Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

Правовое обеспечение хозяйственной деятельности коренного населения Севера: опыт штата Аляска, США

Краснопольский Б.Х., профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ

История российского владения территорией Аляски и ее продажа США российским правительством в 1867 г. достаточно хорошо известна. С позиций интересов России в изучении и использовании позитивного опыта организации хозяйственного развития этого региона мирового Севера и проживающих здесь коренных народностей представляется полезным осветить современный исторический период развития Аляски начиная с 1959 г., когда данная территория получила официальный статус 49-го штата США. Именно официальное принятие Конституции (Тhe Alaska Statehood Act) и ее утверждение Конгрессом США для этого нового штата можно считать началом формирования системы достаточно самостоятельного управления хозяйственным и социальным развитием на его территории. Одним из элементов данной системы являются так называемые корпорации коренных жителей штата, о которых речь пойдет ниже. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности этих корпораций представляет особый интерес, т.к. большая их часть действует на весьма удаленных территориях штата, подчас лишенных богатых запасов углеводородов и других источников природного сырья. Ознакомление с опытом организации ведения хозяйства в подобных условиях имеет весьма серьезное практическое значение для России, в особенности для удаленных районов Севера, Сибири, Дальнего Востока и других регионов страны.

Прежде всего есть необходимость привести краткие сведения о тех общих тенденциях преобразований в управлении социально-экономическим развитием штата Аляска, на фоне которых произошло становление и развитие таких комбинированных форм местного общественного самоуправления и предпринимательства, как корпорации коренных жителей.

На конец 2006 г. население штата составляло чуть более 650 тыс. человек, численность коренного населения штата - около 120 тыс. человек. Экономическое благополучие территории зависит в основном от таких ресурсно-ориентированных отраслей, как нефтегазодобыча, туризм и рыбная ловля, а также добыча твердых полезных ископаемых (золота, серебра, цинка, угля), лесной промышленности и сельского хозяйства.

Более 85% бюджета штата формируется из доходов от добычи нефти, что делает экономику территории тесно зависимой от мировых цен на нефтяные ресурсы. Наибольшая часть нефтяных ресурсов добывается на Арктическом побережье в районе Prudhoe Bay на границе территории штата и федерального национального нефтяного резерва. Именно в этой зоне в 1968 г. были открыты крупные запасы нефтяных и газовых ресурсов. Добыча нефти в этой зоне активно началась в 1977 г. в связи с завершением строительства 800-мильного нефтепровода, который протянулся от арктических месторождений до порта Валдиз на юге Аляски.

Туризм - вторая по значимости сфера экономической деятельности на Аляске как по доходам, так и по обеспечению рабочими местами, которая развивается на использовании богатых рекреакционных ресурсов территории. Рационально развитая индустрия туризма и соответствующая инфраструктура позволяет штату при населении в 650 тыс. человек ежегодно принимать и обслуживать более 1 млн туристов.

Добыча морепродуктов, значительную часть которой составляет добыча рыбы, в основном лососевых пород, также занимает весьма важное место в экономике Аляски. В среднем ежегодный улов морепродуктов аляскинскими предпринимателями составляет около 6 млрд фунтов. Аляска активно занимается промышленным воспроизводством рыб лососевых пород и признана крупнейшим в мире производителем этого вида ресурсов, добившимся практически устойчивого развития в данной сфере природопользования.

Другие отрасли, связанные с использованием природных ресурсов, такие как добыча твердых полезных ископаемых, сельское хозяйство, лесная промышленность, также вносят свою лепту в экономику, но в связи с определенной ограниченностью ресурсной базы и природно-климатическими особенностями этого северного штата занимают скромное место в его социально-экономическом развитии.

Главный базовый вопрос в правовом обеспечении хозяйственного развития штата, решение которого определялось Конституцией штата в 1959 г., был вопрос о разделении прав на владение землей и недрами на территории штата между различными видами собственников. Вначале земли штата были распределены между тремя основными собственниками - федеральным правительством (72% земель, включая национальные природоохранные зоны - 10% и резервные федеральные земли - 10%), штатом Аляска (27% земель) и частными владениями (около 1%). Федеральные владения и владения штата также включали 3-мильные шельфовые зоны акваторий морей, прилегающих к их территориальным владениям. Кроме этого, были достигнуты определенные договоренности о разделении владения речными стоками и озерами по границам владений различных собственников.

