Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Институциональное обеспечение внедрения инноваций в управление природопользованием: опыт США и российская практика

Краснопольский Б.Х., заместитель директора Института экономических исследований ДВО РАН

Сугубо практический интерес для России представляет ознакомление с механизмами правового и институционального обеспечения инвестиционных вложений в стимулирование и внедрение инноваций в экологическом управлении США, что является весьма важным направлением в решении стратегических вопросов перманентного совершенствования всей системы рационального природопользования, охраны природы и здоровья населения. Конкретные примеры, приведенные в данном материале и характеризующие деятельность в данной области Агентства США по охране окружающей среды (US Environment Protection Agency - EPA) и недавно созданного в его структуре Национального центра для инноваций в области окружающей среды (The National Center for Environmental Innovations - NCEI), дают возможность использовать данный опыт в российской практике [1,2].

Стратегические инновации в совершенствовании процессов природопользования

В настоящее время инвестирование капиталовложений в разработку и внедрение инноваций (нововведений) является критическим направлением в совершенствовании процессов природопользования, природоохранной деятельности и в целом системы экологического управления в США. Это внимание к разработке и реализации инновационных стратегий в экологическом управлении объясняется следующими новыми обстоятельствами и грядущими изменениями как внешних, так и внутренних условий социально-экономического развития страны [3]:

  • все более комплексный характер возникающих проблем, что бросает вызов общепринятым регулярным решениям;
  • кардинальное улучшение информации и технологии (должно быть целенаправленно использовано для обеспечения улучшения всей системы природопользования);
  • недостаточно развитое законодательство в области экологического управления, которое отстает от возникающих проблем и обновляется с запаздыванием подчас в 10-15 лет;
  • растущий интерес в обеспечении рачительного хозяйствования в природопользовании в связи с лавинным ростом дефицитности первичного природного сырья, что требует создания возможностей для улучшения использования природных ресурсов, пересмотра отношений государства с бизнесом и домохозяйствами;
  • все более жесткие бюджетные ограничения, что требует делать "больше с меньшими затратами", т.е. наиболее рациональным способом и с максимально высоким коэффициентом получать отдачу от инвестируемых вложений в природопользование за счет извлечения всех полезных компонентов из первичного природного сырья на базе массового внедрения природосберегающих и безотходных технологий.

    Основные стратегические инновации в улучшении действующей системы природопользования и охраны природы, а также экологического управления в целом должны быть ориентированы на следующее:

  • целенаправленное фокусирование управленческой деятельности и соответствующих институциональных структур на исполнение природохозяйственных и природоохранных задач и достижение верифицируемых практических результатов;
  • обеспечение ответственности и рачительного хозяйствования в использовании природных ресурсов, не только контроль за загрязнением природы;
  • в значительно большей степени интегрирование всех звеньев управления природопользованием на всех его уровнях через государственные структуры, бизнес-сообщества и общественные объединения;
  • использование рыночных стимулов и механизмов для получения наибольшего эффекта от инвестиционных вложений в достижение целей природопользования и охраны природы;
  • широкое внедрение методов и механизмов координации, добровольного партнерства и кооперации всех участников процессов природопользования и экологического управления в целом.

Для совершенствования системы экологического управления в США в ближайшей и отдаленной перспективе определяются следующие принципы инновационной стратегии и политики:

  • совершенствование жизненно важных элементов действующей системы - стандартов, разрешений, лицензий, инспекций, договоров и согласительных процедур и т.д.;
  • разработка и внедрение новых подходов и инструментов, которые повышают отдачу и эффективность самой системы управления природопользованием как в обеспечении высокой отдачи инвестиционных вложений, так и в рациональном использовании первичного сырья;
  • улучшение взаимодействия с действующими партнерами и широкое вовлечение новых участников, заинтересованных в добыче и переработке природных ресурсов, что обеспечивает конкурентную среду и более рачительное использование первичного природного сырья;
  • тестирование и оценка результатов перед применением разработанного инструментария в более широких масштабах.

Институты стимулирования и внедрения инноваций

Агентство США по охране окружающей среды (EPA)

Ведущей исполнительной структурой в правовом обеспечении, разработке и реализации инновационных стратегий в США является Агентство по охране окружающей среды, деятельность которого в данной области направлена на фокусирование инноваций на приоритетных проблемах природопользования (качество водных ресурсов и создание соответствующей инфраструктуры, выбросы парникового газа и смога, отходы, химические риски и пестициды, и др.), а также на реализацию следующих инновационных стратегий.

