Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

Опыт и возможности города Москвы в организации проектов государственно-частного партнёрства

Росляк Ю.В., Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы

Тема государственно-частного партнёрства (ГЧП) имеет особое значение для развития экономики страны. Именно активное партнерство между органами государственного управления и бизнесом позволяет привлекать частные инвестиции в экономику страны и создавать возможности для их эффективного использования. В Москве за последние годы в этом направлении был накоплен немалый опыт.

На сегодня Москва является крупнейшим регионом Российской Федерации с точки зрения научного и экономического потенциала. В период перехода к рыночным отношениям город самостоятельно создавал целый ряд механизмов, которые позволяли успешно преодолеть это непростое время. Именно тогда в городе была создана система строительства жилья за счет средств, привлекаемых с рынков: привлеченные кредиты позволили возвести первые коммерческие дома. Тогда же была создана и система привлечения средств граждан и компаний для развития рынка жилья на территории Москвы. Система, предложенная органами управления города, была быстро подхвачена бизнесом, за счет чего и получила динамичное развитие. На первом этапе город участвовал в этом процессе - вплоть до создания фирм и собственных компаний в виде акционерных обществ. Однако после того, как система была полностью отлажена и оказалась на этапе саморегулирования, - в течение 2 лет столица вышла из состава этих компаний, и они стали жить самостоятельной жизнью.

С самого начала город стремился быть надлежащим партнером для бизнеса и предпринимательства. Столичное руководство прекрасно понимает, что легче создать с нуля новый имидж, чем исправлять неблагоприятный. Поэтому и к долговым обязательствам города, и к обязательствам перед партнерами Москва всегда относилась с особой ответственностью. Правительство города изначально добивалось, чтобы кредитная история столицы была чистой и прозрачной.

Наша работа в этом направлении была подвергнута серьезному испытанию в 1998 г. В то время, когда по всей Российской Федерации был объявлен дефолт, городом - как бы это ни было сложно - было принято единственно возможное и абсолютно правильное решение: мы дали обещание по всем городским обязательствам рассчитаться полностью и в срок. И это в условиях, когда Москва не могла реструктурировать долг, а международный финансовый рынок для Российской Федерации был фактически закрыт. У города было в тот момент более миллиарда долларов долговых обязательств, цена которых в течение очень короткого периода выросла в рублевом эквиваленте в 4,5 раза. И тем не менее за счет собственной бюджетной политики Москва смогла в течение 1,5 лет полностью рассчитаться по всем обязательствам. Ни одна отечественная или иностранная компания, которая работала с городом, не понесла в результате кризиса потерь.

За время становления рыночных отношений в стране мы пришли к выводу, что в переходный период обязательно должно присутствовать государственное регулирование экономических процессов. Государство не имеет права пускать все на самотек. Должна целенаправленно создаваться система мер, которая, с одной стороны, помогает в новых условиях решать социальные задачи и проблемы общества, с другой - создает условия для развития бизнеса и предпринимательства.

За минувшие годы Москва выстроила систему государственных гарантий, которые город предоставляет бизнесу для привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов. Подписаны договора о сотрудничестве с 46 субъектами РФ и многочисленными зарубежными партнерами. Одним из ключевых партнеров является независимое государство Бавария. В результате нашего многолетнего сотрудничества созданы интересные и эффективные проекты по внедрению инновационных технологий. Например, проект «Атлас технологий Москва-Бавария», в рамках которого уже сегодня в открытом режиме в Интернете опубликованы те проекты, которые разработаны сторонами. В основном это прорывные технологии, требующие средств для внедрения.

В целом сегодня в Москве работает более 700 баварских фирм - от небольших частных компаний до крупных транснациональных концернов. И, повторюсь, показателем сотрудничества явилось то, что в условиях финансово-экономического кризиса эти компании не покинули рынок Москвы, пережив вместе с нами трудные времена.

Помимо Баварии аналогичные отношения выстроены и с другими западными партнерами, в частности, с Францией, Великобританией и целым рядом других стран.

В результате такой социально-экономической и финансовой политики Москва на сегодня стала крупнейшим экономическим, промышленным, научным и культурным центром страны. Столица обеспечивает порядка 20% внутреннего валового продукта РФ. Валовой региональный продукт города на душу населения почти в 3,3 раза превосходит средний показатель по России, в столице производится более 6% промышленной продукции, осуществляется свыше 13% объема подрядных работ. Москва является самым крупным торговым центром на территории Российской Федерации, обеспечивающим более 25% оборота розничной и не менее 40% оптовой торговли.

Мы специально создавали условия для динамичного развития оптового рынка. Москва сегодня представляет более 12% внешнеторгового оборота страны, притом если по импорту это порядка 24%, то, к сожалению, по экспортным поставкам мы имеем пока не очень высокий результат, в объеме около 6,2%. Тем не менее, это достаточно серьезная величина, учитывая, что Москва не является сырьевым регионом.

Перспективное планирование столицы строится на основе программно-целевого метода, являющегося логическим продолжением развития столицы в соответствии с Генеральным планом развития Москвы до 2020 г. Это не традиционный госплановский документ с регламентацией всех показателей и процессов, а открытый, но достаточно точно выстроенный прогноз, согласно которому город установил для себя на этот период определенные цели и задачи, основные критерии и перспективные показатели уровня жизни горожан. На основе Генерального плана ведется разработка долгосрочных и среднесрочных целевых программ. Под их реализацию выстраивается система аккумуляции и концентрации финансовых и иных ресурсов - не только собственных ресурсов города, но и получаемых в результате ГЧП. Мы определяем, в какие виды собственности и деятельности могут инвестировать средства частные предприниматели, и развиваем эти направления с их помощью.

Именно в рамках такого сотрудничества мы создали конкурсную систему размещения городского заказа по выполнению работ или поставок товаров для государственных нужд. Побеждая на тендере, предприниматель получает крупный заказ, обеспечивающий его работой на продолжительное время и дающий возможность планировать прибыль и, соответственно, развитие бизнеса. А город получает выполнение социального заказа, причем - благодаря «оптовому» размещению - с солидной скидкой.

При реализации жилищных программ города мы перешли с инвесторами исключительно на денежную систему расчетов и на конкурсную систему отбора инвесторов. Город формирует инвестиционные контракты, которые включают в себя, например, площадку для строительства коммерческого жилья, определенные градостроительные ограничения, существующие на данном земельном участке, технические условия и высчитанный размер компенсации или обременения, которые инвестор в рамках реализации контракта должен понести. Компенсация - это денежные выплаты за использование ранее созданной городом транспортной и инженерной инфраструктуры. Обременение - например, обязательство инвестора построить тот или иной объект социальной инфраструктуры с оговоренными параметрами, который, с одной стороны, не лишит инвестора прибыли, с другой - решит социальную задачу в районе. Затем контракт выставляется на открытый аукцион. Средства, полученные от продажи права реализации инвестконтракта по строительству коммерческого жилья в городе (в прошлом году они составили порядка 10 млрд руб.), направляются на строительство жилья муниципального для решения первоочередных задач. Это переселение жильцов из ветхого и пятиэтажного фонда, предоставление квартир социальным очередникам и молодежи по программе «Молодой семье - доступное жилье»…

Программа реконструкции и сноса ветхого пятиэтажного фонда является одной из самых значительных в городе. На территории Москвы еще 5 лет тому назад было порядка 6 млн м2 ветхого жилья, а сегодня остается менее 3 млн м2. К 2010 г. - согласно программе - последняя пятиэтажка будет снесена, а проживающие в таких домах люди получат современное комфортабельное жилье.

Другое направление использования механизма ГЧП - это возможность вложения средств в ряд инфраструктурных проектов, которые для города имеют важное социальное значение. Здесь используется схема, когда частный инвестор вкладывает средства в создание определенных объектов и является их собственником в течение того периода, пока второй партнер - город - поэтапно выкупает эти объекты, становясь через согласованный промежуток времени их единственным хозяином. Эту схему мы активно использовали для развития нашей инженерной инфраструктуры, в том числе - водопроводно-канализационного хозяйства, построив целый ряд достаточно крупных объектов - станций водоподготовки и очистки, канализационных насосных станций и очистных сооружений. По некоторым объектам мы уже полностью рассчитались с кредиторами.

Значительно раньше принятия федерального закона «О размещении государственного заказа» в городе был создан Комитет по организации и проведению конкурсов и аукционов - или Тендерный комитет. Задачей его стало организация и проведение всех конкурсов и аукционов на территории Москвы с целью унификации этих процессов и исключения непосредственного контакта чиновника с предпринимательской средой, что позволило минимизировать условия для возникновения коррупции. Абсолютно все инвестиционные проекты, осуществляемые на территории города, реализуются через эту абсолютно открытую конкурсную систему. В том числе те, которые имеют для города жизненно-важное значение.

Так, в рамках ГЧП мы привлекаем инвестиции в строительство теплогенерирующих мощностей на территории Москвы, создавая частную собственность в сфере энергетики и решая вопрос с теплом и электричеством в тех районах, где наблюдается их дефицит. Появилась возможность существования альтернативной, частной энергетики, работающей на паритетных началах с «Мосэнерго» и РАО «ЕЭС».

С удовлетворением надо признать, что государство, определяя основные направления и приоритеты своего развития, предпринимает реальные шаги по созданию механизмов ГЧП. Наконец появляется реальная государственная политика в вопросах привлечения частных инвестиций, подкрепляемая принимаемыми на федеральном уровне решениями и законодательными актами. В частности, это законы, касающиеся концессионного использования собственности и объектов, создаваемых в рамках соглашения о концессиях. Приняты Постановление Правительства о создании особых экономических зон на территории России, и решение о создании Инвестиционного фонда как отдельного целевого фонда в составе Стабилизационного фонда РФ. Практически впервые созданы механизмы, которые дают возможность определять через систему выстраиваемых приоритетов государственную политику в отдельных отраслях, возможность учесть мнение регионов и их особенностей, в том числе через предложение соответствующих инфраструктурных проектов с длительными сроками окупаемости.

Москва будет активно участвовать в этой работе. Уже состоялся конкурс на создание технико-внедренческих зон, в котором Москва получила право создать таковую на территории Зеленограда. Готовятся другие проекты, к числу которых можно отнести создание технопарка в районе Молжаниновка по Ленинградскому шоссе - это уже достаточно хорошо подготовленная территория; и технопарка «Нагатино-ЗиЛ» на территории, высвобожденной в ходе реструктуризации АМО «ЗИЛ», которая также инженерно обустроена, и имеется реальная возможность развивать на ней производственные площади в объеме до 1 млн м2.

Мы считаем, что есть возможность реализации системы ГЧП в таких насущных инфраструктурных проектах, как развитие дорожной сети, в том числе за счет вовлечения в оборот Московской окружной железной дороги, которая может явиться и дополнительной транспортной артерией.

Москва может выдавать мультипликативный эффект от использования своего потенциала и для роста ВВП. Последние 4 года столица имеет достаточно уверенный темп роста валового регионального продукта - 8-9%. При этом рост объема промышленного производства составил в 2005 г. порядка 20%. Это значит, что предлагаемые органами государственной власти Москвы механизмы поддержки малого бизнеса и предпринимательства срабатывают, давая тот эффект, в котором заинтересованы москвичи и в целом вся Российская Федерация.

Надо дать реальную возможность тем предпринимателям, которые готовы сегодня вкладывать в российскую экономику средства, работать по ясным и понятным правилам, действовать фактически на уровне государственных гарантий, которые власть должна обеспечивать на всех уровнях. Создаваемая система ГЧП есть один из наиболее эффективных путей решения социально-экономических задач, стоящих перед нашим государством.

