Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

От макроэкономической стабилизации к инновационному развитию (выступление на заседании Коллегии Минэкономразвития России 23.03.07)

Греф Г.О., министр экономического развития и торговли РФ

Сегодняшнее заседание Коллегии - особое. Мы вступаем в завершающий год политического цикла. Поэтому вполне уместно подвести итоги экономической политики 2004-06 гг. - что удалось сделать и что осталось «в заделе» на перспективу.

При этом уже сейчас следует начать формирование «повестки дня» на ближайшие годы. Это тем более необходимо, что впервые в нашей стране разрабатывается детальный 3-летний бюджет. То есть, фактически, задаются финансовые параметры экономической политики. И от того, как в пределах жестких финансовых рамок будут выстроены экономические приоритеты, зависит и траектория будущего развития страны, и решение основной задачи государства - роста благосостояния граждан России.

Итоги 2004-2006 годов

Прошедший 3-летний период (2004-06 гг.) был исключительно благоприятным для российской экономики. Этому способствовали и внешнеэкономические условия, и активизация внутренних факторов роста.

Темпы экономического роста в этот период составили 6,8% в среднем за год. Россия подтвердила свое право находиться в группе крупнейших стран - мировых лидеров по динамике развития. Среди стран с экономикой более 1 трлн долл. (по паритету покупательной способности) Россию по темпам роста опережали только Китай и Индия (рис. 1). И если в 2003 г. ВВП на душу населения (по текущему курсу) составлял около 3 тыс. долл., то уже в 2006 г. - 7 тыс. долл., а по паритету покупательной способности - около 12 тыс. долл (рис. 2). Для сравнения: в Бразилии этот показатель составил 8,8 тыс. долл., в Китае - 8,1 тыс. долл., в Индии - 3,6 тыс. долл.

Рис. 1. Динамика ВВП по странам БРИК (в % к предыдущему году).

Рис. 2. Динамика ВВП (1991 г. - 100%).

Благодаря интенсивному росту в последние 3 года, в 2006 г. Россия полностью преодолела экономический спад 90-х гг. Объем ВВП превысил уровень 1991 г. Причем по структуре это уже качественно другой ВВП, созданный в рыночной экономике, а значит, отвечающий потребностям людей.

Важнейший результат прошедшего периода - это выход на уровень инфляции, определяемый однозначными показателями. Если в 2003 г. инфляция составила 12%, то в 2006 - 9% (рис. 3). А в текущем году мы планируем выйти на уровень 7-8%. Судя по тому, что за I квартал мы выходим на 3,4-3,6% накопленной с начала года инфляции против 5,3% за I квартал прошлого года, поставленный целевой ориентир вполне достижим.

Рис. 3. Инфляция и динамика денежного предложения (темпы прироста, декабрь к декабрю, в %).

Снижение инфляции в прошлом году происходило на фоне беспрецедентного инфляционного давления со стороны притока нефтедолларов в российскую экономику. Сальдо торгового баланса в 2004-06 гг. увеличилось в 2,3 раза и в 2006 г. достигло 140,7 млрд долл. Создание Стабилизационного фонда лишь отчасти решило проблему инфляции: среднегодовой рост денежной массы в стране в этот период составлял более 40%, т.е. почти в 3 раза превышал рост цен.

Успех в борьбе с инфляцией - результат того, что было правильно определено соотношение ее монетарной и немонетарной составляющих. Было ужесточено регулирование роста тарифов в ЖКХ. В результате этого в прошлом году темпы их роста были почти вдвое ниже, чем в 2005 г. (17,9% против 32,7%). Одновременно проводилась жесткая тарифная политика в отраслях естественных монополий. За счет этих двух факторов инфляция в 2006 г. снизилась на 1,1 процентных пункта и вышла на запланированные показатели.

Устойчивый экономический рост и снижение инфляции создали твердую основу для роста благосостояния российских граждан. Реальные располагаемые доходы увеличивались ежегодно на 10-11%, при этом реальная заработная плата росла с опережающими темпами - от 11 до 13,5% в год (рис. 4). Это стимулировало быстрое увеличение оборота розничной торговли и платных услуг. В целом за 3 последних года реальные доходы населения выросли более чем на треть, а конечное потребление домохозяйств - на 40%.

Рис. 4. Динамика ВВП, реальных доходов населения и оборота розничной торговли (темп прироста, в %).

К сожалению, рост реальных доходов не сопровождался снижением социального неравенства. Напротив, за последние годы оно даже усилилось. Соотношение между доходами 10% наиболее богатого и наиболее бедного населения (коэффициент фондов) увеличилось в 2006 г. до 15,3 раз против 14,5 раз в 2003 г. Социальное неравенство стало серьезной проблемой, причем не только социальной, но и экономической - блокирующей остро необходимые реформы в социальной сфере и негативно влияющей на качество человеческого капитала.

Экономическое оживление сопровождалось настоящим «инвестиционным бумом». Инвестиции в основной капитал росли на 11-14% в год, всего за 3 года увеличившись на 43% (рис. 5). В 2,5 раза за последние годы выросли и прямые иностранные инвестиции. В 2006 г. их объем составил 31 млрд долл. - рекордный результат для России. Эти цифры, безусловно, свидетельствуют об улучшении качества российского инвестиционного климата и о повышении доверия к российской экономике со стороны инвесторов.

Рис. 5. Динамика инвестиций в основной капитал (в %).

Развитие реального сектора дало импульс росту финансовых рынков. За 2004-06 гг. российский фондовый индекс «РТС» вырос в 3,3 раза (рис. 6). Причем речь идет не о надувании «финансового пузыря» - по оценке многих экспертов, российский рынок все еще существенно недокапитализирован. Капитализация российских компаний превысила 90% ВВП, но это еще далеко не предел.

Рис. 6. Капитализация фондового рынка.

Устойчивый рост создал благоприятную основу для проведения активной экономической политики. Следует выделить 5 основных направлений, по которым Министерством велась напряженная работа.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - содействие диверсификации экономики и преодоление инфраструктурных ограничений.

Можно констатировать, что в 2006 г. в России практически впервые заработали механизмы государственно-частного партнерства.

23.11.05 Правительством был создан Инвестиционный фонд, предназначенный для реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. С 1 января вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». И первая реальная отдача от этих инициатив заметна уже сейчас. Самое главное - нам поверили крупные инвесторы. Уже сегодня свои заявки на проект Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге формируют такие известные компании, как Штрабаг, Бектель, Альпина, Хохтиф, которые выступают в консорциумах с ведущими мировыми финансовыми институтами. За этим решением мировых лидеров - миллиардные инвестиции в инфраструктуру и уникальные современные строительные технологии, новые управленческие решения.

На сегодня уже одобрены 12 проектов Инвестиционного фонда (3 из них - вчера), в основном, имеющих своей целью развитие инфраструктуры стратегически важных регионов:

  • программа комплексного развития Нижнего Приангарья;
  • создание комплекса нефтехимических заводов в г. Нижнекамске;
  • создание транспортной инфраструктуры для освоения ресурсов Читинской области;
  • строительство платной автомагистрали «Западный Скоростной Диаметр»;
  • строительство скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км;
  • строительство нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь»;
  • строительство Орловского тоннеля в рамках развития Волго-Балтийского пути;
  • строительство платной автодороги Краснодар - Абинск - Кабардинка;
  • строительство платной автодороги М-4 «Дон» от г. Москвы до г. Новороссийска на участке 21-117 км и 330-464 км;
  • строительство погрузочного комплекса ЮГ-2 в порту г. Усть-Луга;
  • реконструкция объектов водоснабжения г. Ростов-на-Дону и Ростовской обл.;
  • строительство ж/д линии Кызыл-Курагино.

Всего суммарная стоимость этих проектов - свыше 1 трлн руб. (1020,9 млрд руб.), из них средства Инвестиционного фонда - 286 млрд руб. Таким образом, на 1 руб. федеральных средств привлекается 3,6 руб. внебюджетных инвестиций. В результате реализации проектов будет создано 176 тыс. новых рабочих мест, а бюджет получит 2 руб. доходов на каждый вложенный бюджетный рубль инвестиций. И это только прямой эффект, без учета мультипликативного. Уже сейчас мы наблюдаем, что практическая отдача от проектов государственно-частного партнерства будет намного больше предварительных расчетов.

Приведу только один пример. Решение о строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге дало возможность для появления новых уникальных проектов развития деловой и туристической инфраструктуры города. Эта скоростная магистраль не просто соединит южный и северный районы города и обеспечит развитие Большого морского порта. Благодаря ей стало эффективным создание новой намывной территории в западной части Васильевского острова в непосредственной близости от исторического центра города. Общая площадь новой территории составит 450 га, на которых будет размещен крупнейший в России пассажирский морской порт-терминал, ультрасовременный конгресс-зал, финансовый деловой центр. Стоимость такого проекта составит не менее 20 млрд долл., и он просто не возник бы без государственной поддержки в создании транспортной инфраструктуры. Кстати, с момента выхода распоряжения Правительства о строительстве Западного скоростного диаметра в прошлом году 40 га территории уже намыто. Я уверен, что таких примеров будет много и в каждом из проектов.

Начали функционировать особые экономические зоны (ОЭЗ). Кроме 2 существующих типов ОЭЗ - технико-внедренческих и промышленно-производственных, в прошлом году появились еще туристско-рекреационные ОЭЗ. В декабре в результате проведения конкурса были отобраны 7 регионов, в которых появятся туристские зоны.

Технико-внедренческие зоны созданы в Зеленограде, в Дубне Московской области, Санкт-Петербурге и Томске. Для организации промышленно-производственных зон предпочтение было отдано Липецкой области и Татарстану (г. Елабуга).

ОЭЗ туристско-рекреационного типа создаются в 7 регионах: Калининградская обл., Ставропольский край, Краснодарский край, Алтайский край, Республика Алтай, Иркутская обл., Бурятия). Со всеми субъектами РФ и муниципальными образованиями подписаны соглашения. Объявлен конкурс на разработку концепции развития каждой из ОЭЗ, определены перечни объектов.

В настоящее время в Думе рассматривается законопроект, предусматривающий создание портовых ОЭЗ. В отношении резидентов ОЭЗ будет применяться особый режим свободной таможенной зоны и ряд налоговых преференций.

Активно заработал введенный в прошлом году режим «промышленной сборки» автомобильной техники. Благодаря этому инструменту удалось достичь договоренности о создании в России сборочных производств с такими мировыми автогигантами, как Тойота, Фольксваген, Ниссан, Дженерал моторс. А уже работающие в нашей стране мировые автопроизводители (Форд, Рено) существенно расширяют производство.

Всего в рамках «промышленной сборки» заключено 12 соглашений с ведущими автопроизводителями мира. В работе находятся еще 6 соглашений. Суммарно выпуск автомобилей в режиме «промсборки» с учетом новых соглашений должен составить в 2007 г. - 355 тыс., в 2009 г. - 720 тыс., в 2010 г. - 1 млн 085 тыс.

Промышленная сборка - мощный стимул для ускоренного развития традиционно слабого звена российского автопрома - производства автокомпонент. И, как следствие, повышения конкурентоспособности российской автомобильной промышленности в целом.

Для технологического обновления промышленности снижены ставки ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, не производимое в России. В прошлом году был установлен беспошлинный режим ввоза на 775 позиций оборудования. В настоящее время для отмены таможенных пошлин подготовлен дополнительный перечень оборудования, включающий около 90 позиций товарной номенклатуры.

Были приняты подготовленные Минэкономразвития изменения в нормативную правовую базу, направленные на совершенствование налогообложения в нефтедобыче.

Предложенная модель налогообложения нефтедобычи предполагает стимулирование разработки новых месторождений, а также повышение эффективности добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности. В частности, была введена нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых на начальный период разработки месторождений. Кроме того, установлен понижающий коэффициент, стимулирующий дальнейшую разработку месторождений, находящихся на завершающих этапах разработки (свыше 80% выработанности).

Одной из важнейших предпосылок повышения конкурентоспособности отечественной продукции должна стать реализация разработанной министерством Концепции развития дизайна.

Первыми шагами реализации концепции станет формирование новых элементов инновационной инфраструктуры - центров развития дизайна. А уже в ближайшее время начнется разработка новых профессиональных стандартов в этой области.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - улучшение инвестиционного климата.

В мае прошлого года одобрена Концепция развития корпоративного законодательства. Одной из первостепенных задач, решаемых в концепции, является развитие механизмов защиты прав собственности. Речь идет, в том числе, о противодействии так называемому «рейдерству» - недружественному захвату предприятий. Как вы помните, эта тема длительное время была в центре внимания бизнес-сообщества. В рамках реализации концепции разработан и внесен в Государственную Думу пакет законопроектов, направленных на противодействие практике недобросовестных корпоративных захватов. Надо сказать, что на сегодня нам удалось смягчить эту проблему, но работу, безусловно, необходимо продолжить.

Помимо этого:

  • приняты поправки в закон об акционерных обществах, предусматривающие совершенствование процедуры их реорганизации;
  • разработан комплексный законопроект, направленный на развитие норм о реорганизации всех организационно-правовых форм юридических лиц.

Приняты поправки в закон об оценочной деятельности, направленные на развитие профессии независимого оценщика, развитие института саморегулирования и ответственности оценщика. Разработана система и основы методологии массовой оценки недвижимости. Подготовлены проекты федеральных стандартов оценочной деятельности. Все эти меры выводят профессию оценщика и институт независимой оценки на новый этап развития.

Итогом многолетней работы стало принятие новых редакций Лесного и Водного кодексов. Эти нормативные акты должны способствовать повышению качества государственного регулирования пользования природными ресурсами, и, что немаловажно, повысить экономическую эффективность освоения водных, лесных и других природных ресурсов.

Приоритетным направлением работы Министерства является развитие малого бизнеса, имеющее, помимо экономического, огромное социальное значение. О масштабе этой работы на федеральном уровне говорят следующие цифры: объем средств федерального бюджета, направленных на поддержку малого предпринимательства в 2006 г., увеличился до 3 млрд руб. по сравнению с 1,5 млрд, выделенными годом ранее.

В 2005-06 гг. в рамках программы, реализуемой Минэкономразвития России:

  • начато создание 93 бизнес-инкубаторов в 55 регионах;
  • в 29 регионах реализуются программы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий;
  • в 31 регионе действуют программы развития кредитования и лизинга для малых предприятий;
  • в 19 регионах идет создание венчурных фондов;
  • в 35 регионах поддерживаются региональные и муниципальные программы развития малого предпринимательства.

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ - содействие развитию и структурным изменениям в социальной сфере.

Основой для проведения структурных изменений в социальной сфере стало принятие Федерального закона от 30.11.06 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Закон переориентирует деятельность организаций социальной сферы на конечный результат. При этом происходит расширение возможностей учреждений по управлению процессом предоставления социальных услуг населению при одновременном росте ответственности. Одновременно происходит и расширение ресурсной базы учреждений, оказывающих социальные услуги населению.

Принят Федеральный закон от 30.12.06 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», который вводит в легальное русло накопление независимых от бюджетной системы активов. Доходы от их инвестирования могут направляться на финансирование деятельности некоммерческих организаций. Этот механизм, на наш взгляд, существенно увеличит привлекательность благотворительной деятельности.

В области развития рынка земли и иной недвижимости в 2006 г. была реализована так называемая «дачная амнистия». Приняты изменения в законодательство, позволяющие гражданам оформить в упрощенном порядке используемые ими земельные участки на основании ранее выданных документов, без повторного обращения в органы власти (см. Федеральный закон от 30.06.06 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»).

Проведена работа по подготовке в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на повышение эффективности региональных систем здравоохранения и образования. На финансовую поддержку этих регионов выделяются значительные средства из федерального бюджета.

Введен новый порядок наделения субъектов Российской Федерации памятниками как объектами недвижимого имущества.

ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - содействие эффективнойинтеграции российской экономики в глобальное хозяйство.

В прошлом году был совершен прорыв в ходе переговоров по ВТО - нам удалось договориться с одним из самых «сложных» и «жестких» партнеров - Соединенными Штатами Америки. Только за последние 2 года мы провели с американцами 31 раунд переговоров. Сегодня мы можем сконцентрировать свое внимание на многосторонних переговорах, что позволит, я надеюсь, завершить все формальные процедуры вступления во ВТО до конца 2007 г.

При содействии Министерства набирает силу процесс становления в России площадок для диалога между российской и зарубежной деловой элитой. С помощью международных конференций, форумов, выставок мы получили возможность активно пропагандировать экономические достижения и возможности России.

Самым ярким событием прошлого года стал X Петербургский международный экономический форум, который посетили Президент России В.В.Путин, руководители ведущих государств, парламентов и правительств. Всего в форуме приняли участие свыше 5 тыс. человек из 46 стран мира. Что очень важно - впервые на форум приехали руководители крупнейших международных компаний, элита мирового бизнеса. Но главное, что определило, на мой взгляд, успех Х Петербургского форума - это новые, интересные и острые дискуссии, свежая информация, поступающая «из первых уст».

В целом, должен сказать, что привлечению топ-менеджеров и собственников компаний - мировых лидеров мы уделяем особое внимание. Ведь если политики в принципе не ограничены в возможностях диалога, то международный бизнес всегда нуждается в информации, а в отношении России он испытывает просто информационный голод. Я в этом убеждаюсь регулярно, встречаясь с руководителями иностранных компаний.

