Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

О состоянии и развитии потребительского рынка и услуг города Москвы

Малышков В.И., руководитель Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы

Главной отличительной особенностью московского рынка товаров и услуг является его объем, это устойчивая динамика и 1/3 оборота России или 1 трлн 420 млрд руб. Через 13 лет после начала экономических реформ состояние потребительского рынка столицы по количественным и качественным показателям можно поставить на одном уровне с другими столицами мира.

Активная политика социальных преобразований в Москве способствует обеспечению высоких темпов развития во всех сферах жизнедеятельности города, создает благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат. Это находит отражение в показателях развития потребительского рынка товаров и услуг.

Сохранялась положительная динамика по основным экономическим показателям и в 2004 г. Производство промышленной продукции увеличилось на 9,1% по сравнению с 2003 г., оборот розничной торговли - на 8,3%, объем инвестиций в основной капитал - на 3,2%.

Интегральный показатель, характеризующий внутригодовое изменение валового регионального продукта, - индекс выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики за 2004 г. составил 108,1% к прошлому году.

Соответственно проявился рост уровня жизни горожан. За год в городе сократилась безработица. В течение года среднемесячная заработная плата росла темпами, опережающими инфляцию. За 2004 г. по сравнению с 2003 г. заработная плата выросла на 21,4% при инфляции 10,2%. В городском бюджете существенно увеличены расходы на городские ежемесячные доплаты к пенсиям до «социальной нормы» и заработной платы работников учреждений социальной сферы города. Обеспеченность жильем выросла с 21,4 м2 общей площади на человека в 1999 г., до 23 м2 на человека в 2003 г. Рост доходов и оплаты труда москвичей обеспечил им возможность увеличить вклады в банки, в недвижимость, ценные бумаги, покупку жилья. Доля этих расходов в 2004 г. составила 22,8% от общего объема расходов против 18,5% в 2003 г.

Доля организованного рынка в обороте розничной торговли возросла с 64% в 1999 г. до 74% в 2004 г. В 2004 г. на потребительский рынок привлечено более 10 млрд долл. США, что составляет 68% всех поступлений в город. За последние годы ежегодно вводится в строй и реконструируется порядка 3000 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Потребительский рынок в формировании бюджета города составил в 2004 г. 21,3%. Это 30 млрд руб. Второй год он сохраняет первенство среди отраслей по наполняемости бюджета города. И это несмотря на отмену в прошлом году 5% налога с продаж.

Активное участие отрасли в реализации городских программ занятости населения обеспечивают на потребительском рынке свыше 1,3 млн человек или каждый четвертый работающий в Москве. В целом потребительский рынок Москвы - это более 100 тыс. предприятий, из которых свыше 40 тыс. - стационарных предприятий и 125 - рынков.

В целях бесперебойного снабжения в городе постоянно поддерживаются страховые запасы продовольствия. В розничной торговой сети даже в период общеэкономического финансового кризиса 1998 г. не было допущено дефицита ни по одному продукту питания.

Сегодня практически все предприятия работают в рыночных условиях. Частная предпринимательская деятельность способствовала постоянному и значительному привлечению инвестиций, за счет чего растут торговые сети, сети предприятий питания и бытового обслуживания.

За последние 4 года только сеть розничной торговли возросла в 1,5 раза, а обеспеченность - на 25%, и составила 501 м2 торговой площади на 1000 жителей (1032 м2 общей площади). Значительно увеличилась обеспеченность населения города предприятиями на 1000 жителей и по другим отраслях: в общественном питании приходится 71 посадочное место, в бытовом обслуживании - 7 рабочих мест.

Развитие потребительского рынка столицы, как и в предыдущие годы, осуществляется в тесной увязке с социально-экономическими преобразованиями, предусмотренными в Генеральном плане развития города до 2020 г., а также других долгосрочных и отраслевых городских целевых программах.

Одним из основных документов, по которому проводится работа в сфере развития потребительского рынка, является среднесрочная «Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004 -2006 годы», утвержденная постановлением Правительства Москвы от 20.04.04 № 245-ПП.

