помимо этого Следственным комитетом разработана методика расследования преступлений, совершенных в ходе рейдерских захватов, которая разослана во все органы предварительного следствия МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.

В 2008 г. в производстве органов предварительного следствия МВД России находилось 338 уголовных дел о преступлениях, совершенных в ходе рейдерских захватов, из них:

  • расследовано - 188 (55% от числа находившихся в производстве);
  • окончено - 79 (42% от числа расследованных);
  • в суд направлено 51 (64% от числа оконченных).

По сравнению с общими показателями работы следственных органов по расследованию преступлений в сфере экономической деятельности приведенная статистика ничуть не хуже. Это означает, что работа по расследованию рейдерских захватов идет ритмично и планомерно.

В последнее время закончено расследование и направлены в суд уголовные дела в отношении наиболее дерзких организованных групп рейдеров, вынесены приговоры в судах первой инстанции, которые были опротестованы в кассационных инстанциях и оставлены без изменений.<…> Количество приговоров неуклонно растет и приближается к количеству направленных в суд уголовных дел.

В рамках исполнения поручения Президента РФ об усилении процессуального контроля за принятием решений по уголовным делам о рейдерских захватах в феврале и марте 2009 г. на базе ГУВД по Краснодарскому краю и ГУВД по Свердловской области проведены семинары по вопросам совершенствования раскрытия и расследования преступлений, совершенных в ходе рейдерских захватов. В первом полугодии 2009 г. запланировано проведение аналогичных семинаров в Центральном, Приволжском, Северо-Западном федеральных округах. По итогам таких мероприятий, а также на основе изучения конкретных уголовных дел в связи с обращениями граждан, ходатайствами о продлении процессуальных сроков, в порядке ведомственного контроля Следственный комитет обобщает следственную и судебную практику и занимается разработкой предложений законодательного характера с целью предупреждения и профилактики преступлений такого рода.

Еще в 2005 г. нами был сделан вывод о том, что основным способом захвата предприятий является регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) фиктивных сведений о назначении на должность руководителя захватываемого предприятия «подставного» лица, которое затем совершает сделки по отчуждению активов в интересах рейдерской группы. Причиной этому является отсутствие в законодательстве о регистрации юридических лиц механизма по обеспечению достоверности регистрируемой информации.

Несмотря на то что по каждому уголовному делу о рейдерских захватах, совершенных путем регистрации фиктивных сведений в ЕГРЮЛ, следователями вносятся представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, а также ежегодно вносятся обобщенные представления руководству Федеральной налоговой службы РФ, только в следственном отделе при ОВД по району «Северное Тушино», где расположена специализированная налоговая инспекция № 46 по регистрации изменений в ЕГРЮЛ (по всей Москве), ежегодно возбуждается не менее 40 уголовных дел о регистрации фиктивных сведений.

С целью устранения обстоятельств, способствующих совершению преступлений, в Следственном комитете были подготовлены предложения законодательного характера по предупреждению рейдерских захватов, совершаемых путем регистрации фиктивной информации в ЕГРЮЛ.

Предложения заключаются в:

  • удостоверении личности заявителей в налоговом органе;
  • исключении возможности представления заявления о регистрации по почте;
  • уведомлении исполнительного органа юридического лица и участников, имеющих долю в уставном капитале более 50%, о регистрационных действиях;
  • обязательном нотариальном удостоверении протокола общего собрания участников (акционеров), представляемого в налоговый орган;
  • увеличении срока регистрации до 25 дней, а при нахождении участников (акционеров) в другом субъекте РФ - до 45 дней;
  • обязательном направлении материалов в правоохранительные органы при выявлении недостоверной информации.<…>

23.01.2006 депутатами Государственной Думы РФ В.С.Груздевым (который от своего имени изложил предложения Следственного комитета), а также В.Н.Плигиным и Л.В.Пепеляевой внесен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», который зарегистрирован.

В связи с отрицательным заключением профильного комитета Государственной Думы (по собственности) проект возвращен на доработку до принятия в первом чтении. 23.01.2007 законопроект вновь внесен в Государственную Думу указанными депутатами.<…>

Учитывая, что в настоящее время Президент РФ предложил полностью либерализовать процедуру регистрации малых предприятий, мы считаем необходимым:

  • первичную регистрацию юридических лиц производить в уведомительном порядке (как она и прописана в законе);
  • при регистрации изменений сведений о ранее зарегистрированном юридическом лице, касающихся переназначения единоличного исполнительного органа юридического лица или перехода долей (акций) участников юридического лица, установить систему контроля для обеспечения достоверности регистрируемой информации.

