Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

Законотворческая деятельность Московской области в сфере архитектуры и градостроительства

С.В.Володин, Заместитель начальника Главархитектуры Московской области

Более года прошло со дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ и ФЗ РФ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Это довольно объемные и сложные документы. Отдельные их статьи вводятся в действие спустя год и даже несколько лет. Тем не менее в целом Градостроительный кодекс РФ и ФЗ РФ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вступили в силу и мы обязаны обеспечить их выполнение.

Особое внимание необходимо уделить переходному периоду. И здесь главное - не допустить какого-либо ущемления прав граждан и юридических лиц при осуществлении ими градостроительной деятельности на всех ее этапах, максимально ликвидировать административные барьеры в строительстве. Это твердая позиция Губернатора и Правительства Московской области.

В новом Градостроительном кодексе РФ заложен принцип «непересекающихся полномочий», т.е. для каждого уровня власти определен закрытый перечень полномочий в сфере градостроительной деятельности.

При этом значительно увеличен объем полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.

Учитывая это, а также то, что в Московской области почти 5-кратно возрастает количество самих муниципальных образований, существенно повышается роль и ответственность научно-методической работы Главархитектуры, координация деятельности местного самоуправления в сфере архитектуры и градостроительства.

Значительный объем полномочий местного самоуправления в этой сфере подтверждает необходимость создания органов архитектуры и градостроительства во вновь создаваемых и муниципальных образованиях. Очевидно, что эти органы должны быть сформированы в каждом городском округе и муниципальном районе. Что касается многочисленных поселений, то законом Московской области «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период» предусматривается возможность передачи ряда полномочий от органов исполнительной власти поселений в органы власти муниципальных районов, в границах которого они расположены.

Проведенный нами всесторонний анализ Градостроительного кодекса РФ показал, что для его реализации необходимо внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Московской области в сфере архитектуры и градостроительства, а также разработка в течение 2005-06 гг. новых областных нормативных правовых актов.

В соответствии с распоряжением Губернатора Московской области в части приведения законодательства Московской области в соответствие с Градостроительным кодексом РФ Правительством Московской области принят ряд нормативных правовых актов. Наиболее значимый из них - это постановление Правительства Московской области «Об одобрении схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития».

Схема территориального планирования Московской области составляет градостроительную основу всех документов территориального планирования Московской области, обеспечивает согласованное развитие муниципальных образований и представляет собой сценарий дальнейшего преобразования Подмосковья в один из передовых регионов России.

В настоящее время в соответствии с Градостроительным кодексом РФ проходит процесс согласования Схемы в различных инстанциях, в том числе с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с Московской областью. В 2006 г. перед Главархитектурой Московской области стоят большие задачи в части законотворческой деятельности. Особое значение мы придаем завершению разработки и принятию закона Московской области «О Генеральном плане развития Московской области», а также утверждению Правительством Московской области схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития.