Концепция стратегии развития Калининградской области (одобрена на заседании Межведомственной комиссии по разработке стратегий социально-экономического развития регионов РФ 27.06.06)
Лапин Ф.Ф., министр экономики Калининградской области
Новейшая история Калининградской области начинает свой отсчет с того момента, как прекратил существование Советский Союз. Именно тогда возникла необходимость компенсировать эксклавное положение региона. В качестве инструмента поддержки был выбран режим Особой экономической зоны (ОЭЗ), который был оформлен федеральным законом в 1996 г. За прошедшие 10 лет ситуация значительно поменялась. Стало понятно, что только таможенными льготами невозможно обеспечить устойчивый рост экономики региона. В условиях, когда идет сближение России и Европейского Союза, а таможенные барьеры будут снижаться, в том числе благодаря вступлению России во Всемирную торговую организацию, необходимо создавать новые механизмы.
Их два. Во-первых, 01.04.06 вступила в силу новая редакция Федерального закона об ОЭЗ, которая создает значительные преференции для крупных инвестиций. При этом предусмотрен 10-летний переходный период, который позволит сохранить все, что создано за последнее десятилетие. Во-вторых, правительство области разрабатывает комплексную программу развития региона. Безусловно, ее реализация потребует немало усилий, но уже через 5 лет она позволит обеспечить уровень жизни в области сопоставимый со стандартами соседних стран и превратить потенциальные возможности региона в реальные.
Область все чаще привлекает внимание представителей политических и деловых кругов, становится открытой площадкой в международном сотрудничестве, своеобразным мостом между Россией и Евросоюзом. В регионе успешно работают компании ближайших соседей области, имеется опыт сотрудничества с европейскими странами. Область открыта к сотрудничеству и готова оказать поддержку компаниям, идущим в область с интересными и взаимовыгодными предложениями.
Специфика положения региона определила и его проблемы. Оставаясь частью России, Калининградская область оказалась под влиянием внешних факторов, включающих мировые ставки тарифов на железнодорожные перевозки, возникновение дополнительных барьеров для транзита людей и грузов из области в другие регионы РФ и обратно. Все это привело к тому, что спад в экономике области был глубже, чем спад в экономике России в целом. Однако в настоящее время Калининградская область начинает догонять, а по отдельным показателям даже опережать в развитии Российскую Федерацию.
Регион уже 3-й год занимает лидирующие позиции в СЗФО (данные за 2005 г.):
- индекс промышленного производства - 118,9% (1-е место в СЗФО);
- индекс производства в обрабатывающем производстве - 104,6% (5-е место в СЗФО);
- рост объема строительных работ - 117,2% (4-е место в СЗФО);
- реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы вырослина 21,4% (1-е место в СЗФО);
- оборот розничной торговли вырос на 15,2% (2-е место в СЗФО);
- платные услуги выросли на 10,7% (2-е место на Северо-Западе).
Создаются крупные инфраструктурные объекты, позволяющие региону приблизиться к уровню европейских стран, среди которых теплоэлектростанция, паромный терминал, очистные сооружения.
Сегодня мы стремимся к созданию благоприятного делового климата, способствующего притоку трудовых ресурсов, привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности продукции промышленного и сельскохозяйственного производства.
Отчетливо прослеживается тенденция роста бюджетной, обеспеченности собственными доходами консолидированного бюджета области, увеличивается и доля собственных доходов (рис. 1).
Рис. 1. Бюджетная обеспеченность населения Калининградской области.
Однако по сравнению с Литвой и Польшей, с которыми граничит область, величина бюджетной обеспеченности на одного жителя еще сильно отстает (рис. 2). Бюджетная обеспеченность, исчисленная по паритету покупательной способности, которая учитывает соотношение расходов в конкретных странах, показывает меньший разрыв, но он все равно остается слишком большим (рис. 3). Основным объяснением этого является низкая производительность экономики региона.
Рис. 2. Бюджетная обеспеченность в 2005 г. Калининградской области и соседних стран.
Рис. 3. ВВП/ВРП Калининградской области и соседних стран на душу населения (по паритету покупательной способности).
ВРП на душу населения значительно уступает сопредельным странам, что говорит о низкой производительностиэкономики Калининградской области. На рис. 3 видно, что валовой региональный продукт на одного жителя, произведенный в Калининградской области в 2004 г., был в 2,6 раза меньше, чем в соседних Литве и Польше. Это говорит о том, что в регионе существуют возможности для экономического роста и задача стратегии - выявить и реализовать источники этого развития.
Темпы экономического роста в Калининградской области значительно выше, чем в России, Польше и Литве (рис. 4).
Рис. 4. Темпы роста ВРП/ВВП.
По темпам роста ВРП регион обгоняет не только соседние страны, но и Россию в целом. Анализ показывает, что источниками развития Литвы и Польши в последние годы является европейская финансовая помощь, направляемая на структурные реформы и развитие инфраструктуры. Так в 2004-2006 гг. суммарные вложения ЕС в экономику Польши составили около 12,5 млрд евро, а в экономику Литвы - свыше 1,5 млрд евро.
На этом фоне недостаточным выглядит финансирование федеральных мандатов на территории области, включая расходы на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии (в качестве примера можно привести гидротехнические сооружения, а на территории области имеются польдерные земли - находящиеся ниже уровня моря). С таким уровнем финансирования невозможно обеспечить паритет в развитии инфраструктуры и обеспечить снижение рисков.
Показатели качества жизни в Калининградской области по ключевым направлениям, в которых реализуются национальные проекты, ниже, чем в целом по России (рис. 5)
Рис. 5. Показатели качества жизни (в разрезе приоритетных национальных проектов).
Однако начало реализации национальных проектов позволило изменить эти тенденции. В результате выполнения мероприятий, предусмотренных сетевыми графиками, мы рассчитываем получить следующие результаты:
По проекту «Здравоохранение» - снижение временной нетрудоспособности не менее, чем на 5% в год; начата подготовка врачей в Калининградской области.
По проекту «Образование» - обеспечить внедрение современных информационных образовательных технологий; централизованное подключение к сети Интернет 100% общеобразовательных учреждений, а также обеспечить экономику области квалифицированными кадрами. Уже получены результаты - в этом году состоится первый набор в РГУ им. Э.Канта по специальности «врач-лаборант».
По проекту «Доступное жилье» за период 2006-2010 гг. запланировано введение общей площади жилья 6,2 млн м2, а также оказание государственной поддержки в приобретении жилья молодым семьям (12 тыс. семей к 2010 г.).
В рамках реализации проекта «Развитие агропромышленного комплекса» мы рассчитываем изменить тенденции в этом секторе экономики и обеспечить увеличение производства основных продуктов животноводства к уровню 2005 г. по направлению «Ускорение развития животноводства» - молока - на 5% в 2006 г. и на 10,8% в 2007 г.; мяса - на 7,2% в 2006 г. и на 16,6% в 2007 г.
Геополитическое положение региона, который расположен внутри территории ЕС, обусловливает необходимость учитывать развитие ЕС.
В 2005 г. были подписаны «Дорожные карты» четырех общих пространств сотрудничества России и ЕС (пространств безопасности, защиты прав человека, торгово-экономических и гуманитарных связей).
Специалисты ожидают в 2006-2007 гг. вступление России в ВТО, которое нивелирует преференции ОЭЗ.
После вступления в ЕС Литвы и Польши активно идет формирование транспортных и энергетических структур ЕС, вступление Литвы и Польши в шенгенскую и евро-зоны, которое должно завершиться к 2010 г.
В течение переходного периода, а это, по оценке экспертов, 2007-2016 гг., Калининградская область должна адаптироваться к изменяющимся условиям.
С 2019 г. начнется постепенное сокращение возможностей режима ОЭЗ, а стратегия должна обеспечить переход к иным методам стимулирования экономического развития к 2031 г. с учетом ситуации вокруг области.
Целью стратегии развития Калининградской области является обеспечение повышения качества жизни и устойчивого экономического роста на основе развития и максимального использования потенциала региона.
Базовым условием реализации этой цели является достижение макрорегиональной конкурентоспособности и формирования нового портфеля ресурсов Калининградской области на основе:
- интеграции в формирующиеся рынки Балтийского региона и ЕС;
- технологической модернизации экономики Калининградской области;
- модернизации системы расселения и качественного улучшения инфраструктуры жизнедеятельности.
Несмотря на относительно благополучную ситуацию по сравнению со средними показателями в РФ, реальные перспективы развития Калининградской области лежат, в том числе, в горизонте конкуренции с прилегающими регионами и странами. С этой точки зрения, показатели конкурентоспособности области в европейском пространстве являются одним из ключевых приоритетов, диктуемых как геостратегическим положением области, так и структурой ее экономики.
Уровень конкурентоспособности, в свою очередь, зависит от качества и формата интеграции Калининградской области в базовые процессы, характерные для макрорегиона Балтики. В ряду этих процессов основополагающими являются:
- формирование новой конфигурации рынков производства, труда и капитала;
- технологическая модернизация экономик стран Балтии, в том числе как фактор конкуренции с другими развивающимися макрорегионами (Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай и т.д.);
- формирование новой карты расселения и концентрации населения, включая начавшуюся конкуренцию между крупнейшими городами Балтии.
Оставаясь частью России, Калининградская область оказалась под влиянием внешних факторов, ограничивающих развитие области.
Институциональные ограничения развития:
1) политические:
- неопределенность перспектив долгосрочных отношений России и ЕС;
- уточнение статуса Калининградской области в рамках отношений России и ЕС;
- тарифные и иные институциональные барьеры в торговых отношениях Калининградской области и ближайших соседей;
2) миграционно-квалификационные:
- старение население и возникающий дефицит квалифицированных кадров;
- структурное несоответствие имеющихся в области квалификаций приоритетам социально-экономического развития (до 20% работоспособного населения вовлечены в приграничную торговлю);
- несоответствие российской системы высшего и среднего профессионального образования квалификационным стандартам европейского рынка труда.
Специфика положения региона определяет его инфраструктурные ограничения:
- отсутствие согласованной системы технических регламентов и контроля качества в отношениях Калининградской области и европейских стран, обеспечивающей выход продукции на соседние рынки;
- рассогласованность нормативной базы инвестиционного климата в отношениях с регионами-соседями;
- дефицит энергетических ресурсов;
- транспортные ограничения (отсутствие мультимодальных узлов и логистических центров; тарифные и иные ограничения).
От российских рынков экономика региона отделена тремя границами и мировыми ставками тарифов на перевозки, а от рынков соседних стран - отсутствием согласованной системы подтверждения соответствия продукции, производимой в области, европейским требованиям. Отсутствует и государственная система поддержки экспорта как в организационном, так и в финансовом плане (имеются в виду кредитование и страхование экспортных рисков).
В настоящее время сформирован портфель проектов, включающий около 100 предложений по разным направлениям деятельности. Принципиальным ограничением становится дефицит энергетическихресурсов. По разработанному топливно-энергетическому балансу для обеспечения развития Калининградской области уже сейчас необходимо 1,8 млрд м3 газа и 1,1 ГВт электрической мощности. Это то, что еще могут обеспечит существующие сети. На среднесрочную перспективу показатели, соответственно, 3,1 млрд м3 газа и 2,4-2,7 ГВт. В настоящее время более половины территории области остается негазифицированной.
Транспортные ограничения связаны с мировыми ставками тарифов на железнодорожные перевозки, возникновение дополнительных барьеров для транзита людей и грузов из области в другие регионы РФ и обратно. С другой стороны, существующий режим транзита через область привел к тому, что грузопотоки идут в обход области.
Европейский союз фактически сформулировал свою позицию по Калининградской области и будет исходить из перспективы использования транспортного потенциала анклава, его трудовых ресурсов и предупреждения экологических рисков. Стратегия ЕС в отношении Калининградской области, по экспертным оценкам, состоит из следующих компонентов:
- распространение технических норм и стандартов ЕС;
- формирование на территории области прозрачного транспортного пространства;
- включение энергосистемы области, в основном получающей энергию из России, в энергосистему Европы;
- разграничение зон хозяйственного ведения природными ресурсами, прежде всего, промысловых зон рыболовства;
- снижение социального напряжения на границах ЕС. Обеспечение политической стабильности;
- включение области в Европейское информационное пространство.
В основу стратегии положено три возможных сценария, среди которых третий, пессимистический - сохранение статуса-кво наименее желателен, два других сценария подразумевают активную позицию органов власти Калининградской области и федеральных властей:
Сценарий 1. Курс на интеграцию: Формирование элементов общего рынка и совместных инфраструктур.
Сценарий 2. Стратегическое партнерство: Сосредоточение сотрудничества на стратегически значимых сферах.
Сценарий 3. Статус-кво: Сохранение существующего положения.
Все три сценария связаны с сотрудничеством с ЕС.
В рамках реализации сценариев № 1 и № 2 выделены следующие приоритеты социально-экономического развития:
1. Разработка пакета программ по развитию кластеров:
- интеграция в технологические цепочки Балтийского макрорегиона;
- развитие видов деятельности, ориентированных на мировые рынки;
- преодоление тарифных и снижение нетарифных ограничений.
2. Интеграция в технологические цепочки макрорегиона с ориентацией производства на международные рынки сбыта.
3. Интеграция в европейское транспортное пространство:
- развитие конкурентоспособных портов;
- включение в систему международных транспортных коридоров;
- привлечение новых грузоотправителей, в том числе из Азиатско-Тихоокеанского региона, Китая, Казахстана;
- обеспечение транзита через территорию области.
4. Создание благоприятной экологической и культурной среды:
- развитие индустрии гостеприимства, соответствующей международным стандартам;
- создание российского календаря европейских культурных событий.
5. Модернизация городской среды (квалификационная структура, человеческий капитал, качество жизни).
Калининградская область должна стать пилотным регионом, в котором будут отрабатываться общие для России и ЕС транспортные стандарты. Полученный опыт может успешно переноситься на общую российскую практику.
Важную роль внутри региона по созданию благоприятной среды обитания и работы играет областной центр.
Калининградская область и ее областной центр - город Калининград конкурируют с субъектами российской федерации за средства федеральных программ и проектов, но географическое расположение показывает, что конкуренция, в основном, происходит с регионами и городами Балтийского моря.
Международные консалтинговые
компании обслуживают крупных
инвесторов, поэтому отсутствие их
офисов в Калининграде сужает его
возможности по привлечению иностранных инвестиций.
Основным преимуществом Калининграда является низкая стоимость
рабочей силы. По уровню развития
деловой среды, транспортной инфраструктуры (а именно дорог), и доступности производственной недвижимости Калининград значительно
отстает от своих соседей.
Движущей силой развития Калининградской области является
повышение конкурентоспособности
города Калининграда. Среди объектов приоритетного влияния можно
выделить:
- развитие центров создания профессиональных квалификаций;
- развитие транспортно-логистических и торгово-дистрибуционных центров;
- повышение качества городской
среды;
- развитие бизнес-инфраструктуры.
Активно ведется работа по обеспечению доступности офисной
не движимости различного уровня
стоимости
6. Модернизация системы государственного и муниципального
управления:
- разработка критериев оценки результативности государственного управления по
достижению региональной
конкурентоспособности (в рамках реализации бюджета, ориентированного на результат, и
подготовки доклада о результатах и основных направлениях
деятельности);
- создание органов, занимающихся
региональным маркетингом;
- разработка нормативной базы
для улучшения инвестиционного
климата;
- создание новых объектов управления (промышленные округа,
технопарки, локальные туристско-рекреационные зоны).
В программе мероприятий федерального центра и администрации
Калининградской области, направленных на поддержание и развитие
региональных кластеров, необходимо
также учесть:
- создание промышленных округов, ОЭЗ и иных инструментов
промышленно-технологической
политики;
- мобилизацию новых ресурсов
экономического роста, в первую
очередь среднего и малого бизнеса; содействие его выходу за
пределы локальных рынков.
В первую очередь подлежат поддержке виды деятельности, которые
малочувствительны к тарифным ограничениям (транзитный транспорт,
туризм, отдельные отрасли традиционной специализации и т.д.).
Интеграция в технологические
цепочки макрорегиона Балтии имеет
своей оборотной стороной выход на
макрорегиональные рынки, предъявляющие свои стандарты качества
и управления процессами, а также
требования на реструктуризацию
российских локальных рынков. На
региональном уровне управленческими приоритетами являются, в
том числе, виды работ с конкретными территориями под подготовку
промышленных и технологических
площадок, а также разработка планов развития территорий с учетом
их специализации в рамках программы социально-экономического
развития.
Зоны компетенции федерального и регионального уровней власти по реализации основных приоритетов развития
Приоритеты
|
Российская Федерация
|
Регион
|
Кластерная политика и региональная конкурентоспособность
|
Формирование нормативной базы для кластерной политики.
Поддержка новых инструментов промышленно-технологической политики
|
Формирование инвестиционного климата. Развитие деятельности, ориентированной на рынок макрорегиона, и малочувствительной к тарифным ограничениям
|
Интеграция в технологические цепочки региона
|
Модернизация инфраструктур. Согласование с ЕС технических регламентов и контроля качества
|
Модернизация инфраструктур. Запуск программ технологического форсайта. Разработка градостроительной документации и развития инфраструктуры под промышленные площадки. Сертификация качества рабочих квалификаций по стандартам ЕС
|
Интеграция в европейское транспортное пространство
|
Выстраивание пространственной организации Балтийского региона, создающей условия для экономического и социального развития СЗФО. Облегченная схема транзита и погранично-таможенных процедур. Строительство портовых комплексов
|
Реализация программ привлечения новых грузоотправителей и перевозчиков. Проект создания мультимодального транспортного узла. Проект реконструкции капиллярной транспортной сети
|
Создание современной урбанистической среды
|
Совершенствование погранично-таможенных процедур в ориентации на технологию гостеприимства
|
Совместный с муниципалитетом проект развития столичного городского пространства
|
Создание благоприятной экологической и культурной среды
|
Согласование культурной политики РФ и других стран на Балтике (включение в европейский календарь важнейших культурных событий)
|
Предложения концепта культурной политики как ключевого механизма социально-экономического развития в условиях макрорегиона Балтики
|
Модернизации системы государственного управления
|
Оптимизация схемы распределения полномочий с учетом специфики геостратегического положения Калининградской области. Задействование федеральных инструментов для реализации целей политики РФ в Балтийском регионе, с опорой на ресурсы Калининградской области
|
Оценка результативности государственного управления по критерию повышения конкурентоспособности, что должно отражаться в программном бюджете; ориентированном на качество, и в структуре регионального доклада о результатах и основных направлениях деятельности
|
Лапин Феликс Феликсович. В 1990-1994 гг. - первый заместитель начальника Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю, в 1994-1995 гг. - заместитель начальника управления Департамента налоговой полиции РФ по Краснодарскому краю, в 1995-2000 гг. - заместитель, первый заместитель начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Краснодарскому краю. В 2000-2003 гг. - начальник Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Калининградской области. В 2003-2004 гг. - начальник Управления Госнаркоконтроля РФ по Калининградской области. С 2005 г. - министр экономики Правительства Калининградской области.
|