Но, как видно из перечня землевладельцев, исконные жители Аляски, а именно ее коренные северные народы, не получили доступа к владению землями их родной территории по Конституции штата. Проблемы дискриминации коренного населения стали предметом довольно бурных дискуссий, и в 1971 г. был подготовлен и принят Конгрессом США “Закон об удовлетворении требований коренных жителей Аляски” (Тhe Alaska Native Claims Settlement Act - ANCSA). Требования эти заключались в том, что коренные жители выдвинули претензии правительству США по поводу предоставления прав собственности на землю и решения ряда сопутствующих финансовых вопросов, связанных с использованием природных ресурсов на территориях традиционного проживания коренного населения. По данному закону они получили в свое владение более 12% территории штата из федеральных владений. Земельные владения для коренных жителей были выделены в пределах традиционных мест их проживания и ареалов обитания, позволяющих поддерживать их жизнедеятельность и самообеспечение за счет использования как поверхностных, так и подземных природных ресурсов, а также охоты, рыбной ловли и других местных промыслов.

Кроме этого, данный закон определял и создание так называемых региональных корпораций коренных жителей Аляски (the Alaska Native Regional Corporations, или Alaska Native Corporations, или ANCSA Corporations). По данному акту было создано 13 региональных корпораций для администрирования исполнения тех мероприятий, которые были разработаны для урегулирования выставленных требований. Первоначально территория штата была разделена на 12 регионов, каждый из которых был представлен Ассоциацией коренных жителей (Native association), ответственной за формирование членства в данной ассоциации из коренного населения этого региона, причем как проживающего здесь в настоящее время, так и выехавшего по разным причинам из этого региона до 1971 г. Коренные жители, принятые в данные региональные ассоциации или в аналогичные ассоциации поселений их традиционного проживания, автоматически становились акционерами той земельной собственности, которая закреплялась за каждым подобным образованием. На базе данного подхода были сформированы 12 региональных бизнес-корпораций и специальная 13-я корпорация, которая включала тех бывших коренных жителей штата, которые покинули его территорию ранее. Все эти корпорации были наделены правами собственности на земли и природные ресурсы на территориях их проживания, а также получили достаточно существенное стартовое финансирование, выделенное федеральным правительством в соответствии с ANCSA и составляющее в общем объеме 962 млн долл.

Поселковые корпорации и их акционеры получали финансовую поддержку от федерального правительства через региональные корпорации. На первых этапах организации региональных и поселковых корпораций на Аляске возникали серьезные конфликты, доходящие до судебных разбирательств, с теми поселками якобы коренных жителей, которые претендовали на получение данного статуса, но не были отнесены к этой категории по ANCSA. В настоящее время всеми 13 региональными корпорациями и 200 поселковыми корпорациями владеет истинное коренное население Аляски посредством акционирования принадлежащей им корпоративной собственности. Каждый из коренных жителей штата, на момент принятия ANCSA ставший акционером в корпорациях как на региональном, так и на поселковом уровнях, получил по 100 акций в своих корпорациях.

Главным этническим требованием к акционерам корпораций было то, что каждый акционер на момент создания корпораций должен был обладать не менее ¼ частью крови одной из титульных национальностей коренного населения Аляски, определенных в результате специально проведенных научных исследований и законодательно закрепленных в ANCSA. Это требование позволяло соблюсти ту этническую справедливость в наделении именно представителей коренных жителей земельной собственностью на территориях их исконного проживания, которую и должен был восстановить принятый закон. Данное требование также явилось гарантией одновременного обеспечения экономической, социальной (этнической) и экологической безопасности в организации жизнедеятельности коренного населения и снятия рисков в потере акционерной собственности на принадлежащие им земли в результате различного рода недружественных манипуляций и махинаций крупных компаний и рейдеров, безусловно, имеющих интерес к захвату данных земель, в особенности насыщенных ресурсами углеводородов и других ценных полезных ископаемых и природных ресурсов.

