Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Подготовка кадров - региональный подход

Истиховская М.Д., Председатель Госсовета Республики Коми

Необходимость построения в России местного самоуправления очевидна на всех уровнях власти. Вовлечение каждого россиянина, в том числе и сельского жителя, в процесс управления будет способствовать становлению гражданского правового общества.

В России четвертый год идет реформа органов местного самоуправления. Но сегодня сложно утверждать, что закон о местном самоуправлении заработал в полную силу. Между тем задача ставится таким образом, чтобы к 2009 г. каждое поселенческое муниципальное образование могло реализовать весь набор переданных ему полномочий. Насколько это реально? В сельских поселениях, особенно в глубинке, в абсолютном большинстве случаев сегодня пока не оформлены права собственности и наследования на сооружения, землю под ними, приусадебные участки, сельскохозяйственные, охотничьи и другие угодья. Земельный налог не взимается в полном объеме, а это один из основных источников доходов местного бюджета. А причина на поверхности - нехватка квалифицированных кадров на местах. Острота вопроса подготовки кадров для органов местного самоуправления продиктована тем, что именно на территории муниципального образования сосредоточены основные ресурсы, условия и факторы, обеспечивающие качество жизни человека. Органы местного самоуправления максимально приближены к населению, поэтому так важно как можно быстрее обеспечить районы квалифицированными специалистами.

Ранее в Республике Коми было 21 муниципальное образование. Теперь их 211 (в 10 раз больше). При этом кадры, подготовленные ранее, так и остались в администрациях 15 муниципальных районов и 5 муниципальных округов. А вот в 191 муниципальном образовании поселенческого уровня специалистов, имеющих профильное образование и владеющих основами муниципального управления, явно недостаточно. В фокусе кадровых проблем - сельские муниципальные образования, которых в Республике Коми большинство. Администрациям муниципальных образований сегодня переданы такие функции, как нотариат, регистрация актов гражданского состояния и т.д. И это все при отсутствии правовой инфраструктуры, которая есть даже в небольшом городе: юридической консультации, нотариуса, адвоката и др. Практика показала, что наделение руководителей муниципальных образований правом на совершение ряда этих действий проблемы не решает. Зачастую они боятся принимать на себя ответственность, не реализуют переданные им полномочия, поскольку не обладают достаточными юридическими знаниями.

В Республике Коми партия «Единая Россия» разработала два проекта, которые должны способствовать насыщению муниципальных образований профессиональными кадрами. Первый - «Земский юрист» - предполагает годичную профессиональную переподготовку по программе «Юридическая работа в сельском муниципальном образовании». Обучаться по ней смогут специалисты муниципальных образований, имеющие высшее и среднее профессиональное образование. При этом в программе обучения при соблюдении государственного стандарта максимальное внимание уделяется таким практически важным на селе отраслям права, как земельное, наследственное, нотариат и т.д. Второй проект - «В помощь депутату» - уже оказывает значительную помощь в становлении местного самоуправления в республике. Это методические рекомендации органам местного самоуправления по выполнению их полномочий. Кроме того, для реальной помощи власти на местах во всех этих вопросах в Республике Коми создан и успешно действует Совет руководителей советов муниципальных образований. На его заседаниях обсуждаются самые острые вопросы реализации закона о местном самоуправлении, идет обмен опытом.

Конечно, кадровая проблема является сегодня ключевой не только на селе: ни для кого не секрет, что практически любая отрасль российской промышленности испытывает дефицит рабочих кадров. Кадровый «голод» становится сдерживающим фактором роста экономики. И Республика Коми - не исключение. Среди основных проблем в этой сфере в республике - ухудшение демографической ситуации; миграционные процессы, на которые приходится основная часть общей убыли населения; нарушение структуры воспроизводства трудовых ресурсов по уровням образования; несоответствие величин подготовки кадров и потребности в них в разрезе профессий и специальностей; недостаток высококвалифицированных работников и, как следствие, привлечение иностранной рабочей силы; дублирование профессий и специальностей в учреждениях профобразования и значительное количество нетрудоустроенных выпускников.

