Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

Отчет о заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов, 07.04.06, Москва

В.В.Путин, Президент РФ, Д.А.Медведев, первый вице-премьер Правительства РФ, А.В.Гордеев, министр сельского хозяйства РФ

Президент РФ В.Путин:

…Важно, что к работе подключились и подключаются все активнее и активнее регионы, дополняя проекты собственными программами. Необходимая федеральная правовая база практически создана. Национальные проекты обсуждены законодателями и Государственным Советом России. За этой работой, конечно же, пристально и очень заинтересованно следят граждане нашей страны. И они ждут здесь абсолютно конкретных результатов - по качеству медицинских и образовательных услуг, в строительстве доступного жилья и развитии сельских территорий.

К реализации национальных проектов реально подключаются не только органы власти, но и структуры гражданского общества. Но проекты потому национальными и называются, что их успех достигается солидарными усилиями государства и общества и сами они работают на общенациональные цели.

Сегодня мы должны предметно рассмотреть, пусть первые, но какие-то результаты. Нам предстоит также оценить, что удалось сделать и где проблемы, к сожалению, до сих пор сохраняются. Сразу скажу, что это в основном системные управленческие вопросы, а также известные всем общие барьеры на пути эффективного рыночного регулирования.

Так, проектные меры должны стать стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях. Однако значимых структурных сдвигов здесь пока не происходит. В частности, в ходе конкурсов среди инновационных школ и передовых педагогов должны быть разработаны критерии оценки качества образовательных услуг. И не только в образовании, но и во всей социальной сфере. Это важно. Это нужно для тесной увязки результатов работы учреждений с объемами, порядком, качеством их финансирования. Это одна из главных составляющих отраслевой модернизации, и ее нужно с помощью проектов активно продвигать. Собственно говоря, проекты предоставляют возможность провести масштабный эксперимент.

Важнейшей задачей были названы доплаты за классное руководство и выплаты медицинскому персоналу первичного звена здравоохранения.

В целом с этим Правительство справилось. Деньги до людей дошли адресно, и думаю, что многие из них почувствовали реальную отдачу от этих национальных проектов. И не случайно, что уже в первые месяцы стала улучшаться кадровая ситуация в первичном звене здравоохранения. Более того, как показывает мониторинг, студенты медицинских вузов последних курсов все чаще задумываются о возможной работе участковыми врачами.

Далее. Буквально вчера на совещании в Республике Коми мы обсуждали задачи в развитии лесной отрасли, говорили о необходимости уделять больше внимания глубокой переработке древесины в стране, в том числе применительно и к домостроению, и для индивидуального жилищного строительства.

Должен сказать, что проект по доступному жилью также должен подстегнуть развитие индустрии строительных и отделочных материалов. Мы столкнулись с тем, что, несмотря на наличие денег и желание реализовать в нужные сроки нужные объемы, встречаемся с проблемами просто нехватки строительных материалов.

При этом напомню, что развитие жилищного проекта все еще сдерживает отсутствие правовой базы, реализующей нормы Жилищного и Градостроительного кодексов. Необходимо также предусмотреть снижение затрат для граждан в землеустроительных работах, да и вообще, подумать, как работать с землей дальше. Очень забюрокрачено все.

Кроме того, в АПК потребуется решить ряд налоговых вопросов, в том числе по распространению на сельских кооператоров единого сельскохозяйственного налога.

Теперь о региональной составляющей национальных проектов. Считаю, что сейчас губернаторскому корпусу уже нужно выходить с более глубоко подготовленными инициативами.

Так, по проекту «Доступное жилье» субъектам РФ предстоит обустроить строительные площадки объектами коммунальной инфраструктуры и выставить их на аукционы.

Между тем регионы по большей части пока представляют малозначимые предложения по площадкам, рассчитанным под точечную застройку. Говорю это потому, что это носит массовый характер. В основном все предложения - такого рода, это не частный случай. А это не соответствует проектным установкам. Неоднократно отмечалось, что их главная задача - массовое строительство. Строительство или подготовка площадок, на которых дома вводятся не точечно, а целыми микрорайонами, рассчитанными на тысячи граждан.

Для того чтобы помочь масштабному освоению новых строительных площадей, регионам предоставляется 1,7 млрд руб. в форме субсидий на погашение процентов по кредитам. И ещё 12,5 млрд руб. - в форме госгарантий. Немаленькие деньги. Но в разговоре с руководителями регионов я до сих пор слышу, что невозможно будет решить задачу по предоставлению этих площадок, поскольку очень дорого их обустроить. Знаете, иногда мне кажется, что наши коллеги часто даже не вникают сами в те условия реализации того или другого национального проекта, которые разработаны. Так, отдают вниз - заместителю, помощнику, которые специализируются на этих вопросах, а сами туда не влезают. А нужно влезать лично.

Ни федеральным, ни региональным властям не удается пока отработать до деталей задуманные механизмы. В первую очередь они должны обеспечивать удешевление кредитов и тем самым прямо способствовать увеличению объемов вводимого жилья. <…>

Обращу внимание и ещё на один аспект региональной работы. Субъектам РФ следует предметно помогать муниципалитетам в проектной деятельности. Регионы уже сейчас должны понимать, какие из эффективных инструментов здесь можно использовать.

В ходе нашего заседания надеюсь продуктивно обсудить различные аспекты реализации всех других национальных проектов во всем этом многообразии.

Д.Медведев, первый вице-премьер Правительства РФ

…Прежде всего, действительно, практическая реализация национальных проектов идет, и идет нарастающими темпами и в соответствии с теми сетевыми графиками, которые были нами утверждены, планомерно увеличиваются масштабы работ. Получены и первые конкретные результаты. В плановом режиме осуществляются выплаты медицинским работникам первичного звена и классным руководителям. Президиум и межведомственные рабочие группы постоянно ведут мониторинг соответствующей деятельности.

После обобщения опыта первых месяцев будут подготовлены дополнительные предложения, в том числе по определению дополнительных категорий получателей выплат.

Информирую еще об одном результате проектной работы - об использовании родовых сертификатов. Жизнь уже показала, что такая форма помощи оказалась не просто востребованной - она подтвердила эффективность подхода, при котором деньги идут за пациентом. Именно в те учреждения, где оказываются качественные медицинские услуги, где о женщинах и новорожденных проявляют настоящую заботу. Всего сертификатов на сегодняшний день оплачено на сумму, превышающую 1,5 млрд руб. И теперь наша задача - гарантировать пациентам возможность реального выбора, в какие из нескольких медицинских учреждений им удобнее обратиться.

Сегодня можно оценить также и другую составляющую - итоги конкурсов по поставкам диагностического оборудования. Оно предназначено муниципальным амбулаториям, поликлиникам. В целом хотелось бы отметить, что среди победителей тендеров весьма широко представлены отечественные производители. Благодаря открытым формам конкурсного механизма удалось добиться и существенной экономии бюджетных средств. Теперь на тот же объем финансовых ресурсов, который был запланирован, будет закуплено большее количество медицинского оборудования.

Заинтересованно отозвались на проектные инициативы люди на селе. Об этом уже говорил Президент РФ. И в сравнительно короткие сроки Россельхозбанком выдано около 4000 кредитов на общую сумму около 1,5 млрд руб. Расширять кредитование села планируют не только Россельхозбанк, но и другие банки. И сегодня наша задача - повысить доступность их услуг за счет увеличения филиальной сети и за счет упрощения самих процедур предоставления соответствующих заимствований.

В АПК завершена подготовка инвестиционных проектов по созданию и модернизации технологически передовых, современных, высокорентабельных животноводческих производств. На сегодня их отобрано около 400. Отмечу также, что в АПК поддержка животноводства в будущем будет распространена и на те его традиционные направления, которые исторически приняты у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Соответствующие поручения президиумом уже даны.

Уважаемые коллеги! Один из самых значимых вопросов связан с реализацией проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Очевидно, что здесь главная задача - существенно нарастить темпы жилищного строительства. Но именно с этим проектом связано и наибольшее количество проблемных вопросов. И, что особенно трудно, эти вопросы носят системный, хронический характер.

Прежде всего, за многие годы накоплен существенный износ коммунальных и инженерных сетей. Проблемой является устаревшая градостроительная документация, соответствующие градостроительные планы, а в ряде регионов эти планы просто на сегодняшний день отсутствуют.

Как показал анализ, для серьезного прорыва в объемах жилищного строительства недостаточно и мощности самой строительной индустрии. Барьером для роста жилищного строительства стала и пресловутая монополизация ряда региональных рынков жилья. Причем очень плохая ситуация сложилась с оборотом строительных площадок. По данным Федеральной антимонопольной службы, с 01.10.05 почти 90% земельных участков было выделено муниципалитетами без проведения открытых аукционов, и зачастую это делалось с прямым нарушением положений Земельного кодекса. Сегодня большинство из этих площадок простаивает и не осваивается, а их собственники ожидают игры на ценах, ожидают соответствующего повышения цен, для того чтобы положить какие-то деньги в свой карман.

Для кардинального изменения ситуации надо сформировать предпосылки для системных преобразований во всей строительной отрасли. Какие это системные предпосылки?

1. Для расширения объемов ввода жилья необходимо кардинально увеличить размеры площадок под жилую застройку, соответственно обустроить их объектами коммунальной инфраструктуры. В настоящий момент завершается проработка механизма предоставления госгарантий по кредитам на ее развитие. После обсуждения вопроса в Правительстве было дано поручение уйти от сложной процедуры бюрократических согласований по каждому проекту. Документы должны быть подготовлены и представлены в кратчайший срок. Рассчитываем, что благодаря госгарантиям удастся существенно удешевить кредитные ресурсы на рынке жилья. <…>

2. Мы продолжим укрепление рыночной инфраструктуры и будем всемерно повышать инвестиционную привлекательность жилищного строительства, в частности, через достижение большей сбалансированности интересов всех участников строительства. Будет отменена и известная солидарная ответственность банков по обязательствам застройщиков и снижены штрафные санкции. Первое чтение соответствующий законопроект в Государственной Думе недавно прошел.

3. Необходимо сформировать экономические, налоговые и правовые стимулы для скорейшего освоения уже выделенных строительных площадок. Здесь нужен такой режим землепользования, при котором собственники прямо заинтересованы не придерживать участки, а вводить их в оборот и строить на них дома.

4. Там, где выявятся серьезные нарушения положений Земельного кодекса, закон должен быть восстановлен. И Генеральной прокуратурой, а также Федеральной антимонопольной службой проводятся соответствующие мероприятия.

5. Мы будем предметно развивать весь комплекс отраслей, смежных со строительством жилья. Эти предложения в настоящий момент находятся в работе, их достаточно много. Весьма интересно, в частности, предложение по развитию малоэтажного домостроения и некоторые другие.

Особое внимание должно быть уделено проблемам подготовки квалифицированных кадров для отраслей. И пока, к сожалению, должен сказать, что вопросы кадрового обеспечения встают по всем национальным проектам, но наиболее развернутые предложения сделаны в настоящий момент в здравоохранении. Применительно к жилищному строительству специальное внимание должно быть уделено подготовке высокопрофессиональных специалистов собственно строительных специальностей, а также повышению уровня проектировочной и архитектурной деятельности.

Уважаемые коллеги! Как вы понимаете, для реализации проектных инициатив требуется особая слаженность в работе всех ветвей власти на всех ее уровнях - то, о чем сейчас говорил Владимир Владимирович. И актуальной задачей остается укрепление системы управления на региональном и местных уровнях. Сейчас регионам необходимо создать полноценные и эффективные региональные управленческие системы. Они должны в ежедневном режиме обеспечивать выполнение мероприятий, и это первостепенная задача. При этом региональным властям нужно больше помогать муниципалитетам и учиться вовлекать их в проектную деятельность, координируя их работу. Муниципалитетам нужна и соответствующая методическая поддержка, она будет оказана с федерального уровня, но не в меньшей степени она должна оказываться и с регионального уровня.

На федеральном и региональном уровнях существуют пока отдельные пробелы в нормативном регулировании, и соответствующее отставание может потянуть за собой проблемы в осуществлении самих мероприятий. Эти отставания должны быть ликвидированы. <…>

Думаю, не стоит напоминать, что улучшение качества жизни людей - это, по сути, основная цель национальных проектов. В этой связи важное значение имеет газификация регионов. Это действительно приоритетное направление, особенно на селе. От него зависит комфортная жизнь миллионов людей. Газпромом в соответствии с теми решениями, которые были приняты, будет вложено в газификацию регионов 35 млрд руб. В настоящее время подписываются соответствующие соглашения с регионами о софинансировании и создании газопроводов. Цель этих соглашений - соединить межпоселенческие сети с внутрипоселенческими.

А.Гордеев, министр сельского хозяйства РФ

…На сегодняшний день вся нормативно-методологическая работа по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» полностью завершена. Сформирована в кратчайшие сроки необходимая структура управления проектом. Напомню, что проект состоит из 3 основных направлений: первое - это ускоренное развитие животноводства, второе - стимулирование развития малых форм хозяйствования и третье - обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе как элемент кадровой политики.

Проект содержит конкретные целевые показатели, они есть в материалах. За предстоящие 2 года предстоит увеличить производство мяса, молока, поставить высокопродуктивный племенной скот по лизингу и создать большое количество кооперативов, обеспечив тем самым горизонтальную интеграцию в сельском хозяйстве, прежде всего представителям малого бизнеса, и ввести жилье для молодых специалистов, приезжающих жить и работать на селе.

Важно подчеркнуть, что проект направлен на решение важнейших социально-экономических задач, рассматривая сельское хозяйство как один из основных, коренных укладов жизни граждан в российском обществе. Сегодня можно доложить, что проект заработал и мы перешли к этапу реальных дел.

Какие конкретные позитивные результаты имеем по состоянию на 1 апреля? Приведу несколько цифр. Отмечу, что по итогам прошлого года, к сожалению, в стране сократилось производство мяса на 1,7%, молока - почти на 3%. В первом квартале текущего года произошел перелом отрицательной динамики, и производство мяса в хозяйствах всех категорий, по предварительной оценке, превысило 1600 тыс. т, или возросло на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. Производство молока во всех категориях хозяйств составило около 6 млн т, и также здесь наметился рост на 0,3%, опять же сравнивая с соответствующим периодом 2005 г.

За первые 3 месяца, по оперативной информации с мест (70 регионов уже нам представили эту информацию), создано 340 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 200 кредитных. По линии Россельхозбанка заключено, соответственно (Дмитрий Анатольевич называл цифры на 1 апреля, я их уточнил на 7 апреля) 54 кредитных договора сроком до 8 лет по крупным инвестиционным проектам почти на сумму 1,5 млрд руб. и выдано более 6000 кредитов на сумму 2,5 млрд руб. для целей развития малых форм предпринимательства, в том числе для кредитной кооперации. Мы вышли в рамках Россельхозбанка на темп еженедельной выдачи около 2000 кредитов. <…>

Темпы роста кредитования личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств - в 1,5 раза выше утвержденных плановых показателей, а количество созданных с участием банка кредитных кооперативов превышает план в 2 раза. Если эти показатели сравнивать с прошлогодними по факту, то увеличение по выдаче кредитов - в среднем в 15 раз, если брать личные подворья - в 100 раз.

Если говорить о работе компании «Росагролизинг», не дожидаясь финансовых ресурсов в бюджеты текущего года - они должны по плану поступить в апреле, - за счет уже возвратных лизинговых средств приобретено 8730 голов племенных животных, из них 5000 голов уже поставлены в сельхозпредприятия. При этом 4000 голов закуплены у российских производителей и направлены в Республику Мордовию и Нижегородскую область и 1000 голов из Голландии поставляется в Республику Татарстан.

К настоящему времени в стадии подписания договор лизинга на поставку 18,5 тыс. голов скота из европейских государств: Голландии, Германии и Австрии. Во втором квартале планируется подписать договоры на поставку племенного скота в объемах, обеспечивающих выполнение целевого показателя этого года, - 50 тыс. голов.

Благодаря проекту в текущем году существенно возросло внимание федеральных и региональных органов власти к сельскому хозяйству. Повысилась исполнительская дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней. За все годы реформ в столь сжатые сроки не проводилась такая масштабная организационно-аналитическая и нормотворческая работа. В частности, только по проекту «Развитие АПК» было подготовлено и принято в феврале-марте 9 постановлений Правительства и десятки ведомственных нормативных актов. Оперативно решен целый ряд других важных вопросов, касающихся бюджетной, кредитно-финансовой, налоговой политики, таможенно-тарифного регулирования, которые во многом облегчат деятельность сельхозпроизводителей всех категорий.