Помимо дискуссий мы всегда предлагаем инвесторам конкретные проекты. В этом году площадь объединенной российской экспозиции на XVIII международной выставке коммерческой недвижимости MИПИМ во Франции увеличилась в 4 раза, а количество регионов России, представляющих на ней свои проекты, выросло в 2 раза. Главы 22 субъектов Федерации приехали, чтобы лично возглавить свои делегации и представлять подготовленные инвестиционные проекты. Могу с гордостью сказать, что впервые российский проект из Санкт-Петербурга - «Новая Голландия» победил в одной из ключевых архитектурных номинаций выставки.

В сентябре прошлого года в Сочи администрацией Краснодарского края при поддержке Минэкономразвития был проведен 5-й международный экономический форум «Кубань-2006» который собрал более 4 тыс. человек из 14 стран. В выставке приняли участие представители 53 регионов России.

В том же сентябре в Санкт-Петербурге был проведен 1-й Российско-Японский инвестиционный форум, в рамках которого была проведена выставка инвестиционного и торгового сотрудничества. В ноябре прошлого года в Пекине состоялся III Российско-Китайский инвестиционный форум. Общее число участников составило более 800 человек с обеих сторон. Подписано 8 соглашений по реализации инвестиционных проектов общей стоимостью около 700 млн долл.

И уже в этом году мы провели 3 инвестиционных форума: Российско-Индийский, Российско-Сингапурский и 4-й Красноярский экономический форумы, посвященные индустриальным проектам развития Сибири и Дальнего Востока.

Все эти мероприятия имеют прямое практическое выражение. Деловые контакты перерастают в контракты, а количество переходит в качество.

ПЯТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - повышение эффективности работы государственных органов власти.

В 2006 г. продолжилось внедрение в деятельность федеральных органов власти механизмов управления по результатам. Министерством проведена экспертиза Докладов о результатах и основных направлениях деятельности 28 министерств и ведомств. Кроме того, рассмотрено около 200 проектов целевых программ ведомств.

В июне 2006 г. правительством рассмотрен Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства России. Фактически это стало первой серьезной попыткой комплексного анализа деятельности кабинета министров, на основе которого возможна выработка систематизированных планов по достижению целей социально-экономического развития страны.

В 2006 г. была запущена программа поддержки институциональных изменений - «Административная реформа». Ее специфика заключается в том, что запланированные мероприятия изложены в проектном виде (разработано около 300 проектов административных регламентов) и при этом четко зафиксированы конечные показатели, свидетельствующие о повышении качества государственного управления. Если в прошлом году в основном осуществлялась проработка методологической и нормативной базы, то сегодня мы переходим к этапу практического внедрения наработок (реализовано пилотное внедрение регламентов на 22 объектах). То есть уже к концу этого года мы сможем реально почувствовать результаты реализации программы.

Минэкономразвития подготовлена ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007-11 гг. Судебная система остается одним из наших «слабых мест», о чем постоянно сигнализируют нам и отечественные, и иностранные предприниматели. Уверен, что разработанная программа существенно повысит качество работы российских судов и «дотянет» их до мировых стандартов в области судопроизводства.

Выделенные 5 направлений, не исчерпывая всех аспектов деятельности Министерства, образуют каркас экономической политики государства. В системе они определяют общую линию государственной политики, ее нацеленность на повышение благосостояния наших граждан, конкурентоспособности и открытости российской экономики. В организации этих направлений деятельности реализуется координирующая роль Министерства в Правительстве, его «штабная» функция.

Особенности предстоящего периода и новая «повестка дня»

В период 2003-06 гг. были созданы необходимые предпосылки для поддержания экономического роста в среднесрочной перспективе на уровне не ниже 6-7% в год. Но для того, чтобы эти предпосылки стали еще и достаточными, требуется точно определить особенности предстоящей трехлетки и выстроить «повестку дня» экономической политики.

Главная особенность предстоящего периода состоит в том, что прежние источники экономического роста, во многом базирующиеся на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, утратят свою силу.

Прежде всего, это касается снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. В прошедший 3-летний период среднегодовые темпы прироста физического объема экспорта составляли 7%, и это обеспечивало примерно треть прироста ВВП (рис. 7). В 2008-10 гг. среднегодовые темпы прироста экспорта составят 2,2%, что обеспечит лишь десятую часть прироста ВВП. Таким образом, только за счет замедления роста экспорта «потери» в динамике ВВП составят 1,6 процентных пункта.

Рис. 7. Динамика ВВП и физических объемов экспорта (темпы роста, в %).

Другой негативный фактор, действие которого будет нарастать, - это усиление ограничений со стороны инфраструктуры (рис. 8).

Рис. 8. Транспортная инфраструктура как ограничитель роста.

В последние годы объем коммерческих перевозок грузов увеличивается в среднем на 8%, в том числе автомобильным транспортом - на 10%. А ежегодные вводы автомобильных дорог снизились с 7,5 тыс. км во второй половине 90-х гг. до 2,4 тыс. км в первой половине 2000-х. И хотя принимаемые меры позволят увеличить ввод автодорог в 2008-10 гг. до чуть более 3 тыс. км в год, этого абсолютно недостаточно, чтобы преодолеть транспортные ограничения для бизнеса.

Аналогичная ситуация складывается в электроэнергетике, где усиливается дефицит генерирующих мощностей. По нашей оценке, при среднегодовом темпе роста электропотребления 3,6% в период с 2006 по 2010 г. необходим ввод генерирующих мощностей порядка 27 ГВт. Для сравнения, в 2000-2005 гг. было введено около 10 ГВт.

Еще один важный ограничитель экономического роста, о котором все чаще начинают сигнализировать предприниматели, - недостаток трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров (рис. 9).

Рис. 9. Динамика трудовых ресурсов.