Все эти проблемы усугубляются качественным составом кадров в организациях республики. Так, более половины рабочих (52%) не имеют базового профессионального образования. Высшее профессиональное образование имеют только 56% руководителей. Существует и тенденция старения работников в организациях. Сегодня более половины рабочих (51%) старше 40 лет, а рабочих моложе 30 лет - немногим более 20%.

Немаловажным фактором, влияющим на кадровую ситуацию, является отношение к ней самих работодателей. В развитых странах знаменитый лозунг «Кадры решают все» давно принят к действию. Там осознали, что самое главное - не оборудование, а кто и как на нем работает. И рост производства там на 90% обусловлен использованием потенциала сотрудников. А у нас в республике 60% работников ни разу не повышали квалификацию.

Таким образом, можно выделить две основные проблемы кадрового обеспечения экономики Республики Коми: несоответствие объемов и структуры подготовки кадров учреждениями профессионального образования различных уровней объемам и структуре потребности экономики республики в персонале, а также недостаточная деятельность самих работодателей по поддержанию и росту профессионального уровня своих сотрудников.

Республика предпринимает серьезные меры для исправления ситуации на рынке труда. Экономическим советом Республики Коми разработаны План размещения производительных сил на 15 лет и Концепция критериев оценки качества выполнения государственных функций. Основным действующим в республике нормативным правовым документом, направленным на решение вопросов кадрового обеспечения экономики, является закон Республики Коми «О целевой республиканской программе «Развитие системы профессионального образования в Республике Коми» на 2004-2008 годы». Мероприятия Программы сгруппированы в блоки, соответствующие задачам, которые необходимо решить:

  • создание системы прогнозирования рынка труда и регулирования рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования;

  • модернизация системы профессионального образования с целью подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов и рабочих кадров;

  • содействие активизации кадровой политики в организациях Республики Коми и развитию системы внутрифирменной подготовки кадров;

  • повышение профессионализма управленческих кадров и специалистов организаций в Республике Коми;

  • развитие системы профессиональной ориентации населения, повышение престижности профессий, относящихся к сфере материального производства.

Для обеспечения реализации направлений Программы разрабатываются и принимаются соответствующие подзаконные нормативные акты. Отдельно хочется сказать о принятии Правительством Республики Коми Постановления «О межведомственной комиссии по вопросам кадровой политики, трудовых отношений охраны труда и занятости населения». Комиссия создана в рамках Экономического совета и представляет собой консультативный орган, основной задачей которого является обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти республики, других органов и организаций при формировании и реализации государственной политики Республики Коми в области кадрового обеспечения.

Предпринятые меры позволили достичь определенных результатов. В республике разработан механизм формирования прогноза потребности экономики в кадрах на среднесрочную перспективу; проводится согласование объемов и направлений подготовки рабочих кадров в республиканских учреждениях начального профессионального образования; регулярно проводятся исследования кадрового состава организаций; реализуется широкий перечень программ профессиональной подготовки и повышения профессионального уровня работников разных сфер экономики; сформирована достаточно целостная и реалистичная концепция эффективного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Однако учитывая существующее разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и регионов, важнейшее значение в построении эффективной системы кадрового обеспечения экономики имеет согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Сегодня этого нет. Например, объемы и направления подготовки кадров в образовательных учреждениях федерального подчинения и учреждениях регионального, муниципального подчинения никак не согласуются. Региональные органы власти не могут влиять на объемы и направления подготовки кадров для своих же отраслей экономики.

В результате по таким специальностям, как юрист или экономист, предложение превышает спрос. В то же время экономика республики нуждается в квалифицированных кадрах в нефтяной, газовой, угольной, строительной отраслях. Складывается парадоксальная ситуация: бюджетные средства работают на кадровый «голод». Решить эту проблему можно путем законодательного закрепления нормы, позволяющей субъектам Федерации влиять на распределение специальностей и определять их количество в объеме бюджетных мест.

Другая наболевшая проблема: выпускники не идут работать по полученной специальности. В 2007 г. в Республике Коми из более чем 500 человек, получивших образование по педагогическим специальностям, только чуть более 60 пошли работать в систему образования. Получается, что государство, вкладывая бюджетные деньги в подготовку специалистов, не может рассчитывать на них в выполнении своих задач. Считаю, что самым действенным механизмом решения проблемы в данной области может стать система заключения государственного контракта с абитуриентом, успешно сдавшим вступительные экзамены. Главное условие контракта - выпускник должен будет отработать определенное время на определенном месте по специальности, которую он осваивал в учебном заведении за счет государства.

Общей для всех территорий РФ является также проблема привлечения и закрепления квалифицированных кадров (особенно с высшим и средним профессиональным образованием) на селе, а также в организациях социально или стратегически значимых отраслей. Чтобы решить эту проблему необходимо разработать и внедрить систему дополнительных мер государственной поддержки, гарантий и компенсаций для тех, кто занят в подобных организациях. Часть этих дополнительных мер, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть в нормативно-правовых актах федерального уровня. К примеру, для улучшения кадрового обеспечения организаций, расположенных на селе, в качестве одной из таких дополнительных мер можно предложить установление доплат гражданам, имеющим базовое профессиональное образование и работающим в организациях в сельской местности. Помимо решения проблемы закрепления кадров, эта мера повысит мотивацию граждан к получению профессионального образования.

На заседании Совета законодателей, которое состоялось 9 октября в Москве и было посвящено проблеме подготовки квалифицированных кадров, прозвучали предложения от регионов, которые могут быть приняты во внимание федеральным центром. Так, была поднята проблема бесконтрольного открытия филиалов центральных вузов в регионах, в основном коммерческих и частных. Многие из них готовят специалистов, не учитывая реальные потребности рынка, ориентируясь только на конъюнктурный спрос. Поэтому необходимо, чтобы разрешение на открытие филиалов вузов давалось по согласованию с органами власти субъектов Федерации с учетом реальной потребности региона в тех или иных специальностях. Заслуживает внимания опыт Законодательного собрания Краснодарского края в подготовке управленческих кадров для органов государственной власти и местного самоуправления. Здесь в 2005 г. при Законодательном собрании был создан молодежный парламент, в который вошли молодые депутаты. Значительное количество членов молодежного парламента уже состоит в кадровом резерве органов государственной власти края и местного самоуправления, кто-то выдвинут кандидатом в депутаты Госдумы, краевого Законодательного собрания. Так что молодежный парламент стал настоящей школой кадрового резерва.

Хотелось бы, чтобы все эти предложения и пожелания регионов были учтены и получили бы поддержку. Тогда вполне реальной станет возможность:

  • формирования государственного заказа в системе профессионального образования на подготовку квалифицированных кадров на основе сформированной прогнозной потребности экономики в кадрах, скорректированной на задачи развития отраслей и территорий, с нормативным выделением финансирования на эти цели;

  • построения качественно новой системы профессионального информирования и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ на получение профессий, востребованных рынком труда;

  • осуществления лицензирования образовательной деятельности, в том числе платной, исключительно с учетом реальных потребностей рынка труда;

  • расширения адресной целевой подготовки кадров по заявкам организаций.

Бюджетные средства, выделяемые на образование, должны расходоваться эффективно и приводить к конкретному результату. Для этого необходима серьезная совместная работа федерального центра и регионов.

Истиховская Марина Дмитриевна. В 1999 г. избрана депутатом совета муниципального образования Инты. Возглавляла постоянную комиссию по бюджету, налогам и муниципальной собственности. В 2003 г. избрана депутатом Государственного Совета Республики Коми 3-го созыва по Интинскому избирательному округу. В 2003-2006 гг. возглавляла Комитет по бюджету, налогам и экономической политике. В 2006 г. избрана Председателем Государственного Совета Республики Коми 3-го созыва. Председатель фонда "Покаяние", занимающегося увековечиванием памяти жертв политических репрессий в Республике Коми, председатель попечительского совета фонда "Детская больница".