Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Реализация в Алтайском крае приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Карлин А.Б., глава администрации Алтайского края

Привлечение инвестиций в жилищное строительство - одна из главных задач, которую необходимо решить для успешной реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Основными задачами реализации проекта в Алтайском крае являются:

  • создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
  • создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
  • обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.

Актуальность данного вопроса для граждан Алтайского края обусловлена несоответствием спроса и предложения на региональном рынке строительства жилья.

Жилищный фонд Алтайского края в 2005 г. составлял около 50 млн м2 общей площади жилых домов, из них 2 млн м2 введены в эксплуатацию в 2000-2004 гг., в том числе на продажу - 154,8 тыс. м2. Наиболее интенсивно строительство жилья ведется в городе Барнауле. В 2000-2004 гг. в г. Барнауле введено в эксплуатацию 952,6 тыс. м2 общей площади жилых домов или 48% от общего ввода по Алтайскому краю.

Высокий спрос населения на жилье обусловлен двумя факторами:

1) ежегодно в Алтайском крае в среднем регистрируется более 18 тыс. новых семей, для удовлетворения жилищных потребностей которых по социальным нормам требуется более 750 тыс. м2 жилья в год;

2) более 65 тыс. семей зарегистрированы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, для удовлетворения жилищных потребностей которых требуется около 3,8 млн м2 жилья.

Коренным образом по сравнению с дореформенным периодом изменились источники формирования предложения жилья и удовлетворения жилищных потребностей людей.

Если до 1990 г. доля индивидуального жилищного строительства составляла 10% от общего ввода площади жилых домов по Алтайскому краю, то к 2005 г. этот показатель вырос в 6,5 раз и составил 64,4% введенного в эксплуатацию жилья, что в 1,6 раза выше, чем в среднем по России.

Ежегодно в Алтайском крае выдается порядка 3000 разрешений на строительство жилых домов. Каждый второй индивидуальный дом строится в сельской местности.

Важным источником удовлетворения потребности населения в жилье являются реализуемые на территории Алтайского края федеральные и региональные жилищные программы, подпрограммы и направления строительства жилых домов, основу которых составляют федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. и краевая целевая программа «Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 г.».

За счет средств бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий ежегодно в среднем направляется около 400 млн руб. Бюджетные средства, в первую очередь, направляются на поддержку тех, кому сложно приобрести жилье самостоятельно. Средства направляются в основном на вторичный рынок. Среднегодовой ввод нового жилья за счет бюджетов всех уровней составляет 4% от общего ввода по Алтайскому краю.

Федеральной целевой программой «Жилище», организационно-финансовым механизмом реализации национального проекта предусмотрена реализация 2 подпрограмм, направленных на повышение доступности жилья:«Обеспечение жильем молодых семей» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Порядок и механизм предоставления средств из краевого бюджета на реализацию подпрограммы определены в краевой целевой программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 гг.

На начало 2006 г. в Алтайском крае в очереди на улучшение жилищных условий стоит 3184 семьи, 962 из которых желают участвовать в подпрограмме. Молодым семьям - участникам подпрограммы предусмотрена субсидия в размере 40% от стоимости жилья, из них 10% за счет средств федерального бюджета, 30% за счет средств краевого и местных бюджетов или предоставление субсидии на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения (строительства) жилья.

Исходя из этих условий в 2006 г. на реализацию подпрограммы планируется привлечь 250 млн руб. Это позволит обеспечить жильем более 360 молодых семей.

Целью подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством»является обеспечение жильем отдельных категорий граждан Алтайского края, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По состоянию на 01.01.06 в Алтайском крае 2291 семья, относящаяся к данным категориям граждан, состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:

  • граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица - 438 семей;
  • граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - 275 семей;
  • граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, - 1322 семьи;
  • участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица - 256 семей.

В августе текущего года получены и распределены 118 жилищных сертификатов на приобретение жилья гражданам, уволенным с военной службы.

В сентябре 2006 г. распределены 2 государственных сертификата для обеспечения жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, на общую сумму 860,88 тыс. руб. На оставшуюся сумму (280,22 тыс. руб.) подготовлена заявка в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на предоставление третьего государственного жилищного сертификата.

Кроме того, Администрацией края направлено обращение в Министерство регионального развития РФ и предоставлении 337 государственных жилищных сертификатов: для участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф - 71 сертификат, для граждан, признанных вынужденными переселенцами, - 266 сертификатов.

В Алтайском крае реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». В программе могут участвовать молодые специалисты, выпускники аграрных вузов и ССУЗов, врачи, работники образования и культуры, другие специалисты, работающие в агропромышленном комплексе.

На эту программу в 2006 г. федеральным бюджетам выделено 25 млн руб., которые уже распределены между районами края. Еще 48 млн руб. составляет софинансирование программы из краевого бюджета, в том числе:

  • реализация программы кадрового обеспечения АПК - 2500 млн руб.;
  • развитие жилищного строительства в сельской местности - 33 500 млн руб.;
  • обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе - 12 000 млн руб.

Одним из способов решить проблему увеличения обеспечения жильем граждан края является ипотечное кредитование. Динамика развития ипотечного кредитования в Алтайском крае позволяет говорить о том, что ипотека постепенно становится тем инструментом, который помогает решить жилищную проблему, приобрести жилье большинству населения.

С каждым годом увеличивается объем предоставленных населению ипотечных жилищных кредитов: в 2005 г. кредитными организациями выдано населению края более 5 тыс. жилищных ипотечных кредитов на сумму около 2,2 млрд руб. К 2010 г. этот показатель планируется увеличить до 5,9 млрд руб., что позволит ежегодно улучшать жилищные условия 12 тыс. семей в год. По итогам 8 месяцев текущего года объем выданных ипотечных кредитов превысил 3269 млн руб.

Данное направление на территории края осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае на 2005-2010 годы» краевой целевой программы «Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года».

Развивается система долгосрочного жилищного кредитования, представленная на сложившемся рынке жилья:

  • ОАО «Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию» - региональный оператор ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (город Москва);
  • ООО «Алтайская ипотечная корпорация», являющимся сервисным агентом ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (г. Москва) и работающим по его стандартам;
  • коммерческими банками, среди которых лидирующее положение занимает Алтайский банк Сберегательного банка России.

Лидирующее положение по выдаче кредитов на строительство и приобретение жилья населению занимает региональный оператор общефедеральной системы ипотечного жилищного кредитования ОАО «Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию» (АЖИК), в 2005 г. им выдано 1579 кредитов на сумму более 800 млн руб. Темп роста числа выданных ОАО «АЖИК» кредитов по отношению к 2004 г. составил 216%. Это позволило региональному оператору в 2005 г. по количеству и объемам выданных ипотечных кредитов выйти на второе место в России среди всех региональных операторов и сервисных ипотечных агентов.

Учитывая высокий спрос на ипотечные кредиты со стороны населения с низким и средним уровнем доходов, ОАО «АЖИК» с 2006 г. изменены внутренние стандарты:

  • процентная ставка по выдаваемым ипотечным кредитам варьируется от 11,5 до 16% в зависимости от срока и суммы кредита;
  • увеличен объем выдаваемого кредита и срок кредитования населения;
  • предусмотрено предоставление кредита под залог имеющегося жилья;
  • снижен минимальный размер предоставляемого кредита жителям сельской местности (50 000 руб.);
  • снижены расходы заемщика на оформление кредита.

Для повышения доступности ипотечного кредитования жителей сельской местности ОАО «АЖИК» открыто 57 филиалов и представительств в районах и городах края.

Администрацией края определен перечень жилых домов, завершение строительства которых в 2006 г. планируется за счет ипотечного кредитования. Это позволит к концу текущего года ввести в эксплуатацию около 30 тыс. м2 общей площади жилых домов, или 7,5% от среднегодового ввода по краю.

В целом, увеличение объемов ипотечного кредитования населения, дифференциация условий предоставления кредитов повышает доступность жилья не только для граждан с уровнем доходов выше среднего, но и для малообеспеченных семей. Возможность получения кредита на приобретение жилья на первичном рынке увеличивает спрос в данном сегменте, что ведет к активизации строительной деятельности в регионе.

По оценкам специалистов, производственные мощности строительного комплекса Алтайского края имеют значительный резерв и способны в короткие сроки удвоить объем ввода жилья по сравнению с достигнутым уровнем.

Однако отрицательное влияние на темпы и объемы жилищного строительства оказывают следующие обстоятельства:

  • градостроительная документация большинства городских и сельских поселений устарела, требует корректировки. Это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства;
  • сроки согласования строительства объектов составляют в городах Алтайского края до 15 месяцев, что влечет значительные финансовые расходы застройщиков.

Для обеспечения прозрачности процедур землепользования и застройки, упрощения получения прав на земельные участки под жилищное строительство и формирования предложений на рынке жилья ведется работа по приведению нормативных правовых актов Алтайского края в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ, предусматривающая коренное изменение процедуры подготовки разрешительной документации для строительства объектов. Это значительно упростит работу застройщика, инвестора и повысит ответственность органов местного самоуправления, обеспечит формирование предложений на рынке жилья путем заблаговременной подготовки пакета документов, устанавливающих правовые основы использования земельных участков, позволит инвесторам иметь полную информацию об условиях строительства и оперативно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка, а органам местного самоуправления - осуществлять аукционную продажу земельных участков с установленными регламентами их использования.

Существенно ограничивает рост объемов жилищного строительства отставание в развитии коммунальной и инженерной инфраструктуры. Для решения этой проблемы в крае ведется работа в нескольких направлениях.

Во-первых, реализуется подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой», целью которой является рост предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения. В рамках выполнения подпрограммы определен перечень земельных участков в крае, предназначенных под жилищное строительство, но не обеспеченных коммунальной инфраструктурой. Их площадь составляет 2230 га, на которых может быть построено 4,4 млн м2 жилья, для чего необходимо привлечь более 70 млрд руб. капитальных вложений.

Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей и подготовки территории в г. Барнауле, где осуществляется интенсивное строительство жилья. Доля стоимости инженерных сетей в стоимости квартир в жилых домах, построенных в центральной части города, достигает 35%. Поэтому подпрограмма в первоочередном порядке начнет осуществляться в краевом центре. Реализацию инвестиционных проектов предполагается осуществить на площади 198,6 га. Планируемый ввод жилого фонда - 1 221,3 тыс. м2.

В текущем году первым этапом выполнения подпрограммы стал инвестиционный проект «Обеспечение инженерной инфраструктурой кварталов 2000 и 2001 в городе Барнауле». Кварталы, с одной стороны, приближены к сосновому бору, с другой примыкают к парковой зоне, что обеспечивает экологически благоприятную среду для проживания. Наличие развитой транспортной системы связывает кварталы с центральной частью города и промышленной зоной. Предусмотрено строительство школ, детских садов, объектов культурно-бытового назначения, паркингов с комплексами обслуживания населения.

Согласно данному проекту, планируемый ввод жилья в ближайшие 3 года составит 442 тыс. м2 общей площади. Опыт реализации данного инвестиционного проекта станет основой для дальнейшего планирования программ обеспечения инженерной инфраструктурой кварталов г. Барнаула и других муниципальных образований края.

Еще один вариант решения программы обеспечения инженерной инфрастуктурой земельных участков жилищного строителсьтва в крае - сотрудничество с одним из ведущих российских энергомашиностроительных холдингов «Энергомаш», который в соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 г.», подпрограммами «Эффективность ТЭК», «Энергоэффективность в сфере потребления» (раздел «Энергоэффективность в ЖКХ») разработал и претворяет в жизнь программу строительства 1000 блоков высокоэффективных газотурбинных теплоэлектроцентралей (ГТ ТЭЦ) мощностью 18-36 МВт и 80-100 Гкал/ч. Финансовую поддержку программы, а именно, ее кредитование осуществляет Сбербанк РФ, у которого с компанией «Энергомаш» сложились деловые, взаимовыгодные отношения. Общий объем инвестиций в программу составит порядка 200 млрд руб. В настоящее время в г. Барнауле построена первая в Сибири ГТ ТЭЦ, которая осенью 2006 г. будет сдана в эксплуатацию. Всего в Барнауле намечено к строительству 10 энергоблоков со сроком сдачи в эксплуатацию в 2008 г. При строительстве каждой ГТ ТЭЦ в инженерную инфраструктуру (электрические, тепловые, водопроводные сети до точек врезки в существующие сети) инвестором будет вкладываться до 150 млн руб. собственных и заемных средств. В Алтайском крае эта инвестиционная программа предусматривает капиталовложения порядка 3 млрд руб.

Главная цель программы - замена устаревших, отработавших свой срок малоэффективных котельных для более надежного обеспечения жителей регионов и промышленных предприятий тепловой и электрической энергией по доступным тарифам, с участием компании в реконструкции и модернизации тепловых и электрических сетей, что позволит решить проблему теплоэлектроснабжения вновь застраиваемых жилых кварталов и микрорайонов Барнаула, Бийска, Белокурихи и других городов Алтайского края.

Целью подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. В рамках подпрограммы будет выделено из федерального бюджета в 2006 г. около 18 млн руб. на строительство комплекса механического обезвоживания сырого осадка КОС-1 г. Барнаула, из бюджета края необходимо выделить 25,6 млн руб.

С целью увеличения строительства жилья и организации производства новых строительных материалов на основе научно-технических разработок Администрацией Алтайского края осуществляется стимулирование инвестиционно-строительного комплекса Алтайского края путем субсидирования банковской процентной ставки по привлекаемым предприятиями кредитам.

В текущем году бюджетная поддержка оказывается фирме «Малавит» в реализации инвестиционного проекта «Организация производства многослойных теплоэффективных блоков», рассмотрены и выданы положительные заключения по крупным инвестиционным проектам «МКК-Алтаймраморгранит», МУП «Барнаулкапстрой», ООО «Алом».

Реализация в крае комплекса мер по улучшению жилищных условий населения приносит положительный результат. На сегодня развитие строительной сферы экономической деятельности края свидетельствует о том, что продолжительная, длившаяся с 1990 по 2004 г., тенденция снижения объемов жилищного строительства преодолена. Активизировался спрос на строительную продукцию производственного и непроизводственного назначения. Если в 2005 г. прирост объемов жилищного строительства в сравнении с 2004 г. составил 15%, то, по итогам первого полугодия 2006 г. объем введенного в эксплуатацию жилья возрос к уровню соответствующего периода прошлого года на 43%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввод жилья увеличили 8 городов и 29 районов края, а всего он составит 425 тыс. м2 общей площади, что соответствует показателю, предусмотренному заключенным Администрацией края с Министерством регионального развития соглашением. По вводу жилья населением за счет собственных средств и кредитных банковских ресурсов край в 1,3 раза превышает аналогичный показатель в целом по России.

Карлин Александр Богданович. Кандидат юридических наук, профессор. Действительный член РАЕН. Заслуженный юрист РФ. Почетный работник органов прокуратуры. Почетный работник органов юстиции. Действительный государственный советник 1-го класса. В 1989-1990 гг. - помощник Генерального прокурора СССР по особым поручениям, затем заместитель начальника управления Прокуратуры СССР. С 1992 г. - начальник отдела управления Генеральной прокуратуры РФ. В 1993 г. назначен заместителем начальника управления Генпрокуратуры РФ, в 1994 г. - начальником отдела, в 1996 г. - начальником Управления по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генпрокуратуры РФ. С 2000 г. - статс-секретарь - первый заместитель министра юстиции РФ, с 2001 г. - первый заместитель министра юстиции РФ. В 2004 г. назначен начальником Управления Президента РФ по вопросам государственной службы. С 2005 г. - глава администрации Алтайского края.