Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

Выступление на XI Петербургском международном экономическом форуме (09.06.07, Санкт-Петербург)

Иванов С.Б., Первый заместитель Председателя Правительства РФ

Сама тема нашей дискуссии - «Россия - сценарий 2020» - говорит о кардинальных переменах, произошедших в стране. Мы уже можем позволять себе заглядывать в будущее не на год-два, а на десятилетия. Причем речь идет не об абстрактных «прожектах», а о вполне реальных целях, задачах, четкой стратегии действий.

И, разумеется, сегодняшняя тема созвучна истории и духу самого Санкт-Петербурга. Со времен Петра Великого Северная столица была ярким символом перемен, движения России вперед. Движения, основанного, прежде всего, на таланте и воле российского народа.

Вместе с тем Россия, решая задачи модернизации, всегда стремилась опираться на мировой опыт. Многие наши успехи в развитии технологий, науки и культуры стали возможны, благодаря восприимчивости к новым идеям. И, конечно же, благодаря умению творчески переосмысливать и развивать достижения других стран.

Эти качества неоднократно позволяли России добиваться быстрых темпов роста. И сегодня, в условиях глобализации, у стратегии открытости и интеграции в мировую экономику нет альтернативы.

Часто от наших западных коллег и партнеров приходится слышать, что Россия и Запад идут разными дорогами. Думаю, они забывают об известной истине - что к одной и той же цели ведет множество путей. И в истории есть немало примеров, когда далекие от Запада в географическом и культурном плане страны, в конечном счете, превращались в развитые демократии с рыночной экономикой. При этом их путь не обязательно был похож на путь европейских государств.

Но Россия - это неотъемлемая часть европейской цивилизации. Её культурные и духовные ценности - это и наши ценности. Народ России сделал свой исторический выбор - выбор в пользу демократии, открытости, свободы общественной и деловой инициативы. Это - та основа, которая не может быть подвергнута ревизии. Это - главные ориентиры нашей стратегии.

Какой будет Россия в 2020 году? Не сомневаюсь, что, прежде всего, - демократическим, правовым государством, уважающим права и достоинство человека. В России сформируется система институтов, обеспечивающих эффективную защиту личности, собственности, механизмы обратной связи между государством, бизнесом и обществом. Качественно вырастет влияние гражданского общества на социально-экономическое развитие страны.

Россия по многим социальным и экономическим характеристикам сможет вплотную приблизиться к развитым государствам-членам ОЭСР. По размерам ВВП к 2020 г. страна войдет в пятерку крупнейших экономик мира. А ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составит 30 тыс. долл. в ценах 2005 г.

Усилится влияние постиндустриальных сегментов экономики. Россия займет лидирующие позиции на рынках высокотехнологичной продукции как минимум по 4-6 позициям (здесь её доля составит не менее 10%). Это - ядерная энергетика, авиастроение, судостроение (ледоколы, научные суда, газовозы, суда для освоения шельфа и класса «река-море»). А также - производство ракетоносителей и космических аппаратов, услуги космических запусков, программное обеспечение, нанотехнологии.

Объемы услуг связи по сравнению с 2006 г. увеличатся более чем в 14 раз, а рынок информационных технологий возрастет более чем в 2 раза.

Не менее 50% граждан РФ составят средний класс. Качество их жизни приблизится к показателям среднего класса развитых стран. Половина экономически активного населения будет иметь высшее профессиональное образование, по качеству близкое к средним показателям стран ЕС.

Разумеется, достижение всех этих показателей - очень непростая задача, требующая огромных усилий. И нельзя забывать, что многие попытки модернизации срывались из-за непоследовательности, популизма, неразрешенных социальных противоречий.

Поэтому, ставя сегодня столь высокие ориентиры, мы реалистично оцениваем собственные возможности, как и вызовы. И, как показывает анализ, возможности, естественные преимущества России часто переплетены с её основными проблемами.

Выстраивая нашу стратегию, мы в полной мере можем рассчитывать на огромный человеческий капитал России. Речь идет о высоком уровне образования россиян, их громадных творческих способностях, умении легко осваивать всё новое и прогрессивное.

Однако вы согласитесь, что этот потенциал используется далеко не эффективно. Во многих отраслях экономики до сих пор недопустимо низкая производительность труда. Жилищная проблема и неразвитость инфраструктуры - не позволяют подавляющему числу российских граждан двигаться за образованием и работой из региона в регион, сковывается мобильность рынка труда.

Сохраняются серьезные диспропорции между структурой подготовки кадров и спросом. Наметился острый дефицит многих бизнес-компетенций, напрямую определяющих конкурентоспособность экономики и всей страны в целом. Растут диспропорции в доходах населения.

В отличие от многих других стран, сопоставимых с нами по уровню ВВП на душу населения, Россия в ряде секторов науки и техники уже сейчас находится на передовых рубежах и конкурирует с мировыми технологическими лидерами.

Вместе с тем наша острая проблема - это слабая инновационная активность в экономике, отсутствие современной инфраструктуры внедрения и коммерциализации научных идей и открытий.

Важный источник экономического развития - это колоссальные природные богатства России. В то же время российская экономика по-прежнему чрезмерно зависит от экспорта ресурсов. Долгое время мы буквально сидели на «сырьевой игле», а потребительская психология приводила к застою в развитии обрабатывающих отраслей. И сегодня - мы отстаем от других стран на рынках продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Естественное конкурентное преимущество России - ее география. Сегодня Россия находится в центре самого динамично развивающегося региона мира. Такое соседство открывает огромные возможности для экспорта и инвестиций. Тем более что по территории нашей страны проходят кратчайшие пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу.

Однако уже сейчас мы сталкиваемся с инфраструктурными ограничителями экономического роста. Неразвитая транспортная система - так называемое «транспортное неравенство» - не только «съедает» цифры экономического роста, но и порождает серьезные социальные проблемы и даже геополитические риски. Сегодня для жителя Дальнего Востока добраться до Москвы или Петербурга - порой просто неразрешимая проблема. Что говорить, если только сейчас заканчивается строительство сквозной автомагистрали до Владивостока.

К инфраструктурным ограничителям добавлю и растущий разрыв между генерацией и энергопотреблением.

Теперь несколько слов об общем экономическом, деловом климате. Россия добилась высоких показателей макроэкономической и бюджетной устойчивости. Несколько лет подряд у нас солидный бюджетный профицит, низкий уровень госдолга и объем госрезервов, приближающийся к 50% ВВП. Такое устойчивое состояние государственных финансов укрепляет фундамент для долгосрочного развития экономики.

Россия уже сегодня является не только импортером, но и крупным экспортером капиталов. Экспорт капитала позволяет российским компаниям становится влиятельными транснациональными корпорациями, диверсифицировать риски, осваивать новые рынки и приобретать новые технологии.

Растущий российский рынок действительно открывает сегодня большие возможности. Но значит ли это, что жизнь предпринимателя спокойна и безоблачна?

Многие сферы российской экономики все еще закрыты от конкуренции, что препятствует модернизации и притоку инвестиций. Предпринимательскую инициативу останавливают высокие барьеры для выхода на рынок и неравные условия конкуренции. Развитию малого и среднего бизнеса препятствует монополизация локальных рынков.

«Ахиллесовой пятой» остается высокий уровень коррупции. Слабо работают институты, призванные защищать права собственности. Эффективность госрегулирования, как в целом и качество государственных услуг, - низкая.

Вывод один - мы должны учиться более эффективно управлять, распоряжаться нашими ресурсами и естественными преимуществами. России необходимо совершить качественный прорыв в конкурентоспособности во всех сферах - в экономике и инновациях, социальной сфере и госуправлении.

Развитие человеческого капиталасегодня прямо связано с кардинальной перестройкой системы образования в соответствии с лучшими международными стандартами. Необходимо повышать её открытость и создавать условия, при которых российские институты могли бы успешно соперничать с ведущими вузами мира.

Модернизация системы образования предполагает, в том числе, расширение практики обучения студентов за рубежом и научных обменов. А также - приглашение зарубежных преподавателей, включая наших соотечественников, которые сегодня успешно работают в иностранных университетах.

Очевидно и то, что в России нужно создавать учебные заведения нового типа. Например - бизнес-школы и школы государственного администрирования.

В век прорывного развития технологий особое значение имеет формирование в стране так называемого «информационного общества». И я намеренно говорю о такой, казалось бы, масштабной «макропроблеме» именно в связи с человеком, с социальными аспектами. «Информационное общество» - это не абстрактный термин, а прежде всего доступность всего спектра информационных услуг для каждого человека. IТ-технологии должны стать атрибутом повседневной жизни. Должны открыть новые возможности для профессиональной деятельности, образования, правовой, медицинской помощи.

Именно человеческий потенциал создает предпосылки для успешной диверсификации экономики на инновационной основе. Убежден, России по силам стать одним из ведущих мировых инновационных центров. Для этого в самое ближайшее время будет создана специальная система содействия инновационным, прорывным проектам.

Предстоит определить «точки роста», которые дадут импульс развитию как отдельных предприятий и отраслей, так и всей отечественной экономике. Пример - программа развития нанотехнологий. По оценкам ученых, именно они способны совершить революцию, в хорошем смысле этого слова, во многих сферах - от промышленного производства до генной медицины. Можно назвать и целый ряд других прорывных технологий, в том числе - оборонных.

Роль катализатора в развитии инновационной инфраструктуры призваны сыграть технико-внедренческие и производственные особые экономические зоны. Уже сейчас предприятиям-резидентам таких зон предоставляются серьезные таможенные и налоговые преференции. Они освобождаются от налога на имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации. Значительно снижена для них и ставка ЕСН. Всего таких зон создано 6.

Одновременно начинается реализация государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий. В 2007 г. предусматривается выделение 2 млрд руб. на работы по подготовке инфраструктуры для строительства технопарков в 7 пилотных регионах.

Уже создан Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, призванный поддержать венчурные проекты в этой сфере. Знаковым событием стало и образование Российской венчурной компании. Она обеспечит принципиально более высокий уровень финансирования молодых высокотехнологичных предприятий - так называемых старт-апов.

Первые венчурные фонды, созданные с ее участием, начнут работу уже в конце лета - начале осени 2007 г. Три из них уже отобраны. Их суммарный капитал - более 8 млрд руб.

Всего же с участием средств Российской венчурной компании в течение 2007 года будет создано 8-12 венчурных фондов с совокупным капиталом порядка 30 млрд руб. Эти фонды обеспечат венчурным капиталом до 200 инновационных компаний и станут косвенным катализатором создания еще порядка 1000 предприятий.

В поле нашего особого внимания - повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей. Так, наша авиационная промышленность должна стать третьей в мире по выпуску гражданской продукции. Россия планирует занять до 10% мирового рынка гражданской авиатехники. Трехкратное увеличение объемов производства ожидаем и в судостроительной отрасли.

Дальнейшее развитие получит атомная энергетика. Россия традиционно располагает здесь серьезным потенциалом, в том числе экспортным. Например, только наша страна приступила к производству уникальных плавучих электростанций с ядерными реакторами. Существенно возрастет и доля атомной генерации в энергетическом балансе страны.

В стадии реализации - многие перспективные космические проекты. В частности - навигационная система ГЛОНАСС. Напомню, что эта система является ярким примером успешного трансферта оборонных технологий в гражданскую сферу.

Именно для решения задачи инновационного развития сейчас формируются крупные холдинги. Создавая подобные холдинги, государство выкупает часть активов у частного бизнеса, подчеркну - по рыночной цене и без всякого намека на экспроприацию.

Это вовсе не означает, что мы возвращаемся назад, к государственным монополиям, к тепличным условиям госпротекционизма. Речь идет о создании публичных корпораций, способных взяться за масштабные проекты и успешно конкурировать на глобальных рынках.

При этом холдинги будут работать в кооперации с частными компаниями, включая иностранные. Надеемся, что такая практика позволит нам не только повысить эффективность крупных предприятий, но и даст импульс к развитию малого и среднего бизнеса в промышленности и секторе услуг. Это будет хорошим дополнением к политике поддержки малого бизнеса и развития микрофинансовых институтов.

Формирование холдингов сопровождается мерами по развитию конкурентной среды, включая открытие этих секторов для международной конкуренции.

Хороший пример - запуск в России автосборочных производств известных зарубежных марок. Или - алюминиевая отрасль, где после формирования крупного отраслевого гиганта планируется снизить импортные пошлины на алюминий.

В процессе реструктуризации и создания холдингов предусматривается приватизация непрофильных активов, включая финансовые, транспортные и логистические компании. А также - развитие аутсорсинга и меры по стимулированию конкуренции среди поставщиков.

Принципиальный вопрос - структура собственности создаваемых корпораций. Думаю, вы заметили, что российские компании, в том числе государственные, активно производят первичные размещения своих акций, так называемые IPO. И цель здесь - не просто привлечь средства, но и стать по-настоящему современными публичными компаниями, акциями которых могут владеть и российские, и иностранные собственники.

Думаю, что часть акций формируемых холдингов со временем поступит в свободное обращение, и они станут привлекательным объектом для инвестиций, в том числе стратегических Одновременно продолжим курс на совершенствование системы корпоративного управления, внедрение международных стандартов бухгалтерской отчетности.

Подчеркну: развивая инновационную экономику и модернизируя индустрию, мы будем использовать возможности глобального рынка. Выбор инструментов здесь широкий - закупка оборудования и технологий, формула «ваши технологии в обмен на наш рынок», совместные разработки и сотрудничество в сфере логистики и дистрибуции.

Намерены расширять партнерство с зарубежными инжиниринговыми компаниями и исследовательскими центрами. Приглашаем к сотрудничеству ученых, инженеров, дизайнеров, в том числе наших соотечественников.

В 90-е годы Россию покинули очень многие российские ученые и исследователи. Безусловно, это огромная потеря. Но это - и возможность для налаживания связей с мировым научным и исследовательским сообществом. Необходимо заинтересовать соотечественников, живущих за рубежом, работать на благо российской экономики и науки. Тут важно всё - и престиж, и так называемый «русский размах» предлагаемых проектов, материальные условия и правовые гарантии. В том числе - касающиеся надежной защиты интеллектуальной собственности.

Для диверсификации экономики и создания конкурентной среды намерены продолжить курс на привлечение прямых иностранных инвестиций. Прежде всего - в обрабатывающую промышленность и сферу услуг.

За прошедший год накопленный объем иностранных инвестиций в России превысил 150 млрд долл. А приток иностранных инвестиций только в первой половине этого года ожидается нами в размере 60 млрд долл. По этим показателям Россия опережает большинство стран с переходной экономикой.

Мы заинтересованы в создании благоприятных условий для работы иностранных инвесторов. Речь идет о прозрачном режиме инвестиций в отрасли инфраструктуры, дальнейшем развитии фондового рынка и банковского сектора.

Считаем, что нам нужна долгосрочная стратегия развития конкурентной среды. Такая стратегия должна быть направлена на дальнейшую модернизацию системы защиты конкуренции и антимонопольного регулирования. А также - на устранение барьеров для входа на рынки новых российских и иностранных предприятий. Полагаю, что в основу стратегии могли бы лечь нормы и принципы Организации экономического сотрудничества и развития, а также соответствующий опыт ЕС.

«Заповедники», закрытые от конкуренции, - не на пользу общему развитию экономики. Поэтому на повестке дня постепенное формирование конкурентной среды в инфраструктурных и энергетических секторах, в том числе за счет реструктуризации естественных монополий.

Еще один существенный момент - развитие внешней конкуренции. После вступления России в ВТО барьеры для иностранных конкурентов существенно снизятся. Дальнейшие шаги в этом направлении - заключение договора о стратегическом партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом и модернизация институтов регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с нормами и правилами, принятыми в странах ОЭСР.

В ближайшие полгода будет завершена работа по подготовке Внешнеэкономической стратегии России. Роль этого документа - не только в том, чтобы определить приоритеты внешнеэкономической политики. Важно сформулировать конкретную повестку для институтов, работающих на повышение международной конкурентоспособности отечественной экономики.

Правительство прикладывает максимальные усилия, чтобы российские госструктуры соответствовали институтам развитых стран. В этой сфере мы только начали движение вперед. Проводимые реформы направлены на повышение качества госуправления, предотвращение коррупции, ограничение вмешательства государства в экономику, освобождение его от несвойственных функций

На рассмотрении Федерального Собрания сейчас находится проект закона, регулирующего доступ граждан к информации о деятельности органов власти. Его положения разрабатывались с учетом законодательства самых открытых государств - членов ЕС.

Правительством также принята Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-11 гг. В ней предусматриваются меры по обеспечению открытости и прозрачности правосудия, независимости судей, улучшению исполнения судебных актов, повышению доверия граждан и хозяйствующих субъектов к правосудию.

В России успешно осуществлено разграничение полномочий между уровнями власти. В результате - у каждого уровня власти появилась четко определенная компетенция. Продолжается работа по развитию системы местного самоуправления. Совершенствуются межбюджетные отношения, что облегчает преобразования на региональном и муниципальном уровнях.

Появляются новые возможности влияния гражданского общества на политический процесс в России. К примеру, созданная в 2006 г. Общественная палата стала действенным каналом гражданского влияния на реализацию экономической и социальной политики страны.

И здесь должен подчеркнуть: когда мы говорим о выработке долгосрочной стратегии развития Россия, то обязательно подразумеваем открытую дискуссию и диалог. Потому что, только опираясь на согласие в обществе, на созидательную энергию, поддержку и понимание людей можно реализовать столь масштабную национальную программу.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Нам хотелось бы, чтобы Петербургский форум стал еще одной площадкой для обсуждения путей развития России и перспектив ее интеграции в мировую экономику. Предстоящие круглые столы, встречи, дискуссии предоставят для этого много возможностей. А нашим зарубежным гостям хочу пожелать, чтобы в общении с российскими коллегами, партнерами, людьми на улицах этого прекрасного города они почувствовали дух и устремления современной России, которая меняется буквально на глазах, набирает силу и искренне открыта для самого широкого сотрудничества.