Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

Характеристика приоритетных проектов развития транспортной отрасли

Реализация Стратегии развития транспорта предполагает осуществление ряда крупнейших проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения. Сметная стоимость проектов является ориентировочной и представлена в ценах соответствующих лет.

Строительство и реконструкция железнодорожных линий

1. Строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск.

Стоимость проекта в 2007-10 гг. - 22 млрд руб.

Цель проекта - снижение дотационности, улучшение социальных и экономических условий развития Республики Саха (Якутия) и обеспечение круглогодичного завоза грузов в республику, вовлечение в хозяйственный оборот страны минерально-сырьевых ресурсов и обеспечение национальной безопасности на северо-востоке страны.

2. Строительство совмещенного мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска.

Стоимость проекта - 14,9 млрд руб.

Цель проекта - продление строящейся железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск непосредственно до столицы республики, обеспечение коренного улучшения транспортной связи Центральной Якутии с регионами России, строительство моста позволит полностью избежать сезонности при завозе грузов и обеспечить экономию бюджетных средств от 2,5 до 5 млрд руб. ежегодно.

3. Реконструкция Сахалинской железной дороги с переводом на общесетевую ширину колеи 1520 мм.

Стоимость проекта - 6,4 млрд руб.

Цель проекта - обеспечение перспективных объемов перевозок, снижение себестоимости перевозок, повышение эффективности работы и конкурентоспособности Сахалинской железной дороги.

Вместе с тем, наряду с переходом железнодорожного транспорта на о. Сахалин на общесетевую колею, необходимо дальнейшее развитие сообщения между материком и островом как путем создания мостового перехода (прокладки тоннеля), так и на основе железнодорожно-паромных технологий с применением паромов нового поколения.

4. Реконструкция железнодорожной линии Санкт-Петербург - Бусловская и строительство новой линии Лосево (Петяярви) - Каменногорск для организации скоростного движения, что позволит сократить время следования поездов Санкт-Петербург - Хельсинки

Стоимость проекта - 29,1 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 8,9 млрд руб. Сроки реализации проекта 2006-10 гг.

Цель проекта - организация скоростного движения пассажирских поездов, повышение качества транспортного обслуживания.

5. Строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург.

Стоимость проекта - 144,2 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 55,6 млрд руб.

Цель проекта - обеспечение качественно более высокого уровня обслуживания пользователей на основе создания современной инфраструктуры и применения современных информационных технологий. Реализация проекта позволит существенно снизить издержки, повысить безопасность движения на направлении, входящем в состав международных транспортных коридоров, обеспечить ускоренное развитие международного аэропорта Шереметьево.

6. Строительство новой железнодорожной линии Кызыл - Курагино в Республике Тыва.

Стоимость проекта - 53,4 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 25 млрд руб. Цель проекта - обеспечение поставки высококачественного угля в объемах до 17 млн т в год для отечественной металлургической промышленности и на экспорт. Строительство железной дороги имеет приоритетное значение для социально-экономического развития региона.

7. Строительство комплекса морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии.

Стоимость проекта - 7,4 млрд руб.

Цель проекта - транспортное обслуживание быстро возрастающего грузопотока на страны Балтийского моря и обеспечение транспортной связи с анклавной Калининградской областью.

Строительство и модернизация автомобильных дорог

1. Строительство автомобильной дороги Чита - Хабаровск.

Стоимость проекта:

  • полное развитие - 73,1 млрд руб.;
  • уровень поддержания системы - 48,7 млрд руб.

Цель проекта - завершение строительства магистрали, входящей в состав МТК «Транссиб» (основное направление ТSA), обеспечит автодорожную связь западных регионов России с Дальним Востоком, придаст импульс развитию региона, будет способствовать росту товарообмена между прилегающими краями и областями, развитию торговли с Китаем, Монголией и другими странами АТР.

2. Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга.

Стоимость проекта - 108 млрд руб.

Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения транспорта, повышение безопасности населения и движения транспорта, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц Санкт-Петербурга за счет вывода из города транзитного транспорта, следующего по направлению международного транспортного коридора «Север - Юг» (NSA основное направление), а также части пригородных и внутригородских потоков.

3. Федеральная магистральная автодорога М-8 «Холмогоры» - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на головном участке км 16 - км 47 в Московской области.

Стоимость проекта - 18,87 млрд руб.

Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на перегруженном участке магистрали, входящей в состав МТК «Север - Юг» (ответвление NSA3), являющемся связующим звеном автодорог «Золотого кольца», снижение отрицательного воздействия на окружающую среду ближнего Подмосковья. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).

Строительство мостовых переходов через крупные водные преграды

1. Строительство мостового перехода через р. Волга (первая очередь обхода г. Ярославля).

Стоимость проекта - 8,1 млрд руб.

Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров, оздоровление экологической обстановки в г. Ярославле. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию.

2. Мостовой переход через р. Волга в г. Волгограде.

Стоимость проекта - 11,2 млрд руб.

Цель проекта - повышение эффективности перевозок, содействие социально-экономическому развитию регионов Заволжья, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Волгограда и Волжского от транзитного и внутриобластного транспорта, обеспечение кратчайших надежных транспортных связей городов Волгограда и Волжского с рекреационной зоной Волго-Ахтубинской поймы. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию.

3. Мостовой переход через р. Волга у г. Ульяновска.

Стоимость проекта - 17,4 млрд руб.

Цель проекта - обслуживание транспортных потоков по направлению Европа - Центральная Россия - Приволжье - Урал - Сибирь, снятие перегрузки с находящегося в аварийном состоянии существующего совмещенного с железной дорогой моста в г. Ульяновске, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию, а также поэтапный ввод в эксплуатацию по очередям и пусковым комплексам.

4. Мостовой переход через р. Кама на автомобильной дороге Казань - Оренбург у с. Сорочьи Горы.

Стоимость проекта - 4,6 млрд руб.

Цель проекта - обеспечение бесперебойного сообщения с Уралом и Сибирью, круглогодичных автодорожных связей с районами Закамья, Оренбургской, Самарской, Челябинской областей, регионов Поволжья - с государствами Центральной Азии. С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию

5. Мостовой переход через р. Волга у с. Пристанное.

Стоимость проекта - 6,2 млрд руб.

Цель проекта - обеспечение функционирования автодорожной составляющей транспортного коридора «Транссиб», содействие развитию экономики Саратовской области и юга России за счет повышения пропускной способности Саратовского транспортного узла, оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Саратов и Энгельс от транзитного и внутриобластного транспорта.

Строительство обходов городов

1. Обход города Сочи.

Стоимость проекта - 17 млрд руб.

Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на маршруте, входящем в состав МТК «Север - Юг» (ответвление NSA2), разгрузка улично-дорожной сети города, вывод транзитного движения из городской черты, улучшение условий движения, сокращение отрицательного воздействия на окружающую среду и население, повышение рекреационной привлекательности региона.

2. Обход городов Краснокамск и Пермь с мостовым переходом через реку Кама на автодороге Санкт-Петербург - Киров - Пермь - Екатеринбург.

Стоимость проекта - 5,5 млрд руб.

Цель проекта - создание нового автодорожного направления «Северо-Запад - Урал»: Санкт-Петербург - Киров - Пермь - Екатеринбург; существенное снижение транспортных издержек; улучшение условий движения; повышение безопасности движения на автодороге, входящей в состав МТК «Транссиб» (ответвление ТSA1); оздоровление экологической обстановки и разгрузка центральных улиц городов Краснокамск и Пермь от транзитного и внутриобластного транспорта.

Строительство платных автомобильных дорог

Реализация проектов платных дорог будет осуществляться с привлечением внебюджетных источников финансирования с возвратом вложенных средств за счет взимания платы за проезд. В качестве источника инвестиций будут использоваться федеральные средства, в том числе инвестиционный фонд, и частные заемные средства, средства внутренних и внешних займов, собственные средства частных инвесторов. Осуществление таких проектов позволит перераспределить транспортные потоки и улучшить условия движения на перегруженных участках важнейших автомагистралей при существенной экономии бюджетных средств.

В качестве платных дорожных объектов в Российской Федерации в планируемый период будут рассматриваться вновь создаваемые, находящиеся в незавершенном строительстве, а также существующие автомобильные дороги при условии их существенной модернизации. Большой эффект может достигаться за счет введения платности пользования вновь строящимися тоннелями и большими мостами через крупные водные преграды.

1. Скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург.

Стоимость проекта - 180 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 34,5 млрд руб.

Цель проекта - обеспечение качественно более высокого уровня обслуживания пользователей дороги на основе создания современной инфраструктуры и применения современных информационных технологий.

Существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на направлении, входящем в состав международных транспортных коридоров «Север - Юг» (NSA основное направление) и панъевропейского транспортного коридора № 9, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду в регионе крупнейших городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Великий Новгород, других городов, а также особоохраняемых природных территорий, расположенных вблизи федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия».

Обеспечение ускорения развития международного аэропорта «Шереметьево», улучшение обслуживания пассажиров, бесперебойная доставка грузов, связанных с деятельностью аэропорта в условиях существенного роста пассажиро- и грузопотоков, следующих через аэропорт. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях ГЧП.

2. Новый выход на МКАД автомагистрали М-1 «Беларусь» по трассе северного обхода г. Одинцово Московской обл.

Стоимость проекта - 12,1 млрд. рублей, расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 6,1 млрд руб.

Цель проекта - существенное снижение транспортных издержек, улучшение условий движения, повышение безопасности движения на перегруженном участке магистрали, входящей в состав МТК «Транссиб» (TSA основное направление) и панъевропейского транспортного коридора № 2 Берлин - Брест - Минск - Москва - Нижний Новгород, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду ближнего Подмосковья.

Будет достигнута разгрузка перегруженного Рублево-Успенского шоссе на 40-45% за счет перераспределения транспортных потоков. Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях ГЧП.

3. Автомобильная дорога «Подъезд к аэропорту «Домодедово»» на территории Московской области.

Стоимость проекта - 2,6 млрд руб.

Цель проекта - содействие ускорению развития международного аэропорта «Домодедово» за счет реконструкции дороги.

Существенное снижение транспортных издержек при обслуживании пассажиров и доставке грузов, связанных с деятельностью аэропорта, в условиях существенного роста пассажиро- и грузопотоков, следующих через него, а также значительного увеличения интенсивности движения на подъездной автодороге.

Модернизация сети автомобильных дорог в районах Московской области, прилегающих к аэропорту «Домодедово». Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств частных инвесторов на условиях ГЧП. Первый пилотный проект создания платной автомобильной дороги с целью отработки юридических, финансовых и организационных механизмов, предусматривающих возможность реализации коммерческих проектов по финансированию строительства и обеспечению эксплуатации крупных объектов транспортной инфраструктуры.

4. Автомагистраль «Западный скоростной диаметр (ЗСД)» в г. Санкт-Петербурге.

Стоимость проекта - 57,4 млрд руб.

Цель проекта - создание новой скоростной автомобильной магистрали вдоль побережья Финского залива, связывающей северную, центральную и южную части города, обеспечивающей прямой выход из морского порта Санкт-Петербурга на федеральную сеть дорог и создающей удобную подъездную инфраструктуру к проектируемому пассажирскому морскому терминалу на Васильевском острове.

Строительство магистрали позволит увеличить пропускную способность панъевропейского коридора № 9 и МТК «Север-Юг», повысить эффективность работы морского порта Санкт-Петербурга и всего Санкт-Петербургского транспортного узла в целом, разгрузить улично-дорожную сеть Санкт-Петербурга, создать условия для развития туристической индустрии.

5. Центральная кольцевая автомобильная дорога на территории Московской области и создание «большого логистического кольца» в Московской области в привязке к Центральной кольцевой дороге

Стоимость проекта - 228,5 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 66,5 млрд руб.

Цель проекта - обеспечение коренного улучшения транспортного обслуживания в регионе Москвы и ближнего Подмосковья, снятие перегрузки с сети магистральных дорог вблизи Московского автодорожного узла за счет перераспределения потоков движения.

Создание современной интермодальной транспортной и логистической системы Московского транспортного узла, снижение отрицательного воздействия автотранспорта на окружающую среду ближнего Подмосковья.

Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области, средств частных инвесторов на условиях ГЧП.

Модернизация аэропортов и формирование узловых аэропортов (хабов)

Цель проектов - развитие аэропортовой инфраструктуры, создание сети пересадочных узлов (хабов), способных выполнять функции узловых распределительных центров воздушных перевозок и повысить качество обслуживания, обеспечить растущие потребности во внутренних и международных транзитных перевозках, а также повысить уровень безопасности и регулярности полетов.

В приоритетные инвестиционные проекты по строительству и реконструкции аэропортов и аэродромов с привлечением внебюджетных средств на основе инвестиционных договоров с применением форм ГЧП, при разработке необходимой нормативной правовой базы вошли 24 аэропорта.

Проекты разбиты на 4 направления: «Крупные проекты узловых аэропортов», «Пилотные проекты узловых аэропортов», «Пилотные проекты региональных аэропортов», «Пилотные проекты региональных аэропортов (местного значения)».

1. Развитие Московского авиаузла: создание аэропорта-хаба на базе аэропортов «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково».

Стоимость проекта - 40,2 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 21,3 млрд руб.

Цель проекта - повышение конкурентоспособности российских транспортных коридоров. Проект предусматривает дальнейшее комплексное развитие аэропортов «Домодедово», «Внуково», «Шереметьево», включающее развитие терминальных комплексов, подведение к терминалам автомобильных, железных дорог или линии метро, связывающих аэропорты с центральными частями города, и между аэропортами, обеспечение посадки пассажиров на все виды транспорта.

2. Развитие Красноярского грузового - хаба.

Стоимость проекта - 7,8 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 3,5 млрд руб.

Цель проекта - повышение конкурентоспособности российских транспортных коридоров на основе формирования нового логистического продукта, транспортной инфраструктуры по развитию системы сетевой доставки грузов по территории России и СНГ. Развитие рынка грузовых авиаперевозок России и СНГ в МТК Европа - Азия.

3. Организация на базе аэропорта «Кольцово» крупного транспортно-логистического узла - хаба.

Стоимость проекта - 4,6 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 3,9 млрд руб.

Цель проекта - развитие Европейско-Азиатского интермодального транспортного узла, обеспечение эффективного взаимодействия всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок. Проект предполагает реконструкцию (восстановление) аэродрома (искусственные покрытия, светосигнальное и радиотехническое оборудование), реконструкцию аэровокзального комплекса и внедрение современных технологий по обслуживанию пассажиров и авиаперевозчиков, развитие инфраструктуры перевозок: гостинично-деловой комплекс, бортовое питание, общественное питание и торговля.

Строительство морских портов

1. Комплексное развитие морского торгового порта «Усть-Луга» по переработке следующей номенклатуры грузов: уголь, минеральные удобрения, лесные грузы, генеральные грузы, скоропортящиеся грузы, грузы в контейнерах, грузы на паромах, наливные грузы общей мощностью - 34,5 млн т.

Стоимость проекта - 29,9 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 12 млрд руб.

Цель проекта - создание мощных, высокопроизводительных комплексов для перевалки массовых грузов (угля, минеральных удобрений) на крупнотоннажные суда грузоподъемностью свыше 30 тыс. т. Переориентация российских внешнеторговых грузов с иностранных портов на российские порты.

2. Строительство специализированного морского порта «Приморск» по переработке нефти и нефтепродуктов проектной мощность до 106 млн т в год.

Стоимость проекта - 14,54 млрд руб.

Цель проекта - освоение грузопотоков сырой нефти и нефтепродуктов, которые до настоящего времени идут через порты стран Балтии.

3. Строительство нового морского торгового порта у мыса Железный Рог с потенциальной проектной мощностью свыше 30 млн т.

Предварительная стоимость - 7,8 млрд руб., расчетный объем финансирования из инвестиционного фонда - 1,8 млрд руб.

Цель проекта - переключить на российский порт грузопоток российского аммиака из украинского порта «Южный».

4. Строительство пассажирского комплекса на Васильевском острове пропускной способностью 1,2 млн пассажиров в год.

Стоимость проекта - 37,3 млрд руб., в том числе в объекты федеральной собственности - 7,3 млрд руб.

Цель проекта - обеспечение заходов и обработка крупных круизных лайнеров и автопассажирских паромов, а также предоставление круизным и транзитным пассажирам всего комплекса сервисных и гостиничных услуг.

Повышение пропускной способности внутренних водных путей

Для решения задачи повышения пропускной способности внутренних водных путей необходимо ликвидировать узкие места, снижающие эффективность и безопасность судоходства на всем протяжении Единой глубоководной системы европейской части страны.

1. Строительство 2-й нитки шлюза Кочетовского гидроузла.

Стоимость проекта - 2,3 млрд руб.

Цель проекта - установление на участке реки Дон (Кочетовский шлюз - Азов) гарантированной глубины 3,8 м для пропуска судов с осадкой 3,5-3,6 м с целью увеличения пропускной способности Кочетовского шлюза.

Реализация проекта обеспечит подготовку к открытию важнейших внутренних водных путей для иностранных перевозчиков, позволит предотвратить кризис пропускных возможностей при вводе стандарта на применение двухкорпусных танкеров.

2. Строительство 2-й нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла.

Стоимость проекта - 6 млрд руб.

Цель проекта - увеличение в 2,5 раза пропускной способности Волго-Балтийского водного пути, исчерпавшего свои проектные возможности.

3. Строительство на реке Волга выше Нижнего Новгорода (в районе пос. Большое Козино) низконапорного гидроузла с плотиной и судоходным шлюзом, совмещенного с автодорожным мостовым переходом на трассе Москва - Киров.

Стоимость проекта - 23,7 млрд руб.

Цель проекта - устранение ступенчатости глубин на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации, увеличение пропускной способности на 50%, разгрузка автомагистралей Нижнего Новгорода.

Создание терминально-логистических комплексов

Цель проектов - повышение эффективности системы товародвижения и реализация транзитного потенциала при мультимодальных перевозках экспортно-импортных грузов.

Общее количество указанных комплексов, которое должно быть создано в 2005-10 гг., составляет 72 (в том числе в Московском регионе - 5 комплексов, в регионе г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 3, далее по 1 комплексу на каждый субъект РФ, включая области, края и республики, примыкающие к международным транспортным коридорам).

Суммарная проектная мощность - 100,8 млн т грузов в год.

Мощность каждого терминально-логистического комплекса составляет 0,4-2,5 млн т в год.

Стоимость проекта - 53,9 млрд руб.