В 2006 г. 109-й Конгресс США издал поправку к Акту, которая позволила значительно упростить процесс наделения правами акционеров тех коренных жителей, которые по каким-либо уважительным причинам не участвовали в первичном акционировании или были рождены после 1971 г. В этих целях были упрощены процедуры голосования акционеров, т.е. требования получения большинства голосов от списочного состава акционеров при приеме новых членов корпорации были заменены требованиями получения большинства голосов присутствующих акционеров на корпоративных собраниях. В течение 70-х гг. региональные и поселковые корпорации поделили владение земельными ресурсами между собой как внутри их районов, так и вокруг поселений в пропорции от числа акционеров, зарегистрированных в каждой из корпораций. При этом было определено, что поселковые корпорации получили права использования только поверхностных природных ресурсов на их землях, а региональные корпорации - права использования и подземных природных ресурсов как на их землях, так и на землях поселковых корпораций.

Следующим шагом, весьма существенно повлиявшим на распределение прав землепользования в штате, стал “Закон об охране земель национального интереса на Аляске” (Тhe Alaska National Interest Lands Conservation Act), которым еще одна часть федеральных землевладений была выведена из хозяйственного оборота и переведена в систему национальных парков, заповедников и заказников. Динамика изменений форм собственности на землю и землепользование на Аляске (в процентах к итогу), начиная с 1957 г. (предконституционный период) до 1985 г., когда этот процесс в основном завершился, приведена в табл. 1.

Таблица 1. Динамика изменения форм собственности на землепользование на территории Аляски с 1957 по 1985 гг. по основным видам собственников

Собственники

1957 г.

(по Закону о федераль-ной территории)

1959 г.

(по Конституции Аляски)

1971 г.

(по Закону об удовлетворении требований коренных жителей)

1985 г.

(по Закону о национальных природоохранных интересах)

Федеральный общественный сектор землевладения

80%

53%

40%

12%

Национальная система природоохранных территорий

10%

10%

13%

41%

Федеральный нефтяной резерв

9%

9%

7%

7%

Штат Аляска

-

27%

27%

27%

Корпорации коренных жителей штата

-

-

12%

12%

Частные владельцы (включая фермерские хозяйства)

1%

1%

1%

1%

Источники: [3, 4].

Конечно, это разделение прав на землепользование и тесно связанное с ним недропользование проходило в весьма ожесточенных спорах и переговорах. По отдельным вопросам эти споры продолжаются и до настоящего времени, так же как и некоторые изменения в структуре использования земельных ресурсов. Но в принципе разделением землевладения в характеризованный выше период была заложена конкретная, достаточно объективная и ясная база для построения всех других звеньев природопользования, формирования бизнес-структур и в целом социально-экономического развития штата.

Этими преобразованиями была в принципе решена и задача разумной организации управления хозяйственной деятельностью и согласования интересов всех субъектов земле- и природопользования на территории штата. Если посмотреть на карту распределения земельной собственности Аляски, то совершенно ясно видна специфика организации этого распределения, вытекающая из пространственных особенностей развития и размещения производства и населения в достаточно четких географических границах населенных пунктов, промышленных узлов, кластеров и прочих природно-хозяйственных сочетаний и отражающая также основные формы собственности. У каждого собственника в соответствии с выделенными в его владение землями и особенностями сложившихся на них экосистем и их природно-ресурсными особенностями появилась возможность организовать собственную систему управления природопользованием и хозяйственным развитием, но, естественно, с учетом задаваемых с национального уровня регуляторов, отражающих более общие требования к подобного рода системам.

В социально-экономическом плане в целом можно сказать, что в характеризованный выше период на Аляске была проведена массовая приватизация земельных и природных ресурсов территории штата, ранее являвшихся государственной (федеральной) собственностью. Особенностью этой приватизации было то, что был выбран путь создания частно-коллективных акционерных форм собственности, которые являются основой народного (коллективного) капитализма в отличие от его олигархических (клановых) форм. Именно формами народного капитализма на базе широкого акционирования была заложена на Аляске экономическая основа гражданского общества и социального партнерства государства, бизнеса и населения штата, включая коренное население Аляски. Параллельно с процессами приватизации и распределения собственности на землепользование каждый землевладелец формировал собственные подходы к управлению земле- и недропользованием, руководствуясь при этом и своими интересами, и теми федеральными законами, которые защищают национальные интересы страны в целом.