Стратегия I. Развитие инновационных механизмов и инструментария:

  • индикаторы рачительного природопользования (разработка специальных индикаторов для измерения динамики и качественных сдвигов в использовании природных ресурсов и охраны природы);
  • ресурсосберегающие технологии (создание специализированного подразделения, концентрирующего информацию и базы данных по развитию ресурсосберегающих технологий, их разработчиков и нуждающихся в них потребителей; проведение конкурсов и выделение грантов для стимулирования разработки новых технологий);
  • системы экологического менеджмента (СЭМ; поддержка внедрения данных систем во все структуры управления природопользованием - государственные, корпоративные и негосударственные);
  • стимулы (поиск путей для стимулирования использования рыночных механизмов в природопользовании);
  • промышленные стратегии (кооперация со всеми 12 основными секторами (отраслями) экономики США для совершенствования методов и механизмов инновационных преобразований в области природопользования в каждом из данных секторов).

Стратегия II. Усиление инновационного партнерства Агентства со штатами:

  • финансовая поддержка нововведений в штатах (грантовые конкурсы на поддержку инновационных проектов в штатах);
  • совместное планирование и установка приоритетов в инновационной политике;
  • сотрудничество в разработке и реализации инновационных пилотных проектов (более 100 проектов выполняется в настоящее время);
  • распространение опыта успешных проектов по другим штатам;
  • постоянно действующая система повышения квалификации кадров в области инновационной стратегии и политики в природопользовании.

Стратегия III. Стимулирование инновационного творчества:

  • ротация высшего управленческого персонала (побуждение к новым подходам и творческому мышлению к разработке экологических программ);
  • преодоление организационных барьеров (создание комплексных групп по разрешению межотраслевых и межрегиональных проблем в природопользовании и охране природы и здоровья населения);
  • финансовая поддержка конкурентной среды (поддержка различных творческих групп, их идей и подходов для достижения конечных практических результатов);
  • награды и поощрения для инноваторов (выявление и общественное поощрение творчества и результатов деятельности инноваторов);
  • обучение и переподготовка кадров (повышение профессионального уровня во внедрении инноваций в деятельность различных управленческих структур).

Национальный центр для инноваций в области окружающей среды (NCEI)

Для практической координации всей работы по инициированию законодательного обеспечения разработки инновационных стратегий, а также по подготовке механизмов их реализации несколько лет назад в ЕРА был создан специальный NCEI, являющийся ведущим звеном в совершенствовании деятельности данного агентства по внедрению инноваций в систему экологического управления страны. Задача центра заключается в содействии новым подходам и приемам в достижении целей природосберегающего хозяйствования.

В настоящее время деятельность центра направлена на внедрение следующих инновационных подходов: поиск инвестиционных ресурсов, разработка и реализация пилотных программ и проектов для дальнейшего широкого внедрения различных новшеств в практику; оценка их результатов; внесение изменений в национальную стратегию и политику совершенствования экологического управления.

Инновации в контактах с бизнесом и региональными сообществами по внедрению новых подходов и приемов природосберегающего хозяйствования ориентированы на:

  • определение и согласование направлений деятельности данных хозяйствующих субъектов;
  • разработку согласованных стратегий по экономическим секторам;
  • пропаганду и стимулирование разумного (ограниченного) экономического роста;
  • поддержку малого бизнеса и рыночной конкурентной среды;
  • политику сквозного внедрения СЭМ по всем корпоративным структурам, экономическим секторам и региональным образованиям.

Деятельность центра, способствующая эффективности реализации его функций в структуре ЕРА, включает:

  • развитую сеть кооперирования внутри Агентства, а также со штатами, бизнес-структурами и местными общинами;
  • четкие административные обязательства;
  • комплексные программы, совместные процедуры разрешения проблем;
  • фокусирование на новых творческих подходах к разработке методов и механизмов природопользования.

Долгосрочные цели инновационной политики центра заключаются в:

  • ориентации регулирования природопользования на конечные результаты, что позволяет достигать реальных целей с измеряемыми результатами по использованию компонентов природы;
  • внедрении методов природосберегающего хозяйствования во все структуры общественного самоуправления, что обеспечивает поддержку устойчивого развития и предотвращения негативных последствий природопользования;
  • поддержке творческой атмосферы в разрешении проблем природопользования, что создает условия для делового сотрудничества и ориентации совместной работы на конечные результаты.

Каким образом планируется достигать поставленные цели?