За ближайшие 3 года численность населения трудоспособного возраста сократится более чем на 2,5 млн человек. Дефицит кадров будут испытывать прежде всего те сектора экономики, в которых сложились низкая зарплата и слаборазвитая социальная инфраструктура. При этом к 2020 г., по нашим оценкам, количество россиян в трудоспособном возрасте сократится на 15%.

В условиях, когда экспортно-сырьевые факторы роста ослабевают, единственный способ поддержания темпов экономического роста - переход на инновационный тип развития.

По сути, это новый тип поведения корпораций, с активным, даже агрессивным, освоением новых рынков, обновлением продуктового ряда, освоением новых технологий.

Это тип роста, который базируется на новом качестве человеческого капитала, позволяющем реализовать резервы повышения производительности труда.

Это тип роста, в котором ведущая роль переходит от топливно-сырьевых отраслей (хотя они еще длительное время будут составлять преимущественную часть российской экономики) к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности.

Осуществить переход к инновационной экономике - ключевая задача предстоящего трехлетия. У этой задачи есть несколько составляющих, которые и формируют экономическую «повестку дня» на ближайшие 3 года:

  • развитие человеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры;
  • содействие структурным изменениям на рынке труда, направленным на эффективное использование человеческого потенциала;
  • обеспечение конкуренции и создание четко работающих рыночных институтов. Без этого невозможно ни развитие нового бизнеса, ни приток капитала в экономику;
  • диверсификация экономики - повышение конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний»;
  • развитие инфраструктурных отраслей экономики - транспорта и электроэнергетики;
  • повышение эффективности государственных институтов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях;
  • развитие механизмов государственно-частного партнерства, направленных на содействие частным инвестициям;
  • создание новых региональных центров экономического развития на Дальнем Востоке и на Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов.

Таковы основные пункты «повестки дня» экономической политики на предстоящий период, которые определяют задачи Министерства в предстоящий период.

Основные задачи Министерства на 2007 год и последующий период

Институты развития

Начну с создания государственных институтов развития. Практически во всех успешно развивающихся странах они выполняют важнейшую функцию, обеспечивая концентрацию государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики. Именно они являются основным инструментом реализации механизмов государственно-частного партнерства. Важно подчеркнуть, что деятельность институтов развития не должна составлять конкуренцию частным институтам финансового рынка, поскольку это может привести к серьезному искажению условий доступа частных компаний на рынок финансовых услуг.

Сегодня в мире насчитывается около 750 банков развития. На банки развития приходится заметная доля совокупных банковских активов в значительной части регионов мира и крупных стран (например, Южная Азия - 12%, Латинская Америка - 10%, Германия - 8%). Во многих странах, как развивающихся, так и развитых, банки развития входят в число крупнейших национальных банков. Так, например, немецкий Кредитный институт для восстановления - Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW) - устойчиво входит в десятку крупнейших банков страны. Совокупные банковские активы группы KfW превышают 340 млрд евро.

Разработан закон о Банке развития, который готовится ко второму чтению в Государственной думе. В течение текущего года надо решить весь комплекс правовых, организационных и финансовых вопросов, связанных с запуском Банка развития. По нашим оценкам, объем его капитала к 2010 г. может достичь примерно 0,5% ВВП (около 200 млрд руб. против 65-70 млрд руб. на начальном этапе).

Деятельность Банка развития будет сосредоточена на 4 направлениях:

  • поддержка среднесрочного и долгосрочного финансирования важнейших инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики;
  • поддержка инфраструктурных и инновационных проектов;
  • поддержка экспорта продукции высокой степени переработки;
  • поддержка развития малого и среднего бизнеса.

Другой важнейший институт развития, запускаемый в текущем году, - Российская венчурная компания. Она, как известно, создана по принципу фонда фондов и предназначена для поддержки развития передовых наукоемких технологий. Российская венчурная компания будет отбирать лучшие частные венчурные управляющие компании на конкурсной основе и приобретать паи венчурных фондов, создаваемых ими.

Уже в самое ближайшее время необходимо реально запустить Российскую венчурную компанию, проведя первый конкурс по выбору управляющих компаний. Первый конкурс уже объявлен, заявки будут приниматься с 26 марта по 15 апреля.

За счет средств Российской венчурной компании, а это 15 млрд руб., в течение 2-3 лет будет профинансировано 10-15 новых венчурных фондов с совокупным капиталом около 30 млрд руб. Эти фонды станут катализатором создания до 1000 новых инновационных компаний.

Кластерная политика

Кластерная политика - общепризнанный в мире инструмент регионального и инновационного развития. Речь идет о создании условий и стимулировании развития конкурентоспособных комплексов взаимосвязанных производств на данной территории.

До последнего времени мы не обладали ни достаточной информацией для поиска и развития конкурентоспособных кластеров, ни достаточным количеством инструментов для стимулирования их роста. Практически, только с созданием Инвестиционного фонда были созданы предпосылки для проведения кластерной политики.

Задачи в области кластерной политики:

завершить исследование конкурентоспособности российской экономики (анализ кластеров), осуществляемое совместно с Гарвардским университетом;

разработать Концепцию кластерной политики;

осуществить пилотную апробацию механизмов развития кластеров на примере Ивановского текстильного кластера, Санкт-Петербургского морского кластера, Нижнекамского нефтехимического кластера, кластера Нижнего Приангарья.

В качестве примера здесь можно привести комплексный проект развития Нижнего Приангарья. Достройка Богучанской ГЭС позволяет обеспечить энергоресурсами алюминиевый завод на 600 тыс. т первичного алюминия, Тагарское и Горевское металлургические объединения, целлюлозно-бумажный комбинат, цементный завод, газоперерабатывающий завод. В комплексном проекте за счет государства будет оказана поддержка в реконструкции автодороги, моста через Ангару, участка железной дороги.

