Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Рекомендации участников Всероссийского форума жилищного просвещения (Москва, 13-14.12.07)

1-й Съезд Всероссийской ассоциации некоммерческих организаций по содействию и развитию товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов (состоялся в рамках Всероссийского форума жилищного просвещения)

Участники Всероссийского форума жилищного просвещения, члены Всероссийской ассоциации некоммерческих организаций по содействию и развитию товариществ собственников жилья (ТСК) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) обсудили проблемы, влияющие на эффективность системы жилищного просвещения в России. Актуальность данной темы сложно переоценить в контексте текущей жилищной реформы в условиях, с одной стороны, отсутствия целевых программ по жилищному просвещению населения, а с другой - огромной потребностью в них всех субъектов жилищного взаимодействия - собственников помещений, ТСЖ и ЖСК, управляющих организаций, органов местного самоуправления и структур ЖКХ, строительных, страховых, риэлторских, девелоперских компаний, финансовых институтов.

Принципиально новые подходы к вопросам управления жилищным фондом вызывают необходимость проведения масштабных программ по профессиональному образованию, жилищному просвещению, информационной поддержке в Российской Федерации.

Особое место в этих процессах занимают организации гражданского общества, которые по своей сути реализуют посреднические функции между обществом и государством, обществом и бизнесом, государством и бизнесом. Некоммерческие организации могут и должны стать полноправным партнером власти в реализации задач, направленных на эффективное реформирование в сфере ЖКХ в Российской Федерации.

В сфере институционального развития:

1. Подготовить и направить от имени Всероссийского форума жилищного просвещения и 1-го Съезда Всероссийской ассоциации некоммерческих организаций по содействию и развитию ТСЖ и ЖСК обращение к Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Министру регионального развития РФ, Общественной палате РФ, председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Миронову С.М. о создании вГосударственной Думе комитета по жилищной политике, который откроет новые возможности для формирования общественного запроса в сфере жилищной политики и его реализации на основе общественно-государственного партнерства.

2. Способствовать формированию сети школ жилищного просвещения в регионах Российской Федерации, в том числе за счет бюджетных средств.

3. Способствовать формированию негосударственных институтов, объединяющих физические и юридические лица, некоммерческие и коммерческие организации - участников жилищного взаимодействия, при органах власти разных уровней, несущих ответственность за реализацию государственной жилищной политики, в регионах Российской Федерации по модели Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ. Рекомендовать Общественному совету при Министерстве регионального развития РФ проводить выездные заседания в субъектах РФ для популяризации институционального опыта и формирования общественного запроса в сфере жилищной политики.

4. Способствовать формированию и профессиональному развитию негосударственных объединений участников жилищного взаимодействия (саморегулируемые профессиональные организации, ассоциации, союзы, гильдии и др.), мотивированию их к сотрудничеству.

5. Сформировать рабочую группу при Общественном совете при Министерстве регионального развития РФ для подготовки законопроектов, предложений и поправок в жилищное законодательство РФ.

В сфере кадровой политики:

1. Способствовать формированию эффективной кадровой политики в сфере ЖКХ через программы по подготовке управленческих кадров, специалистов для предприятий жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации.

2. Способствовать развитию экспертного потенциала в сфере ЖКХ через формирование реестров экспертов по специальностям. Подготовить профессиональный экспертный корпус через проведение обучения профессорско-преподавательского состава среди специалистов экономических, юридических, социальных научных сообществ по вопросам общего и финансового управления, маркетинга, права в сфере жилищного самоуправления. Создать условия для использования экспертного потенциала общественного сектора и специалистов профильных ведомств, Министерства регионального развития РФ, в частности, для подготовки и реализации просветительских программ, общественной оценки эффективности деятельности по работе с населением в сфере жилищно-коммунальной реформы.

3. Создать рабочую группу при Общественном совете при Министерстве регионального развития РФ по вопросам формирования профессиональных и этических требований и стандартов для управленческих кадров жилищной сферы с последующим законодательным закреплением.

4. Способствовать организации дистанционного обучения в сфере жилищного управления через создание и поддержку территориальных информационно-образовательных центров.

5. Привлечь учебно-методические ресурсы вузов РФ к подготовке учебно-методических материалов для организации системы непрерывного профессионального образования в сфере управления жилищным фондом на основе государственных образовательных стандартов.

6. Внедрять инновационные методы по обучению управленческих кадров и специалистов, представляющих все категории субъектов жилищных отношений.

7. Создать реестры социально-ориентированных управляющих организаций, профессиональных ТСЖ для предоставления доступа населению к управляющим структурам, способным обеспечить управление многоквартирными домами на основе высоких профессиональных стандартов.

