Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Выступление на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа (Курган, 11.12.2008)

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

Из вступительного слова

<…>Тот финансовый кризис, который в целом сегодня потрясает всю мировую экономическую систему, не должен служить основанием для сворачивания наших программ, наших проектов, которые мы с вами разрабатывали в последние годы.

В этой связи хотел бы обратить внимание на несколько принципиальных моментов.

Во-первых, мы должны в ходе совместной работы приступить к полномасштабной реализации региональных антикризисных программ. Их цель - сохранить по максимуму рабочие места и обеспечить выполнение базовых социальных обязательств. Наша ключевая задача - сберечь высококвалифицированные кадры, те кадры, которые с таким трудом нам в ряде случаев удавалось собирать, восстанавливать. По сути, иногда восстанавливались целые производства, целые конструкторские бюро, исследовательские отделы. Это та самая производственная элита, которая, наверное, является важнейшим фактором обеспечения промышленного роста.

Во-вторых, нам необходимо обязательно самым внимательным образом оптимизировать те процессы, которые происходят на рынке труда, и действовать аккуратно, разумно, учитывая и перспективные потребности в специалистах, которые складываются в той или иной территории. При этом исходить, естественно, из экономических критериев, но понимая, что удержать то или иное крупное предприятие на плаву всё-таки можно, не только сокращая число работающих, но и другими способами.

Ну и, наконец, третье, наиболее сложное. Это меры по социальной поддержке тех, кто остался без работы. Задача региональных властей - организовать их переобучение, переквалификацию, если это необходимо, и (может быть, ещё более важная тема) просто помочь людям организовать собственное дело. Потому что, если будет происходить какое-то высвобождение кадров, если люди будут лишаться работы, первейшая задача государства - обеспечить им возможность трудоустройства в другом месте, в том числе и путём открытия собственного дела. Это, безусловно, сложные и в известной мере за последнее время непривычные процессы, но мы должны быть к ним готовы.

Тем не менее сам по себе кризис, кризис финансов, экономический кризис, безусловно, будет иметь не только негативные последствия, но должен создать и ряд новых возможностей, в частности, по освоению новых рыночных пространств, новых кластеров, новых рыночных ниш для того, чтобы мы всё-таки всерьёз, по-настоящему занялись ростом производительности труда, потому что эта задача неоднократно всеми нами ставилась. Мы все понимаем, как это важно делать, тем не менее по этому показателю мы и выглядели, и выглядим очень плохо. Мы в целом неэффективны, экономика в этом плане развивается совершенно по неправильному сценарию, и это как раз возможность навести здесь хотя бы какой-то мало-мальский порядок, двинуться в правильном направлении. Ну и, конечно, нужно оптимизировать само производство.

Ещё раз хотел бы специально подчеркнуть, что все стратегические проекты социального и экономического развития Уральского федерального округа должны сохраниться, включая и те, что связаны с развитием Полярного и Приполярного Урала. Один из самых известных, наиболее подготовленных - это проект «Урал промышленный - Урал Полярный»<…>. Его реализация, безусловно, нацелена на будущее. Она должна упростить связи между основными звеньями промышленного производства на Урале, освоить минерально-сырьевые ресурсы восточного склона Урала, обеспечить сырьём металлургические и машиностроительные предприятия Среднего и Южного Урала и, соответственно, повысить в общем экономическую и социальную стабильность всего региона. Проект огромный. Мы прекрасно понимаем, что он рассчитан на годы вперёд. Оценки делались и на 10, и на 20 лет, и даже до 1950 года. Но это не значит, что мы не должны сейчас им заниматься, что должны из-за тех трудностей, которые возникли, отказаться от него. Я думаю, что это было бы неправильно.<…>

Считаю принципиально важным для власти в этот сложный период обеспечить установленный законом уровень социальных гарантий и продолжить исполнение всех наиболее значимых социальных программ. Мы можем с вами сэкономить на чём-то другом и, наверное, должны будем это сделать, можем ограничить какие-то траты, но на социальных вопросах власть не имеет права экономить. Мы развивали российскую экономику последние 17 лет, и особенно интенсивно последние 8 лет, в том числе для того, чтобы, когда наступит кризис - а он рано или поздно наступает в мировых финансах, это отражается на жизни практически во всех странах, - мы вышли на эту ситуацию более подготовленными.<…>

Вообще, в период такого рода сложностей власть должна быть существенно более внимательна к обычным проблемам людей. Это и так святая обязанность любой власти - заниматься проблемами обычных граждан. Но в сложные периоды такого рода внимание, если хотите, забота государства и забота любого начальника должна быть не только постоянной, но и максимальной. Поэтому я бы хотел, чтобы все присутствующие здесь сохраняли чёткий контроль над ситуацией, держали руку на пульсе. В случае необходимости мы готовы обсуждать любые вопросы на федеральном уровне, принимать адресные решения, в том числе и о поддержке тех или иных компаний, тех или иных предприятий. Самое главное - чтобы мы не утратили внимания к обычным гражданам. Вот это абсолютно ключевая вещь. Только в таком случае можно выйти из текущих экономических проблем с наименьшими последствиями.