Таблица 1. Комплексный проект развития Нижнего Приангарья

Промышленные объекты (за счет инвесторов)

Инфраструктура (за счет Инвестиционного фонда)

Богучанская ГЭС - 3000 МВт

ЛЭП для выдачи мощности Богучанской ГЭС

Алюминиевый завод - 600 тыс. т первичного алюминия

Реконструкция автодороги Канск - Абан - Богучаны - Кодинск

Тагарское металлургическое объединение

Мост через р. Ангара с участком автодороги Богучаны - Ярки - Ангарский

Горевское металлургическое объединение

Железная дорога Карабула - Ярки

ЦБК в Ярках

 

Цементный завод

 

Газоперерабатывающий завод в п. Карабула

 

В ближайшей перспективе предстоит реализовать ряд масштабных мероприятий в данной области:

  • должен быть завершен анализ «карты» размещения перспективных кластеров в российской экономике. Для этой работы создана группа международных экспертов, которую возглавляет признанный в мире специалист в данной области - Майкл Портер;
  • предстоит отработать пилотный проект, по которому есть прямое поручение Президента Российской Федерации - развитие кластера текстильной промышленности в Ивановской области. Его основа - внедрение новых перспективных технологий, в том числе с использованием новых материалов на основе продуктов нефтехимии. С привлечением международных консалтинговых компаний сейчас проводится маркетинговое исследование текстильной отрасли и смежных отраслей, определяются преимущества комплексного размещения связанных производств в Иваново, санация действующих предприятий. К работе активно привлекаются потенциальные поставщики современного оборудования, одновременно с банками прорабатываются варианты финансирования столь масштабной технологической модернизации;
  • уже в этом году необходимо разработать Концепцию кластерной политики, которая определит необходимую нормативно-правовую базу, организационные механизмы, процедуры, способы финансовой поддержки кластерных инициатив регионов.

Развитие производственной инфраструктуры

Развитие транспортной инфраструктуры в ближайшие годы останется ключевым приоритетом экономической политики. Если сегодня инвестиции в транспортный комплекс за счет всех источников составляют 1,7%, то к 2010 г. они возрастут до 2,7% ВВП. Это позволит несколько ослабить дефицит пропускной способности транспортной системы, в том числе - автодорог, морских портов, аэропортов, и, что особенно важно, качество транспортных услуг, их конкурентоспособность на мировом рынке.

Прогнозируемые среднегодовые темпы роста коммерческой перевозки грузов в 2008-10 гг. составят 5,2% против 8,3% в 2004-06 гг., по автомобильному транспорту - 6,0% и 10,2% соответственно. В 2010 г. объем транзитных перевозок грузов через Россию должен составить 40-45 млн т против 20 млн т в 2006 г., экспорт транспортных услуг - возрасти до 13,1 млрд долл. против 7,9 млрд долл. в 2006 г.

Сегодня около половины инвестиций в транспортный комплекс составляют средства бюджетов всех уровней (2006 г.). Однако решить проблему неразвитости транспортной инфраструктуры только за счет наращивания бюджетных расходов невозможно. Необходимо активно развивать использование механизмов частно-государственного партнерства, особенно в области строительства автомобильных дорог, реконструкции и расширения крупных авиаузлов, строительства и реконструкции морских портов. Для этого необходимо принять целый ряд нормативных правовых актов и осуществить структурную реформу на железнодорожном транспорте.

По автодорожному хозяйству:

  • принять ФЗ «Об автомобильных дорогах» и «О платных автомобильных дорогах»;
  • перейти на нормативный метод финансирования содержания автомобильных дорог, а в перспективе - и капитального строительства дорог.

    По морским портам:

  • принять ФЗ «О морских портах»;
  • в развитие ФЗ о создании российского международного реестра судов принять постановление Правительства РФ о порядке освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении судов, регистрируемых в российском международном реестре судов;
  • принять нормативные акты о создании портовых ОЭЗ на территории морских и речных портов.

По аэропортам и воздушному транспорту:

  • разработать Концепцию создания национальной аэропортовой сети (хабы и местные перевозки);
  • стимулировать создание укрупненных авиационных компаний, конкурентоспособных на внешних рынках авиаперевозок.

По железнодорожному транспорту:

  • реформировать ОАО «РЖД», выделив грузовые и пассажирские компании.

В 2007-08 гг. необходимо завершить структурные преобразования активов в российской электроэнергетике. В ближайшее время предстоит обособить от РАО «ЕЭС России» все компании целевой структуры отрасли (ФСК, Системный оператор, ОГК, ТГК) и прекратить деятельность головного энергохолдинга.

Одной из целей реструктуризации является привлечение частного капитала. Для реализации инвестиционных программ до 2010 г. в отрасль потребуется вложить более 2 трлн руб.

Уже во II квартале 2007 г. должна быть закончена разработка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, которая станет основой для развития отрасли до 2020 г. А уже в ближайшее время планируется запустить в полном объеме мощности Бурейской ГЭС, второй энергоблок на Ростовской АЭС и ряд других объектов в генерации и сетевом хозяйстве.

Таким образом, основными задачами в области развития электроэнергетики являются:

1) реформа РАО ЕЭС:

  • привлечь до 400 млрд руб. инвестиций через IPO генерирующих компаний;
  • реорганизовать РАО ЕЭС;
  • реализовать профильные и непрофильные активы РАО «ЕЭС»;

2) размещение объектов энергетики:

  • утвердить генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. и инвестиционную программу РАО «ЕЭС»;

3) в области атомной энергетики:

  • завершить мероприятия по акционированию ФГУП «Росэнергоатом» и созданию ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс»;

4) тарифное регулирование:

  • утвердить новую модель формирования предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий.

Государственные инвестиции

В 2008-10 гг. значительно возрастает объем государственных расходов инвестиционного характера. По доле в ВВП он увеличивается с 1,9% в 2006 г. до 2,5% в 2008-09 гг. (рис. 10). Это налагает на Министерство большую ответственность, связанную с оптимизацией государственной инвестиционной программы, управлением и контролем за расходами инвестиционного характера.