Цель № 1. Ориентация на конечные результаты.

Примеры инноваций:

  • гибкие лицензии на использование воздушной среды;
  • лицензирование альтернатив для малого бизнеса;
  • сокращение ограничений для фирм и компаний, проводящих природосберегающую политику;
  • тестирование новых подходов на примере отдельных штатов с помощью целевых инновационных грантов;
  • экспертиза по оценке результатов и система измерений.

Цель № 2. Природосберегающее хозяйствование.

Примеры инноваций:

  • различные стимулы для менеджеров системы управления природопользованием;
  • специальные стратегии для различных секторов экономики;
  • методы регулирования "разумного экономического роста" в местных общинах, муниципалитетах и регионах;
  • поддержка внедрения инструментария экологического менеджмента.

Цель № 3. Культура творческого решения проблем.

Примеры инноваций:

  • создание и функционирование Совета по инновационной политике ЕРА;
  • развитие инновационной стратегии Агентства;
  • продвижение методов совместного разрешения проблем;
  • поддержка инновационной деятельности как внутри, так и вне Агентства.

Текущие приоритеты инновационной стратегии и политики в США, реализуемые ЕРА и его Центром, заключаются в следующем:

  • продвигать методы совместного решения проблем как инструмент, стимулирующий творческое сотрудничество и улучшение конечных результатов;
  • создавать стимулы для природосберегающего хозяйствования;
  • поддерживать использование СЭМ во всех секторах экономики и структурах управления;
  • совершенствовать управление и координацию программ добровольного участия бизнеса и населения в охране природы;
  • развивать инструментарий оценок и измерений инновационных программ и их результатов;
  • продвигать комплексное лицензирование (обеспечивает рациональное природопользование и предотвращение загрязнения природной среды, а также устойчивое экологическое развитие).

Современными "вызовами" для деятельности Агентства и его структур, создающие определенные проблемы для реализации инновационных стратегий, являются:

  • методологические и практические трудности в разработке многоцелевых решений, которые пронизывают все экологические программы;
  • преодоление правовых и исполнительских "тупиков";
  • скептицизм в отношении деятельности чиновников Агентства и общественно-экологических групп;
  • направление инноваций в основном на базовые виды деятельности, а не на вспомогательные;
  • трудности учета текущей и стратегической ситуации в политических изменениях;
  • необходимость продолжения вовлечения в процессы проработки и принятия решений соучастников процессов природопользования и экологического управления в целом.

Роль Национального центра для инноваций в изучении и внедрении международного опыта

Деятельность NCEI направлена также на изучение и внедрение международного опыта совершенствования управления природопользованием и природоохраной. Эта деятельность ориентируется на достижение следующих целей посредством реализации ряда конкретных действий.

Цели:

  • изучение "глобальной библиотеки" инноваций для поддержки собственных национальных инициатив;
  • внедрение практики изучения международного опыта на всех уровнях государственного управления.

Действия:

  • проведение исследований по изучению опыта на постоянной основе;
  • поддержка исследований по приоритетным направлениям инноваций;
  • обеспечение постоянного доступа к новым ключевым информационым ресурсам Интернета по инновационной политике;
  • создание стратегических партнерств ЕРА и его инновационного центра с аналогичными зарубежными структурами.

Существуют два основных стратегических направления изучения международного опыта в деятельности инновационного центра: интегрирование инновационной политики и системы сертификации с Великобританией и Европейским Союзом и тесное сотрудничество с Программой Европейского

Союза по сохранению живой природы (European Union’s LIFE Environment Program) и партнерство в рамках Пан-Европейского экологического проекта REMAS. Что касается первого направления, то в данном случае нужно понимать, что интегрирование сертификационных систем США с Великобританией и Европейским Союзом решает гораздо большую по своим масштабам задачу, чем простое согласование межотраслевых стандартов и нормативов.

Реализация данного направления выражается в следующем:

  • всеобъемлющие, взаимосвязанные и распространенные на целые сектора экономики сертификаты и нормативы оказывают системное влияние на улучшение деятельности предприятий по всем "технологическим цепочкам";
  • данные регуляторы позволяют двигаться к устойчивому развитию как предприятий, так и различного уровня национальных природохозяйственных образований;
  • европейские директивы по сертификации создают универсальные межгосударственные условия: компании при территориальном перемещении их подразделений не могут избежать исполнения установленных требований в экологическом менеджменте.