Что касается коренного населения, проживающего в отдаленных районах штата, то именно опыт правового обеспечения организации хозяйственной деятельности региональных и поселковых корпораций коренных жителей Аляски, достаточно эффективно функционирующих на принадлежащих им территориях, представляет наибольший интерес для удаленных районов Севера России.

Для лучшего понимания опыта организации хозяйственных процессов и достигнутых результатов экономической деятельности за последние годы приведем ряд данных, характеризующих как общие показатели социально-экономического развития корпораций коренных жителей Аляски, так и отдельных региональных корпораций. Кстати, эти корпорации обеспечивают рабочими местами, доходами и в целом способствуют росту уровня жизни не только коренного, но и пришлого населения штата. Например, в 2005 г. из общего числа занятых в 12 региональных корпорациях* число коренных жителей, занятых в менеджменте, производстве и сфере услуг, не превышало 35%. В этом году доходы 12 национальных корпораций составили около 2,5 млрд долл. [5]. Прибыльность этих корпораций в целом держится на нормативном для малого и среднего бизнеса уровне, но иногда случается и потеря прибыли в зависимости от конкретных условий хозяйственной деятельности в том или ином году. Общий объем активов всех 12 корпораций составлял в 2005 г. около 3 млрд долл., что в 3,2 раза превышало тот стартовый капитал в 962 млн долл., который был выделен федеральным правительством по ANCSA в 1971 г. Этот факт говорит о достаточно приемлемой эффективности инвестиционных вложений федерального правительства в развитие национальных корпораций коренного населения штата, достигнутой за 3 с небольшим десятилетия.

*Показатели 13-й региональной корпорации не включались в эти оценки, т.к. она осуществляет свою деятельность в основном за пределами штата. В эти оценки также не включены показатели деятельности 200 поселковых корпораций, в которых занята большая часть трудоспособного коренного населения, в связи со сложностью сбора сводной информации по их функционированию.

Все корпорации в 2005 г. выплатили в общей сложности около 110 млн долл. дивидендов по 9,8 млн выпущенных акций, которыми владели 98 тыс. акционеров. Т.е. если дивиденд на одну акцию в этом году составил 11,2 долл., то каждый акционер, имеющий в среднем 100 акций по ANCSA, получил 1120 долл. дивидендов. Конечно, это небольшая годовая сумма дивиденда и дохода акционера по сравнению с дивидендами и доходами акционеров в крупных компаниях США. Но ведь главная цель создания и деятельности национальных корпораций Аляски состоит в том, чтобы обеспечить рабочие места и занятость трудоспособного населения, нормальный уровень заработной платы и на этой базе достойный уровень жизни для коренных жителей штата, а не в том, чтобы превратить их в паразитирующих “рантье”, живущих на дивиденды от акций их корпораций, которые получены путем эксплуатации принадлежащих им земельных и природных ресурсов, а также живого труда пришлых наемных работников.

Средняя годовая заработная плата одного работника в региональных корпорациях составила в 2005 г. около 33 тыс. долл., что близко к среднему показателю зарплаты в сфере малого и среднего бизнеса по стране в целом. Кроме того, за год корпорации в общей сложности вложили 10,2 млн долл. в собственные неприбыльные благотворительные фонды, финансирующие социальные, культурные и экологические программы для коренных жителей штата, из которых, например, 4,3 млн долл. были использованы для оплаты учебы 340 студентов - представителей коренных народностей, направленных в различные университеты страны и мира.

Рассмотрим более подробно особенности организации хозяйственной деятельности нескольких региональных корпораций, функционирующих в отдаленных районах штата.