Основной целью программы является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей столицы на потребительские товары, торговые и бытовые услуги и услуги общественного питания, формирование крупных торговых сетей, создание сети «удобных магазинов», расположенных в пределах пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом товаров, осуществление комплекса мероприятий по сокращению сети рынков и преобразованию их в современные торговые предприятия, выделение специальных зон для уличных ярмарок.

Большое развитие в городе получили сетевые структуры различного функционального назначения. В продовольственной торговле насчитывается около 30 торговых сетей: «Перекресток», «Седьмой Континент», «Пятерочка», «ДИКСИ» и др. В непродовольственной торговле их около 50: «М-Видео», «Партия», «Эльдорадо», «Эконика-обувь» и т.д. В общественном питании: «Елки-Палки», «Му-Му», «Макдоналдс», «Сбарро» и др. В бытовом обслуживании: химчистки-прачечные «Диана», «Лисичка», парикмахерские «Мысин студио», «мультисервис» компании «Мастер Ки».

В городе действуют более 300 магазинов-дискаунтов, в том числе «Пятерочка» (111 магазинов), «Копейка» (53 магазинов) и др. Большие надежды мы возлагаем на систему магазинов заказов «Утконос», реализующих товары по более низким ценам за счет специальных технологий и минимизации издержек.

Социальная программа развития на потребительском рынке остается наиважнейшей. В городе функционирует более 300 магазинов социальной направленности, в которых обслуживаются около 300 тыс. человек, из них около 100 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Розничные цены в таких магазинах на 10-15% ниже средних по городу, а участники и инвалиды Великой Отечественной войны получают еще дополнительную скидку в размере 10%.

В рамках выполнения проекта «Социальная карта москвича» в 2004 г. осуществлялись мероприятия по внедрению на предприятиях потребительского рынка социальной карты. На начало 2005 г. социальную карту получили более 2,5 млн человек, из них 2,2 млн пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения г. Москвы.

Обслуживание граждан с применением социальной карты москвича осуществляется за счет средств компаний более чем в 500 предприятиях торговли и бытового обслуживания со скидкой от 3 до 10%. Это такие предприятия торговли, как универсамы «Айленд-СОРТ», «СПАР», «Билла», «Страна Геркулесия», «Мой магазин» и др. Из предприятий бытового обслуживания держателей социальной карты обслуживают предприятия Объединения «Диана» и «Лисичка» (химическая чистка и стирка) и Компания МГСБС «А-Айсберг» (ремонт бытовой техники).

В 2004 г. держатели социальной карты осуществили около 1,4 млн покупок на общую сумму почти 210 млн руб., при этом сумма предоставленной скидки составила 11,4 млн руб., без привлечения средств из городского бюджета.

Внедряемая Департаментом потребительского рынка и услуг совместно с ГУП «Московский социальный регистр» система позволяет иметь информацию о состоянии и обслуживании льготных категорий граждан на потребительском рынке г. Москвы.

В рамках постановления Правительства Москвы от 17.08.04 № 568-ПП «Об утверждении положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания» для создания сети социальных предприятий проводится работа по аккредитации предприятий питания.

Получила развитие новая форма организации обслуживания населения - система питания «народных ресторанов», по опыту работы ресторанов «Грабли» и «Му-Му». Это позволит обеспечить высокую пропускную способность в таких предприятиях по доступным ценам со средней стоимостью полного обеда 150-200 руб.

Региональный рынок товаров и услуг - это сложная и многогранная хозяйственно-экономическая система, включающая реализацию товарно-денежных отношений. Механизм регионального рынка - это такие составляющие, как спрос, предложение, конкуренция по потребительским свойствам товара и услуг и, что очень важно, цена.

Для насыщения московского рынка конкурентоспособной региональной продукцией на территории округов систематически организуются «ярмарки выходного дня». В 2004 г. в административных округах организовано более 2000 ярмарок на 118 площадках.

В рамках межрегионального сотрудничества заключено более 280 соглашений, в том числе 200 - с регионами РФ, 51 - со странами СНГ, 29 - с Республикой Беларусь, в которых основным направлением является торгово-экономическое сотрудничество.

Вместе с тем при таком изобилии и разнообразии насыщения рынка товарами и услугами под влиянием различных факторов цены в Москве существенно отличаются от средних цен по России и ряда регионов. В целом они выше на 30-50%. На ряд товаров - такие, как мясо птицы, хлеб, яйцо и другие продукты, цены в Москве одинаковы с ценами Лондона, Мадрида и Берлина. Наблюдаются резкие различия цен на отдельные виды товаров и по территориям города.

Все это послужило основой подготовки вопроса «О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве» и принятию постановления Правительства Москвы от 18.06.02 № 467-ПП. Ведь каждый второй москвич нуждается в социальной поддержке и экономической защите.

На уровень цен влияют факторы как прямого, так и косвенного воздействия. С 1995 г. Указом Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», соответствующими постановлениями Правительства РФ и Правительства Москвы перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, значительно сокращен. В Москве размеры наценок определяются только при формировании цен на питание школьников, студентов и тарифов при оказании ритуальных услуг. Остальные цены - на свободном ценообразовании и находятся под влиянием косвенных факторов.

Между тем сокращение сферы прямого регулирования цен не означает отказа от проведения мер активной ценовой политики в целом по другим товарам и услугам с использованием методов косвенного воздействия.

Указанным постановлением утверждена Стратегия Правительства Москвы по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве до 2008 г.

Ее цель - создание системы участия Правительства Москвы в выявлении и устранении факторов, повышающих уровень розничных цен на товары и услуги, обеспечении улучшения экономики городского хозяйства и социальной защиты жителей города.

Интересы предпринимателей не затрагиваются. Наоборот, все меры будут способствовать надежному построению их бизнеса.

Важной составляющей в сдерживании роста цен является число предприятий - продавцов товаров и услуг на рынке, конкурентная среда.

В порядке реализации мер по сдерживанию роста цен в Москве на заседании Правительства Москвы рассмотрен вопрос об организации системного подхода к продвижению товаров от региональных товаропроизводителей на московский рынок по оптимальным ценам без посредников, с гарантией поставок и расчетно-финансового обеспечения, и принято постановление Правительства Москвы от 23.09.03 № 790-ПП «О создании межрегиональной товаропроводящей системы «Московские контракты» для малых предприятий потребительского рынка города Москвы».

Сегодня на потребительском рынке столицы малые предприятия являются основной структурной единицей. Они составляют 75% общего числа всех предприятий торговли, питания и услуг города.

Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы уделяет большое внимание данному вопросу. На самом деле, мы стараемся, чтобы нашим малым предприятиям работалось комфортно, удобно и надежно с точки зрения экономической ситуации; чтобы малые предприятия как можно более уверенно чувствовали себя на московском рынке.

Весомое число посредников - от 4 до 7 участников при продвижении товара от производителя до розничного предприятия - естественно, самая главная причина необоснованного роста потребительских цен.

В основе межрегиональной товаропроводящей системы «Московские контракты» применен механизм биржевой торговли продовольственными товарами московских и российских товаропроизводителей. Апробация механизма проведена на базе Московской международной продовольственной биржи.

В ходе проведения торгов были установлены препятствия, мешающие более полному освоению предлагаемых к продаже товаров. Прежде всего, это ненадежность расчетов за товары и невозможность купить товары малым предприятиям розничной торговли и общественного питания.

По итогам торгов подготовлена и на межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы 20.06.03 принята Концепция межрегиональной товаропроводящей системы «Московские контракты для малых предприятий потребительского рынка». Малые предприятия Москвы получают возможность сокращать расходы на поиск, получение и хранение товаров. Большинство закупаемой продукции можно получать в одном месте и сразу по прибытии грузов на склад, либо с колес. Число посреднических структур сокращается до одной в виде Оптового распределительного центра.

В результате внедрения московской товаропроводящей системы предполагается сокращение числа посредников, что позволит сдерживать рост потребительских цен до 10% и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста законного товарооборота до 20%.

Важно это и в связи с реализацией новой системы размещения сети малых предприятий шаговой (пешеходной) доступности, в зоне проживания горожан в пределах 500 м, наличия социально-необходимого ассортимента товаров и услуг повседневного спроса по социально доступным ценам, принятой постановлением Правительства Москвы от 07.12.05 № 865-ПП «О мерах по развитию в Москве сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005-2007 годы». Такая система размещения даст возможность передислоцировать как предпринимателей, так и покупателей из неорганизованной торговли на рынках в стационарную сеть.

Инфраструктура предприятий потребительского рынка и услуг сложилась под влиянием проводимых в последние годы экономических преобразований.

Это коммерциализация, смена форм собственности, приватизация. Перепрофилировано и дважды, трижды продано более 1000 социально-значимых продовольственных магазинов, булочных, столовых, ателье, домов быта и других предприятий, так необходимых жителям.

Эти вопросы могут быть решены путем усиления контроля со стороны города за сохранением профиля предприятий, арендующих городскую собственность, а также восполнения сети за счет организации новых торговых предприятий, в том числе находящихся в непосредственной близости от места проживания.

В качестве пилотного проекта работа по размещению сети предприятий в шаговой доступности проводится в Южном административном округе. В настоящее время в округе построено и функционирует 75 объектов шаговой доступности, в которых осуществляют свою деятельность 116 предприятий, оказывающих услуги торговли, питания и бытовые услуги.

Одним из примеров открытия объектов шаговой доступности является комплексное предприятие «ШагМаг» (Коломенский пр-д, 1/1). Торгово-бытовой комплекс «ШагМаг» ЗАО «Народная торговая сеть» расположен в отдельно стоящем здании, на земельном участке площадью 240 м2. Площадь застройки - 190 м2, полезная площадь объекта - 505 м2.

На первом этаже находится продовольственный магазин, общая площадь которого 100 м2.

В магазине представлено около 1500 наименований продовольственных товаров преимущественно отечественного производства, в том числе производителей, расположенных в Южном административном округе: ЗАО «Коломенский колбасный завод», Коломенский хлебозавод, кондитерская фабрика «Р-ВКУС» и др. На основные продукты питания (хлеб, крупы, сахар, молоко, яйца) цены поддерживаются на уровне ниже среднегородских по Москве. В состав комплекса также входит кофейня на 35 мест, размещаемая на цокольном этаже. На базе данной кофейни практикуется проведение праздников для детей и подростков. Кроме того, на первом и втором этажах комплекса расположены предприятия бытового обслуживания: мастерская по ремонту обуви, металлоремонт, ремонт одежды, салон красоты, приемный пункт химчистки и прачечной, фотоателье и аптечный пункт.

ЗАО «Народная торговая сеть» заключило трехсторонний договор социального заказа, в соответствии с которым организовано обслуживание малообеспеченных категорий граждан по социальной карте москвича с предоставлением скидки в размере 5% на продукты питания и оказание бытовых услуг.

В инициативном порядке работа по развитию сети магазинов «шаговой доступности» проводилась в Центральном административном округе, где открыто 116 магазинов шаговой доступности.

Сеть предприятий шаговой (пешеходной) доступности будет развиваться как недостающая, в дополнение к действующей сети, путем нового строительства небольших отдельно стоящих объектов, за счет открытия предприятий в нежилых помещениях первых этажей и подвальных помещениях, в архитектурно обоснованных пристройках к жилым домам, за счет размещения в помещениях, переведенных из жилых в нежилые, в арендованных помещениях.

Наряду с традиционными предприятиями розничной торговли: магазины «Продукты», булочные, «Молоко», «Овощи-фрукты»; общественного питания: диетические столовые, пельменные; и бытовых услуг: ремонт одежды, обуви в этот проект войдут предприятия высокой технологии типа «Утконос». По программе планируется к концу 2007 г. ввести почти 4000 таких предприятий.

Сформированные и утвержденные соответствующими постановлениями Правительства Москвы Программы отраслевого развития потребительского рынка и услуг позволяют обеспечивать дальнейшее устойчивое перспективное развитие важной для жизнедеятельности города сферы.