Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

Реализация долгосрочной стратегии массового строительства жилья позволит россиянам улучшить жилищные условия

Пепеляева Л.В., депутат Государственной Думы ФС РФ

Жилищный вопрос - один из важнейших в жизни человека. Рано или поздно с ним сталкивается практически каждый. В настоящее время эта проблема стоит перед миллионами российских семей. Для улучшения жилищных условий Министерством регионального развития Российской Федерации был разработан проект «Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на 2008-2025 годы». Основные положения проекта Стратегии комментирует депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева.

Жилищный вопрос для России всегда был актуальным, поскольку для любого человека очень важно иметь собственный дом или квартиру. Жилье является одной из основных потребностей для каждой семьи и во многом определяет ее социальный и экономический статус. Потребность населения России в жилье по итогам 2006 г. составила 1569,8 млн м2 жилья. При этом для 80% россиян жилье по-прежнему остается недоступным. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствует множество факторов, главные из которых - низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры и др. Естественно, что не заниматься решением этих проблем недопустимо. В своем ежегодном послании Президент России поставил задачу разработать долгосрочную стратегию массового жилищного строительства для всех категорий граждан. Ведь улучшение благосостояния населения представляет собой одну из приоритетных задач государственной политики, основным направлением решения которой является повышение доступности и качества жилья - главного актива семьи.

Для решения жилищного вопроса в сентябре 2005 г. началась реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России». Реализация проекта привела к подъему строительной отрасли. Однако проблема обеспечения граждан жильем пока остается нерешенной. В рамках национального проекта предусмотрено увеличить объем жилья к 2010 г. до 80 млн м2, однако, как указал Президент, этот показатель уже не может удовлетворить стремительно растущие потребности российского общества, для этого необходимо строить как минимум до 100-140 млн м2 в год.

Решить эту проблему призван проект «Долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на 2008-2025 годы», который разработан во исполнение поручения Президента РФ от 28.04.07 (приказ № 713).

В проекте Стратегии будут определены приоритеты и основные направления государственной жилищной политики, приоритетные задачи в этой сфере и механизмы их решения - все то, что необходимо для обеспечения доступности жилья для наших граждан.

Главной целью Стратегии является реализация права на жилище всеми категориями граждан, независимо от их доходов. Для этого за период реализации стратегии (2008-2025 гг.) необходимо обеспечить ввод не менее 2 млрд м2 жилья. По информации сайта Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, согласно Стратегии к 2025 г. на каждого россиянина будет приходиться 36 м2 жилья (сегодня - 21,2 м2). Кроме того, до 3 лет должно сократиться время ожидания в очереди социального жилья.

В Стратегии обозначены основные категории граждан с различным уровнем доходов, чью обеспеченность недвижимостью Минрегион России предлагает увеличивать. Согласно проекту Стратегии рынок жилья будет разделен на несколько сегментов в соответствии с доходами претендующих на квартиры россиян.

Сегодня свыше 3 млн семей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Тем не менее в настоящее время доля социального жилья невысока: в 2006 г. очереди сократились лишь на 139 тыс. семей (4% от потребностей). Поэтому большой упор в стратегии делается на строительство жилья, предназначенного для социального найма. Такое жилье будет предоставляться бесплатно гражданам, доходы которых ниже прожиточного минимума, а также за плату по социальному найму.

Тем, чьи доходы выше прожиточного минимума, но недостаточны для коммерческого найма жилья, муниципальная жилплощадь будет предоставляться на платной основе с условием субсидирования части расходов за наем и оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом платежи по ипотеке не должны превышать 40% от дохода семьи, плата за найм не должна превышать 10%, а за ЖКУ - 15% от дохода.

Граждан, взявших ипотеку на приобретение жилья эконом-класса, Минрегион России предполагает с 2010 года поддерживать субсидиями либо налоговыми вычетами. Сегодня жилье этой категории пользуется интенсивным спросом. «Эконом-класс» - это квартира в новом доме (не позже 1994 г. постройки) со всеми удобствами и достоинствами современного комфортного жилья. Всем остальным гражданам, имеющим достаточный доход для покупки жилья без привлечения заемных средств, будут предоставляться налоговые льготы при приобретении жилой площади.

Реализация проекта Стратегии будет проходить в 3 этапа. На первом этапе (2007-2010 гг.) будет завершена реализация федеральной целевой программы «Жилище», основной целью которой является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

На втором этапе (2010-2015 гг.) будут реализовываться основные мероприятия, определенные в Стратегии. За это время планируется разработать комплекс мер по увлечению объемов жилищного строительства и подготовить новую нормативную базу. Также в этот период реализации Стратегии будут обеспечены жильем все льготники.

Основной задачей третьего, заключительного, этапа (2015-2025 гг.) реализации Стратегии планируется строительство коммерческого жилья.

В рамках Стратегии планируется создание в 2008-2010 гг. новых госструктур: Федерального жилищного агентства, государственной лизинговой компании в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Их основными функциями станет развитие строительного рынка и оказание помощи бизнесу в виде предоставления долгосрочных кредитов на строительство.

Разработку проекта Стратегии планируется рассмотреть во втором квартале 2008 г. (ранее планировалось в конце октября 2007 г.). Это связано с необходимостью доработать документ, а также подготовить и согласовать комплекс мер по реализации Стратегии.

Безусловно, поставленные в проекте Стратегии цели могут показаться невыполнимыми. Однако когда началась реализация приоритетных национальных проектов и было заявлено о планируемых результатах, многие говорили, что это - утопия. Но, тем не менее, за 2 года реализации национального проекта «Здоровье» мы обновили парк санитарных машин. В рамках национального проекта «Образование» решен вопрос о подключении к сети Интернет всех общеобразовательных учреждений. Поэтому важно работать на достижение результата.

***

На заседании Правительства РФ 25.10.07 рассмотрен вопрос о внесении изменений в Положение о Министерстве регионального развития РФ. Изменения подготовлены в соответствии с Указом Президента РФ от 24.09.07 № 1274 “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти” и вносятся в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Министерства регионального развития РФ.

Изменения предусматривают наделение Минрегиона России функциями по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, согласование федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, а также функциями по осуществлению прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований.

Также вносятся изменения в связи с возложением на Минрегион России полномочий по разработке и согласованию с Минфином и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти методик выделения средств государственной поддержки субъектам РФ имуниципальным образованиям и внесению их в Правительство РФ на утверждение, по координации деятельности государственной корпорации “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”.

Пепеляева Лиана Витальевна. В 1988-1998 гг. работала в юридической консультации Новосибирского района, 1998 г. назначена заведующей юридической консультацией "Сибирская юридическая контора". В 2003 г. стала председателем Коллегии адвокатов "Сибирская юридическая контора" Новосибирской области. В 1996-2003 гг. - депутат Новосибирского городского Совета депутатов. С 2003 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ.