Государственная экспертиза проектной документации по объектам, строящимся на территории РФ, возложена на региональные управления Государственной экспертизы. Для Санкт-Петербурга это Служба государственного строительного надзора и экспертизы. Деятельность экспертов основывается на Постановлении Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 "Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 "Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Исходя из состава разделов, в данном случае предмет государственной экспертизы проектной документации представляет собой оценку соответствия раздела «Охрана окружающей среды. Естественное освещение и инсоляция» требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям в части инсоляции и естественного освещения (ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
Инсоляция помещений - это попадание прямого солнечного света внутрь помещений. Инсоляция территории - попадание прямого солнечного света на участки местности (применяется для площадок отдыха, детских и спортивных площадок и т.д.). Существуют два варианта развития событий: или помещение инсолирует, и тогда возможна выдача положительного заключения по расчетам или помещение не инсолирует, следствием чего является отказ от согласования проектной документации.
Коэффициент естественного освещения (КЕО) - это отношение освещенности внутри помещения за счет естественного света к наружной освещенности, выраженное в процентах. КЕО не зависит от времени года и суток, состояния небосвода. КЕО определяется геометрией оконных проемов, окраской стен в помещении.
Время инсоляции - величина, нормируемая строительными и санитарными нормами для помещений и территорий. Нормирование времени инсоляции отражается на плотности застройки. Чем меньше нормируемое время инсоляции - тем плотнее застройка.
В указанных выше постановлениях не приведен закрытый перечень заинтересованных инстанций, согласования в которых будет необходимо и достаточно, чтобы пройти экспертизу. Отчасти связано это с изменением структуры органов власти согласно Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В общую логику преобразований был встроен Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724, по которому упразднялось Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Росстрой РФ), его функции передавались Минрегиону РФ.
В рамках последнего создавался Департамент регулирования градостроительной деятельности, в структуре департамента сформирован отдел градостроительства, инженерных изысканий и проектирования. Это довольно закрытая структура с объемным лимитом финансирования на 2008 г. Демонстрируя рабочую атмосферу, на лето 2008 г. было намечено издание приказов Минрегиона РФ: «Об организации контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий», «Об организации контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности». Цель этих приказов можно сформулировать двумя словами - контроль и надзор.
Однако как именно контролировать правильность расчетов по инсоляции и КЕО, никто не знает. Если в Москве все силы территориальных органов Роспотребнадзора брошены на такой диковинный для Санкт-Петербурга раздел в проектной документации, как борьба с крысами, то к вопросам инсоляции отношение снисходительное. В Санкт-Петербурге инспектора бьются за то, чтобы при реконструкции помещения больниц, тубдиспансеров и т.п. (построенных, к слову, в центре города более 100 лет назад) инсолировали, но чудес не бывает. Следовательно, если в Москве деньги застройщиков уходят на борьбу с крысами, то в Санкт-Петербурге значимой статьей расходов является инсоляция.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что требования по КЕО и инсоляции зависят от местного законодательства и примечаний в нормативных документах (прим.: историческая застройка, центр города и т.д.). Это подтверждается нормативным творчеством субъектов РФ, например, для Санкт-Петербурга - ТСН 23-359-2006 (РВСН 23-01-2006) "Инсоляция и солнцезащита помещений жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге".
Сегодня результаты расчетов интерпретируются экспертом в экспертном заключении на соответствие нормам. Нормы со временем меняются. Возможность их уменьшения во многом находится в компетенции эксперта и его готовности в будущем противостоять прокурорским запросам (ведь в каждом ведомстве ведется положительная статистика по отстаиванию интересов граждан), что позволяет при интеллектуальной и финансовой мотивации эксперта выходить на положительное заключение или подавать жалобу на последнего в связи со злоупотреблением служебным положением, когда количество вопросов и замечаний растет. Многие инстанции работают по формуле, которая прямо вносится в текст заключения: “возможны новые замечания при повторном рассмотрении документации”. Все это говорит о желании государственных экспертов снять с себя ответственность за результаты своего интеллектуального труда.
Один из вопросов контроля связан с типичной ситуацией. Год назад проектировщик сдал проект с расчетами по инсоляции и КЕО (и он прошел), но проектирование было заморожено. Когда в текущем году проект был переделан, Служба государственного строительного надзора и экспертизы затребовала пересчитать КЕО по "новому" СНиП. Вопрос: как грамотно "отписаться" от переделки проекта при старых расчётах? По общему негласному правилу заказчик сам определяет, каким СНиП руководствоваться проектировщику и какой из них (более ранний или более поздний) он утверждает как основу для начала проектных работ. Для подтверждения этого в экспертизе необходимо письменное согласие заказчика на выполнение расчета на основании соответствующего СНиП.
Зачастую возникают вопросы в отношении авторского права на программные продукты, которыми пользуются проектировщики при осуществлении расчетов. Экспертиза требует предоставить сертификаты и договор на право использования указанного продукта. Формально правильное требование не работает сейчас в условиях России, в том числе и благодаря тому, что существуют обычаи делового оборота, которые не могут позволить проектировщику такую расточительность, как лицензионный продукт.
Необходимость предоставления расчетов
Ответ на вопрос о необходимости расчетов по КЕО и инсоляции заложен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий":
1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания…
1.5. Гигиеническая оценка освещения жилых и общественных зданий проводится для установления соответствия настоящим санитарным правилам. Расчеты освещения являются обязательным разделом в составе предпроектной и проектной документации…
2.1.1. Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение…"
Объем предоставляемого заинтересованным инстанциям расчета:
- 20-30 страниц текстовой и расчетной части;
- 3-5 листов графических материалов, необходимых для проверки расчетов;
- 5-10 листов материалов по исходно разрешительной документации, представленных заказчиком.
