Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Материалы конференции "Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой" (Москва, 21-22.10.2008)

Из выступления М.Белька, заместителя генерального секретаря ООН и исполнительного секретаря международной комиссии ООН

Эта конференция мне кажется своевременной, т.к. то, что мы наблюдаем во всем мире, попытка предотвратить кризис финансовой и банковской системы - это самое большое ГЧП за всю историю в мире. Конечно же, сейчас мы будем говорить не об этом виде ГЧП, а о более практичной, повседневной его версии. И в этой области мы намного более подготовлены, чем несколько лет назад. Российская Федерация совершила значительный прогресс в развитии ГЧП, всего несколько лет назад все это было лишь идеей некоторого количества людей. На сегодняшний день в стране существует законодательная основа и институты ГЧП с поддержкой на высоком политическом уровне.<…>

UNECE гордится своей книгой-руководством о лучшем опыте правительств в реализации ГЧП. Продвижение вперед для нас - это работа над эффективным внедрением наших ключевых принципов. Я убежден, что семь принципов, включая, в частности, политическое обязательство, прозрачность, четкость законов и политического курса и эффективные регулирование, а также постановка интересов людей во главу угла в процессе ГЧП являются идеальными и основополагающими для всех стран, осуществляющих ГЧП. Продвижение для таких стран, как Россия, на наш взгляд, означает распространение модели, которая станет основной и будет оказывать влияние на жизнь каждого.

Таким образом, нам необходимо изучить, каким образом развивать ГЧП, и не только в городах, таких как Москва, но и в регионах и местностях, где потребности в основных услугах являются наибольшими. Здесь задача состоит в том, чтобы осуществлять не только крупные проекты, но и малые - такие, как больницы, поликлиники и школы, коммунальные услуги, которые способствуют повышению качества жизни, для того чтобы обычные люди могли пользоваться более качественными услугами. Это наше видение продвижения вперед.

Как конкретно конференция может повлиять на продвижение ГЧП вперед? Позвольте мне упомянуть о трех вещах. Прежде всего, нужно установить влияние институтов, таких как ГЧП, для распространения идеи для всех стран на всех уровнях. Одной из задач института ГЧП сразу же будет попробовать уменьшить трансакционные издержки и создать стабильную и предсказуемую среду. ГЧП имеет репутацию сложности и экспансии. Поэтому институтам ГЧП необходимо упростить процедуры и снизить издержки. Я хотел бы напомнить, что стоимость юридических услуг проекта по водоснабжению в Санкт-Петербурге 3 года назад составила около 2 млн долл. США. Это слишком много. ЕЭК работает с Внешэкономбанком над тем, чтобы создать ГЧП-связи, некоторые из которых были созданы в течение нескольких лет. На самом деле, мы хотим создать эффективный механизм, так называемый институт ГЧП, с помощью которого различные подинституты могут делиться своим опытом и знаниями друг с другом на систематической основе.

Во-вторых, продвижение вперед означает также приведение в действие эффективное высококачественное наращивание потенциала. Существует консенсус среди большинства организаций, что укрепление потенциала в области ГЧП является критическим. Но, откровенно говоря, недостаточно ресурсов инвестируется в создание потенциала. Мы видим, сколько стоит разработать проект ГЧП, и так мало, если вообще что-либо, инвестируется в развитие навыков сотрудников в области управления и обеспечения проектов долгосрочного успеха. ЕЭК тесно сотрудничает с Высшей школой экономики по разработке тренингов для того, чтобы иностранные тренеры могли адаптироваться к местным условиям. Это начало, но, прежде всего, требуется практическое понимание проектов государственными органами власти. В идеале, лучшим способом подготовки государственных служащих является непосредственное их участие в проектах ГЧП. Нам нужен опыт, знания и ресурсы частного сектора, если мы хотим оказывать реальное влияние на создание потенциала по вопросам ГПЧ.

В-третьих, улучшение потока информации о ГЧП является также важным средством снижения операционных издержек и устранения барьеров входа компаний. Существует недостаток информации о том, что ГЧП является стандартом хорошего управления и что необходимо им заниматься, чтобы сделать эти проекты успешными. Здесь мы должны обеспечить внедрение стандартов, установленных в нашей книге, и они могут стать целью профессиональной подготовки специалистов. Эта конференция, возможно, поможет понять, как эти принципы могут стать стандартом для работы как бизнес-сообществ, так и правительства в проведении ГЧП. Продвижение вперед, таким образом, означает создание эффективных институтов, качественные практические тренинги, фиксирование и улучшение стандартов в ГЧП. Поэтому я настоятельно призываю и государственный, и частный секторы работать вместе для достижения этих целей.