Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

Особенности правового статуса участников оптового рынка электрической энергии и мощности

Матиящук С.В., Сибирский университет потребительской кооперации

Выделение круга участников (субъектов) оптового рынка электрической энергии и мощности имеет особое технологическое и экономическое значение, поскольку они и их деятельность входят в сферу функционирования Единой энергетической системы (ЕЭС) России. И, как следствие, участники оптового рынка электрической энергии и мощности наделяются особым правовым статусом, образуемым совокупностью прав (с механизмом, гарантирующим их реализацию), обязанностей и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Статьей 31 Федерального закона «Об электроэнергетике» [1] установлен исчерпывающий перечень участников оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии, владеющие генерирующим оборудованием и получившие статус субъектов оптового рынка в установленном порядке;
  • покупатели электрической энергии, включая энергосбытовые организации, крупных потребителей электроэнергии, гарантирующих поставщиков, а также организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, получивших статус субъектов оптового рынка в установленном порядке;
  • совет рынка (некоммерческая организация), коммерческий оператор и иные организации, предоставляющие услуги на оптовом рынке, которые получили в установленном порядке право предоставлять услуги по обеспечению функционирования торговой системы оптового рынка его участникам и оптовому рынку в целом. 

Такой состав участников оптового рынка электрической энергии и мощности обусловлен, с одной стороны, спецификой технологических процессов по производству и передаче электрической энергии в рамках ЕЭС и, с другой стороны, - формированием на оптовом рынке электроэнергии новых отношений на конкурентной основе и, прежде всего, организацией оптового рынка электроэнергии, основанного на саморегулировании деятельности его участников.  

Так, технологическую основу работы оптового рынка электрической энергии и мощности составляют линии электропередачи и объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие его функционирование, а также параллельную работу ЕЭС, которые принадлежат на праве собственности или на ином законном основании субъектам оптового рынка. Согласно ст. 7 Федерального закона «Об электроэнергетике» этот комплекс объектов именуется единой национальной (общероссийской) электрической сетью. В российском законодательстве принято разделять сети на относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети и, соответственно, не относящиеся к ней. Критерии такого разделения закреплены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 41 «О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» [2], согласно которому к электросетям на оптовом рынке относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых выше 330 кВ, а также линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ, но при этом обеспечивающие соединение и параллельную работу ЕЭС, и т.п.

Руководство этим комплексом электрических электросетей, обеспечивающих функционирование оптового рынка, осуществляет организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, которая образована в форме открытого акционерного общества с обязательной, определенной законом долей участия Российской Федерации в ее уставном капитале - ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». Взаимоотношения между данной организацией и собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, строятся на договорной основе, определяющей порядок использования данных объектов. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об электроэнергетике» организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает субъектам оптового рынка услуги по передаче электроэнергии по электросетям.

Важной технологической особенностью функционирования ЕЭС является параллельная (синхронная) работа всех генерирующих компаний, последовательно обслуживающих различные регионы нашей страны в нескольких часовых поясах по мере смены в них дня и ночи, что обусловливает необходимость централизованного оперативно-диспетчерского управления этими процессами. В роли же оператора-диспетчера процессов производства и передачи электрической энергии и мощности выступает системный оператор - коммерческая организация, которая образована в форме открытого акционерного общества с обязательной, определенной законом долей участия Российской Федерации в ее уставном капитале. Одна из основных обязанностей системного оператора (ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы») состоит в централизованном круглосуточном и непрерывном управлении взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики. Другими словами, системный оператор координирует деятельность всех субъектов оптового рынка в вопросах, связанных с процессами ежесуточного отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки между всеми производителями, работающими на данном рынке, при этом его указания являются обязательными для исполнения всеми участниками оптового рынка, поскольку его деятельность сопряжена с обеспечением надежного энергоснабжения и качества электрической энергии [3].

Структура системного оператора включает в себя:

  • исполнительный аппарат;
  • 7 филиалов - объединенных диспетчерских управлений;
  • 58 филиалов - региональных диспетчерских управлений;
  • 7 филиалов - региональных предприятий «Энерготехнадзор»;
  • дочернее общество ОАО «Научно-исследовательский институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения».

Еще одним участником оптового рынка электрической энергии (мощности), оказывающим услуги на данном рынке, является совет рынка - некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства.

Основные функции Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы»:

  • определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка;
  • принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;
  • разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью;
  • организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и др.

Членами Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы» выступают те из поставщиков и покупателей электроэнергии на оптовом рынке, которые владеют оборудованием определенной мощности.