Впервые уже с февраля текущего года доведены лимиты на финансирование расходов по национальному проекту. При этом напомню, что бюджет поддержки сельского хозяйства в 2006 г. увеличен более чем на 70% в сравнении с прошлогодним бюджетом. Серьезно расширяется и перенастраивается работа Россельхозбанка и «Росагролизинга», о чем я уже говорил. Все их активы и инфраструктура в регионах нацелены на выполнение, в первую очередь, национального проекта, а главное - в реализацию проекта активно включаются те, ради кого он в первую очередь разрабатывался, - сельские жители и представители аграрного бизнеса.

Яркий тому пример - высокий спрос на кредитные ресурсы личных подворий граждан, высокий уровень деловой активности, чего раньше никогда не было. Следовательно, можно сделать выводы о правильных решениях, и кредиты становятся все более и более доступными.

Особое значение в практической реализации проекта играют региональные правительства, администрации субъектов РФ. С каждым регионом Минсельхоз заключил соглашение о реализации проекта. В бюджетах субъектов РФ предусмотрено в качестве софинансирования направить на нацпроект 4600 млн руб.

Вместе с тем нужно сказать, что регионы заметно отличаются друг от друга по степени активности и внимания к реализации проекта. Это отразилось в первом квартале и на результатах хозяйственной деятельности отрасли, и на качестве поданных заявок по инвестпроектам, и на количестве созданных кооперативов, и на развитии кредитования.

Назову несколько регионов-лидеров по итогам первого квартала. Если взять показатели по производству мяса и молока, то впереди идут Белгородская (производство мяса здесь увеличилось на 45%, молока - на 7%) и Рязанская области (производство мяса увеличилось на 20%, молока - на 3%). В лидерах также находятся такие регионы, как Пензенская, Липецкая, Московская, Владимирская области, республики Удмуртия, Мордовия, Татарстан.

В то же время в ряде регионов ситуация, мягко скажем, настораживает. И речь идет о принципиальных регионах, имея в виду их аграрную составляющую. Например, Тульская область. Здесь производство мяса в первом квартале снизилось на 4%, молока - на 8%. К этой группе отстающих регионов можно отнести Новосибирскую, Волгоградскую, Иркутскую области, Алтайский край. Особо низкий уровень организационной работы наблюдается в Тверской и Псковской областях.

Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов - картина по регионам тоже очень пестрая. Например, активно развивают кооперацию в республиках Мордовия, Саха (Якутия), в Оренбургской области и в ряде других областей. В то же время не приступили к созданию еще ни одного сельхозкооператива в Смоленской и в Архангельской областях.

О планах на второй квартал текущего года. Поставлена задача в ближайшие 3 месяца сохранить положительную динамику развития животноводства. В этих целях кроме принятых решений планируем расширить поставки племенного скота за счет Канады. Для регионов Дальнего Востока и Сибири это было традиционным. Предусмотрено в апреле на заседании межведомственной рабочей группы с участием ведущих ученых рассмотреть проблему и утвердить отдельный план стабилизации поголовья крупного рогатого скота, прежде всего за счет улучшения воспроизводства стада, т.е. повышения выхода телят на 100 голов маточного стада.

В части стимулирования развития малых форм хозяйствования. В соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, будет выполнена задача ускоренными темпами создать дополнительные офисы Россельхозбанка уже на районном уровне. Кроме того, Первый заместитель Председателя Правительства Д.А.Медведев провел совещание с крупнейшими российскими банками, и мы надеемся, что это значительно активизирует банковскую сферу в развитии микрокредитования. В первую очередь, это касается Сбербанка России.

В отношении развития земельно-ипотечного кредитования как действенной системы залога. Процесс, надо отметить, уже получил развитие. Но очень важно, чтобы Правительство и соответствующие ведомства во втором квартале приняли согласованные изменения в земельном законодательстве и в подзаконных ведомственных нормативных актах, регулирующих процедуру постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрацию прав сделок.

Еще один важный вопрос - хотел бы обратить внимание - это проведение летом текущего года сплошной всероссийской сельскохозяйственной переписи, которая в России не проводилась с 1920 г. Стратегический масштаб задач, сформулированных в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», требует иметь точную картину состояния российского сельского хозяйства, причем не только в целом, но и в деталях, в том числе в территориальном размере, вплоть до конкретного населенного пункта.

Перепись позволит получить информационную базу о реальном экономическом, технологическом и социальном потенциале сельского хозяйства страны, что станет основой для обоснованных и объективных политических и управленческих решений по вопросам развития российского села и АПК в целом.

Завершая доклад, хотел бы, Владимир Владимирович, обратить внимание на существующие проблемы и угрозы реализации приоритетного национального проекта.

1. Ход реализации проекта показал, что в направлении ускоренного развития животноводства не учтена специфика северных регионов России. По этой проблеме есть поручение Президента России, и в соответствии с ним Минсельхоз совместно с Советом при полномочном представителе Президента в Дальневосточном федеральном округе проводит 14 апреля в городе Якутске расширенное заседание коллегии. Планируем выработать конкретные предложения по доступности к проекту таких подотраслей, как северное оленеводство и табунное коневодство.

2. Требуют решения некоторые налоговые вопросы. Так, сегодня существуют неравные условия взимания НДС при закупке сельскохозяйственной продукции: если сырье закупается у физического лица, предприятие-переработчик платит НДС с разницы между ценой реализации и ценой приобретения, а при закупке сырья у плательщика единого сельскохозяйственного налога - со всей продажной цены. То есть сельскохозяйственные кооперативы будут находиться в худших условиях, чем физические лица, граждане. Такая система налогообложения не только не стимулирует, а наоборот, препятствует развитию кооперации в стране.

3. Анализ ситуации по реализации национального проекта на местах показывает, что не везде включились в работу руководители районных и тем более поселковых муниципальных образований. При этом очевидно, что основная нагрузка в работе личных подворий граждан, а также вопросы, связанные с оформлением земли, согласованием строительства и реконструкции объектов животноводства, должны лечь на их плечи, т.е. на плечи глав муниципальных образований.

Предлагается руководителям субъектов РФ провести совещание с главами местного самоуправления и рекомендовать каждому муниципалитету принять соответствующие планы показателей в рамках национального проекта на ближайшие 2 года.

4. В условиях рыночной экономики динамика развития сельского хозяйства, объемы частных инвестиций в эту отрасль напрямую зависят от состояния продовольственного рынка. Нас беспокоит нынешнее положение дел на рынке мяса птицы. В связи с тем, что в мире произошло сокращение потребления мяса птицы по известным причинам, Соединенные Штаты Америки резко, в 2 раза, снизили цены, и начиная с апреля текущего года на российский рынок поступили крупные партии уже такого мяса.

Обращаю внимание, что американское мясо птицы занимает почти 40% российского рынка. И этот факт, если не принять действенных мер, грозит реальному разорению отечественных птицефабрик. А птицеводство - это самая растущая, современная, высокотехнологичная отрасль российского животноводства.

Прошу включить в решение Совета поручение по изложенным выше проблемам.

***

<…> Проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» требует от органов прокуратуры наиболее пристального внимания, поскольку анализ состояния законности свидетельствует о распространенности правонарушений именно в сфере действия названного проекта, и в первую очередь - при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, при оформлении и реализации прав землепользования, при привлечении денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства.

По поручению Генерального прокурора РФ прокурорами всех субъектов РФ в марте 2006 г. проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков для жилищного строительства, их использование и осуществление на них строительства. К ней были привлечены специалисты органов ФАС России, Роснедвижимости, Росимущества, МПР России и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Анализ поступивших докладных записок свидетельствует о том, что положение дел в этой области является неудовлетворительным и требует принятия неотложных мер по приведению правоотношений, связанных с предоставлением и использованием земельных участков для жилищного строительства, в правовое русло. <…>

Создавшаяся негативная ситуация во многом связана с принятием органами государственной власти субъектов РФ незаконных правовых актов.

Прокуратурой Республики Саха (Якутия) в 2005 г. опротестованы постановления правительства республики. Одним из них республиканскому министерству имущественных отношений (вместо территориального органа Росимущества) незаконно предоставлено право принимать решения о предварительном согласовании места размещения объектов и согласовывать проекты договоров аренды земельных участков в случае их предоставления федеральным органам исполнительной власти, федеральным учреждениям и предприятиям. Другим - с превышением компетенции утвержден порядок передачи объектов недвижимости и земельных участков в управление и собственность товариществам собственников жилья.

В Республике Марий Эл и в Пермском крае внесены акты прокурорского реагирования в связи с несвоевременным приведением нормативных правовых актов в соответствие с изменениями в Земельным кодексе РФ от 29.12.04, предусматривающими предоставление земельных участков для жилищного строительства только на аукционах.

Зачастую правовым нигилизмом отличаются и муниципальные органы. Ими не обеспечивается введение в соответствии с Земельным кодексом норм, без которых невозможна эффективная реализация государственной политики в рамках рассматриваемого национального проекта.

Так, органами власти некоторых муниципальных образований Владимирской области на момент проведения прокурорской проверки не были установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства; не определены категории выделяемых для этих целей земель; не решаются вопросы о проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений. <…>

Повсеместно игнорируются требования Земельного кодекса об обязательном проведении аукционов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства. <…>

Значительная часть нарушений установлена при организации и проведении аукционов. В извещениях об аукционах не всегда содержится необходимая информация. Сведения о их проведении не публикуются в печати. <…>

Протоколы о признании претендентов участниками аукционов и об их результатах оформляются ненадлежащим образом. <…>

Все это может привести к признанию итогов аукционов недействительными. Прокуратурой Челябинской области направлено в арбитражный суд 9 исковых заявлений о признании недействительными сделок по продаже на аукционе земельных участков, расположенных в водоохраной зоне, ввиду нарушения порядка и условий их предоставления. В Калининградской области арбитражным судом рассматривается заявление ЖСК «Инициатива плюс» о признании недействительными результатов аукциона в части продажи иным организациям земельных участков, на которые ранее кооперативу были выданы акты их выбора.

Накануне вступления в силу с 01.10.05 (через 9 месяцев после принятия) изменений в Земельный кодекс РФ, четко устанавливающих обязательность проведения аукционов по продаже земельных участков или права их аренды для жилищного строительства, органами местного самоуправления в соответствии с ранее действовавшим законодательством было принято значительное количество решений о предварительном согласовании мест размещения объектов. Это впоследствии дало возможность предоставлять указанные земельные участки без проведения аукционов.

Так, в г. Новосибирске по состоянию на 01.10.05 было издано 198 распоряжений мэра о предварительном согласовании выбора земельного участка под жилищное строительство. Причем массовый характер издание таких актов приняло 29 и 30 сентября 2005 г. В отношении ряда строительных фирм приняты решения о предварительном согласовании нескольких земельных участков для строительства, площадь некоторых превышала 10 га. Аналогичная ситуация имела место в г. Омске, где с 22 по 30 сентября 2005 г. было предоставлено несколько десятков земельных участков без торгов. В настоящее время прокурорам названных регионов поручено дополнительно разобраться в данном вопросе и при наличии оснований внести документы прокурорского реагирования.

Негативное влияние на состояние законности в рассматриваемой области оказывают действия чиновников по созданию препятствий гражданам и юридическим лицам в получении земельных участков для строительства. Именно с целью предупреждения и пресечения фактов нарушений хозяйствующих субъектов Генеральным прокурором РФ 17.08.05 издан приказ № 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности».

Прокурорские проверки показали, что заявки претендентов на получение земельных участков для строительства жилья рассматриваются с нарушением установленных сроков; не проводится инженерное обустройство территорий, предназначенных для жилищного строительства; застройщикам не предоставляются льготы по налогообложению. Население не информируется о передаче земельных участков в аренду. Имеются случаи необоснованного расширения перечня документов, предоставляемых заявителем для участия в аукционе. <…>

Вязниковским межрайонным прокурором Владимирской области установлено, что Положением о предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории округа Вязники, утвержденным решением Совета народных депутатов округа Вязники от 07.05.04 № 449, в нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ обязанность по оформлению акта выбора земельного участка и изготовлению прилагаемого к акту проекта границ земельного участка неправомерно возлагалась на заявителя. По заявлению прокурора от 09.06.05 решением суда от 08.07.05 Положение в указанной части признано незаконным.

В Республике Башкортостан, Чувашской Республике и Амурской области оспорены противоречащие Градостроительному кодексу РФ региональные правовые акты, касающиеся регулирования градостроительной деятельности, в том числе устанавливающие дополнительные условия для получения разрешений на строительство.

Особую тревогу вызывают злоупотребления чиновников при предоставлении земельных участков для строительства. <…>

Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой (Вологодская область) 15.01.06 по фактам превышения полномочий должностными лицами Череповецкого муниципального района при предоставлении земельных участков возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса РФ. В ходе расследования установлены эпизоды преступной деятельности, заключающейся в незаконном предоставлении участков для строительства жилья из земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. <…>

Предоставление земли сопровождается и иными грубыми нарушениями законодательства. Установлены случаи, когда выделение земельных участков производится местными органами без их изъятия у бывших пользователей (Архангельская область). В г. Самаре по признакам уголовно наказуемого самоуправства прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту предоставления под строительство земельного участка со сносом находящегося на нем дома без предоставления его жильцам других жилых помещений. Во Владимирской, Камчатской и Курганской областях выявлены случаи выделения земельных участков в аренду для строительства многоквартирных домов неуполномоченными органами. Так, в Курганской области в ряде договоров в качестве арендодателя выступила администрация города Шадринска вместо областной администрации.

Повсеместно при предоставлении земельных участков нарушаются требования природоохранного, санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства.

Природоохранная прокуратура г. Москвы привлекла к уголовной ответственности генерального директора ЗАО «Траст» по ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) Уголовного кодекса РФ за нарушение режима такой территории, повлекшее причинение значительного ущерба природной среде. Следствием установлено, что при строительстве жилого комплекса были допущены нарушения режима особо охраняемой природной территории «Природный заказник «Долина реки Сетунь». Названной прокуратуре удалось добиться прекращения незаконного строительства указанного объекта. Поврежденная часть земельного участка в настоящее время полностью восстановлена. Никулинским районным судом Москвы генеральный директор общества осужден по ст. 262 Уголовного кодекса РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа.

Эта же прокуратура приняла также меры прокурорского реагирования к должностным лицам, причастным к изданию документов, приведшим к нарушению режима природной территории, находящейся под особой охраной государства. В частности, принесен протест в правительство Москвы об отмене распоряжения, изменившего границы указанной территории; председателю Москомархитектуры направлен протест на разрешение на строительство жилого комплекса. Ряд должностных лиц привлечен к административной ответственности. Все требования прокуратуры удовлетворены.

Прокуратурой Самарского района г. Самары были внесены акты реагирования в связи с нарушениями законодательства в деятельности ООО «Реверс», которое осуществляло строительно-монтажные работы на набережной реки Волги без оформленного в установленном законом порядке разрешения. Внесено 2 представления руководителю общества, возбуждены административные производства по ч. 1 ст. 9.5 (нарушение порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию) и по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса по административным нарушениям (невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор). По требованию прокуратуры было приостановлено действие имеющейся у общества лицензии на осуществление строительной деятельности. Однако нарушения обществом закона продолжались, в связи с чем прокуратура направила заявление в федеральный суд Самарского района о сносе самовольно возведенного здания и приостановлении деятельности указанной организации.

Прокуратурой Советского района г. Рязани принесены протесты на 7 постановлений администрации города о выдаче ряду коммерческих структур в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешений на строительство жилых домов без указания сроков их выдачи, а также при отсутствии у застройщиков необходимого комплекта документов на строительство. Незаконные постановления по требованиям прокуроров отменены.

Органами прокуратуры Самарской области выявлено отсутствие у компаний, осуществляющих строительство жилых домов (ЗАО «Компания «Владимир», ООО «Строймаркет», ООО «Каспер», НП ЖСК «Старый город» и др.), разрешений на строительство и утвержденной в установленном порядке проектной документации. По обнаруженным нарушениям законодательства заказчикам строительства и застройщикам внесено более 60 представлений об устранении нарушений закона, в отношении виновных должностных лиц возбуждено 61 дело об административном правонарушении в области строительства.

Заместителем главы администрации Мытищинского района Московской области и начальником управления архитектуры и градостроительства районной администрации незаконно, без положительного заключения государственной экологической и вневедомственной экспертиз, без проектной документации выдано разрешение на строительство ЗАО «Группа компаний «Дружба», ООО «Интел Строй», ООО «Строительная компания «Тропос» и ряду иных организаций. По данному факту в отношении указанных должностных лиц Мытищинской городской прокуратурой 05.12.05 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 (превышение служебных полномочий) Уголовного кодекса РФ. <…>

Неудовлетворительное состояние законности в рассматриваемой сфере наносит вред государственным интересам, нарушает права граждан и юридических лиц. Генеральная прокуратура РФ держит под контролем ситуацию, связанную с соблюдением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», и приложит все возможные усилия к обеспечению соблюдения федеральных законов и интересов государства.

С сайта «Приоритетные национальные проекты» www.rost.ru.