Рис. 10. Государственные инвестиции.

В настоящее время практически сформирован портфель ФЦП на 2008-10 гг. Его особенность - концентрация на решении социальных, инфраструктурных и инновационных задач. Пожалуй, впервые сформирован значимый блок инновационно-технологических ФЦП, в которую вошли 16 программ с общим объемом бюджетного финансирования в 750 млрд руб. (2008-10 гг.). «Вес» этого пакета по стоимости удваивается к 2010 г. по сравнению с 2007 г., по доле в общем объеме ФЦП он увеличивается с 26,3% в 2007 г. до 36% в 2009-10 гг.

В связи с принятием новой редакции Бюджетного кодекса предстоит решить 3 ключевых задачи:

  • перейти на проектные принципы государственных инвестиций, закрепив в ФАИП расходы по каждому объекту на весь период реализации каждого проекта. В новом ФАИПе будет 3 части: а) стоимость разработки проектно-сметной документации по новым объектам; б) расходы на строительство объектов, по которым имеется проектно-сметная документация; в) региональные и муниципальные объекты, в строительстве которых участвуют федеральные инвестиции (софинансирование);
  • перейти на долговременные контрактные цены, неизменные в течение всего срока действия государственного контракта на строительство объектов;
  • реструктурировать весь пакет ФЦП в соответствии с требованиями нового Бюджетного кодекса.

Развитие Дальнего Востока и депрессивных территорий

Вопросы развития Восточной Сибири и Дальнего Востока становятся ключевыми в деятельности Министерства. Прежде всего, это касается проектов Инвестиционного фонда и ФЦП.

Министерство вместе с субъектами Федерации приступило к разработке новой ФЦП по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г. стоимостью только за 3 года в 91,1 млрд руб. Она включает проекты по развитию Владивостока, транспортной инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса дальневосточного региона.

Другие программы, решающие вопросы регионального развития (2008-10 гг.):

  • программа развития Калининградской области - 6,1 млрд руб.;
  • социально-экономическое развитие Чеченской Республики - 45,7 млрд руб.;
  • развитие г. Сочи как горноклиматического курорта - 81,1 млрд руб.;
  • социально-экономическое развитие Курильских островов - 6,5 млрд руб.;
  • юг России (2008-12 гг., проект) - 29 млрд руб.

Повышение качества социальных услуг

Рост объемов финансирования отраслей социальной сферы является важным, но не единственным фактором повышения качества социальных услуг. В социально ориентированных отраслях должна быть создана такая институциональная среда, которая обеспечит высокий уровень конкуренции за потребителей между организациями, занимающимися предоставлением образовательных и медицинских услуг. Это требует:

  • принятия законопроектов, регулирующих вопросы модернизации системы медицинского страхования, двухуровневой системы образования и непрерывного образования;
  • совершенствования нормативного регулирования деятельности самих организаций, осуществляющих предоставление услуг.

Речь идет, с одной стороны, о повышении самостоятельности бюджетных учреждений в определении способов организации процесса предоставления услуг, с другой - о расширении возможности предоставления услуг негосударственными организациями.

Необходимо осуществить реформирование системы оплаты труда в социальной сфере, переход к более гибким отраслевым системам оплаты труда вместо устаревшей единой тарифной сетки.

Пенсионная реформа

В ближайшее время необходимо найти выход из сложившейся ситуации, когда даже простое сохранение крайне низкого коэффициента замещения (25%) сопровождается устойчивым ростом дефицита Пенсионного фонда: к 2010 г. - до 1,4% ВВП, к 2015 г. - до 1,8% ВВП (в 2006 г. - 0,8% ВВП).

В рамках решения проблемы дефицита пенсионного фонда должен появиться механизм индексации шкалы ЕСН в соответствии с темпами роста заработной платы.

Помимо этого необходимо:

  • разработать механизм стимулирования добровольных отчислений граждан на накопительную часть пенсии;
  • принять поправки в законодательство об инвестировании пенсионных накоплений с целью расширения портфеля активов, в которые инвестируются средства «молчунов»;
  • принять нормативные акты, регулирующие порядок выплаты пенсий из накопительной части.

Регулирование торговли

В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации в кратчайшие сроки был разработан Федеральный закон «О розничных рынках», который был принят в конце прошлого года. Закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, упорядочивает деятельность по продаже товаров на рынках, а также облегчает доступ на них производителям товаров.

Необходимо активизировать деятельность министерства в области нормативно-правового регулирования внутренней торговли. Особую актуальность приобретает задача по разработке Закона о торговле, который в перспективе призван урегулировать отношения между государством и бизнесом и создать условия для дальнейшего развития этой сферы.

Некоторые положения проекта Закона о торговле:

  • требования к размещению торговых объектов в городах;
  • требования к обустройству и содержанию торговых объектов;
  • исчерпывающий перечень инструментов регулирования торговой деятельности;
  • режимы регулирования деятельности торговых сетей и малых торговых предприятий;
  • полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по регулированию торговой деятельности.

Развитие механизмов саморегулирования бизнеса

Важнейшее направление работы Министерства - участие в формировании саморегулирования отдельных видов профессиональной деятельности. Соответствующие мероприятия позволят создать профессиональное сообщество, способное квалифицированно формировать стандарты своей деятельности, а также обеспечивать защиту интересов неограниченного круга лиц.

В отдельных сферах (арбитражное управление, оценочная деятельность) уже осуществлен переход от лицензирования к саморегулированию и ведется работа по совершенствованию указанной системы. В других сферах (аудиторская деятельность, бухгалтерский учет, актуарная деятельность) - осуществляется разработка необходимой законодательной базы.

