Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

Мировая практика использования концессий и других форм государственно-частного партнерства для развития аэропортной инфраструктуры

А.Г.Артамонов, Советник Министра транспорта РФ

Россия обладает хорошим потенциалом развития собственных логистических центров, в том числе в области авиации (рис. 1).

Рис. 1.

Построение сети маршрутов (routing) должно производиться согласно принятой в мире концепции целесообразности (рис. 2, 3).

Рис. 2. Несистемная организация сети, присущая современному этапу развития авиационных перевозок в Российской Федерации.

Рис. 3. Идеальная сеть, построенная по принципу «hub and spokes» для магистральных перевозок и «point-to-point» для региональных авиаперевозок.

Необходима четкая идентификация системных проблем развития отрасли и путей их решения (рис. 4).

Рис. 4.

Существуют несколько подходов для коммерциализации аэропортового бизнеса (рис. 5).

Рис. 5.

Коммерциализация аэропортов несет в себе значительные выгоды всем участникам авиационного бизнеса:

для государства:

  • эффективная современная структура управления аэропортами;
  • расширение возможностей в процессе эксплуатации;
  • новый импульс для регионального развития;

для авиакомпаний:

  • интенсивный рост перевозок;
  • развитие сети и авиаузла;
  • улучшение сервиса для клиентов;
  • больше возможностей для дохода;

для клиентов:

  • увеличение стыковочного коэффициента;
  • качество сервиса;
  • более гибкое планирование перемещений;
  • низкие цены и большая возможность выбора;

для работников авиаиндустрии:

  • улучшенный тренинг;
  • больше возможностей продвижения;
  • мотивация.

В результате: повышение конкурентоспособности, снижение расходов/повышение доходов, улучшение эффективности услуг и безопасности.

Рассмотрим примеры ГЧП в странах «Большой Восьмерки».

Аэропорт «George Bush Intercontinental» (г. Хьюстон). Четвертый по загруженности в США, 40 млн пассажиров за прошлый год. Восьмое место по перевозкам в США и 11-е - в мире. 530 вылетов в 148 городов. Считается одним из лучших аэропортов Америки после открытия терминала Е, удвоившего пассажиропоток аэропорта. Строительство терминала - типичный случай сотрудничества государства и частного капитала. В его строительство компания «Continental» вложила львиную долю - около 300 млн долл., и именно она является его основным пользователем. Кстати, именно этот аэропорт подписал в прошлом декабре с генеральным директором аэропорта «Шереметьево» М.Василенко двустороннее соглашение о стратегическом взаимовыгодном сотрудничестве, в том числе по части управления аэропортовой деятельностью, авиационной безопасностью и информационными технологиями.

Аэропорт г. Бангкок (терминал 1 – более 200 тыс. м2, терминал 2 – 80 тыс. м2. Принадлежит государству. Передан в управление назначенному Оператору - Аэропортовой Администрации Таиланда (ААТ). Является крупнейшим и самым загруженным авиационным узлом Юго-Восточной Азии. Его услугами пользуются более 80 международных авиаперевозчиков. В форме же концессий работают терминалы железной дороги и стыковочная платформа скоростной автомагистрали.

Аэропорт «Heathrow» (5 терминалов). Государственная форма собственности. Услугами пользуются 90 авиаперевозчиков. Первое место в мире по плотности пассажиропотока. Более 90 авиаперевозчиков. Вся неавиационная деятельность - в государственно-концессионной форме (200 тыс. человек). 110 направлений. Основное - трансатлантика.

Парижский авиационный узел (10 ВПП). Форма собственности - государственная. Единый оператор - крупнейший в мире девелопер - «Аэропор де Пари». Второе место в мире после Чикаго (аэропорт «О’Хара») по консолидированному пассажиро- и грузопотоку. Весь неавиационный бизнес - концессионный через единого Оператора.

Аэропорт г. Копенгагена (3 ВПП). Лучший в мире по уровне сервиса. Главный хаб-центр Северной Европы. Функционирует в режиме концессий. Форма собственности на землю - государственная на 34%. Первоначально правительство Дании владело 100% пакетом (до 1994 г.). Далее 25% были проданы частным инвесторам, консолидирующимся на бирже в консорциум «Kobenhavns Lufthavne A|S». Далее было продано еще 24% акций. Но контроль государства не утрачен.

Государство

Органы власти гражданской авиации

Концессионер

Мониторинг концессионера в соответствии с концессионным соглашением

Управление, инвестиции и деятельность

ВПП

РД

Администрирование А/П

Управление по недвижимости Инвестиции в аэропорт

Объем/Уровень сервиса

Свободное регулирование

CAPITAL EXPENSES

Средства УВД

Метеослужба

Аэронавтическая информационная служба

Наземное обслуживание воздушных судов

Места стоянки

Автопарковка

Качество обслуживания

Развитие и контроль над:

  • нормами и процедурами полетов;
  • сертификацией персонала;
  • воздушными судами и экипажем

Розничная торговля/общепит

Безопасность авиаперевозок

Обслуживание пассажиров

Техническое обслуживание аэропорта

Грузовое/почтовое обслуживание

Центральная заправочная станция

Первый сценарий ГЧП, известный в мировой практике: создание единой компании-оператора, которая действует по принципу BOOT (строю - владею - являюсь оператором - передаю) и создает единую стратегию сверхкрупного авиационного логистического центра. Типичный пример за рубежом - Управляющая компания «Аэропор де Пари», самый крупный оператор в мире. Эта компания представляет весь продуктовый ряд услуг, а также проектирует новые аэропорты за рубежом.

Второй сценарий ГЧП, известный в мировой практике: развитие авиационного хаба за счет передачи в долгосрочную концессию земельного надела по принципу 1 аэровокзальный комплекс - 1 авиакомпания-оператор. Типичный пример за рубежом - аэропорт г. Мюнхен. Принадлежит Баварии (51%), Федеральной Республике Германия (26%) и г. Мюнхену (23%). Аэропорт функционирует в режиме концессионного партнерства, в том числе по части строительства собственного терминала Авиакомпании «Люфтганза» с развитием сервисных услуг на базе аэропорта (BOT и BOOT).

Системное взаимодействие государства и бизнеса с целью поддержки реализации механизма ГЧП в области осуществления приоритетных инвестиционных инфраструктурных проектов в РФ способно обеспечить создание некоммерческой организации (рис. 6).

Рис. 6.

Цель создания некоммерческого партнерства «Инвесторы транспортной инфраструктуры» - объединение финансовых и интеллектуальных ресурсов российских и зарубежных юридических лиц, общественных и коммерческих организаций для реализации механизмов ГЧП в транспортной инфраструктуре (рис. 7, 8).

Рис. 7.

Рис. 8.