Такие меры, на наш взгляд, будут способствовать улучшению инвестиционного климата в России и создадут дополнительные гарантии обеспечения безопасности бизнеса от рейдерских захватов. Работа в данном направлении нами будет продолжена.<…>

На основе анализа судебно-следственной практики по уголовным делам о незаконных захватах предприятий и международного законодательства по противодействию преступлениям данного вида нами разработаны и внесены проекты норм Уголовного кодекса РФ (УК РФ), направленных на защиту системы корпоративного управления в юридическом лице:

  • ст. 201.1 УК РФ, предусматривающей наказание за рейдерские захваты, совершаемые наиболее распространенным в России способом, а именно за незаконное присвоение полномочий органа управления юридического лица путем внесения заведомо ложных сведений в учредительные документы или решения участников (акционеров), повлекших прекращение или приостановление полномочий органа управления юридического лица и фактический переход этих полномочий к неуправомоченному лицу;
  • ст. 201.2 УК РФ, предусматривающей наказание за корпоративный шантаж, а именно за злоупотребление правами участника (акционера), т.е. умышленное использование этих прав вопреки интересам данного юридического лица, если это деяние повлекло прекращение или приостановление деятельности органов управления юридического лица и причинение юридическому лицу имущественного вреда.

С мая 2007 г. нами принимается участие в деятельности рабочей группы при комитете Государственной Думы по собственности по доработке для принятия во втором чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов)». Руководителем рабочей группы - председателем Комитета Государственной Думы по собственности В.С.Плескачевским проекты ст. 201.1 и 201.2 УК РФ включены в общий текст законопроекта, выносимый на второе чтение.

В связи с тем что предложенные Следственным комитетом нормы отсутствовали в тексте законопроекта, принятого в первом чтении, Государственно-правовым управлением Президента РФ рекомендовано внести поправки в УК РФ и другие законодательные акты отдельным законопроектом, и мы надеемся, что наши предложения все же получат воплощение в конкретном законе.

В настоящее время Контрольным управлением Президента РФ проверяется исполнение Министерством внутренних дел федеральных законов и распоряжений Президента в сфере противодействия рейдерству. Руководитель группы проверяющих заверил, что законодательные предложения Следственного комитета при МВД России о совершенствовании процедуры регистрации юридических лиц с целью предотвращения рейдерских захватов, а также о введении уголовной ответственности за рейдерские захваты путем присвоения полномочий исполнительного органа и корпоративный шантаж, представляются целесообразными и о них будет доложено Президенту РФ Д.А.Медведеву.

Одним из важных моментов пресечения незаконного захвата имущественного комплекса юридического лица и защиты прав потерпевшего является своевременное наложение ареста на недвижимое имущество, выбывшее из законного владения собственника в результате преступных действий. Отдельные суды отказывают в удовлетворении ходатайства следователя о наложении ареста на имущество, мотивируя это формальным отсутствием в уголовном деле процессуальной фигуры обвиняемого (подозреваемого), что позволяет рейдерам совершить ряд сделок с похищенным имуществом, последний покупатель становится добросовестным приобретателем, и потерпевший в такой ситуации фактически лишается возможности возвратить имущество в свою собственность.<…>

Указание в ч. 3 ст. 115 УПК РФ на то, что арест может быть наложен на имущество, находящееся у третьих лиц, если оно получено в результате преступных действий подозреваемого или обвиняемого, дает судам возможность отказывать в наложении ареста при отсутствии в уголовных делах данных процессуальных участников. Однако лица, совершившие преступление, реально существуют, в дальнейшем в ходе следствия они должны быть установлены и привлечены в качестве обвиняемых, т.е. отсутствие их в уголовном деле на момент возбуждения ходатайства, по нашему мнению, не является основанием для отказа в наложении ареста.

Данный вопрос требует обсуждения на совещании с участием представителей Верховного Суда РФ с целью разъяснения высшим судебным органом практики рассмотрения нижестоящими судами ходатайств такого рода.

В настоящее время органы предварительного следствия МВД России полностью нацелены на выполнение поручения Президента, изложенного в Национальном плане противодействия коррупции, и мы надеемся, что наши усилия принесут положительный результат.

*По материалам доклада на Комиссии Ассоциации юристов России по законодательству в сфере обороны, безопасности и совершенствовании правоохранительной деятельности (Москва, 17.03.2009).