Сотрудничество по интегрированным системам сертификации создают также возможности по совместному обучению и обмену опытом. Использование партнерства с Великобританией и Европейским Союзом дают возможность для специалистов США детально изучить историю, практику, успехи, модели и управленческий инструментарий в области стимулирования инновационной деятельности в сфере природопользования. Также достигаются цели создания общей информационной сети для диалога специалистов и руководителей Агентств по охране окружающей среды Великобритании, Европейского Союза и США, экспертов по лицензированию и программам национального уровня и экспертов регионального уровня и руководителей и экспертов различных компаний, фирм и промышленных предприятий, использующих интегрированные системы в их повседневной хозяйственной практике.

Что касается сотрудничества по интегрированным системам сертификации, то его реализация включает 2 фазы:

Фаза 1. Акцент на модели, которые могут быть применены как в Европейском Союзе, так и в США:

  • разрабатывать идентичные модели и документы, работающие в Великобритании, Европейском Союзе и США;
  • ориентация на нужды экономической кооперации стран Европейского Союза, Великобритании и США.

Фаза 2. Использовать возможности для реализации моделей:

  • со штатами США;
  • с национальными и с транснациональными лидирующими компаниями;
  • с идентичными промышленными секторами в Великобритании, Европейском Союзе и США.

Большое значение придает инновационный центр участию США в REMAS, который оценивает роль СЭМ в повышении эффективности хозяйственного регулирования в целом.

Оценка результатов участия в проекте REMAS проводится по трем основным направлениям:

  • повышение эффективности производственных процессов (экономия потребления сырья и материалов, воды, энергопотребления);
  • сокращение выбросов в воздушную, водную среду, сокращение твердых отходов;
  • совершенствование регулирования (улучшение законодательства, совершенствование административных и эконономических методов управления).

В целом, основные выводы, сделанные США из изучения международного опыта во внедрении инноваций в сфере природопользования, могут быть кратко характеризованы следующим образом.

1. Сосредоточить внимание в работе на практических результатах:

  • сосредоточить усилия и ресурсы в разработке инноваций только на тех практических целях, которые вы хотите достигнуть, не выходя за рамки своих возможностей и реальных интересов;
  • развивать партнерство с другими заинтересованными в разработке аналогичных инноваций хозяйственными субъектами, что позволит существенно сократить зартраты на внедрение инновационных технологий;
  • организовать и поддерживать постоянный обмен инновационной информацией между хозяйствующими субъектами по экономическим секторам, регионам, внешним партнерам и международным каналам.

2. Ориентировать разработку инноваций на стратегически важные цели: инвестировать инновационные разработки только в тех сферах, которые принесут наибольший экономических эффект.

3. Инновационная деятельность должна быть постоянной и долгосрочной:

  • эта работа не должна быть разовой и рассчитанной на короткие сроки;
  • нужно не бояться вкладывать серьезные инвестиционные ресурсы в исследования и развитие кооперации с партнерами по разработке и внедрению инноваций как внутри страны, так и на международном уровне.

Использование американского опыта в российской практике

Опыт США в разработке и реализации инновационных стратегий в целях совершенствования процессов природопользования и природоохранной деятельности вполне может быть востребован в России, естественно с адаптацией к особенностям современного периода в ее социально-экономическом и экологическом развитии. В частности, весьма перспективным мероприятием могло бы стать создание в структуре Министерства природных ресурсов РФ (МПР) специального подразделения (центра или агентства), аналогичного Национальному центру США для инноваций в области окружающей среды. Это подразделение МПР могло бы взять на себя координацию изучения мирового и отечественного опыта законодательного обеспечения стимулирования инноваций в природопользовании, а также конкретных механизмов разработки и внедрении в практику инновационных стратегий. Это способствовало бы успеху в совершенствовании систем природопользования, охраны природы и здоровья населения, а также в реализации современных методов использования природосберегающих технологий и на этой базе повышения эффективности и устойчивости разного уровня природно-хозяйственных образований.

В действующей структуре МПР наиболее подходящее место для вновь формируемого Национального центра по инновациям в природопользовании (НЦИП), соответствующее функциям и целям данного подразделения, может быть в Департаменте науки, имущества и информатики.

Вновь созданный центр должен работать в тесном контакте с Отделом организации и координации научно-исследовательских и опытно-конструктораских работ и Отделом информационных ресурсов и технологий.