Для проведения экспертизы проектных материалов, в том числе расчетов по КЕО и инсоляции, необходимо наличие:
1. Собственно проекта, в который включены:
- общая пояснительная записка (по всем разделам проекта со ссылкой на технические условия по инженерному обеспечению, генплану, благоустройству и озеленению и т.д.);
- архитектурно-строительная часть;
- технологическая часть;
- разделы: вентиляция и отопление, водоснабжение и канализация, электроснабжение и электроосвещение (расчёты инсоляции и КЕО), охрана окружающей среды (охрана атмосферного воздуха, водоёмов, почвы, отходы, санитарно-защитная зона; проект организации строительства и безопасности труда; ситуационный план (масштаб 1:2000 с графическим нанесением санитарно-защитной зоны);
- генплан (масштаб 1:500).
2. Технического задания или Технических условий на подключение к сетям отопления, водоснабжения и канализации, энергоснабжения.
3. Разрешительной документации.
4. Санитарно-эпидемиологических заключений по химическому, бактериологическому и радиационному обследованию почвы на пятне застройки.
5. Лицензии проектной организации.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:
- прием и регистрацию заявки на проведение экспертизы;
- оформление договора;
- проведение экспертизы документации;
- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
- принятие решения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции;
- выдачу санитарно-эпидемиологического заключения.
Ключевые параметры, оказывающие влияние на результат:
- назначение здания;
- географическое положение;
- форма, расположение и ориентация здания в застройке с учетом высот;
- решение фасадов: плоский, с уступами в плане, переменной этажности;
- планировка - для назначения расчетных помещений;
- форма, размеры и расположение окон в расчетных помещениях.
В качестве частного замечания можно упомянуть, что расчет по КЕО и инсоляции, как и судьба проекта в целом, зависит от принципиальности проектировщиков и экспертов, от положения, напористости, наличия связей и дееспособности заказчика.
Результаты расчетов могут служить основанием для следующих действий заинтересованной стороны:
- получения положительного (отрицательного) заключения по проекту;
- признания квартиры непригодной для постоянного проживания;
- приостановления строительства или корректировки проекта в случае, если расчеты покажут нарушение нормативов;
- переоценки стоимости квартиры при изменении КЕО за нормируемый предел.
Нормативные основания для осуществления надзора
К уполномоченным органам контроля за качеством проектной документации относится и Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в частности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Деятельность указанной службы, ее территориальных органов, структурных подразделений - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, направлена на установление соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Результатом умственных усилий по определению соответствия или несоответствия является экспертное заключение - документ, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.
Согласно п. 10.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» санитарно-эпидемиологический надзор проводится при:
- выборе земельного участка под строительство жилых зданий;
- экспертизе проекта жилых зданий;
- вводе в эксплуатацию жилых зданий;
- размещении нежилых помещений в жилом здании;
- в процессе эксплуатации жилых зданий.
Вопрос надзора связан, в том числе, и с отклонением от разрешенных параметров указанных во Временном регламенте застройки - документе, устанавливающем согласно закона “Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге” от 30.12.2003 № 778-116:
- допустимые виды использования земельного участка;
- архитектурно-строительные параметры земельного участка и расположенных на его территории зданий и сооружений;
Сознательное игнорирование содержания градостроительного плана земельного участка
Градостроительный план - этодокумент, в котором указываются сведения, необходимые для дальнейшего использования земельного участка - его границы, виды разрешенного использования, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, ограничения на использование, включая границы зон действия публичных сервитутов (при их наличии).
Увеличение высоты здания приводит к нарушению требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и необходимости пересмотреть заявленные ранее расчеты.
Техническая сторона вопроса определяется следующим алгоритмом: запрос в Прокуратуру, которая адресует уже свой запрос в ТУ Роспотребнадзора и далее начинается длительная переписка в рамках медлительной государственной машины. Ст. 55 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает за нарушение санитарного законодательства установление дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
С точки зрения протестных настроений физических лиц заявителям требуется за счет собственных средств доказывать нарушение свои прав и законных интересов. В этом плане показательно решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.01.2006 дело № 2-15/06. Ссылка на то, что после постройки дома изменится КЕО в квартире заявителей, суд считает несостоятельной вследствие недоказанности. Действующее законодательство не содержит понятия «предполагаемый ущерб». Результатом стало решение по делу: в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.06.2004 № 1168 «О проектировании и строительстве жилого дома со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по адресу: Центральный район, дом № 8, лит. А, по Старорусской ул. (в районе дома № 2 по Старорусской ул.)» отказать.
Подводя итог, необходимо отметить, что большинство инвестиционных проектов демонстрируют свою уязвимость с точки зрения экологической обоснованности нормативов, что, в свою очередь, влияет на оперативность снятия замечаний как в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так и в региональных управлениях государственной экспертизы. Перечень замечаний, регулярно выдаваемых экспертами, говорит о необходимости совершенствования расчетных методов КЕО и инсоляции и нормативном закреплении унифицированных инженерных методов расчета, обязательных для проектировщиков.
РОМАНОВ Олег Анатольевич. Кандидат политических наук. Докторант факультета социологии СПбГУ. В 2003-2006 гг. принимал участие в летних школах МГИМО (У) МИД РФ по международным отношениям и международных школах-практикумах молодых ученых и специалистов по юриспруденции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Работал доцентом кафедры гражданско-правовых дисциплин Российской академии правосудия Министерства юстиции РФ.
|