***

Основные показатели социально-экономического развития Москвы за 2005 год

Комплекс мероприятий, реализованный Правительством Москвы для решения задач обеспечения динамичного экономического развития, позволил сохранить устойчивый рост основных макроэкономических показателей.

Ключевые макроэкономические показатели демонстрировали достаточно высокий рост. Объем производства промышленной продукции (по итогам 10 месяцев 2005 г.) вырос на 8,6%, объем инвестиций в основной капитал - на 4,8%, оборот розничной торговли - на 6,5%, индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики (за 9 месяцев) составил 8,8%.

Экономика города обеспечила рост налоговых поступлений в бюджет, что позволило увеличить финансирование социальных и инвестиционных программ.

Рост среднемесячной заработной платы составил 23,7% и значительно превысил уровень инфляции (12,7%), это позволило увеличить реальную оплату труда на 9,8%. Оплата труда работников образования, здравоохранения, других бюджетных организаций Москвы выросла в среднем на 43%. Ставка 1 разряда Единой тарифной сетки повышена с 1100 до 2000 руб., городской минимум оплаты - с 2500 до 3600 руб.

На социальные мероприятия и программы направлено 40% всех бюджетных расходов города или 163,6 млрд руб.<…>

Введено 4515,7 тыс. м2 общей площади жилых домов, в том числе 1645,1 тыс. м2 в рамках городских социальных программ.

Разработаны две схемы социальной ипотеки для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (очередников): приобретение жилья у города в собственность по льготным ценам с использованием средств ипотечного банковского кредита и приобретение жилья на рынке недвижимости с использованием безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, выделяемой из бюджета города и кредита банка. На выплату субсидий на строительство и приобретение жилья направлено 1,32 млрд руб. бюджетных ассигнований.

Построено 6 новых гостиниц на 2600 мест.

Сданы в эксплуатацию 5 районных тепловых станций общей мощностью 1320 Гкал/ч.

Выведен на проектную мощность мусоросжигательный завод № 4 в промзоне «Руднево». Приняты в эксплуатацию: цех по переработке золошлаковых отходов мусоросжигательного завода № 2 в Северо-Восточном округе и сооружения по сбору и очитке фильтрата на полигоне «Икша-2».

На эксплуатацию и капитальный ремонт жилищного фонда из городского бюджета направлено 35 млрд руб.

В целях создания удобств для населения введено 1197 и реконструировано 624 предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, открыто более 400 предприятий, размещенных в пределах пешеходной доступности от жилых домов.

На территории бывших рынков в Северном, Северо-Восточном и Западном округах построены 3 крупных торговых центра. Совершенствование практики проведения конкурсов и аукционов на право выполнения городского заказа позволило снизить затраты бюджета при покупке товаров, работ и услуг на 5,7 млрд руб, в том числе при капитальном строительстве и ремонте городских объектов - на 4,9 млрд руб.

Впервые утверждена среднесрочная программа приватизации (продажи) государственного имущества на 2005-07 гг. Приняты «Основные направления политики Правительства Москвы в области арендных отношений по объектам нежилого фонда на 2006-2008 годы».

Начата реализация первого этапа программы реконструкции городского портфеля акций, в рамках которого проводится консолидация низкодоходных пакетов в отраслевые инвестиционные фонды.

***

Результаты деятельности подразделений Комплекса экономической политики и развития города Москвы в 2005 году

Управление собственностью города

Общий объем поступлений в бюджет города Москвы, администрируемых Департаментом, составит не менее 24 млрд руб., при плане 19,6 млрд руб. (123%). Всего в 2005 г. ожидаемые поступления в бюджет города Москвы от продажи недвижимого имущества составят более 2 млрд руб., средств от продажи СГУП пакетов акций - более 8,7 млрд руб., в том числе за счет продажи пакетов акций ОАО "Гостиница "Украина" - в сумме 7,8 млрд руб.

От управления имуществом бюджет города планирует получить около 900 млн руб.

За 2005 г. организовано проведение оценки рыночной стоимости более 5 тыс. объектов недвижимости в городе Москве.

Принята модель массовой оценки недвижимости.

Продолжилась работа Правительства Москвы, направленная на сокращение численности ГУПов. Ожидаемые поступления части чистой прибыли от деятельности ГУПов в бюджет города Москвы составят не менее 400 млн руб.

Определены основные подходы к среднесрочному планированию программы приватизации государственного имущества города Москвы.

Провозглашен принцип постепенного приближения ставок арендной платы к реально складывающимся на рынке недвижимости. К 2008 г. ставки арендной платы за арендуемое городское имущество должны достичь рыночных.

Земельные отношения города Москвы

В 2005 г. по состоянию на 23.11.05 обеспечено поступление средств по арендной плате за землю в размере 9234,6 млн руб. (9453,6 млн руб. по плановому заданию).

От продажи права аренды на заключение договоров аренды земельных участков в городе Москве поступления составили 4003,3 млн руб. (при плановом задании 3576,6 млн руб.).

Для целей налогообложения произведен расчет кадастровой стоимости 5775 земельных участков, на которых расположены жилые дома и другие здания, находящиеся на балансе ДЕЗов, а также 428 участков по запросам физических и юридических лиц.

Рассмотрено и обработано 2470 заявлений о согласии арендодателя на сделки с правом аренды земельных участков и оформлено 575 сделок. Всего оформлено 8866 правоудостоверяющих документов на земельные участки.

В 2005 г. совместно с юрисконсультами ТОРЗов в судебных заседаниях по взысканию задолженности по договорам аренды земли было рассмотрено 113 исковых заявлений, из них удовлетворено 97 исковых заявлений о взыскании задолженности по арендной плате на сумму 28 794 217,63 руб. и пени на сумму 19 015 666,77 руб.

Проведение конкурсов и аукционов

В 2005 г. было проведено 39 конкурсов и аукционов в сфере инвестиционных торгов. Сумма компенсационных выплат городу на создание объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры составила 53,975 млн долл. США. Также Тендерным комитетом г. Москвы осуществлено 330 конкурсов в сфере размещения городского заказа по подрядным торгам, стартовая стоимость лотов составила 78 387,08 млн руб., а экономия бюджетных средств - 6006,38 млн руб. На протяжении 2005 г. было реализовано 149 конкурсов в сфере размещения городского заказа по закупкам товаров, работ и услуг. Общая стартовая стоимость лотов составила 12 921,89 млн руб., а экономия бюджетных средств - 888,31 млн руб.

До конца 2005 г. запланировано провести более 65 конкурсов подрядных торгов по городскому заказу, а на закупку товаров, работ и услуг - 70 конкурсов.

Заемная система города Москвы

Общий объем заемных средств в 2005 г. за счет размещения внутренних облигационных займов составил 21,2 млрд руб. по номинальной стоимости. Всего было откуплено облигаций государственного облигационного займа города Москвы на сумму 20,9 млрд руб., кроме того, был досрочно погашен кредит Сбербанка России в объеме 2 млрд руб. Это позволило сэкономить расходы бюджета города Москвы на обслуживание государственного долга в объеме 927,3 млн руб.

Объем обязательств, погашенных в 2005 г. через Комитет государственных заимствований, составил сумму, эквивалентную 32,8 млрд руб. В 2005 г. на цели обслуживания всех долговых обязательств было направлено 9,4 млрд руб. Объем средств на финансирование дефицита бюджета за счет размещения внутренних облигаций составил 21,2 млрд руб.

В 2005 г. Комитет проводил активную работу по досрочному откупу облигаций со сроками погашения в 2005-07 гг. Объем такого откупа составил 20,2 млрд руб. Экономия бюджетных расходов, обеспеченная указанными операциями, превысила 730 млн руб. Досрочный откуп облигаций позволил сократить объем долга города более чем на 10 млрд руб.

Общий объем внутренних облигационных займов Москвы, обращающихся на рынке, по состоянию на 23.11.05 составил 51,1 млрд руб. Доля внешнего долга города в 2005 г. в общей структуре по состоянию на 23.10.05 составила около 34%.