С 01.01.2005 часть функций Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы» осуществляет ЗАО «Центр финансовых расчетов», единственным учредителем которого является Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы». ЗАО «Центр финансовых расчетов» оказывает участникам оптового рынка комплексные услуги по расчетам их требований и обязательств, по проведению финансовых расчетов между его участниками, а также заключает договоры, опосредующие отношения по поводу обращения электроэнергии на оптовом рынке. Таким образом, одна из главных обязанностей ЗАО «Центр финансовых расчетов» состоит в направлении поставщикам и покупателям данного рынка соответствующих счетов (счетов-извещений и счетов-требований), составленных на основании сведений о выработанной и полученной электроэнергии за расчетный период, в которых указываются наименование поставщика и покупателя и размер платежей за расчетный период.

Начиная с 01.04.2008 деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанную с заключением и организацией исполнения договоров по обращению электрической энергии и мощности, осуществляет еще один участник оптового рынка - коммерческий оператор - ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии».

К числу основных обязанностей коммерческого оператора относятся:

  • организация торговли электроэнергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами;
  • определение системы измерений и сбора информации о фактическом производстве электрической энергии и мощности и об их потреблении на оптовом рынке;
  • организация учета заключенных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности и др.

Таким образом, субъектами, предоставляющими услуги на оптовом рынке электрической энергии (мощности), являются:

  • системный оператор - ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы»;
  • Совет рынка и коммерческий оператор - Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы», ЗАО «Центр финансовых расчетов» и ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии»;
  • организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью - ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».

Круг основных обязанностей организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системного оператора и администратора торговой системы оптового рынка предопределен особенностями технологического процесса передачи электрической энергии в рамках ЕЭС России:

1.  Системный оператор обеспечивает круглосуточное централизованное оперативно-технологическое (диспетчерское) управление ЕЭС России, а именно: по указанию системного оператора круглосуточно осуществляются изменения режимов и состояния элементов всей энергосистемы (включение и отключение линий электропередачи, остановка и пуск агрегатов на электростанциях, покрытие пиковых нагрузок, проведение профилактических работ и др.).

2.  Совет рынка и коммерческий оператор обеспечивает оптимальные режимы работы субъектов оптового рынка в условиях их параллельной работы на основе выполнения обязательств по заключенным договорам, а также распределяет плановые и фактические суммы платежей, исходя из актов приема и передачи электроэнергии и установленного порядка ценообразования и, как следствие, сообщает результаты расчетов поставщикам и покупателям.

3.  Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью обеспечивает содержание электрических сетей в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованием безопасности. С точки зрения технологии процесса передает электрическую энергию ее источник (генератор), следовательно, название договора «оказание услуг по передаче электрической энергии» весьма условно, поскольку организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, исходя из технологии процесса, может лишь обеспечивать процесс передачи электроэнергии через электрические сети посредством поддержания их в исправном состоянии.

Основные обязанности поставщика состоят в следующем:

  • производство и поставка электрической энергии на оптовый рынок, объемы и сроки которых предусмотрены договорами;
  • соблюдение общих требований оперативно-технологического (диспетчерского) управления процессами производства и передачи на оптовом рынке электрической энергии;
  • осуществление обслуживания, контроля технического состояния приборов коммерческого учета, находящихся на границах балансовой принадлежности сетей;
  • немедленное сообщение системному оператору обо всех предстоящих и произведенных изменениях в схемах учета электроэнергии, замене электросчетчиков, обнаруженных неисправностях в приборах учета;
  • осуществление ежесуточного оперативного и коммерческого учета поставленной на оптовый рынок электроэнергии;
  • беспрепятственный допуск представителей системного оператора к приборам коммерческого учета электроэнергии (мощности) и др.

Основная обязанность покупателя как субъекта оптового рынка заключается в принятии с оптового рынка электрической энергии, переданной поставщиком через единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, а также в оплате ее стоимости непосредственно поставщику и в оплате предоставленных услуг, связанных с функционированием оптового рынка.

Таким образом, отношения, связанные с функционированием оптового рынка электроэнергии и мощности, характеризуются спецификой субъектного состава участников, что предопределяет особенности их правового статуса.

Примечания

1. СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

2. СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 556.

3. Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике: утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 854 // СЗ РФ. 2004. № 52 (Ч. 2). Ст. 5518.

С.В.Матиящук. Доцент кафедры гражданского права Сибирского университета потребительской кооперации, кандидат юридических наук.