Развитие рынка земли и иной недвижимости

В 2007 г. в рамках реализации ФЦП, направленной на формирование системы кадастра недвижимости, должно быть завершено создание информационно-технической инфраструктуры системы государственного земельного кадастра. Хочу отметить, что в 2006 г. экономический эффект от реализации мероприятий программы, выражающийся в поступлении платежей за счет земельного налога, составил более 45 млрд руб.

Предстоит большая законодательная работа в области землепользования и рынка недвижимости. В частности, уже в этом году предстоит урегулировать следующие вопросы:

  • переоформление права постоянного пользования земельными участками юридическими лицами;
  • порядок резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • упорядочение садоводческой и дачной застройки;
  • регулирование сервитутов;
  • предоставление земельных участков под строительство.

Повышение эффективности гособоронзаказа

Одной из главных задач в области обеспечения заданного уровня национальной безопасности Российской Федерации является повышение эффективности гособоронзаказа.

Переход к 3-летнему оборонному заказу позволит существенно расширить базу для заключения долгосрочных контрактов и создать благоприятные условия для реализации заданий государственной программы вооружения, а в совокупности с федеральной программой развития ОПК - для динамичного развития предприятий ОПК. При этом переход с 2008 г. к закупкам продукции военного назначения через Федеральное агентство по поставкам вооружений и военной техники позволит обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств, освободить силовые структуры от выполнения несвойственных им функций.

В этой связи считаю необходимым завершить работу по созданию новой системы государственного регулирования цен на продукцию военного назначения. Сегодня в Минэкономразвития России разрабатывается концепция, определяющая цели, принципы и методологические основы формирования цен на продукцию военного назначения, которые должны лечь в основу соответствующей нормативной правовой базы. А в перспективе необходимо перейти на принцип «единой цены» для создаваемой военной техники, когда в цену конечных изделий включаются все затраты по проведению НИОКР и инвестиций.

Развитие системы управления по результатам

Одной из приоритетных задач на 2007 г. является создание нормативной и методологической базы системы управления социально-экономическим развитием, основанной на принципах управления по результатам. Предстоит подготовить пакет документов, который будет регламентировать управленческие процессы на всех уровнях - правительства, отдельных министерств и ведомств, а также позволит координировать деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти.

До конца года необходимо разработать и внести в правительство законопроект «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии», который должен регулировать:

  • процедуры выработки, принятия и реализации стратегических решений (от прогнозирования и целеполагания до мониторинга и контроля);
  • механизмы программно-целевого управления на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти;
  • полномочия и систему взаимодействия органов власти в процессе управления.

Работа над методической базой управления экономикой должна включать и разработку Концепции долгосрочного развития российской экономики. В ней необходимо раскрыть основные приоритеты развития в долгосрочной перспективе, пути решения проблемы инновационного прорыва российской экономики и выхода на качественно новые позиции в мире.

Необходимо уделить особое внимание развитию механизмов управления по результатам в регионах. Это не только позволит повысить качество управления в субъектах Российской Федерации, но и станет надежным инструментом увязки деятельности федеральных и региональных властей.

Регулирование внешнеэкономической деятельности

В ближайшее время «внешнеэкономическому блоку» Министерства необходимо решить несколько задач.

Необходимо завершить работу по подготовке Внешнеэкономической стратегии, в которой должны быть определены основные параметры интеграции России в мировую экономику - приоритеты, цели, позиции на разных рынках - на 15-20 лет.

Мы вышли на финишную прямую в решении задачи присоединения России к ВТО, практически завершив двусторонние переговоры. В ближайшее время было бы оптимальным достичь взаимоприемлемых развязок на многосторонних переговорах. В первую очередь это касается системных вопросов и объема государственной поддержки сельскому хозяйству.

Необходимо продолжить работу по подготовке правовой базы будущего Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. При этом должны быть полностью устранены ограничения в торгово-экономических отношениях с Белоруссией.

Приоритетным направлением по-прежнему остается поддержка экспорта продукции высокой степени переработки. В этой связи в ближайшее время необходимо внести изменения в правовую базу для облегчения доступа экспортеров к финансовым инструментам. А уже с 2008 г. перейти к утверждению ежегодных комплексных программ поддержки экспорта. В программах должны быть выделены приоритетные зарубежные рынки, определенные на основе потребностей отраслей, и поставлены четкие задачи для каждого ведомства и загранаппарата.

Требуют оптимизации таможенно-тарифные инструменты регулирования. В 2007 г. необходимо провести ревизию Таможенного тарифа в целях устранения искажений принципа эскалации - когда ставки пошлин на готовые изделия ниже, чем на сырье и комплектующие для их производства. В 2008-10 гг. следует также существенно сократить перечень товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами исключительно в фискальных целях.

В заключение хотел бы отметить, что по многим параметрам предстоящий 3-летний период будет значительно сложнее, чем предыдущий. Российской экономике предстоит пройти адаптацию к снижающимся ценам на нефть и сокращающемуся текущему сальдо платежного баланса. Главное в этих условиях - не потерять темпы роста и того вектора конструктивных преобразований, который был задан в предшествующий период. Впереди - огромная работа по развитию рыночных институтов и повышению конкурентоспособности российской экономики на основе взаимодействия государства и бизнеса. хотел бы отметить, что по многим параметрам предстоящий 3-летний период будет значительно сложнее, чем предыдущий. Российской экономике предстоит пройти адаптацию к снижающимся ценам на нефть и сокращающемуся текущему сальдо платежного баланса. Главное в этих условиях - не потерять темпы роста и того вектора конструктивных преобразований, который был задан в предшествующий период. Впереди - огромная работа по развитию рыночных институтов и повышению конкурентоспособности российской экономики на основе взаимодействия государства и бизнеса.

А это зависит, прежде всего, от людей, которые находятся сегодня в этом зале, от эффективности наших с вами решений. Это - ключевой вопрос. И тот высокий уровень квалификации наших сотрудников, та творческая и благожелательная атмосфера, которая сложилась в Министерстве, дают уверенность в том, что стоящие перед нами задачи будут выполнены.