Результатом работы с рейтинговыми агентствами в 2005 г. стало дальнейшее повышение рейтинга города Москвы международными рейтинговыми агентствами Стандард энд Пурс (Standard & Poor’s), Фитч Рейтингс (Fitch Ratings) и Мудис (Moody’s).

Последним повышением стало повышение 31.10.05 агентством Мудис кредитного рейтинга в иностранной и национальной валюте г. Москвы с уровня «Baa3» до уровня «Baa2».

В 2006 г. планируется привлечь на внутреннем рынке заимствований на сумму около 63 млрд руб., в том числе около 50 млрд руб. путем размещения облигаций. На внешнем рынке будет размещен еврозайм на сумму 404 млн евро. Фактором, способствующим исполнению указанного задания, является высокий уровень кредитоспособности города, подтвержденный оценкой всех ведущих международных рейтинговых агентств. Уровень указанной кредитоспособности - наивысший среди субъектов РФ.

Предупреждение банкротства предприятий города Москвы и защита имущественных и финансовых интересов в делах о банкротстве

В 2005 г. было рассмотрено 10 проектов финансового оздоровления социально значимых предприятий промышленности (ОАО «АМО ЗИЛ», ОАО «Московский завод домашних холодильников», НПО «Мосгормаш» и др.). Принято решение об оказании финансовой поддержки 5 предприятиям на сумму до 90,8 млн руб.

Рассмотрены 233 организации, имеющие задолженность перед бюджетом города. В бюджет города возвращено: по налоговым платежам - 452,3 млн руб., по арендным платежам за пользование земельными участками - 128,8 млн руб.

Приняты решения о рассрочке задолженности по кредитам города, выданным на возвратной основе, 6 организаций на общую сумму 347,5 млн руб. и 6,78 млн долл. США.

Особое внимание уделяется контролю хода процедур банкротства ГУПов города Москвы и хозяйственных обществ с долей города в уставном капитале. На сегодняшний день в процедурах банкротства находятся 29 ГУП г. Москвы и 4 акционерных общества с долей города.

Ведется работа по сопровождению процедуры банкротства ОАО «Москвич».

Деятельность Московского городского бюро технической инвентаризации

Активно проводились работы по актуализации информации предметной базы данных «Жилищный и нежилой фонд» и совершенствованию функционирующих программных средств для наиболее полной реализации возрастающих требований, сформулированных новыми и скорректированными нормативными документами (Жилищный кодекс и др.).

Осуществлено информационное обеспечение решений городских задач (54 договора).

За 9 месяцев 2005 г. предприятие перечислило налогов на сумму 145 881 тыс. руб., в том числе в бюджет города Москвы 27 163 тыс. руб., сделало отчисления во внебюджетные фонды на сумму 46 566 тыс. руб., перечислило в бюджет города Москвы за пользование государственным имуществом 7508 тыс. руб.

***

Программа развития Москвы на 2006 год

Приоритетными направлениями работы Правительства Москвы в 2006 г. являются:

  • обеспечение экономической и финансовой базы для реализации социальных и инвестиционных программ путем создания условий для устойчивого роста экономики города;
  • опережающий по сравнению с инфляцией рост доходов малоимущих жителей города Москвы;
  • обеспечение для всех слоев населения доступности качественных услуг в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • повышение безопасности жизни населения;
  • сохранение высоких темпов жилищного строительства, дальнейший рост обеспеченности москвичей благоустроенной жилой площадью;
  • расширение ипотечного кредитования строительства жилья, в первую очередь - для очередников на улучшение жилищных условий;
  • ликвидация дефицита в развитии энергосетей и ускорение темпов строительства генерирующих мощностей;
  • улучшение строительства новых скоростных магистралей и транспортных развязок, увеличение темпов строительства новых линий метрополитена.

Промышленность, наука

Предполагается, что за счет реализации городской Комплексной программы промышленной деятельности в 2006 г. темп роста промышленного производства будет равен 107%. В программе предусмотрено техническое перевооружение, оказание финансовой поддержки предприятиям, привлекающим инвестиции на финансовом и фондовом рынках города.

Город планирует оказывать меры бюджетной поддержки промышленному комплексу на общую сумму 2,9 млрд руб., из которых около 900 млн руб. будут направлены на научные разработки.

Планируется развитие особой экономической зоны «Зеленоград». Продолжится работа по защите имущественных прав и производственных интересов с целью сохранения рабочих мест и недопущения случаев перепрофилирования промышленного сектора города.<…>

Развитие социальной сферы

В 2006 г. сохранится социальная направленность расходов бюджета города.<…>

Из бюджета города на мероприятия Комплексной программы мер социальной защиты москвичей будет выделено 173,9 млрд руб. с ростом по сравнению с предыдущим годом на 13,2%.

Сохраняются все социальные гарантии и льготы ветеранам и инвалидам. Доплаты к пенсиям из горбюджета составят почти 27 млрд руб., льготы по оплате ЖКУ и услуг связи - 11,3 млрд руб., жилищные субсидии малообеспеченным семьям - 5,1 млрд руб., льготное обеспечение лекарствами - порядка 3 млрд руб., ежемесячные пособия малообеспеченным семьям с детьми - 1,37 млрд руб.<…>

Жилищное и коммунальное строительство

В 2006 г. продолжится реализация жилищных программ города, особое внимание будет уделено расселению пятиэтажного и ветхого жилого фонда.

На решение общегородских задач отводится 1482,1 тыс. м2 жилой площади в домах-новостройках. Безвозмездные бюджетные субсидии на строительство и приобретение жилья составят 1,8 млрд руб.

В 2006 г. планируется развивать систему социальной ипотеки для граждан, реализовывать продажу жилья по льготным ценам с использованием ипотечного кредитования в рамках программы «Молодой семье - доступное жилье».

Ожидается ввод в действие городских инженерных сетей и сооружений, продолжится строительство и реконструкция головных сооружений и сетей водопровода и канализации. Завершится разработка схем развития систем тепло-, электро- и газоснабжения города до 2020 г.<…>

Городское хозяйство. Жилищно-коммунальная реформа

Продолжится работа по ликвидации перекрестного субсидирования и сближению тарифов на коммунальные услуги для различных групп потребителей.

Планируется дальнейшая установка общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии в жилых зданиях, переход на расчет оплаты коммунальных платежей по показаниям приборов учета.

На эксплуатацию жилищного фонда планируется выделить около 23,3 млрд руб., на капитальный ремонт жилищного фонда - 13,4 млрд руб. Для реализации комплекса мер по приведению в порядок дворов и подъездов выделяются порядка 4 млрд руб. Планируется комплексно благоустроить 3,75 тыс. территорий, в том числе 2,46 тыс. дворов жилищного фонда.

На оборудование для коммунального хозяйства выделено 400 млн руб., в том числе 200 млн руб на технику для обслуживания 3-го транспортного кольца из средств Целевого бюджетного территориального дорожного фонда.<…>

Развитие бюджетно-финансовых отношений, управление собственностью города

Доходы от имущества г. Москвы в будущем году ожидаются на уровне 28,7 млрд руб.

В 2006 г. будут приняты меры по совершенствованию бюджетного процесса в городе за счет программно-целевых методов бюджетного планирования. В целях сокращения расходов продолжится совершенствование практики размещения городского заказа на конкурсной основе, создание открытого реестра городских контрактов.

В сфере управления собственностью Москвы планируется продолжить во взаимодействии с органами государственной власти РФ работу по разграничению полномочий в области регулирования имущественно-земельных отношений и оформлению прав собственности на землю и имущество, а также совместно с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости приступить к практической реализации задач по созданию государственного кадастра недвижимости.

По-прежнему будут приниматься меры целевой поддержки арендаторов в приоритетных отраслях экономики и малого бизнеса.

Важным пунктом является начало в 2006 г. поэтапного перехода к исчислению арендной платы за земельные участки на основе их кадастровой стоимости. <…>