Одной из таких корпораций является, например, корпорация «Дойон» («Doyon, Limited»), владеющая землями в центральной части штата Аляска, граничащими с территориями Канады. Земли корпорации не имеют выхода на морское побережье. Ее штаб-квартира располагается в г. Фербенксе. Эта корпорация является самым крупным владельцем земель на территории штата (12,5 млн акров). Но на землях этой корпорации пока не обнаружены промышленные запасы крупных и богатых месторождений, в том числе углеводородных. Поэтому корпорация строит свою хозяйственную деятельность, исходя из тех возможностей, которыми реально располагает. При организации корпорации в 1971 г. число ее акционеров составляло около 9 тыс. человек. Но в 1992 г. акционеры решили расширить численный состав корпорации путем выпуска дополнительных акций и предоставления их детям коренных жителей, родившихся в период между 1971 и 1992 г., а также пожилым представителям коренных племен, достигших на эту дату возраста 65 лет. Таким образом, численность акционеров корпорации на сегодняшний день составляет 14 тыс. человек.

Корпорация следующим образом определяет основную миссию своей деятельности, а именно: последовательно укреплять свои позиции как финансово стабильной национальной корпорации Аляски в целях обеспечения экономического и социального благосостояния как нынешнего, так и будущих поколений ее акционеров на базе рационального использования природных ресурсов и бережного сохранения принадлежащих им земель.

В составе корпорации действуют несколько компаний, являющихся непосредственными подразделениями, производящими определенные виды продукции и услуг. К ним относятся:

  • Туристическая компания - предоставляет услуги по обслуживанию туристов и соответствующей инфраструктуры в наиболее привлекательных рекреационных зонах в районе г. Мак Кинли, национального парка и долины реки Денали и других местах, а также для спортивных видов охоты и рыбалки на собственных землях.
  • Компания по универсальному обслуживанию - предоставляет услуги по монтажу, техническому обеспечению и ремонту различных видов оборудования в основном для удаленных поселков (энерго- и электроснабжению, обслуживанию жилищно-коммунального и поселкового хозяйства и пр.). В последние годы компания “пробилась” и на рынок обслуживания городского хозяйства г. Фербенкса.
  • Компания по недвижимости - занимается управлением недвижимостью корпорации как коммерческого, так и социального назначения, а также регулирует все сделки в сфере строительства новых объектов недвижимости, их продажи и аренды для бизнес-компаний и индивидуальных пользователей.
  • Компания по управлению землями и природными ресурсами - непосредственно управляет арендой, предоставлением лицензий, контролем, охраной и прочими процедурами, связанными с использованием земельных и природных ресурсов корпорации. В составе компании есть фирма по проведению разведочных и буровых работ, которая в кооперации с федеральными, штатными и частными организациями осуществляет поисковые работы на различные виды полезных ископаемых для их дальнейшего освоения.
  • Компания по обслуживанию правительственных заказов - федеральное правительство в лице ряда агентств и ведомств, расположенных на Аляске (например, Агентство по охране природы, Министерство обороны, Геологическая служба, Департамент внутренних дел, Департамент здравоохранения и социального обслуживания и др.) предоставляет ряд заказов и грантов для корпорации на выполнение определенных сервисных функций на ее территории, связанных с реализацией различного рода национальных проектов. Данная компания организует исполнение этих заказов и грантов (строительные работы, материально-техническое обеспечение, техническое, кадровое и эксплуатационное обслуживание и т.д.), а также управление всеми контрактами и другими деловыми взаимоотношениями с федеральными структурами*.

    * Подобные компании существуют во всех региональных корпорациях, т.к. правительственные заказы, контракты и гранты распределяются практически равномерно по всем корпорациям для поддержки их финансового благополучия.

  • Фонд социально-экономических программ - некоммерческая структура, ориентированная на адресную финансовую поддержку программ школьного и высшего образования, здравоохранения, социального обеспечения, развития национальных промыслов и малых форм бизнеса, сохранения культурного наследия, профессиональной подготовки и переподготовки местных кадров, охраны природы и др. Данный фонд формируется из специальных отчислений от доходов корпорации, и его главная задача - повышать благосостояние и качество жизни коренных жителей - акционеров корпорации и их семей.

По итогам работы всех компаний в 2006 г. корпорация «Дойон» объявила выплату дивидендов в размере 2,78 долл. на акцию, или 278 долл. на 100 акций для 14 тыс. акционеров корпорации. Судя по номиналу дивиденда, это год не был особо удачным для хозяйственной деятельности компаний, но тем не менее корпорация в целом завершила его с прибылью, что демонстрирует достаточно успешную работу как менеджмента, так и производственных подразделений корпорации.

Представляет интерес информация о хозяйственной деятельности еще одной региональной корпорации - «Беринг Стрейтс» («Bering Straits Native Corporation» - BSNC), земли которой расположены на американской стороне Берингова пролива в непосредственной близости к Чукотскому полуострову. Штаб-квартира этой корпорации находится в г. Номе. Вместе с ассоциированными поселковыми корпорациями BSNC владеет территорией почти в 2,2 млн акров и имеет права использования как поверхностных, так и подземных природных ресурсов. Эта территория оценивается как весьма перспективная на минеральные ресурсы. Хорошо известна история “золотой лихорадки” в районе Нома, когда там в 1898 г. были открыты богатые месторождения золота. Корпорация в настоящее время использует все возможности рационального освоения природных ресурсов на ее территории, а также развивает другие формы предпринимательства. Число акционеров в корпорации составляет 6350 человек, и каждый владеет 100 акциями. В случае смерти акционера его акции передаются его наследникам с последующим утверждением на собрании акционеров.

В составе корпорации действуют несколько компаний и фирм, которые осуществляют следующие виды хозяйственной деятельности:

  • Горнодобывающая компания - осуществляет горные разработки и обслуживание как собственных небольших горнодобывающих предприятий, так и частных предприятий других владельцев, действующих по лицензиям на территории корпорации.
  • Компания по управлению недвижимостью - оперирует всей недвижимостью корпорации, включая несколько отелей в Номе и других поселках, в основном обслуживающих туристов.
  • Компания по прокату автомобилей, спортивного и бытового оборудования - обслуживает в основном туристов, а также население городов и поселков.
  • Строительная компания - осуществляет строительство производственных и социальных объектов на территории корпорации.
  • Компания по производству стройматериалов - производит различного вида стройматериалы и добывает качественный облицовочный камень, пользующийся большим спросом далеко за пределами территории корпорации.
  • Электроэнергетическая компания - обеспечивает техническое и сервисное обслуживание энергетических объектов и передачу и распределение электроэнергии по городам и поселкам.
  • Компания по обслуживанию правительственных заказов - осуществляет аналогичные функции, характеризованные выше для корпорации «Дойон».
  • Благотворительный фонд корпорации - формируется, как и в других региональных корпорациях, для целевой финансовой поддержки различного рода некоммерческих социально-экономических программ и проектов.

Кроме перечисленных видов хозяйственной деятельности корпорация BSNC получает квоты на вылов рыбы и морепродуктов в Беринговом море и реализует лицензии на их использование по рыболовецким кооперативам, индивидуальным рыбодобытчикам, а также для спортивного рыболовства.

Корпорация в целом завершила 2006 г. с прибылью, но собрание акционеров решило не выплачивать дивиденды за этот год, а направить эту часть прибыли на развитие и модернизацию материально-технической базы производственных предприятий и завершение строительства ряда важных для корпорации социальных объектов.

Приведем пример организации хозяйственной деятельности еще одной небольшой региональной корпорации коренных жителей Аляски - «Чугач» («Chugach Alaska Corporation»), земли которой располагаются в южной части штата и имеют выход к морю в Аляскинском заливе. Эта корпорация была создана в 1972 г. и к настоящему времени имеет 1900 акционеров. Штаб-квартира этой корпорации находится в г. Анкоридж. Компании этой корпорации обеспечивают рабочими местами 6300 человек и в 2005 г. имели совокупный доход свыше 785 млн долл. Корпорация «Чугач» ведет хозяйственную деятельность по следующим основным направлениям: строительство производственных и социальных объектов, обеспечение природоохранных мероприятий, развитие телекоммуникаций и информационных технологий, материально-техническое обеспечение и ремонт строительной техники и автомобилей, профессионально-техническое обучение, распределение квот на вылов рыбы и морепродуктов в прибрежной акватории и др. По итогам работы за 2005 г. корпорация обеспечила определенную прибыль и выплатила небольшой дивиденд своим акционерам.

