Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

Вступительное слово на главной сессии Международной конференции по энергетической безопасности (13.03.06)

В.Христенко, Министр промышленности и энергетики РФ

Как известно, проблема создания надежной и всеобъемлющей системы энергетической безопасности является одной из приоритетных тем, стоящих на повестке дня "Группы восьми". А сразу по окончании нашей конференции здесь начнет работу встреча министров энергетики G8.

Процессы глобализации, происходящие в политической, экономической и ряде других сфер мировой общественной жизни, в полной мере проявляются и в энергетике. Расширение и углубление межстрановых связей, увеличение объемов и расширение географии торговли энергоресурсами и некоторые другие факторы в своей совокупности формируют всемирную энергетику.

Создание такой системы глобальной энергетики, которая позволила бы осуществлять бесперебойное снабжение широких слоев населения во всем мире энергетическими ресурсами по экономически обоснованным ценам, поддерживать долгосрочную стабильность на мировом и региональных энергетических рынках и обеспечивать экологическую безопасность, является одной из приоритетных задач мирового сообщества в целях воплощения концепции устойчивого развития как отдельных стран, так и человечества в целом.

Осознавая наблюдаемые тенденции обострения традиционных рисков и возникновения новых вызовов обеспечению глобальной энергетической безопасности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, государства должны активно сотрудничать с целью устранения данных угроз. Без этого невозможно обеспечение экономического роста и устойчивого развития, повышение качества жизни всего человечества.

Глобальную энергетическую безопасность можно определить как устойчивую систему правовых, политических, но, в первую очередь, экономических отношений, позволяющую поддерживать эффективное функционирование мировой энергетической системы, устраняя и компенсируя негативное влияние дестабилизирующих факторов различного характера с целью обеспечения надежного спроса и стабильного предложения энергии, устойчивой и рациональной работы региональных и мирового энергетических рынков с обязательным удовлетворением требований технологической и экологической безопасности.

Говоря о проблемах глобальной энергетической безопасности, в первую очередь нужно отметить такие ее аспекты, как:

  • расширение масштаба энергетической системы, глобализация энергетических рынков;
  • угроза дисбаланса между возрастающим спросом и предложением энергии, в первую очередь нефтяного топлива;
  • высокий уровень и неустойчивость мировых нефтяных цен, завершение эпохи дешевых нефти и газа;
  • диспропорции в мировой энергетической инфраструктуре по причине концентрации ресурсной базы углеводородов в районах, удаленных от основных центров потребления. 90% мирового ВВП производится в странах, импортирующих энергоресурсы;
  • риски природных и техногенных катастроф и системных аварий, в том числе по причине террористических акций и диверсий;
  • негативное влияние топливно-энергетического сектора экономики на окружающую среду;
  • широкий масштаб энергетической бедности, выражающийся в отсутствии у 2 млрд населения планеты возможности пользоваться энергетическими услугами на приемлемых коммерческих и технических условиях.

В экономической плоскости разрешение этих проблем связано, в первую очередь, с расширением инвестиций. По мнению МЭА, в период до 2030 г. в развитие мировой энергетической системы необходима мобилизация 17 трлн долл. инвестиций для достижения приемлемого уровня глобальной энергетической безопасности. При этом около 2/3 от указанного объема инвестиций будет приходиться на долю секторов добычи и переработки.

В этой связи активная поддержка со стороны международных финансовых институтов будет способствовать более интенсивному привлечению инвестиций, в том числе частных, для финансирования проектов в области энергетики. Особое внимание при этом необходимо уделять повышению экономической и финансовой жизнеспособности проектов, используя механизмы и схемы страхования и разделения финансовых рисков.

Следуя духу и букве итоговых коммюнике саммитов «Группы восьми» в Глениглсе и ранее в Эвиане, делаются дальнейшие шаги по устойчивому энергетическому развитию в следующих направлениях:

  • повышение предсказуемости ситуации на нефтяных рынках путем повышения информированности о запасах нефти, уровнях ее добычи, торговли и пр., что может позволить участникам нефтяного рынка адекватно оценивать ситуацию в секторе, снижая тем самым риски дефицита предложения нефти в будущем. В этом контексте следует выразить поддержку ряду международных инициатив, направленных на повышение транспарентности и прозрачности данных о состоянии запасов углеводородов;
  • воспроизводство нефтегазовой ресурсной базы путем расширения геологоразведочных работ, открытия новых месторождений и перевода потенциальных нефтегазовых ресурсов в категорию достоверных извлекаемых запасов;
  • расширение доступа международных корпораций и национальных компаний к ресурсам нефти и газа в третьих странах на условиях обязательного соблюдения существующего в странах-ресурсодержателях правового регулирования доступа к недрам и неущемления их естественных интересов по контролю своих стратегических запасов;
  • диверсификация энергоснабжения по источникам энергии, формам и маршрутам ее поставок, а также оптимального сочетания централизованной и децентрализованной энергетики;
  • повсеместное внедрение принципов энергоэффективности и энергосбережения как наиболее экономичной меры сдерживания темпов растущего энергетического спроса и удовлетворения экологических требований.

Важная роль в наших совместных действиях должна уделяться проблеме надежного и экономически доступного обеспечения развивающихся стран базовыми энергетическими услугами, необходимыми для вывода их граждан из бедности. Решению этой проблемы может способствовать развитие и внедрение новых, эффективных и доступных энергетических технологий, включая те, что основываются на возобновляемых источниках энергии, удовлетворяющих к тому же жестким экологическим требованиям, а также одновременное повышение энергетической эффективности и экологической чистоты технологий нынешнего поколения. Реализация этих направлений может помочь всем государствам удовлетворить энергетические потребности своего населения и добиться экономического роста.

Следует внимательно изучить целесообразность создания такого нового международного инструмента по преодолению «энергетической бедности», как Фонд передачи технологий в области энергетической эффективности, сбережения энергии, возобновляемых источников энергии и экологически чистых способов использования энергии. Такой Фонд, по мнению многих специалистов, мог бы содействовать внедрению в энергетически неблагополучных слаборазвитых странах энергоэффективных технологий по всей цепочке экономического цикла.

Мы должны всячески стремиться поддерживать развитие глобальной торговли энергоносителями и расширение объемов их поставок из регионов, одаренных энергетическими ресурсами, распространяя при этом понятие «энергоноситель» не только на первичные виды природного энергосырья, но и на переработанные виды энергопродукции.

Необходимо отметить важную роль дальнейшего развития рыночных отношений в энергетическом секторе, его стабилизации. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что рыночные реформы являются не самоцелью, а инструментом повышения эффективности и надежности функционирования мировой энергетики. И неотъемлемой частью этого процесса является регулирующая роль государства, проявляющаяся в создании и постоянном совершенствовании правовых рамок функционирования рынка, мониторинга его состояния, устранении рыночных перекосов, долгосрочном энергетическом планировании, выполнении экологических обязательств и принятии целого комплекса своевременных мер, направленных на устранение угроз энергетической безопасности.

В этой связи хотелось бы отметить важность развития конструктивного диалога между производителями и потребителями энергетических ресурсов, направленного на обмен соответствующей информацией и опытом, на развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества в области энергетики, укрепление его институциональной основы. Этот диалог должен развиваться с привлечением таких многосторонних институциональных механизмов, как профильные организации ООН, Международное энергетическое агентство, МЭФ и др.

Мы выражаем готовность оказывать всестороннюю поддержку созданию и работе международных ассоциаций и партнерств, специализирующихся на развитии и внедрении эффективных и экологически чистых технологий и методов производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, включая альтернативные источники энергии и низкоуглеродные технологии, в контексте и в соответствии с планами действий «Группы восьми», выработанными в ходе саммитов в Глениглсе и ранее в Эвиане.

Полагаем, что страны «восьмерки» должны с использованием своего влияния в международных организациях и финансовых институтах, а также с помощью мер законодательного и фискального характера, противодействовать проникновению на рынки продукции, не соответствующей существующим критериям экологической чистоты и энергоэффективности, одновременно создавая мотивации для продвижения на рынки оборудования и техники с наилучшими показателями такого рода.

В первой четверти XXI в. человечеству предстоит осуществить научный и технологический прорыв на пути к более полному, эффективному освоению «чистых» нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также более масштабному и рациональному использованию гидро- и атомной энергии.

Мы призываем науку и бизнес к активному объединению усилий в развитии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для разработки новых технологий, повышения уровня доверия к ним и расширения возможностей выбора соответствующих технологий. А представителей государственной власти - к приложению совместных усилий в активном содействии устранению необоснованных законодательных, таможенных и других барьеров на пути расширения географии распространения и внедрения передовых энергетически эффективных и экологически чистых технологий и оборудования, способствовать повышению их экономической конкурентоспособности.

Вызовы и риски глобальной энергетической безопасности подталкивают страны к формулированию национальных энергетических стратегий и реализации вытекающих из них национальных энергетических политик. При этом эти политики и стратегии отличаются друг от друга, причем порой существенно. Это объективно связано как с уровнем экономического развития страны, так и с ее оценкой собственного позиционирования в глобальном энергетическом рынке в качестве поставщика, потребителя или, скажем, транзитера. Эти стратегии и политики базируются на собственных национальных оценках возможностей и рисков, и определяют, исходя из этого, систему действий.

Хотел бы высказать мысль о том, что нестыковки, несогласованность, противоречивость, неопределенность, непрозрачность национальных энергетических стратегий и политик рождают серьезные глобальные риски энергетической безопасности.

В этой связи так важно повышать прозрачность стратегии и политики в области энергетики, а вслед за этим и уровень доверия. Именно поэтому мы столь большое значение придаем энергетическим диалогам как своеобразным интерфейсам между национальными энергетическими стратегиями и политиками, которые мы ведем с ЕС, США, Германией, Италией, центрально-азиатскими государствами и др.

Наша задача - создать эффективные механизмы глобальной энергетики, которые бы позволили полностью преодолеть основные вызовы и угрозы нашего времени и построить устойчивую систему, исключающую саму возможность разрушительных конфликтов за источники, поставки и транзит энергоресурсов и позволяющую при этом обеспечить динамичное развитие цивилизации на длительную перспективу.