8. Способствовать созданию федеральной целевой программы по образовательным и информационным мероприятиям в сфере жилищного самоуправления.

В сфере межведомственного, межсекторного, межотраслевого взаимодействия:

1. Создать постоянно действующую комиссию по взаимодействию с некоммерческими организациями России в сфере жилищного просвещении и информационного обеспечения при Общественном совете при Министерстве регионального развития РФ.

2. Разработать механизмы по интегрированию успешных просветительских технологий, разработанных и апробированных некоммерческими организациями, предоставляющими услуги в сфере жилищного просвещения, в систему государственных просветительских программ.

3. Организовать и провести конкурс программ для некоммерческих организаций по жилищному просвещению населения при поддержке Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ, через программу государственных грантов в рамках ежегодного открытого конкурса проектов Общественной Палаты РФ.

4. Разработать механизмы, позволяющие осуществлять общественный контроль за исполнением органами местного самоуправления обязанностей по реализации информационных кампаний в сфере жилищно-коммунальной реформы.

5. Организовать при Министерстве регионального развития РФ горячую линию и раздел на сайте по вопросам нормативно-методического обеспечения жилищной реформы.

6. Обеспечить открытый доступ к информации по вопросам жилищно-коммунальной реформы для населения России через систему поддержки профильных и других СМИ, работающих на рынке ЖКХ.

7. Подготовить и провести Всероссийское совещание по проблемам информационного сопровождения жилищно-коммунальной реформы при поддержке Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ.

В сфере нормативно-правового обеспечения:

1. Принять участие в подготовке законопроекта «О праве граждан на доступ к информации».

2. Подготовить специальное заседание Общественного Совета при Службе по тарифам на тему коммунальной политики.

3. Подготовить рекомендации по процедурам подготовки и сдачи застройщиками технической документации на многоквартирные дома в государственный архив.

4. Создавать ипопуляризировать практические примеры в части реализации права собственников помещений многоквартирных домов/ТСЖ по использованию своих средства при реконструкции многоквартирного дома (практика ТСЖ «Проспект Вернадского»).

5. Подготовить и опубликовать типовой пакет документов для создания и деятельности ТСЖ.

6. Внести дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, регулирующие меру ответственности должностных лиц, нарушающих порядок оформления земельных участков как объекта общей долевой собственности.

7. В целях оптимизации условий для реализации Федерального закона от 21.07.07 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» организовать проведение социологического исследования по актуальным проблемам реформы ЖКХ в субъектах РФ.

8. Министерству регионального развития обеспечить равное развитие и распространение всех способов управления многоквартирными домами. Запретить всякую дискриминацию одних способов управления (например, способа непосредственного управления, способа управления ЖК и ЖСК) по отношению к другим.

9. Установить для коммерческих управляющих организаций верхний предел размера объекта управления (в квадратных метрах общей площади) с целью обеспечения реальных условий конкуренции и противодействия (м.б. монополистов или гигантов?).

10.Просить Министерство регионального развития способствовать скорейшему принятию Государственной Думой РФ изменений в ст. 251 Налогового кодекса РФ, касающихся освобождения от налогообложения взносов собственников на содержание и ремонт общего имущества.

11.Просить Министерство регионального развития, Правительство РФ внести необходимые исправления в Постановление Правительства № 307 в целях устранения неточностей и повышения значимости этого документа. Для этого необходимо:

а) отразить в Постановлении, что коммунальные услуги всегда направлены непосредственно тем, кто их потребляет. ЖСК, ТСЖ, управляющие организации не реализуют коммунальные услуги и не потребляют их сами, а лишь обеспечивают оказание коммунальных услуг путем надлежащего содержания общего имущества и заключения соответствующих договоров в интересах своих членов и других граждан, аккумулируют на своих счетах коммунальные платежи и перечисляют их поставщикам услуг;

б) исключить из Постановления понятие «коммунальные ресурсы», как не соответствующее реальной действительности;

в) исключить из Постановления концепцию «исполнителей» коммунальных услуг, роль которых определена ТСЖ, ЖСК и управляющими организациями, которые по смыслу данного нормативного акта приобретают коммунальные ресурсы и предоставляют коммунальные услуги собственникам помещений. Данная концепция игнорирует тот факт, что для любой услуги производитель и исполнитель - всегда одно и то же лицо.

12. Внести в Жилищный кодекс уточнения и дополнения, исключающие противоречия и устраняющие неопределенность в трактовке коммунальных услуг, в частности:

а) во всех статьях, где применена юридически неточная формулировка «предоставление коммунальных услуг», заменить на юридически точную «оказание коммунальных услуг»;

б) в п. 2 ст. 162 заменить выражение «предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений» на «обеспечивать оказание коммунальных услуг собственникам», тем самым привести данный пункт в соответствие с п. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ.