Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Региональная политика в сфере недропользования Магаданской области

Дудов Н.Н., губернатор Магаданской области

Каждый субъект РФ имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Главными задачами региональной политики в Магаданской области являются повышение эффективности производства на территории с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности, контроль за состоянием окружающей среды.

Основа экономики области - минерально-сырьевой комплекс (МСК). Предприятия, занимающиеся поиском, добычей и переработкой минерального сырья, производят 67% продукции промышленного производства, формируют 39% валового регионального продукта (ВРП), дают более 30% налогов консолидированного бюджета территории. Численность работающих в этой сфере составляет более 11% от общего количества людей, занятых в экономике области. Ключевым направлением стратегии развития МСК, способствующим устойчивому развитию региона, является диверсификация горнодобывающего комплекса, обладающего огромным потенциалом. Кроме осваиваемых запасов золота и серебра, имеются значительные перспективы по добыче других видов полезных ископаемых: цветного металла, платиноидов, железа, цеолитов, вулканического пепла, известняка, гипса, плавикового шпата, барита, бурого и каменного угля, торфа и углеводородов.

По оценкам специалистов, большая часть от общей стоимости запасов и ресурсов всех полезных ископаемых в регионе приходится на уголь (44,4%) и углеводороды (41,3%), доля цветных и черных металлов составляет 8,4%, а благородных, на которых основана сейчас экономика области, лишь 3%.

Экономика, базирующаяся на одном направлении, приводит к экономической нестабильности региона. В связи с этим возникает потребность в расширении номенклатуры добываемых минерально-сырьевых ресурсов, поиск путей экономического развития области на качественно новой минерально-сырьевой основе.

Анализируя внутренние и международные тенденции формирования рынка минерального сырья, мы определили три основных направления развития МСК Магаданской области. Во-первых, это дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли, основанной на вовлечении в отработку крупных и средних рудных месторождений золота и серебра, при сохранении уровня россыпной золотодобычи на уровне 10-12 т. Во-вторых, добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа, бурого угля, торфа). И определяющее направление - освоение месторождений цветных металлов: меди, цинка, вольфрама, молибдена, свинца, а также железа и неметаллических полезных ископаемых (цеолитов, вулканического пепла, гипса, габбро-базальтов, минеральных вод).

Реализация указанных направлений значима по нескольким причинам. Прежде всего это позволит в значительной мере сократить дотационность Магаданской области, внесёт заметный вклад в рост ВРП. А главное, за счёт появления перерабатывающих производств, освоения нетрадиционных для территории наименований полезных ископаемых позволит осуществить диверсификацию экономики области в сырьевом секторе. Кроме того, значимость определяется созданием принципиально новой экономической базы региона, что неизбежно повлечёт за собой рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации и целого ряда других параметров, характеризующих уровень и качество жизни населения.

Хочу подробнее остановиться на основных направлениях.

Магаданская область по добыче золота и серебра занимает одно из ведущих мест на Дальнем Востоке. Доля магаданских золотодобывающих предприятий в общем объеме полученного по стране металла в 2000-2006 гг. составляет около 17,5%, а по Дальневосточному региону - более 30%. За 75 лет из недр Магаданской области извлечено более 2,8 тыс. т драгоценного металла, главным образом, за счет россыпных месторождений золота. А по добыче серебра Магаданская область бесспорный лидер в стране.

С 1988 по 1996 гг. количество добываемого на Колыме драгоценного металла значительно снизилось, отрасль переживала упадок. Это было следствием как происходящих во всей стране экономических реформ, так и результатом падения цены на золото. Во второй половине 90-х годов в Магаданскую область пришли иностранные компании - канадские и американские, за ними появились и крупные российские золотопромышленники. В результате, начиная с 1997 г., на нашей территории начался значительный рост добычи драгоценных металлов, были введены в эксплуатацию новые предприятия, разрабатывающие рудные месторождения («Кубака», «Дукат», «Лунное», «Джульетта», «Школьное», «Ветренское», «Агатовское», «Нявленга» и др.). Магаданская область вышла на первое место по добыче золота и сохраняла лидирующие позиции вплоть до 2003 г.

По итогам 2003-2005 гг. Колыма уступила лидерство Красноярскому краю, а в 2006 г. нас обошла республика Саха (Якутия). Такое сокращение объема добычи золота в регионе связано прежде всего с отработкой золоторудного месторождения «Кубака» и остановкой работ на Наталкинском месторождении. Новые месторождения рудного золота в области неподготовлены или находятся в стадии подготовки к разработке. Это последствия того глобального недофинансирования, а точнее нефинансирования, геологоразведочных работ, которое мы пережили в 90-е годы.

Вместе с тем такое положение дел временно, т.к. объективно Магаданская область - один из крупнейших регионов России по потенциальным ресурсам коренного золота и серебра. По запасам и прогнозным ресурсам этих драгоценных металлов область является богатейшим регионом мира.

Россыпная золотодобыча, несмотря на снижение объемов добычи, по-прежнему сохраняет социально-экономическое значение для области. В настоящее время россыпями занимается 201 предприятие разных форм собственности.

За годы эксплуатации горно-геологических объектов в области погашено около 90% разведанных запасов россыпного золота. Оставшиеся в госрезерве запасы имеют очень плохие геолого-промышленные параметры и их отработка зачастую является нерентабельной, а большая часть месторождений госрезерва относится к категории неактивных. Потенциал не вовлеченных в освоение россыпей, в том числе техногенных, значителен - 400-700 т, однако там преобладает мелкое золото (менее 0,25 мм). Для увеличения уровня добычи россыпного золота хотя бы до 12 т в год необходимо оснащение горнодобывающих предприятий новым технологическим оборудованием. Для решения этой задачи за счёт средств областного бюджета в рамках областной целевой программы «Развитие минерально-сырьевого комплекса Магаданской области на 2006-2010 годы» проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по повышению извлечения мелкого золота. Кроме того, трудность вовлечения в отработку новых россыпных месторождений связана с их большой удалённостью от объектов инфраструктуры - дорог, ЛЭП, населённых пунктов. Это касается, в первую очередь, Среднеканского и Северо-Эвенского районов области.

Состояние минерально-сырьевой базы россыпных месторождений золота, восполнение запасов за последние 10 лет в объеме 70-75% от их погашения позволяют прогнозировать добычу драгоценного металла на уровне 10-12 т в течение 10-15 лет, при благоприятной конъюнктуре цен на золото, энергоносители и транспортные услуги.

Хочу обратить внимание на то, что при истощении запасов россыпей золота в нашей области активно отрабатываются рудные месторождения. И перспективы региона в этом отношении довольно значительны. По экспертной оценке суммарные прогнозные ресурсы коренного золота составляют от 4 до 5 тыс. т.

Однако в перспективе увеличение уровня рудной золотодобычи и его долголетняя стабилизация реально возможны лишь при условии активного геологического и поискового изучение крупных и средних золоторудных объектов. Такие объекты располагаются в Центрально-Колымском регионе, входящем в Яно-Колымскую золоторудную провинцию и располагающем наиболее развитой инфраструктурой. По имеющимся оценкам, здесь имеются все предпосылки для обнаружения крупных и уникальных месторождений золота, но их выявление требует централизованного изучения и вложения значительных средств на этапах поиска и оценки.

Мировой опыт разработки открытым способом крупнообъемных месторождений с низкими содержанием золота (в пределах 0,5-2,0 г/т) при годовой мощности добычи руды в 10-60 млн т (месторождения «Грасберг» в Индонезии, «Мурунтау» в Узбекистане, «Форт-Нокс» на Аляске и др.) свидетельствует об экономической эффективности и устойчивости действующих проектов. Анализ деятельности ведущих золотодобывающих компаний ЮАР, США, Канады свидетельствует о том, что именно такие проекты обеспечивают в наше время основные объемы добычи золота. Россия, длительное время ориентировавшаяся на разработку россыпных месторождений и небольших по масштабам жильных и жильно-прожилковых месторождений с высокими концентрациями золота, пока только приступает к освоению такого рода объектов.

Наглядным примером крупнообъемного месторождения является «Наталкинское», расположенное в Тенькинском районе. Продолжение эксплуатации Наталкинского месторождения подземным способом, которое велось с 1945 г., в условиях рыночной экономики стало бесперспективным в связи с невысокими концентрациями в рудах золота. В ЗАО «Полюс» (дочерняя компания ОАО «ГМК «Норильский никель») после приобретения контрольного пакета акций ОАО «Рудник имени Матросова» было принято решение о доразведке глубоких горизонтов и флангов месторождения. Это было необходимо для переоценки его запасов с целью выстраивания стратегии открытой разработки при годовой добыче 30-40 млн т руды с ее массовой выемкой в карьерах глубиной до 500 м. Произведенные геологоразведочные работы увеличили запасы Наталкинского месторождения до 2000 т (утверждены Протоколом ГКЗ № 1320 от 27.12.06). Эксплуатацию месторождения планируется начать в 2012 г. (первая очередь). Реализация существующего проекта развития Наталкинского месторождения позволит увеличить годовую добычу в Магаданской области в 1,7-2,1 раза, что окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие территории, вновь выведет ее на лидирующую позицию по добыче золота в России.

В целях укрепления и дальнейшего развития золотодобывающей промышленности Программой социально-экономического развития Магаданской области предусмотрена государственная поддержка россыпной золотодобычи как на региональном, так и федеральном уровнях. Особое внимание в Программе уделено стимулированию широкого внедрения технологии обогащения по извлечению мелкого золота и производству современных промывочных установок для добычи золота из россыпных месторождений. Также в ней предусмотрены планы по вводу в эксплуатацию горно-обогатительного комбината на месторождении «Наталка» в 2012 г.; строительству новых горно-рудных предприятий на месторождениях «Биркачан», «Сопка Кварцевая», «Игуменовское», «Павлик», «Гольцовое»; поиску и разведке большеобъемных рудных объектов «Дегдекан», «Чай-Урья», «Ат-Урях», «Оротуканская», Чагыданский рудный узел, Тенгкели-Березовская перспективные площади; созданию минерально-сырьевой базы рудных месторождений в Сусуманском, Ягоднинском и Среднеканском районах; развитию перерабатывающего производства.

22.11.05 в Магадане под председательством Президента РФ В.В.Путина состоялось совещание, посвященное развитию российской золотодобывающей отрасли, а 3-5.04.07 прошло совещание у Председателя Правительства РФ М.Е.Фрадкова, посвященное социально-экономическому развитию Магаданской области, где также рассматривались вопросы развития горнодобывающей отрасли. Проведение совещания по вопросам развития горнодобывающей отрасли на самом высоком уровне наглядно свидетельствует о том огромном внимании, которое проявляет руководство страны к МСК и его роли в укреплении экономики страны. На совещании было уделено большое внимание совершенствованию законодательной базы, налогообложению, развитию инфраструктуры горнодобывающих районов, государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Отдельной проблемой в этой сфере является индивидуальное предпринимательство в золотодобыче (так называемый вольный принос). Данный вид деятельности носит прежде всего социальный характер. В настоящее время законодательством ограничен доступ физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей к геологоразведке и добыче драгоценных металлов. Вместе с тем в старых заброшенных поселках, где прежде велась золотодобыча, но еще осталось население, в основном пенсионного возраста, индивидуальная добыча ведется. Тем самым провоцируется незаконный оборот.

Легализация допуска физических лиц к золотодобыче будет иметь большое значение, так как сферой их деятельности являются отвалы, отходы и другие объекты непромышленной добычи. Введение этой законодательной нормы позволит уменьшить социальную напряженность во многих золотодобывающих регионах страны за счет увеличения занятости населения, привлечения к дополнительному заработку пенсионеров, снижения теневого оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Для полной картины региональной политики в области недропользования хочу охарактеризовать новые, перспективные направления в добывающей отрасли территории.

На современном этапе потребность экономики области в нефтепродуктах полностью обеспечивается их завозом из других регионов РФ. Такое положение не отвечает критериям энергетической безопасности территории. Ситуация может радикально измениться уже в среднесрочной перспективе, если будет реализован стратегический инвестиционный проект по промышленному освоению Ланковского и Мелководнинского месторождений бурого угля с целью его комплексной переработки (получение синтетического моторного топлива, угольных брикетов, энергетического газа и многих других ценных продуктов переработки). Общий ресурсный потенциал месторождений составляет 2,7 млрд тонн угля.

В долгосрочном периоде полное освобождение от необходимости завоза нефтепродуктов и модификация области в субъект по их экспорту, связаны с освоением ресурсов углеводородов на шельфе Охотского моря, прилегающем к Магаданской области (участки Магадан-1, -2, -3, -4 с ресурсным потенциалом около 5 млрд тонн углеводородов) и в пределах континентальной части области (две, возможно, нефтегазоносных провинции: Омулевская и Ямско-Тауйская).

Здесь стоит отметить, что в настоящее время наблюдается высокий интерес потенциальных инвесторов к проекту разработки примагаданского шельфа. Однако остается неясной позиция Правительства РФ: отсутствуют четкие правила недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации (не доработана законодательная база, не решены вопросы налогообложения, по степени участия иностранных компаний, отсутствуют механизмы административного и экономического стимулирования недропользователей).

В 2000-2007 гг. ситуация на российском рынке цветных металлов характеризовалась благоприятными тенденциями. В последние годы Россия наращивает ресурсную базу, увеличивает добычу металлов, наблюдается заметный рост потребления как внутри страны, так и со стороны основных стран-импортеров. За последние 2 года мировые цены на цветные металлы росли значительными темпами. По оценкам экспертов, этот рост продлится и в 2008 г.

Как отмечалось ранее, доля цветных и черных металлов в общем ресурсном потенциале Магаданской области составляет 8,4%. Промышленно осваивались только месторождения олова и кобальта. В перспективе (2015-2020 гг.) освоение месторождений цветных и черных металлов и создание на их основе горнометаллургического производства возможно при условии длительного роста цен, благоприятной конъюнктуре мирового и российского рынков и дальнейшего изучения, уточнения горно-геологической информации по этим месторождениям.

Резервом экономического развития Магаданской области являются широко представленные на территории нерудные полезные ископаемые, являющиеся сырьем для агрохимической промышленности и производства строительных материалов (кальцит, кварц пьезоэлектрический и оптический, флюорит, барит, алунит, фосфорит, вулканический пепел, цеолиты, минеральные воды и лечебные грязи). Несмотря на то что сырьевая направленность территории будет сохраняться, планируется усиление тенденции создания перерабатывающих производств.

Говоря о дальнейшем развитии золотодобывающей отрасли, создании новых отраслей экономики, нельзя забывать о развитии соответствующей инфраструктуры. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья», до 2013 г. Магаданская область получит более 33 млрд руб. на инфраструктурные объекты (в частности, на завершение строительства Усть-Среднеканской ГЭС, сооружение новых высоковольтных ЛЭП, подстанций, автодорог, объектов социальной сферы, на реконструкцию Магаданского морского торгового порта). Все это позволит вплотную подступиться к освоению Яно-Колымской золоторудной провинции, благодаря чему в ближайшее десятилетие мы сможем добывать 100 тонн драгоценного металла в год.

Реализация многих из этих проектов начинается уже в 2008 г. К сожалению, с учетом высоких транспортных и энергетических затрат, ускоренного выбытия основных средств производства, обусловленных географическими и климатическими особенностями области, на Крайнем Севере принципиально не может развиваться конкурентоспособное перерабатывающее производство. Продукция наших предприятий, аналогичная производимой в более благоприятных районах страны, станет конкурентоспособной только при условии серьезной государственной поддержки, значительных государственных инвестиций в развитие базовой инфраструктуры: транспортного комплекса, ЖКХ, объектов социальной сферы.

Дудов Николай Николаевич. С 1996 г. работал помощником, главным советником губернатора, руководителем аппарата администрации. В 1999-2000 гг. - полномочный представитель Президента РФ в области. В 2000 г. стал заместителем, а затем первым заместителем губернатора Магаданской области, руководил аппаратом областной администрации. С 2003 г. - губернатор Магаданской области.