Как видно из приведенных примеров, региональные корпорации, территории которых не имеют в настоящее время серьезных резервов разведанных промышленных запасов и богатых месторождений полезных ископаемых, все-таки находят возможности организовать достаточно эффективную хозяйственную деятельность, позволяющую обеспечить местное население рабочими местами и поддерживать его уровень жизни на приемлемом для страны уровне. Конечно, эти корпорации находятся в гораздо худших условиях, чем те корпорации, которые имеют достаточно развитую ресурсную базу развития производства, в особенности - добычи углеводородного сырья. Такие корпорации, как например, Корпорация арктического склона (Arctic Slope Regional Corporation) или Корпорация Залива Кука (Cook Inlet Corporation), на территории которых ведется добыча нефти и газа, получают прибыль и выплачивают дивиденды в несколько раз большие, чем характеризованные выше корпорации. Это понятно, т.к. их доходы зависят, во-первых, от рентных платежей, которые выплачивают добывающие компании данным корпорациям как владельцам природных ресурсов, и, во-вторых, от мировых цен на углеводороды, которые имеют устойчивую долгосрочную тенденцию к постоянному росту.

Хорошо понимая, что в организации хозяйственной деятельности региональных корпораций коренных народностей Аляски возникнут подобного рода несправедливости и противоречия, в Законе об удовлетворении требований коренных жителей Аляски - ANCSA, принятом в 1971 г., законодателем был заложен весьма уникальный механизм, построенный на концепциях дифференциальной ренты, который позволяет перераспределять доходы, полученные высокоприбыльными корпорациями за счет эксплуатации подземных полезных ископаемых или лесных ресурсов, в пользу других корпораций, не имеющих подобного ресурсного потенциала. В соответствии с этим механизмом богатая природными ресурсами корпорация может использовать для своих нужд только 30% полученной ею чистой сверхнормативной прибыли, а остальные 70% должны быть распределены пропорционально количеству акционеров по небогатым сырьевой базой корпорациям и по ассоциированным с ними поселковым корпорациям. Подобный подход позволяет обеспечить и экономическую, и социальную справедливость в хозяйственной деятельности всех 13 региональных корпораций и не создавать серьезные социальные конфликты и диспропорции в уровне и качестве жизни всех племен и общин коренных народностей Аляски в целом.

В завершение описания опыта социально-экономического развития коренного населения штата Аляска при помощи такой формы организации хозяйственной деятельности, как национальные корпорации, нужно подчеркнуть, что коренные жители получают дивиденды не только от результатов функционирования принадлежащих им корпораций. Они также получают и дополнительный дивиденд из дивидентной программы так называемого Постоянного фонда (Permanent Fond) штата Аляска, формирующегося в основном за счет рентных отчислений крупных нефте- и газодобывающих компаний, действующих на территории штата.

Штат имеет уникальный в мире опыт использования рентных платежей, в особенности за счет “налога суверена” (роялти) в целях финансового обеспечения регионального социально-экономического развития. Благодаря разумно организованной системе изъятия налогов и нефтяной ренты, большая часть прибыли от добычи нефти вливается в экономику штата. С начала массовой добычи нефти на Аляске в 1977 г. к настоящему времени на территории штата было получено нефтедобывающими корпорациями и обслуживающими их деятельность компаниями более 140 млрд долл. валового дохода, значительная доля которого была направлена через выплату налогов и рентных отчислений в распоряжение штата и затем на развитие социальной и производственной инфраструктур, решение социально-экономических и экологических проблем, а также на создание Постоянного (Стабилизационного) траст-фонда. Опыт правового и оперативного регулирования формирования и управления данным фондом штата был достаточно подробно характеризован автором в ранее опубликованных в данном журнале статьях [1, 2]. На 01.01.07 после почти 30-летнего функционирования фонда только его основная часть составляла уже около 36,8 млрд долл. Эта сумма в 4,7 раза превышает консолидированный годовой бюджет штата (7,8 млрд долл. в 2006 г.). Сумма, сосредоточенная в Постоянном фонде на Аляске, всего лишь в 2,4 раза меньше Стабилизационного фонда всей России, накопленного за 15 последних лет при добыче нефти, более чем в 10 раз превышающей добычу на Аляске (на 01.01.07 - около 88 млрд долл).

