Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

Национальный проект "Доступное, комфортное жилье - гражданам России" и Федеральная целевая программа "Жилище"

Яковлев В.А., Министр регионального развития РФ

5 сентября 2005 г. Президент РФ В.В.Путин на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Государственного совета выступил с инициативами, в которых шла речь об особом внимании федеральной власти к насущным вопросам населения страны. Во исполнение поручения Президента России Министерством регионального развития РФ был разработан Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и откорректирована федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2002-10 гг., которая является его организационно-финансовой основой.

Уже 12.10.05 состоялось расширенное заседание Коллегии Минрегиона России, в котором принял участие Председатель Правительства РФ М.Е.Фрадков, представители Администрации Президента РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, заинтересованных организаций.

По итогам Коллегии была утверждена Концепция Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», план-график её реализации на 2005-2007 гг. и одобрена откорректированная ФЦП «Жилище» на 2002-10 гг.

19.11.05 в Минрегионе состоялось Всероссийское совещание с участием руководителей субъектов РФ, на котором обсуждались конкретные механизмы реализации подпрограмм, входящих в ФЦП «Жилище».

15.12.05 на заседании Правительства РФ эта ФЦП была одобрена. Она начала реализовываться с 2002 г. Ее второй этап, рассчитанный на 2006-10 гг., был скорректирован с учетом Национального проекта по формированию рынка доступного жилья. Реализация второго этапа программы, в частности, предусматривает увеличение объемов строительства жилья к 2010 г. до 80 млн м2 в год, улучшение жилищных условий 314 тыс. семей путем предоставления им бюджетных субсидий на жилье, увеличение объемов ипотечного кредитования, сокращение нахождения граждан в очереди на жилье и еще ряд целевых показателей.

Государственная стратегия в области жилищной политики заключается в формировании рынка доступного и комфортного жилья, создании механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка, обеспечении доступа на жилищный рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.

В жилищной сфере ситуация на сегодня характеризуется тем, что основы рыночной инфраструктуры сформированы следующим образом: более 70% жилья находится в частной собственности; ежегодно у 3% жилья меняется собственник; около 100% строительных организаций являются частными компаниями. Также сформирована законодательная база в жилищной сфере с принятием пакета из 25 законов, направленных в основном на формирование рынка доступного жилья.

Вместе с тем порядка 4,5 млн семей стоят в очереди на улучшение жилищных условий. По отношению к 1,2 млн семей государство имеет установленные законодательством обязательства по обеспечению их жильем. Ожидание в очереди доходит до 20 лет, а почти 2/3 россиян не удовлетворены жилищными условиями. При этом каждая четвертаясемья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии.

Цель приоритетного Национального проекта заключается в том, чтобы увеличить объемы строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развить деятельность финансово-кредитных институтов и механизмов, привести в соответствие со стандартами качества существующий жилищный фонд и коммунальную инфраструктуру. Кроме этого следует обеспечить доступ населения к потреблению жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом и социальными стандартами.

Эти задачи решаются органами власти всех уровней: федерального, регионального и муниципального. На федеральном уровне используются два главных рычага - совершенствование нормативной правовой базы и финансовая поддержка из федерального бюджета.

В интересах совершенствования нормативной правовой базы в настоящее время прорабатываются законопроекты, направленные на внесение необходимых дополнений и изменений в Жилищный и Градостроительный кодексы РФ, совершенствование механизма долевого строительства и различных схем жилищного накопления, финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства, осуществление тарифного регулирования коммунального комплекса, обеспечение выпуска ипотечных ценных бумаг.

В соответствии с распоряжениями Правительства РФ министерствами и ведомствами с привлечением научных организаций разрабатывается более 60 нормативных правовых документов федерального уровня, необходимых для реализации Жилищного и Градостроительного кодексов РФ, федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Составлен план разработки этих документов. Аналогичная работа проводится в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

В целом Программа и входящие в ее состав 4 подпрограммы сохранили заложенную Национальным проектом рыночную направленность.

Основа любого рынка - это сбалансированные спрос и предложение. На сегодняшний день на рынке жилья наиболее «узким местом» является поддержка предложения, т.е. увеличение объемов строительства жилья.

Для увеличения объемов жилищного строительства в рамках ФЦП «Жилище» предлагается осуществлять бюджетную поддержку формирования земельных участков для строительства жилья, перейти к конкурсным процедурам отбора и финансирования проектов развития коммунальной инфраструктуры.

Отличительной чертой Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является программный принцип его формирования. Главным организационно-финансовым механизмом реализации Национального проекта является ФЦП «Жилище» на 2002-10 годы и входящие в ее состав подпрограммы. В настоящее время новая редакция ФЦП получила одобрение в Правительстве РФ.

Что конкретно стоит за каждой из подпрограмм? В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях строительства» за счет средств федерального бюджета реализуются меры по предоставлению государственных гарантий и субсидированию процентов по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

В подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» предложены механизмы, основанные на принципиально новом подходе к государственной поддержке развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства, суть которого заключается в различных видах софинансирования инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор.

Со стороны субъектов РФ и муниципалитетов, претендующих на участие в этих подпрограммах, потребуется выполнение определенных условий, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры.

На реализацию двух подпрограмм в 2006-10 гг. планируется израсходовать более 500 млрд руб., в том числе 55,5 млрд руб. из федерального бюджета.

Кроме того, только на 2 ближайших года в виде государственных гарантий на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в федеральном бюджете предусматривается 30 млрд руб.В результате реализации указанных подпрограмм годовой объем ввода жилья увеличится с 41,2 млн м2 в 2004 г. до 56,3 млн м2 в 2007 г. и до 80 млн м2 в 2010 г.

Среди мероприятий Национального проекта, направленных на поддержание спроса на рынке жилья, наиболее важными являются повышение эффективности государственной поддержки отдельных категорий граждан и совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования.

В подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» предусматривается последовательный переход на единые принципы и процедуры предоставления гражданам РФ безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Предложенный механизм основан на 6-летнем опыте реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», которая успешно выполняется, совершенствуется и подтверждает свою эффективность.

На реализацию указанной подпрограммы в 2006-10 гг. из федерального бюджета планируется израсходовать 133 млрд руб. В результате ее реализации будут обеспечены жильем около 130 тыс. семей.

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» будет осуществляться государственная поддержка в форме предоставления бюджетных субсидий на погашение первого взноса при получении жилищного ипотечного кредита. Субсидирование производится на уровне 40% стоимости стандартного жилья, при этом 10% - за счет средств федерального бюджета и 30% - за счет регионального и местного бюджетов.

На реализацию указанной подпрограммы в 2006-10 гг. планируется израсходовать 165 млрд руб., в том числе 16,5 млрд руб. из федерального бюджета. В результате будут обеспечены жильем 180 тыс. молодых семей.

Как показывают предварительные расчеты, молодая семья из 2 человек может сразу же стать собственником типовой двухкомнатной квартиры площадью 42 м2, получив кредит сроком до 27 лет. При средней по России цене 1 м2 в 14 тыс. руб. ежемесячная плата по кредиту на 20 лет составит около 3 тыс. руб., по кредиту на 25 лет - около 2,5 тыс. руб.

Ипотека - это главный механизм повышения доступности жилья. Поэтому в Национальном проекте предусмотрен специальный комплекс мер, реализация которых обеспечит выход ипотечного кредитованияна качественно новый уровень. В рамках ФЦП «Жилище» на мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов предусмотрено более 200 млрд руб., в том числе 22,2 млрд руб. из федерального бюджета. Кроме того, только на 2 ближайших года на предоставление государственных гарантий Российской Федерации на поддержку системы рефинансирования ипотечного кредитования ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в федеральном бюджете предусматривается 30 млрд руб.

В результате, процентная ставка по кредитам, которая сегодня составляет 14% годовых, в 2008 г. снизится до 10%, а к 2010 г. - до 8%, а общий объем предоставленных ипотечных кредитов увеличится с 20млрд руб. в 2004 г. до 150млрд руб. в 2007 г. и 415 млрд руб. в 2010 г.

Всего на 2006-10 гг. на реализацию ФЦП «Жилище» планируется израсходовать более 1 трлн руб., в том числе более 223 млрд руб. из федерального бюджета. Кроме того, более 225 млрд руб. составит общий объем государственных гарантий. Для сравнения - в исходном варианте Программы в сентябре 2001 г. эта цифра была - 100 млрд руб., а на начало текущего года, до разработки Национального проекта, - 145 млрд руб.

В заключении следует отметить, что комплекс из 4 национальных проектов в области здравоохранения, медицины, сельского хозяйства и жилья не является исчерпывающим. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - это лишь один из элементов социальной политики государства на современном этапе.