Мы должны в такой ситуации работать как единый организм, как, собственно, и должна работать исполнительная власть, начиная от, по сути, поселкового уровня, муниципального уровня, и заканчивая теми решениями, которые принимаются в Москве.<…>

Из заключительного слова

<…>Ситуация с доведением финансовых средств до основных производителей, до основных компаний. Все равно всё очень медленно происходит, нет синхронности. Я понимаю, что есть объективные причины, мы их тоже обсуждали, связанные с нормативами деятельности банков, с закредитованностью некоторых предприятий, с рядом других причин. Но тем не менее я все равно считаю, что Центральный банк должен эту проблему довести до завершения при естественной поддержке Правительства, потому что все решения на эту тему приняты. При этом, конечно, необходимо сделать упор на предоставление длинных денег, потому что на моих встречах с крупными, очень крупными предприятиями представляющие их руководители, собственники в ряде случаев говорят: «Нам не нужны «короткие» деньги вообще», - просто отказываются от них. Когда им говорят: «Возьмите 5 миллиардов на месяц», - они говорят: «Не надо». И это вполне понятно.

Все решения по среднесрочному финансированию тоже существуют. Надо не бояться это всё делать. Я понимаю мотивы Центрального банка в ряде случаев, который не хочет командовать и коммерческими банками, и системообразующими банками. Но в определённых ситуациях это нужно делать, к сожалению.<…>

В отношении поддержки внутреннего рынка. Мы, действительно, должны сейчас этим заняться обязательно. Мы с вами хорошо знаем: те страны, которые изначально были сориентированы на внутренний рынок, от кризиса сегодня страдают в значительно меньшей степени, чем те страны, которые были зациклены на экспорте, они несут гораздо большие потери. Я имею в виду и нашу страну, конечно. Мы не можем изменить структуру нашей экономики за год, за два, даже за пять лет. И, понятно, для нас сырьевые поставки остаются ключевым способом обеспечения экономической безопасности, наполнения нашей казны, но, конечно, нужно думать о будущем. Поэтому в отношении ситуации на собственном рынке - конечно, мы должны заполнять свой рынок и заниматься сегодня диверсификацией производства, то, что мы, собственно говоря, и должны были бы делать и раньше, и то, что мы должны делать сейчас. Поэтому механизмы поддержи, безусловно, необходимы.<…>

Тема с гослицензированием. Я не знаю, мне всегда казалось всё-таки, что система саморегулирования лучше; в общем, это вот такая идеологическая вещь, но в любом случае, даже если считать, что сейчас какие-то проблемы возможны, меня, во всяком случае, убеждает пока то, что существует годовой переходный период, когда будут действовать и уже новые средства (саморегулируемые организации будут принимать решение), и в то же время будут действовать лицензии в течение соответствующего периода.

Но единственное, на что бы я, конечно, потом посмотрел (у нас могут любую идею исказить до абсурда), если эти саморегулируемые организации тоже будут «междусобойчиками», в рамках которых будут принимать неэффективные и иногда просто, по всей вероятности, проплаченные решения, то такого рода саморегулирование - это, конечно, не то, к чему мы стремимся. И лицензии - плохо, потому что это административный механизм, и за лицензии взятки тоже носят, мы прекрасно понимаем. Но и саморегулируемые организации - это тоже само по себе не панацея, они должны доказать, что они эффективны, именно своей работой, что они могут выполнять свои функции не хуже, чем государство. За этим точно нам всем нужно будет следить.

По поводу ситуации в дорожном строительстве<…>. Мы ждём, наконец, появления компании, которая должна будет этим заняться. Я надеюсь, что в ближайшее время тоже будут внесены документы уже по созданию этой корпорации.<…>Это, как минимум, возможность работать, в том числе и в кризисных условиях.

По Фонду поддержки предприятий<…>. Мне кажется, эта идея возможная, в нынешней ситуации, наверное, даже необходимая, а тем более что по этому пути, если признаться откровенно, идут и другие государства, которые, в общем, никогда в избыточной любви к государственному регулированию заподозрить было нельзя, тем не менее они создают такие фонды. Почему нам-то не создать? Вопрос только в том, кто в этот список попадёт. Это, конечно, отдельная тема.<…>

В отношении санации строительных организаций<…>. Какой-то механизм надо придумать по двум причинам. Это, действительно, был наиболее активно растущий сектор, очень важный для социального самочувствия наших граждан, там много денег и там очень большие ожидания, и, соответственно, могут быть крайне негативные социальные последствия. Поэтому нам нужна система, которая позволит сбалансировать текущую ситуацию - может быть, в нынешней ситуации допустить такую «мягкую посадку», с тем чтобы ситуация на жилищном рынке была под контролем, - раз. Мы бы сначала достроили всё, что есть, обеспечили бы жильём всех, кто находится в соответствующих отношениях и в рамках ипотечных схем, и по другим правовым основаниям, ну а потом уже смотрели на развитие ситуации: будет исправляться ситуация на финансовом рынке - слава Богу; значит, будем увеличивать темпы, и будут прирастать новые стройки, новые объекты; если она будет ещё какое-то время в сложном положении - как минимум, хотя бы основные вопросы мы все закроем.<…>

По более активной позиции в части цен на нефть. Это не тема нашего совещания, но могу вам сказать просто как Президент. Наши партнёры - коллеги из нефтяного клуба, так сказать, - довольно активно нас об этом просят. С кем бы я ни встречался, они нас просят вести скоординированную политику. Я бы хотел сказать, что мы готовы к этому, мы должны защищаться, это наша доходная база - и по нефти, и по газу. Причём такого рода защитные меры могут быть связаны и с уменьшением объёмов добычи нефти, и с участием в существующих организациях поставщиков, и с участием в новых организациях, если до этого мы сможем договориться. Я считаю, что мы никаких для себя вариантов закрывать не должны. Ещё раз повторяю - это вопрос доходной базы нашей страны, вопрос её развития. И мы не должны здесь руководствоваться никакими абстрактными критериями, рекомендациями международных организаций другого порядка и т.д. Это наши национальные интересы. Будем поступать так, как считаем нужным.<…>