Что касается внешних связей НЦИП, то это подразделение должно сформировать достаточно устойчивые и продуктивные связи как с государственными, так и коммерческими НИИ и организациями, а также с международными инновационными центрами и международными и национальными экологическими общественными организациями для изучения и накопления самого передового технико-технологического и управленческого опыта в области природопользования и охраны природы. Этот опыт после соответствующего анализа и адаптации к российским условиям должен в виде различных методических рекомендаций распространяться и внедряться в практику хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций, задействованных в сфере использования природных ресурсов, переработки отходов производства и природоохраны, а также охраны здоровья населения.

Предложенные инициативы позволят в короткие сроки вывести нашу страну на современный уровень правового обеспечения решения экологических проблем и обеспечения экологической безопасности на базе внедрения наиболее продвинутых инновационных технологий в сфере производства и управления, которые разрабатываются и используются в мире разными странами и дают весьма высокий эффект в рационализации природопользования и природоохраны.

В условиях глобализации, если ведущие страны мира действительно обеспокоены сохранением среды обитания человечества, они должны обеспечить свободный обмен новейшими технологиями и инновациями в природопользовании и их безвозмездную передачу в третьи страны. Механизмы этого обмена и передачи должны быть разработаны в кратчайшие сроки и выведены в основной своей части из сферы рыночного обмена. Должны быть разработаны такие условия межгосударственного регулирования процессов и процедур этого обмена и передачи, которые были бы приемлемы не только для развитых, но и "замыкающих" мировое сообщество (по социально-экономическим и экологическим стандартам) развивающихся стран.

Под эгидой уже существующих и действующих международных организаций - ООН и других, специализированных на вопросах рационального природопользования и охраны природы - необходимо создать соответствующие накопительные фонды (фонды экологического "выживания" человечества) и разработать необходимые механизмы их использования, чтобы каким-то образом покрывать издержки стран "золотого миллиарда" и инновационных компаний на создание и передачу третьим странам новых ресурсо- и природосберегающих технологий. Таким образом, речь идет о создании и резервировании валютных средств для выкупа новейших достижений научно-технического прогресса в области рационального природопользования у ведущих в этой области стран и компаний для дальнейшей передачи этих новаций в развивающиеся страны на каких-либо льготных условиях.

Научно-технический прогресс в создании новых природосохраняющих технологий по всем отраслям и видам хозяйственной и социально-обеспечивающей деятельности должен все больше уходить из-под влияния рыночных отношений и переходить под межгосударственное регулирование человеческого сообщества в новых формах, разработка которых также является одной из задач инновационного стратегического планирования в области экологического управления.

Международное сообщество должно разрабатывать и постоянно совершенствовать систему научно-технических приоритетов и стандартов в природопользовании, отвечающих самым современным достижениям научно-технического прогресса. Эти приоритеты, стандарты и нормативы научно-технического прогресса в использовании природных ресурсов, охране природы и здоровья населения, переработке отходов производства и социально-обеспечивающей деятельности, экологической безопасности и т.д. должны передаваться в Международных фонд инноваций вприродопользовании для их повсеместного внедрения в общемировую практику. Эти инновации не должны являться предметом для рыночного "выжимания" прибыли и сверхприбыли и других способов "делания денег" на экологических проблемах того или иного государства. Эти инновации - действительно общемировое достояние, надежда на спасение и выживание человечества как биологического вида.

Одной из стратегических целей экологического управления как в США, так и в других государствах является добровольное, административное или экономическое принуждение хозяйствующих субъектов, включая государственные структуры, бизнес-компании, их различные региональные и прочие объединения, а также домашние хозяйства и социально-обеспечивающие организации, постоянно повышать ресурсо- и энергоэффективность и экологичность технологий, используемых ими в производственных процессах и в организации социальной жизни. Изучение зарубежного опыта в решении данных проблем является весьма продуктивным для дальнейшего реформирования всей системы государственного управления в нашей стране, в том числе экологического, путем внедрения новейших достижений науки, техники и практики в данной области в деятельность всех институциональных структур на всех уровнях общественного регулирования жизнедеятельности населения страны.

Литература.

1. Краснопольский Б.Х., Муравых А.И. Управление природопользованием в США. М., 2007.

2. Краснопольский Б.Х. Американский опыт стратегических инноваций в экологическом управлении: региональный аспект // Пространственная экономика.2006. № 3. С. 178-182.

3. The National Center for Environmental Innovations (annual report for 2005). [http://www.epa.gov/innovation].

*Статья подготовлена при поддержке ДВО РАН (грант № 06-III-А-10-431 "Разработка модели управления природопользованием для субъектов Российской Федерации с ресурсной специализацией").