За 2006 г. выплаченный дивиденд всем без исключения резидентам штата Аляска составил 1560 долл. Естественно, коренные жители штата также получили этот дивиденд в дополнение к тем дивидендам, которые они получали по результатам хозяйственной деятельности своих национальных корпораций.

В заключение можно сделать весьма важный для России вывод из характеризованного выше опыта правового обеспечения организации хозяйственной деятельности коренного населения, проживающего в удаленных северных территориях штата Аляска. Только путем четкого законодательного решения вопросов владения собственностью на землю и природные ресурсы и создания таких новых институтов коллективно-частной собственности, как национальные корпорации, базирующиеся на территориях проживания коренных северных народов, а также институтов постоянного фонда и дивидендной программы, основывающихся на отчислениях от рентных платежей за используемые ресурсы, может быть в принципе решена проблема экономического и социального выживания населения в условиях Севера, тем более в небогатых на природное сырье районах. Причем процессы становления всех этих форм организации хозяйственной деятельности и социальной жизни должны проходить при заинтересованной, деловой, последовательной и долгосрочной поддержке государства и представляющих его федеральных органов. Как видно из опыта Аляски, в штате практически создана некая социальная корпорация, впитавшая в себя и рыночные механизмы, и исторически сформировавшиеся природные, национальные и социальные особенности данной территории. Только таким путем можно поставить заслон хищническому олигархическому (клановому) капитализму, высасывающему огромные прибыли из северных территорий России за счет варварской эксплуатации их природных богатств и трудовых ресурсов и омертвляющих полулегально присвоенные и выведенные из общественного оборота народные средства на удовлетворение личных амбициозных потребностей.

Кроме того, использование позитивного зарубежного опыта может принести России укрепление ее международного авторитета за счет усиления ее роли в эффективной организации хозяйственной деятельности в северных районах мира в условиях быстро развивающихся процессов глобализации, демократизации и экологизации мирового развития. Действительно, авторитет нашей страны в значительной мере зависит и от решения проблем сохранения культурной самобытности и обеспечения возможностей достаточно устойчивого экономического, социального, этнического и экологического развития районов традиционного проживания коренных народностей Севера. Северные пространства России занимают более половины ее территории и значительную часть северных территорий мира, и на этих пространствах проживает одна из самых многочисленных и многоэтнических общин коренных жителей мирового Севера, что ставит перед страной, российским обществом и государством серьезнейшие и ответственные задачи по созданию благоприятных и достойных цивилизованного общества условий обеспечения жизнедеятельности коренного населения, проживающего в этой зоне мира. Остро проявляющиеся диспропорции, сложившиеся и усугубляющиеся в течение последних лет в развитии северных территорий России в целом, а также в уровне и качестве жизни их исконных владельцев - коренных народностей Севера, создают негативный имидж для нашей страны в мировом сообществе и вызывают определенные угрозы как для внутренней, так и для внешней безопасности, связанной с обострением различного рода противоречий и конфликтов на национальной почве.

Литература.

1. Краснопольский Б.Х. Опыт США в правовом регулировании природопользования на примере штата Аляска // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 2. С. 79-86.

2. Краснопольский Б.Х. Правовое регулирование инвестиций Постоянного (Стабилизационного) фонда: опыт штата Аляска, США // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2006. № 1-2. С. 120-124.

3. Хикл У. Проблемы общественной собственности: модель Аляски - возможности для России. М., 2004.

4. Alaska Native Corporations [http://fairbanks-alaska.com/alaska-native-corporations].

5. Revenue Sources Book (2006). Alaska Department of Revenue. The State of Alaska [www.tax.state.ak.us/sourcebook].

Краснопольский Борис Хананович. Доктор экономических наук. Более 25 лет вел исследовательскую работу в Северо-Восточном КНИИ ДВО РАН. С 1993 г. работал в Университете штата Аляска, занимался преподавательской и исследовательской деятельностью, координировал совместные американо-российские программы в области образования и экономико-экологических исследований. С 2004 г. - заместитель директора по науке Института экономических исследований ДВО РАН. Профессор кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ.