Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

Технопарк "Строгино" - пример сотрудничества бизнеса и государства на пути перехода к инновационной модели экономики

Пименов А.Н., первый заместитель префекта Северо-Западного административного округа г. Москвы; Степанов А.В., заведующий сектором префектуры Северо-Западного административного округа г. Москвы

В современных условиях важным инструментом решения задач социально-экономического развития страны становится частно-государственное партнерство - сотрудничество государственного и частного секторов с целью экономически более эффективного выполнения общественных задач.

К числу ключевых направлений государственно-частного партнерства (ГЧП) можно отнести:

  • создание инфраструктуры, в том числе транспортной;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • инновации;
  • профессиональное образование и систему переподготовки кадров;
  • здравоохранение и социальные услуги.

Рассмотрим роль и значение ГЧП в ускорении инновационных процессов в экономике на примере города Москвы и остановимся более подробно на создании в Москве важного элемента инновационной инфраструктуры - Технопарка «Строгино».

В экономически развитых странах ГЧП доказало свою экономическую эффективность и получило достаточно широкое развитие в области развития инноваций. Например, в Финляндии партнерство между государством и бизнесом является основой инновационной экономики, и в рамках ГЧП страна ежегодно мобилизует на НИОКР около 6 млрд евро. Причем 70% этой суммы приходится на частный бизнес, а 30% - на средства государства. В Финляндии государство осуществляет финансовую поддержку 23 технологических центров и технопарков, а в целом же инновационная политика страны заслужила высокую оценку и стала образцом для подражания на международном уровне.

В российской экономике уровень инновационной активности остаётся пока на достаточно низком уровне. По оценке экспертов, менее 10% российских компаний внедряют новые продукты или технологические процессы. Поэтому первоочередной задачей в данном направлении является комплексное улучшение инновационной среды, принятие и реализация специальных государственных программ для стимулирования инновационной деятельности. Как заявил Президент РФ Д.А.Медведев: «Должны быть найдены решения, позволяющие обеспечить массовое, серийное создание инноваций, так, чтобы доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возросла до 40-50%, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличилась до 20-25%». И важная роль при этом принадлежит созданию инновационной инфраструктуры: технико-внедренческих зон, технопарков, наукоградов, инновационно ориентированных бизнес-инкубаторов.

Следует отметить, что Правительство Москвы уделяет пристальное внимание созданию благоприятных условий для развития инноваций. Инновационную деятельность в городе Москве регулирует Закон города Москвы от 07.07.2004 № 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве" (в редакции Закона города Москвы от 30.11.2005 № 64). На основе и в развитие данного закона была разработана Концепция инновационной политики города Москвы, утверждённая постановлением Правительства Москвы от 05.09.2006 № 658-ПП "О Концепции инновационной политики города Москвы", где была сформулирована главная стратегическая цель инновационной политики Москвы - достижение конкурентоспособности как большинством предприятий, составляющих основу экономики города, так и всей экономикой Москвы в целом, а также определены основные задачи инновационной политики и формы поддержки, которые должны оказывать органы государственной власти Москвы научно-технической и инновационной деятельности.

Московским предприятиям и организациям, работающим в сфере новых технологий, инноваций, высокотехнологичного производства, оказывается финансовая, имущественная, консультационно-информационная и прочая поддержка. Особое место в инновационном процессе отводится малому и среднему бизнесу, т.к. мировая практика показала, что в сфере НИОКР именно компании малого и среднего бизнеса действуют наиболее эффективно, гибко, предприимчиво. Мировой опыт убедительно показывает, что источником значительной части инновационной деятельности являются именно новые малые предприятия, действующие в условиях жесткой конкуренции. Объем НИОКР, проводимых крупными предприятиями, по отношению к их размеру (численности персонала) не превышает аналогичный показатель малых предприятий. Более того, малые предприятия выдают больше патентов и инноваций в расчете на 1 руб. расходов, чем крупные. Поэтому малый и средний бизнес рассматривается в качестве локомотива инновационного процесса в экономике Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 24.12.2002 № 1038-ПП "О поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы" утверждена Концепция поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы. Поддержка инновационного малого предпринимательства является одним из приоритетов Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг., утверждённой постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 № 420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг." В Москве реализуется Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 гг., предусматривающая строительство технопарков и бизнес-инкубаторов для размещения инновационного и наукоёмкого малого предпринимательства. Постановлением Правительства Москвы от 05.02.2008 № 88-ПП утверждена Концепция имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Москве, которая предусматривает имущественную поддержку не только малого, но и среднего инновационного предпринимательства.

Примером ГЧП в области инвестиций в высокотехнологические разработки и венчурные компании стало создание в 2006 г. Московского венчурного фонда, капитал которого сформирован за счёт средств бюджета г. Москвы, средств федерального бюджета, выделенных Министерством экономического развития и торговли РФ, а также средств частных инвесторов.

По инициативе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы для обеспечения координации деятельности всех организаций, работающих в сфере поддержки малого инновационного предпринимательства, создано некоммерческое партнёрство «Агентство по развитию инновационного предпринимательства», которое помогает предпринимателю ориентироваться в многообразии предлагаемых на рынке услуг, выявлять его проблемы и предлагает оптимальные инструменты для их решения, осуществляет сопровождение инновационного проекта от момента его зарождения до внедрения в производство. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы проводит конкурсный отбор инновационных проектов субъектов малого предпринимательства для предоставления субсидий для компенсации до 50% затрат предпринимателя на реализацию инновационного проекта, создание опытного или демонстрационного образца инновационной продукции, участие в специализированных мероприятиях по продвижению продукции, патентно-лицензионную работу, брендинг и защиту интеллектуальной собственности. Таким образом, за счёт средств бюджета г. Москвы компенсируется часть расходов предпринимателей на приобретение оборудования, закупку сырья, материалов и комплектующих, разработку технической документации и проведение испытаний продукции, подлежащей обязательной сертификации, проведение патентных исследований, независимый научно-технический и экономический аудит инновационного проекта, участие в специализированных мероприятиях, изготовление и оформление выставочных образцов, стендов, плакатов и др. Эти примеры наглядно иллюстрируют разнообразие форм и методов поддержки инновационного предпринимательства в Москве.

Следует отметить, что ряд крупных проектов по созданию инновационной инфраструктуры реализуется в Москве при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ. Так, совместно из федерального бюджета и бюджета г. Москвы финансируются мероприятия, связанные с созданием и развитием особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" (ТВЗ «Зеленоград»). Целью создания ТВЗ «Зеленоград» является развитие инновационной деятельности в области высоких технологий посредством применения научных разработок и создание наукоемких производств для выпуска новых видов конкурентоспособной продукции. В качестве основных направлений деятельности ТВЗ «Зеленоград» было заявлено 20 научно-технических направлений в области микроэлектроники и электроники, телекоммуникации и информационных технологий. В рамках технико-внедренческой деятельности предполагается организовать инновационные проекты с целью создания базовых технологий, национальной электронной компонентной базы, научно-технологической базы функциональной электроники, инфраструктуры предприятий наноэлектроники, которые станут основой для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции не только для резидентов ТВЗ «Зеленоград», но и для организации всей электронной отрасли.

Кроме того, Минэкономразвития России приняло участие в софинансировании строительства Центра развития предпринимательства Зеленоградского административного округа г. Москвы на улице Юности, дом 8, в котором на площади 3,2 тыс. м2 будет создан бизнес-инкубатор для малых предприятий.

Ещё одним примером успешного взаимодействия Правительства Москвы с Минэкономразвития России по развитию инновационной инфраструктуры стало создание многофункционального технопарка малого бизнеса (Технопарка «Строгино») с бизнес-инкубатором по адресу: Москва, ул. Твардовского, дом 8 (Северо-Западный административный округ г. Москвы).

Стоит особо подчеркнуть, что технопарки во всём мире являются главным инструментом поддержки малого инновационного предпринимательства. Например, в США действует более 160 технопарков, что составляет более 30% от общего их числа в мире. В Москве, начиная с 2000 г., успешно функционирует научно-технологический парк, учреждённый при участии Правительства Москвы, - ОАО «Технопарк-Зеленоград». За годы своего существования данный технопарк доказал правильность выбранной в столице стратегии по созданию технопарков для поддержки инновационного бизнеса.

Основной целью деятельности Технопарка «Строгино» является создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. Специализация Технопарка - научно-техническая, инновационная, производственная, т.е. в конкурсном отборе могут участвовать только те субъекты малого предпринимательства, которые соответствуют указанной специализации технопарка.

