Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (24) Август 2005г

Инвестиционный климат в России (Из годового отчета Европейского Банка Реконструкции и Развития за 2004 г.)

В основе мощных темпов экономического развития России лежат рыночные реформы и высокие цены на нефть. ЕБРР уделял главное внимание развитию частного сектора страны и финансированию её инфраструктуры.

В 2004 г. российская экономика продолжала развиваться энергично, хотя темпы её роста упали с 7,3% в 2003 г. до 7,1% согласно расчётам. После выхода темпов роста на уровень 7,4% в первом полугодии 2004 г. во втором полугодии наметился явный спад, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру в мире. Замедление темпов роста стало отражением усиливающего фактора неопределенности в деловом климате страны в результате событий вокруг одной из ведущих в России нефтяных компаний "ЮКОС". На этом фоне благодаря высоким ценам на нефть в Федеральном бюджете (вот уже пятый год подряд) и в платежном балансе образовались крупные профициты при параллельном и резком росте резервов Центрального Банка.

В созданном в начале 2004 г. Стабилизационном фонде на конец года было накоплено порядка 19 млрд долл. США. Профицит по текущим операциям превысил 10% ВВП. Всё более активно укреплялось положение с международными резервами России, достигшими к началу декабря 2004 г. рекордного уровня 124,5 млрд долл. США, что превышает совокупный объем государственного внешнего долга страны. В первом полугодии истекшего года отмечалось постепенное снижение темпов инфляции, которые начали ускоряться во втором полугодии, достигнув в конце года 11,7% (по сравнению с 12% в 2003 г.), выйдя, таким образом, за официально запланированную отметку 10%.

На состоянии российской экономики крайне благотворно сказалась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, в том числе высокие цены на сырье, низкие процентные ставки, резкий скачок спроса со стороны Китая, наличие огромных запасов ликвидности в мире и вновь оживившийся интерес инвесторов к новым рынкам. В дополнение к этому экономический рост по-прежнему подпитывался повышенной конкурентоспособностью экспортной продукции в результате резкой девальвации рубля и снижения реальной зарплаты после финансового кризиса 1998 г. Кроме того, свою положительную роль сыграло наличие свободных капитальных средств и рабочей силы, но влияние этих трех факторов сегодня в значительной мере сократилось. Крупным фактором энергичного развития экономики страны стали рациональная политика правительства, особенно в области управления финансами и долгами, а также положительный эффект уже проведенных им рыночных реформ. Однако в 2004 г. валовой приток прямых иностранных инвестиций снизился до 6,6 млрд долл. США по сравнению с 7,9 млрд долл. США в 2003 г. Серьезный элемент неопределенности был привнесен в деловую среду событиями вокруг "ЮКОСа", обвинениями в неуплате налогов и тревогой по поводу отношения государства к итогам приватизации прошлых лет. Этот фактор неопределенности также усугубился летом 2004 г. из-за проблем с ликвидностью и доверием населения к банковской системе.

Во втором полугодии 2004 г. именно эти факторы вызвали серьезный всплеск волатильности на финансовых рынках и стали сказываться на макроэкономических показателях страны. Тогда же был отмечен значительный спад объемов промышленного производства и притока инвестиций, причем прирост промышленного производства упал с 7,4% в первом полугодии до 6,1% к концу года, а приток инвестиций снизился с 13% до 10,8% за этот же период времени. Ещё одним признаком падения доверия стала наметившаяся в предыдущие годы тенденция к стремительному сокращению чистых объемов оттока частного капитала из страны, которая сменилась на противоположную: отток капитала в 2004 г. возрос до 7,8 млрд долл. США по сравнению с 1,9 млрд долл. США в предыдущем году.

Большинство экспертов предрекают российской экономике дальнейшее замедление темпов роста, прогнозируют прирост ВВП на уровне от 4% до 5,5% в следующие 2-3 года, несмотря на относительно благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру. Вместе с тем длительное и резкое падение цен на нефть - что крайне маловероятно - не вызовет у России серьезных макроэкономических проблем в краткосрочной перспективе благодаря накопленным резервам, которые обеспечивают стране запас прочности. Тем не менее всё ещё не устранены структурные недостатки, а это означает, что экономика страны будет по-прежнему во многом зависеть конъюнктуры мировых цен на нефть. К тому же новые политический курс и институты страны пока ещё не прошли проверку временем в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи России в срочном порядке требуется оживить процесс структурных и институциональных реформ. В 2004 г. реформы продолжали идти, но медленнее, чем в предыдущие годы. Реформированию подверглась система налогообложения: снижена ставка единого социального налога, создан Стабилизационный фонд, а налоговое бремя в целом перенесено на газодобывающую отрасль. Вместе с тем у многих предпринимательских структур возникает масса трудностей из-за непрописанности законов и необъективности при начислении налогов, что ставит на повестку дня вопрос о дальнейших реформах и большей предсказуемости в деловом климате страны. Серьезной политической проблемой по-прежнему остается коррупция. Несмотря на ряд уже принятых мер по её решению, сделать предстоит ещё немало.

В электроэнергетике шел постепенный процесс структурных преобразований, но ряд крупных составляющих программы реформ был отложен на будущее. Разделение нормативных и производственно-хозяйственных функций бывшего Министерства путей сообщений и введение равного для всех доступа к железнодорожной инфраструктуре обеспечили дальнейшее проведение реформ на железнодорожном транспорте. По-прежнему пробуксовывал процесс структурной реорганизации Газпрома и газовой промышленности, но правительство всё же вернулось к планам либерализации акционерной собственности компании.

В 2004 г. в России продолжалось совершенствование её законодательства. В актив реформ можно записать новый закон о валютном регулировании и контроле, введение закона о страховании вкладов и смягчение ограничений на участие иностранного капитала в секторе страховых услуг. Принятым в марте 2004 г. президентским указом была полностью изменена структура государственного аппарата на федеральном уровне, определены основные функции новых федеральных ведомств.

Благодаря пакету реформ в области жилищно-коммунального хозяйства реформы в социальной сфере пошли вперед. Определенные результаты достигнуты в областях лицензирования и дерегулирования, пенсионного обеспечения, земельной реформы и законодательства о несостоятельности. Главной задачей по-прежнему остается эффективная реализация этих реформ.