Основной нормативной базой функционирования Технопарка является постановление Правительства Москвы от 10.04.2007 № 266-ПП "О создании Казённого предприятия города Москвы "Технопарк "Строгино" и обеспечении функционирования многофункционального технопарка малого бизнеса с бизнес-инкубатором по адресу: ул. Твардовского, вл. 8", которым утверждены Концепция функционирования технопарка, Положение о Конкурсной комиссии по предоставлению нежилых помещений в бизнес-инкубаторе, Положение о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений, порядке предоставления нежилых помещений и оказания услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.

Первая очередь Технопарка «Строгино» с бизнес-инкубатором общей площадью 11,2 тыс. м2 введена в эксплуатацию в 2007 г., вторая очередь площадью 6,1 тыс. м2 - летом 2008 г. Технопарк располагается на земельном участке площадью 2,31 га. Финансирование проекта создания технопарка с бизнес-инкубатором осуществлялось за счёт средств бюджета г. Москвы с привлечением средств федерального бюджета по программе поддержки создания бизнес-инкубаторов Минэкономразвития России.

Комплекс зданий технопарка состоит из отдельно стоящего 6-этажного офисного здания - здания бизнес-инкубатора общей площадью 6,1 тыс. м2, 3 сблокированных каркасно-панельных корпусов разной этажности общей площадью около 11,2 тыс. м2, включающих офисные, производственные, складские, вспомогательные помещения, а также помещение столовой.

Бизнес-инкубатор создан в составе технопарка для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг. Международная и российская практика показала, что бизнес-инкубирование является одним из эффективных инструментов создания благоприятной среды для развития малого бизнеса, адресной поддержки начинающих инновационных, научно-технических и производственных малых предприятий. Именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для «старта», начального развития малого бизнеса. При этом роль бизнес-инкубатора в создании новых малых предприятий состоит не только в непосредственной инкубации «start-ups», но и в том, что за счет профилирования (специализации) бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора малых предприятий для размещения на его площадях оказывается поддержка тем предприятиям, деятельность которых соответствует приоритетам г. Москвы. Поддерживая начинающих предпринимателей, бизнес-инкубатор содействует созданию новых предприятий и рабочих мест, способствуя росту доходной части бюджета города.

Начинающему предпринимателю, прошедшему процедуру конкурсного отбора, в бизнес-инкубаторе предоставляются в аренду оснащенные мебелью, компьютерной техникой, доступом к сети Интернет и средствами связи нежилые помещения по льготным ставкам арендной платы: в первый, второй и третий год размещения - 40%, 60% и 80% от рыночной ставки арендной платы соответственно*. Арендаторы бизнес-инкубатора получают возможность использовать комнату переговоров, конференц-зал, другую инфраструктуру технопарка (столовую, парковочные места и т.д.), а также дорогостоящее оборудование коллективного пользования (копировальные аппараты, сканеры, цветные лазерные принтеры и т.д.).

*Для справки: рыночная ставка арендной платы составляет 10 260 руб. за 1 м2 в год (с учетом НДС).

Сегодня при поддержке Правительства Москвы созданы необходимые правовые, организационные и материально-технические условия для обеспечения функционирования технопарка с бизнес-инкубатором. В целях технического оснащения здания бизнес-инкубатора за счёт средств бюджета г. Москвы приобретены мебель, компьютеры и оргтехника на общую сумму около 20 млн руб. Создана управляющая компания - Казённое предприятие города Москвы "Технопарк "Строгино" (КП «Технопарк «Строгино»), подобран и оформлен на работу квалифицированный персонал, проводятся конкурсы на право заключения договора аренды нежилых помещений в бизнес-инкубаторе и технопарке. При КП «Технопарк «Строгино» сформирован Экспертный совет для осуществления экспертизы поступающих заявок соискателей на право размещения в технопарке. В состав Экспертного совета входят представители частных инвесторов («бизнес-ангелов»), венчурных фондов и консалтинговых компаний.

Организатором конкурсов на право заключения договора аренды нежилых помещений в бизнес-инкубаторе и технопарке выступает Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы. При этом основным критерием отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений технопарка в аренду является качество бизнес-плана, отражающего все аспекты деятельности субъекта малого предпринимательства: от организационного и финансового планов до планов производства и маркетинга. Конкурсная комиссия, оценивая реальность и эффективность представленных бизнес-планов, принимает решения о победителях конкурсного отбора. И на основании решений Конкурсной комиссии управляющая компания - КП «Технопарк «Строгино» заключает договоры аренды с субъектами малого предпринимательства - победителями конкурсного отбора. Преимущественное право на размещение в Технопарке имеют субъекты малого предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и г. Москве.

По итогам конкурсного отбора принято решение о размещении 27 начинающих субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе и 11 субъектов малого предпринимательства - в технопарке. Конкурсы на право аренды нежилых помещений в технопарке и бизнес-инкубаторе продолжаются.

Каждую среду в технопарке проводится День открытых дверей, который посещают будущие компании-резиденты. В технопарке периодически проходят встречи с интересными людьми, в числе гостей технопарка И.М.Бортник, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Джоан Уолтер, руководитель Технопарка Технологического Университета Джорджии, занимающего 4-е место в США по привлеченным инвестициям, и т.д.

Отрадно отметить, что 18.02.2008 Технопарк «Строгино» посетил первый вице-премьер Правительства РФ Д.А.Медведев, избранный на выборах 02.03.2008  Президентом РФ. Д.А.Медведев после осмотра технопарка и выставки инновационных малых предприятий отметил, что подобные технопарки по всей стране ещё только предстоит создать, на сегодня же их количество - ниже потребностей. Принимавший участие во встрече Мэр Москвы Ю.М.Лужков заявил, что технопарки и бизнес-инкубаторы, подобные Технопарку «Строгино», должны быть созданы во всех административных округах г. Москвы.

Технопарк «Строгино» активно участвует в мероприятиях, проводимых на территории Москвы по вопросам инновационного предпринимательства: выставках, конференциях, семинарах и т.д. 24.04.2008 на территории технопарка состоялся финал Первого Всероссийского открытого чемпионата по деловой игре «Железный предприниматель», в котором приняли участие около 100 студентов. Команды представляли ведущие московские вузы, а также команды-победители из Нижнего Новгорода. Данный чемпионат проводился в рамках предпринимательского конкурса «Бизнес инновационных технологий», соорганизатором которого выступил Технопарк «Строгино».

Необходимо отметить, что Технопарк «Строгино» не является организацией, приносящей немедленную прибыль (кроме социальной). Отдача от вложений приходит от малых предприятий, выращенных в технопарке, а срок становления малых предприятий обычно равен 3-4 годам. А без существенных финансовых инвестиций и поддержки со стороны Правительства Москвы реализовать технопарковую технологию было бы весьма сложно. А важнейшим показателем эффективности созданного в технопарке бизнес-инкубатора является количество выпущенных за время своего существования предпринимателей, достигших устойчивого развития и количество рабочих мест, созданных его фирмами-арендаторами. Таким образом, основной оценкой деятельности бизнес-инкубатора на протяжении какого-либо периода времени является не его окупаемость, а успешная деятельность фирм-арендаторов, растущие объемы их продаж, доходы, появление новых инновационных разработок и производимых товаров, постоянных рабочих мест.

Всего же в ходе реализации данного проекта при поддержке Правительства Москвы и при участии Минэкономразвития России создан технопарк с бизнес-инкубатором, где после ввода в эксплуатацию второго пускового комплекса технопарка будет создано в общей сложности около 1000 рабочих мест (в том числе в бизнес-инкубаторе - около 400 рабочих мест) и где разместится в зависимости от результатов конкурсного отбора около 60 субъектов малого предпринимательства, работающих в инновационной, научно-технической и производственной сферах.

ПИМЕНОВ Анатолий Николаевич. С 1982 г. работает в Северо-Западном административном округе (СЗАО) г. Москвы. С 1993 г. - начальник управления транспорта и связи префектуры СЗАО, с 1995 г. - заместитель префекта СЗАО, с 2002 г. - первый заместитель префекта СЗАО, ведет вопросы экономики и перспективного развития, промышленности и малого бизнеса, имущественно-земельных отношений, вопросы размещения городского государственного заказа вопросы инвестиционной и финансовой политики.

СТЕПАНОВ Андрей Викторович. С 995 г. - ведущий специалист префектуры Северо-Западного административного округа г. Москвы, заведующий сектором науки, промышленности и малого бизнеса. Обеспечивает на территории Северо-Западного административного округа политику Правительства Москвы по поддержке и развитию малого предпринимательства, работу по реализации промышленной политики Правительства Москвы.